Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значимость различий между выделенными группами 1 страница




  Группа t df Р
  Заключенные и «буйные» пациенты 1.09   >0.5
  Заключенные и малоимущие 2.63    
  Заключенные и «нормальные» взрослые 8.11    
  Заключенные и «спокойные» пациенты .66    
  «Буйные» и «спокойные» пациенты 4.31    
  «Буйные» пациенты и «нормальные» взрослые 5.48    
  «Нормальные» взрослые и малоимущие 2.47    
  «Нормальные» взрослые и «спокойные» пациенты 2.63    

 

Как видно из таблицы, все группы, за исключением заключенных и «буйных» пациентов психиатрических клиник, значимо различаются между собой.
χ2-анализ полученных результатов показал, что данный метод корректен в 77% случаев индивидуальных предсказаний открытого агрессивного поведения, хотя авторы «Теста руки» отмечают, что «метод контрастных групп» не является идеальным для демонстрации валидности, так как не все заключенные склонны к открытому агрессивному поведению и не все представители нормальной выборки не склонны к нему.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Стимульный материал представляет собой 10 карточек (10x14 см), следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая. На ней ничего не изображено. Подача стимульного материала при жестком порядке предъявления предполагает возможность поворота изображения ребенком в любом направлении до тех пор, пока не будет сформулирован ответ.

ИНСТРУКЦИЯ
Основная:
«Какое, по Вашему мнению, действие выполняет нарисованная рука? Что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение?»
Инструкция при показе пустой таблицы:
«Представьте кисть руки и опишите ее воображаемые действия».
Расширенная:
«Посмотри, здесь нарисована рука. Скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? и чья она? мужская, женская? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно».
Пример представления инструкции. Перед ребенком открывается карточка № 1 и говорится: «Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай по пробуем, так что делает эта рука?»
Детям старше 8 лет можно предложить несколько более «сложную» инструкцию: «Что делает человек, которому принадлежит эта рука?»
Как правило, дети ограничиваются одним утверждением, однако желательно, не давя на ребенка, для более полного анализа и интерпретации получить от него по 2-3 ответа на каждое изображение.
Далее ребенку предъявляется изображение (карточка) № 2 и инструкция повторяется в следующем виде: «Что делает эта рука?». Достаточно часто у ребенка возникает вопрос, одна и та же ли это рука. В этом случае имеет смысл в доступной форме объяснить ребенку, что экспериментатор этого не знает, а ребенок должен ответить так, как ему кажется.
Экспериментатор не должен давать «наводку», провоцировать ни на то, что рука та же самая, ни на то, что они разные.
Таким образом, ребенку по очереди демонстрируются 9 изображений. При этом каждое изображение вначале предъявляется ему в стандартной позиции (так, как оно представлено в тестовом альбоме).
Не следует запрещать ребенку пытаться своей рукой изобразить ту же позу. Это, как правило, облегчает процесс идентификации движения, позы предъявляемого изображения, но следует отметить такие факты в протоколе (см. раздел «Регистрация результатов»).
Если ребенок затрудняется в ответе, следует постараться мягко стимулировать его следующим образом: «Попробуй, постарайся, попробуй повернуть, посмотри еще», «Это не трудно» и т. п.
Как правило, затруднения вызывает именно идентификация действия руки. В этом случае не стоит долго задерживаться на данном изображении, а перейти к следующему. Однако такие затруднения возникают нечасто даже при работе с детьми старшего до школьного возраста. У детей более старшего возраста трудности могут возникнуть также в случае пограничной интеллектуальной недостаточности или в случае выраженной заторможенности ребенка, обусловленной приемом психотропных, в частности нейролептических препаратов.
Не только при нечетком и расплывчатом ответе, но и в случае слишком краткого, нераспространенного ответа имеет смысл расспросить ребенка более подробно или просто уточнить ответ (например, кому пожимает руку, кого хочет ударить и почему, ударяет первый или в ответ, что хочет погладить и т. п.).
Ни в коем случае подробный расспрос, уточнение не должен носить провоцирующий или наводящий характер.
При предъявлении изображения № 10 (пустая карточка) ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой пустой лист бумаги. Здесь ничего не нарисовано. Представь себе какую-нибудь руку. Как ты думаешь, что она делает?».
Точно так же, как и при предъявлении предыдущих карточек с изображениями, можно задавать уточняющие вопросы, которые в краткой форме регистрируются в протоколе обследования.
Имеет смысл не проявлять свою заинтересованность, не менять стиль беседы с ребенком, если он дает заведомо агрессивные, пассивно-депрессивные или какие-либо необычные или демонстративные ответы.
Ответы должны быть уточнены в плане субъектов воздействия на ребенка.

РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фиксируются все ответы ребенка, латентное время реакции (продолжительность времени от предъявления изображения до начала ответа), уточняющие вопросы, положение предъявленной карточки в пространстве (стандартное или повернутое ребенком) и дополнительные разъяснения для каждого изображения.

ОБРАБОТКА.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим категориям.
1) Агрессия (Agr) — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, оскорбляющая, активно захватывающая какой-либо предмет.
Например: рука, «сжата в кулак»; «готовая нанести удар», «бьет»; «лупит»; «Дерется», «дающая пощечину», «дает в лоб (в зубы)», «кулаком в лицо»; «ударяющая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребенку», «находящаяся в драке», «Может дать хороший щелбан», «отпихивает»; «толкает»; «отталкивает»; «толкающая», «толкает в живот»; «дергает за волосы»; «хватающая за нос», «ловящая насекомое», «ловящая мух», «захватывающая», «Отбирает», «Отбирает что-то», «Хочет схватить вора», «сжимающая кого-то», «щипающая кого-то»,«Царапает», «готовая к захвату», «хватающая (сжимающая) ужа», «крадущая фрукты», «душит»; «злится», «набрасывается»; «оскорбляет»; «Ругает кого-то», «Высмеивает», «напрягается от злости»; «показывает фигу», «Меряется силой» и пр.
Все эти тенденции к действию предполагают довольно высокую степень принятия идеи «проявления». Бессознательная цель «Agr» поведения — наказание и искупление.
2) Директивность (указания) (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, находится в ситуации превосходства, руководящая, рука вышестоящего, управляющая, направляющая, отдающая команды, перечащая, препятствующая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию
Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя (согласиться) в соответствии с намерениями руки, а не наоборот; повышенную готовность использовать других людей в своих интересах; готовность извлечь выгоду от других.
Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется как общающаяся, однако это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний.
Например: «дерижирование оркестром», «человек, говорящий: "Стоп!"», «предупреждение», «дача указаний», объясняет, останавливает, учит, дает указания, показывает направление движения, запрещает, стучит кулаком, говорит «хватит», помогает вести, подталкивает (что-то сделать), жест «стоп», «управляет подъемным краном», «милиционер дает команду остановиться», «читает нотации, проповеди», «поучает, «предлагает сильную опеку», «выгоняет из класса», «призывает с плаката», «не дает пройти», «приказывает», «заставляет» и т. д.
3) Страх (тревожность) (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействии, летящего предмета, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе (мазохистские тенденции) или ожидания возможной агрессии. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции.
Ответы этой категории отражают страх перед возмездием, неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения. Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в открытом акте, названном воображаемым нападением).
Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Рука представляется, как пытающаяся предотвратить физическое насилие, направленное на ее владельца. Это могут быть ответы, в которых рука представляется наносящей ущерб самому испытуемому, т. е. «рука, душащая меня».
Например: рука, «поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «руке угрожает боль, травма», «отражающая (отводящая) удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: "пожалуйста, не бей меня"», «что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «выражает панический страх» и т. д.. отказ от агрессии означает страх перед возмездием. Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале «Пассивная безличность» (Pas).
Возможные ответы ребенка: прячет, прикрывает, спряталась, чтобы не поднимать руку на уроке, поднял руку, чтобы ответить, но потом испугался и сделал руку так, хотел ударить, но испугался и передумал, говорит «уходи, уйди» (но не прощается), закрывает глаза, отталкивает (в ситуации неприятия), хочет схватить, пугает, ругается, кричит, шлепает, нависает. Также к данной категории относят ответы ребенка, касающиеся изменения позы руки как реакции защиты на внешнюю ситуацию.
4) Привязанность (эмоциональность, аффектация) (Aff) — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям, руки для приветствия, благожелательность, зависимость.
Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим.
Например: «привет» — рука дружески похлопываем кого-то по спине (плечу)», «пожатие рук», «трясет руку при пожатии», «добро пожаловать», «похлопывающая собачку», «гладит собачонку», «обнимает», «бросающая деньги в ящик для пожертвований», «дает милостыню», «жалеет кого-то», «протянутая для оказания помощи (например, ребенку)», «предлагающая цветы кому-либо», «дарит кому-нибудь цветы», «аплодирует», «крошит хлеб воробышкам» и т. д.
И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются, прежде всего, благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории Коммуникация такие качества не характерны.
Сравните список примеров, данных по категории Aff, с ответами, подсчитывающимися по категории Com, например, «стремление, договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установкой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории Привязанность, эмоциональность, отражают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание субъекта сотрудничать с другими в целях разделения эмоций.
5) Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то, общение на равных, язык глухонемых. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. Это такие ответы, где рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует симметричная взаимная связь. В этих ответах совершенно очевидно то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — показателем «модальностного», или «эмоционального», общения.В этих ответах подразумевается необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть понятым и принятым» и т. п.
Важно четко различать категории «Dir» и «Com». Четкое представление об этих отличиях может дать сравнение психологического различия между «нотацией», «социальной правильностью» (примеры «Директивности») с «попыткой договориться» (относится к «Коммуникативности»). Коммуникация, имеющая место в ответах Dir, является вторичной по отношению к желанию оказать активное воздействие на аудиторию.
Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передача информации», «разговор руками», «здоровается» (оценивается по категории «Com», а не «Aff», так как здороваться за руки — социальный норматив общества), «подает руку», «похлопывает по плечу», «протягивает руку», «хочет пожать руку», «лежит на плече», говорит «до свидания», «объясняет», «передает информацию», «пытается быть понятым», «показывает: мне 5 лет», «показывает дорогу», «показывает нужный дом», «гладит», «успокаивает», «показывает кукольный театр», «стремится договориться», «зовет кого-то», «жест рукой, обозначающий прощание» и т. п. Последний ответ, хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двойственность), может рассматриваться по категории Com.
6) З ависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей, выражает подчинение другим лицам, рука к низу, просит милостыню.. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
Эта категория включает ответы, в которых рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицом, что может быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука».
Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бессилии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, активно ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «должны им» свое время и внимание. Такие ответы дают не только бедные люди и алкоголики, хотя в процентном отношении они у них превалируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы. Эта категория включает все ответы, в которых кто-то активно взывает о помощи любого рода или в которых подчиненное лицо склоняется перед силой или властью превосходящего лица.
Например: «просьба», «просьба подать руку», «путешествие на попутных машинах», «пытается остановить такси», «отдает честь офицеру», «рука ребенка, хватающегося за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесия», «просьба: дайте мол, пожалуйста...», «помогите мне, пожалуйста», «просьба о помощи», «умоляет», «ожидает получить что-то», «кто-то ожидает получить что-либо», «принятие клятвы», «дает клятву», «клятва говорить только правду», «гадание по руке», «поднимает руку для ответа на уроке», «поднимает руку, чтобы спросить» и т. д.
7) Эксгибиционизм (демонстративность) (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, рука разными способами выставляет себя напоказ, демонстративностью (рука для маникюра, украшение на руке).
Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Рука участвует в каком-то эксгибиционистском акте или нарочито проявляет себя.
Например: «показывает кому-нибудь руку», «любуется ногтями», «играет на пианино», «танцует», «показывает лак на ногтях», «женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «показывает кому-нибудь», «хочет «показывает фокус», «хочет внимания», «изящное движение руки» «держит руку прямо, чтобы показать кольцо» и т. д. Эти тенденции к действию являются демонстративными по своему характеру.
8) Увечность (ущербность, дефицитарность) (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная, неспособна к каким-либо действиям. Эта категория включает руки, которые представляются как покалеченные, поврежденные, ущербные и т.д.
Например: «рука, пораженная артритом», «сломанный большой палец», «один из пальцев выглядит как сломанный», «сломанное запястье», «деформированные пальцы», «рука больного и умирающего человека», «согнутая рука», «физически искалеченная рука», «сведенная судорогой рука», «нетрудоспособная рука», «показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.. Эти ответы отражают чувство физической неадекватности.
9) Активная безличность (Act) — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия (нейтральные физические действия).
Например: «махать» (не в знак прощания, что означает категорию «Коммуникация»), «продевать нитку в иголку», «тащить», «подбирать маленький предмет», «писать», «моет», «сыплет», «доставать что-нибудь», «вязать», «шить», «плавать», «бросать что-нибудь», «собирать что-нибудь», «берет что-либо», «поднимает руку», «держит кого-либо или что-либо», «хватает», «бьет по мячу», «ловит», «считает деньги», «подтягивается», «кормит», «пилит», «показывает что-либо», «бросает», «перелистывает», «строит», «машет» (но не жест прощания, который трактуется как категория «Коммуникация»), «солит», жест «ОК» (но не показывает этот жест кому-то), «опирается на что-то», любые варианты ответов, относящиеся к действиям театра кукол, театра теней («показывает тени на стене», «делает собачку», «показывает уточку»).
10) Пассивная безличность (Pas) — также проявление тенденции к действию, в которых рука совершает пассивные действия, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения, свешивается вдоль туловища (рука не выполняет никаких действий) и не сопротивляется силе тяжести.
Например: «лежит, отдыхая», «спокойно вытянутая», «сушит ногти», «роняет что-то», «ждет», «просто так ни чего не делает»; «висит»; «опущена»; «устала»; «ждет», «спит» и т. д..
11) Описание (Des) — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
Эта категория включает ответы, которые являются скорее физическим описанием руки. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию. У пациента могут быть определенные («настроения», связанные с рукой, однако никаких ассоциаций с тенденцией к действию или кинестетических ассоциаций не наблюдается.
Например: «это красивая рука», «некрасивая рука», «пухлая рука», «уверенность», «ладошка с выпрямленными пальцами», «рука с растопыренными пальцами», «человек измучен», «рука интеллигентного человека», «похожа на петуха» и т. д.
12) Уход (отказ) от ответа (Fail) – человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.
13) Напряжение (Ten). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
Примеры. «рука дрожит», «сжатый в гневе кулак», «сжимает руки, чтобы сдержать себя», «напрягает руку», «сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудъ», «кулак, сжатый в состоянии тревоги», «стремится удержать», «нервно сжимает руки», «сдерживает волнение», «человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «неприятно смотреть на эту руку», «нервно стучит пальцами по столу» и т. д.
14) Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.
Примеры: «большой клоп», «голова смерти», «петух с отрубленной головой» и т. д.

Обычно для интерпретации используют первые 12 оценочных категорий. В расширенном варианте интерпретации используются 14 оценочных категорий, в которые, входят напряжение и галлюцинации
Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна.
После отнесения ответов испытуемых в к соответствующим категориям производят следующую математическую обработку.
1. Подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.
2. Вычисляется количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по следующим формулам

An=Σ(«Agr»+«Dir»)—Σ(«Aff»+«Com»+«Dep») [1]
или
An=Σ(«Agr»+«Dir»)—Σ(«F»+«Aff»+«Com»+«Dep») [2]

Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.
Кроме вычисления количественного показателя An, необходимо обратить внимание на соотношение оценочных категорий в ответах испытуемого. Так, несколько ответов типа Agr на фоне отсутствия ответов типа Aff, Соm или Dep может свидетельствовать о более высокой агрессивности, чем большее количество агрессивных ответов в сочетании с таким же большим количеством ответов, обозначающих тенденцию к социальной кооперации.
3. Вычисляется коэффициент ожидаемой агрессии

4. Вычисляется коэффициент общей психологической активности

5. Вычисляется коэффициент личностной дезадаптации

6. Вычисляется коэффициент коммуникативности-агрессивности:

7. Степень личностной дезадаптации отражается формулой: MAL = Теn + Crlp + F.
8. Тенденция к уходу от реальности отражается формулой: WITH = Des + Bas + Fail.
9. Наличие психопатологии отражается формулой: PATH = MAL + 2*WITH.

Определенный интерес могут представлять значения по отдельным шкалам. Например, демонстративные личности склонны давать много ответов категории "Эксгибиционизм" и т.п.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Основные принципы интерпретации результатов
В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка, становление личностных характеристик нельзя считать законченным в анализируемый возрастной период, отнесение ответов к той или иной категории желательно производить после уточняющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит действие, связанное с изображением руки.
Также при интерпретации ответов имеет значение не абстрактное их количество, а их количество по отношению к ответам других типов.
Ситуация, когда ребенок затрудняется ответить или ему необходимо повернуть карточку, для того чтобы дать хотя бы один ответ, может отражать обедненность зрительного образа или, вероятно, слабость зрительной памяти. Это также должно учитываться при интерпретации результатов.
Большое количество одинаковых ответов по разным изображениям можно интерпретировать как повышенную инертность мыслительной деятельности ребенка. Однако подобная характеристика должна подтверждаться результатами других диагностических исследований.
Первый принцип интерпретации результатов «Теста руки» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он живет (реальный или воображаемый). Изображения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.
Вопрос о том, какие страхи или желания очевидно проявятся во внешнем поведении, а какие останутся нереализованными потенциями, сложен, неоднозначен и не допускает прямолинейных интерпретаций. Это обусловлено сложной структурой взаимосвязи личностных переменных и общими ограничениями проективных тестов. Однако, как уже отмечалось, по возможности прогнозировать реальное поведение «Теста руки» превосходит многие проективные методики.
Наиболее обоснованный прогноз возможен в отношении внешнего проявления агрессивности, так как валидизация теста проводилась относительно оценки этого показателя.
Результаты по остальным оценочным категориям и предложенным формулам используются для выдвижения гипотез и планирования путей дальнейшего исследования человека в целях их подтверждения (другие психодиагностические методики, объективная информация, наблюдения и т. д.).
Второй интерпретационный принцип заключается в том, что все тенденции, выявляемые «Hand-тестом», взаимосвязаны и предопределяют друг друга. Этот принцип вводит понятие соотношения ответов различных категорий и предполагает перевод абсолютного количества ответов каждой категории в проценты. Таким образом, при интерпретации результатов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так, два-три агрессивных ответа «Agg» на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать («Aff», «Com», «Dep»), свидетельствуют о большей враждебности, чем большое количество агрессивных ответов в сочетании с большим количеством доброжелательных.
Третий интерпретационный принцип отражает зависимость результатов от употребляемых в ответах частей речи. Глаголы, используемые в ответах, отражают истинные, характерные для субъекта тенденции к действию. Например, ответ «Одевает ребенка» («Aff») свидетельствует о реальном желании заботиться о детях.
Когда глагол используется вместе с существительным, например, «Женщина одевает ребенка» («Aff»), то тенденция к действию, выраженному глаголом, уже не соотносится с самим субъектом, поэтому определить истинную тенденцию субъекта не так просто, как в случае использования кратких фраз, не содержащих подлежащего («Одевает ребенка», «Плывет» и т. д.). Глагол, употребляемый вместе с существительным, обозначающим лицо, совершающее действие (особенно, если это лицо отличается от обследуемого полом и возрастом), отражает, скорее всего, желаемое, но по какой-либо причине сдерживаемое человеком действие.
Прилагательные, используемые в ответах без глаголов («Сильная рука», «Бледная рука» и др.), отражают реакцию испытуемого на воздействия окружающей среды, а не его собственные глубинные тенденции. Например, ответ «Бледная рука» («Crip») свидетельствует об озабоченности внешним видом и впечатлении, производимом на окружающих.
Широкая клиническая интерпретация «Теста руки» (так же, как интерпретация любой проективной методики) является творческим процессом, который во многом определяется теоретическими взглядами экспериментатора и опытом его работы с данной проективной методикой.

Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям
1. Общее количество ответов
Первый показатель — это общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15-25 ответов — средний диапазон, 26-40 ответов — высокая психологическая активность, более 40 ответов — гиперактивность.
2. Процентное соотношение категорий
Далее подсчитывается количество ответов по каждой категории в процентах от общего количества ответов. Если абсолютное количество ответов каждой категории говорит об «общем запасе» данной тенденции к действию, то процентное значение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении, тем легче активизируется данная тенденция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.