КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды взаимодействия
Одним из важных условий успеха в раскрытии преступлений (особенно тяжких) является правильная организация взаимодействия соответствующих участвующих в этой деятельности органов. Под взаимодействием всех органов и должностных лиц в процессе раскрытия преступлений следует понимать такую взаимосвязь в их деятельности, которая обеспечивает правильное сочетание полномочий, методов и средств, присущих каждому из участников взаимодействия. В уголовном судопроизводстве единые задачи поставлены перед прокурором, следователем и органами дознания. В частности, об этом свидетельствует содержание ст.3 УПК РСФСР, которая является правовой основой их взаимодействия. В настоящее время в связи с принятием «Закона об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., а позднее нового Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля Г995 г. возможности взаимодействия особенно между следователями и органами дознания существенно расширились. Это объясняется тем, что производство оперативно-розыскных мер получило достаточно полную законодательную регламентацию в отличие от простого-упоминания в ст. 118, 119 УПК РСФСР. В настоящее время эта важная форма деятельности по раскрытию преступлений регулируется главным образом упомянутым законом. Взаимодействие стало более эффективным, так как и следователь, и прокурор имеют конкретное представление (а не «вообще») о возможностях и методах оперативно-розыскной деятельности. Не имеет принципиального значения то обстоятельство, что некоторые специфические методы оперативно-розыскной работы и в настоящее время регулируются подзаконными нормативными актами (приказы, инструкции). В проекте УПК, принятом Государственной Думой в первом чтении, предусмотрено право следователя знакомиться с материалами ОРД по расследуемому делу. Взаимодействие в деятельности по раскрытию и расследованию^', преступлений должно носить конкретный характер и основываться, с одной стороны, на законе, с другой — на правильном сочетании форм и методов работы, присущих каждому из участников взаимодействия. Вместе с тем должно быть четкое разграничение полномочий и обязанностей каждого в соответствии с законом. В частности, вряд ли можно признать правильным, когда взаимодействие следователя и оперативного работника.в работе по конкретному делу сводится к тому, что последний производит различные следственные действия в ущерб своей основной обязанности по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. В настоящее время сложились и довольно широко применяются следующие виды взаимодействия в деятельности по раскрытию преступлений: 1. Взаимодействие следователя (органа предварительного следствия) и оперативных работников (органа дознания) в работе по конкретному уголовному делу. Данный вид является наиболее распространенным и важнейшим среди других видов взаимодействия и осуществляется в различных процессуальных и организационно-тактических формах. (Более подробно его сущность рассматривается в следующих параграфах.) 2. Взаимодействие прокурора со следователем. На первый взгляд кажется странным, как можно говорить здесь о взаимодействии, если прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов на предварительном следствии. Но пока закон не изменен, оно существует. Специфика прокурорского надзора за следствием и дознанием состоит в том, что он — не сторонний наблюдатель, а активный руководитель расследования. Помимо прочего, прокурор наравне со следователем несет ответственность за раскрытие преступления. Взаимодействие у прокурора со следователем здесь возникает: а) когда прокурор дает поручения и указания следователю по конкретным делам; б) когда прокурор сам участвует в расследовании и производит отдельные следственные действия; в) когда прокурор участвует в проведении отдельных следственных действий. Возникающая здесь связь прокурора со следователем носит не только процессуальный, но и, что не менее важно, тактический характер. В определенной мере можно говорить и о взаимодействии прокурора с органами дознания на первоначальном этапе расследования. Но такая связь (без участия следователя) не очень значительна. В определенной мере можно считать взаимодействием связь следователя с экспертом, экспертно-криминалистическими подразделениями в процессе раскрытия преступления. В связи с расширением возможностей экспертизы, повышением научного уровня следствия вопросы взаимоотношений и взаимодействия следователя с экспертом или специалистом становятся все более актуальными. 3. Взаимодействие следователя с экспертами, как показывает практика, имеет место: а) в процессе осмотра места происшествия; следователь обращает внимание на вопросы, которые его интересуют, а эксперт помогает следователю более целеустремленно провести осмотр, давая соответствующие рекомендации; б) в процессе подготовки и собирания материалов, необходимых для экспертного исследования. Эксперт здесь может оказать непосредственную помощь; в) в ходе экспертных исследований (главным образом, длительных), когда промежуточные результаты таких исследований требуют изменения или дополнения вопросов, поставленных перед экспертом, или возникает необходимость в дополнительных материалах. • 73 Взаимодействие следователя и эксперта должно основываться на законе и не может быть связано с психологическим давлением на эксперта, нарушением его процессуальных прав и компетенции. В частности, если сам следователь может ознакомиться с оперативными данными, ознакомление эксперта с ними представляется недопустимым. Для раскрытия преступления в тех случаях, когда в начале расследования сведения о преступлении и лице, erti совершившем, являются неполными, имеет значение широкий контакт следователя (оперативного работника) с экспертами. Так, нередко минимальная информация о преступнике, полученная в процессе осмотра места происшествия следователем, может существенно расшириться после привлечения эксперта к изучению этой информации. Деловой контакт, обмен информацией следователя с экспертами, совместное изучение определенных объектов является очень ценным фактором в деятельности по раскрытию преступлений. То, что здесь сказано о следователе и эксперте, в значительной мере относится и к экспертно-криминалистическим подразделениям органов дознания, и к специалисту. Взаимоотношения следователя со специалистом также могут носить характер взаимодействия, несмотря на решающую, в процессуальном смысле, роль следователя. И здесь важен обмен информацией, а не просто односторонняя Дача поручений следователем. В законе (ст. 133' ч. 3 УПК РСФСР) сказано, что специалист использует специальные знания и навыки «для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств» и обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с этими действиями. Эта характеристика роли специалиста уже предполагает необходимость взаимодействия в работе следователя и специалиста, двусторонней информационной связи. В проекте нового УПК права специалиста существенно расширены. 4. Большое практическое значение имеют взаимоотношения и взаимодействие следователя (оперативного работника) с работниками контрольно-ревизионных аппаратов аудиторских служб в инспекций. Специфика взаимодействия здесь заключается в том, что в ряде случаев оно начинается с момента (а иногда и раньше) решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Указанные лица могут оказывать помощь следователю в выявлении новых фактов преступных действий, в собирании доказательств и т.д. Основой делового содружества и взаимодействия в данном случае является принципиальная общность конечных целей деятельности. Одним из важных видов взаимодействия в процессе раскрытия преступлений является также взаимодействие органов следствия и дознания с общественностью. Это особый вид взаимодействия, который рассматривается в отдельном параграфе. 2. Основы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания Органы предварительного следствия и дознания в своей процессуальной длительности по уголовным делам руководствуются одними и теми же уголовно-процессуальными законами (ст. 1 Основ). Процессуальные акты и документы, составленные работниками органов дознания в соответствии с законом, имеют такую же юридическую силу, как и составленные следователем подобные акты и документы. Органам дознания и следователю предоставлено одинаковое право самостоятельно решать вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по поступившим материалам, сообщениям и заявлениям (ст. 3 Основ, ст.3, 109 УПК РСФСР). Причем, одним из поводов к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное обнаружение признаков преступления как следователем, так и органами дознания. Таким образом, следователь и органы дознания в соответствии с законом наделены необходимыми процессуальными властными полномочиями, которые обеспечивают эффективность действий каждого из них в процессе взаимодействия. Вместе с тем в их деятельности имеются и существенные различия. Наиболее важным из них следует считать обязанность органов дознания в соответствии со ст. 118 УПК РСФСР принимать оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Такой обязанности закон не возлагает на следователя. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность свойственна только органам дознания, которые используют имеющиеся у них для этой работы специальные приемы, методы и средства. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. вместо понятия «оперативно-розыскные меры» ввел понятие «оперативно-розыскные мероприятия». Наличие у органов дознания специфической оперативно-розыскной функции и несвойственность таковой органам следствия обусловливает необходимость их взаимодействия. В процессе раскрытия и расследования преступлений нередко возникают серьезные трудности, подчас неразрешимые процессуальными методами предварительного следствия. В таких случаях важное значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые органами дознания. Органы дознания приспособлены главным образом к выполнению оперативно-розыскных мер, а следователи — к производству процессуальных, следственных действий. Поэтому нужно стремиться, чтобы следственные действия (в том числе и неотложные), как правило, производились следователем. Это крайне важно по делам о тяжких преступлениях. Различия в процессуальном положении органов следствия и дознания отражены в законе:..: а) пределы и объем процессуальной деятельности органов дознания по конкретному делу зависят от того, обязательно или не обязательно по этому делу предварительное следствие; б) следователь вправе в любой момент приступить к предварительному следствию по делу, которое находится в производстве органа дознания; в) после передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя; г) следователь вправе давать органам дознания обязательные для последних поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Об этом же говорится в проекте нового УПК РФ, принятого Думой в первом чтении. Такая предусмотренная законом зависимость является одной из основ взаимодействия этих органов. На практике следователь является центральной фигурой в процессе расследования преступлений. В первую очередь от него зависят правильная организация и эффективность взаимодействия. Если следователь не проявляет необходимой инициативы, не использует широко и активно свои процессуальные полномочия по отношению к органам дознания, трудно ожидать "хорошего взаимодействия.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |