ОПИСАНИЕ Тест руки (Hand Test) относится к проективным методам исследования личности. Методика опубликована американскими учеными Берри Брайклином, 3игмундом Пиотровским и Эдвином Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э.Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки и в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимо для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Тест был адаптирован Т. Н. Курбатовой для взрослых старше 16 лет. С 1988 года тест «Рука» адаптировался на детях в возрасте до 11 лет детским клиническим психологом Н. Я. Семаго. Превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым стала вносить определяющий вклад в развитие мышления. Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, как рука, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность Рука помогает человеку в выполнении множества Функций. Существуют факты, подтверждающие ее активную роль (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и сексуального. В детские годы рука — главный источник аутоэротического удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь, и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации. Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются 8 качества визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала. «Hand-Test», как и всякая другая проективная методика, построен на допущении, что ответы испытуемого на предъявляемые ему неоднозначные стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства его личности. Как проективная методика «Тест руки» разделяет «сильные и слабые» стороны данного вида психодиагностического инструментария. «Тест руки» стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАГ. Он занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как рука является объектом, который существует в реальном мире) По возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест», по мнению его авторов, превосходит тест Роршаха и ТАТ, так как его ответы более тесно связаны с моторной сферой человека. Частота, с которой летучие мыши и бабочки видны на чернильном пятне, гораздо больше, чем частота, с которой они встречаются в жизни. «Hand-тест» вызывает гораздо меньше фантастических ассоциаций. Поэтому тенденции к действию, выявленные «Hand-тестом», имеют большую вероятность к действительному проявлению во внешнем поведении. В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Тест руки» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение». «Открытое агрессивное поведение» описывалось Э. Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вагнером, включает три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1) намеренность (в отличие от случайности), 2) применение насилия, а не просто угрозы, 3) наличие телесных повреждений или каких-либо негативных последствий у потерпевших. Люди, склонные к такому поведению, становятся, как правило, предметом внимания школьной администрации, милиции, суда, врачей психиатрических клиник и т. д. Крайними примерами открытого агрессивного поведения могут служить драки со сверстниками или учителями в школе, бросание различных предметов с целью нанесения повреждений во время семейных ссор, совершение различных правонарушений, буйное разрушительное поведение пациентов, а психиатрических клиниках и др. «Тест руки» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще.
В 1978 г. Э.Вагнер на основе изучения работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности. На основе теста В.Белшнером с соавторами в 1971 разработан тест, состоящий из 34 фотографий руки. Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д. Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость. Стимульный материал предлагаемого варианта теста руки представлен девятью стандартными изображениями кистей рук и одной пустой таблицей. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа. С целью достижения действительного понимания цели, инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но, по желанию, он может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х 4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.
Для определения валидности «Теста руки» авторы использовали «метод контрастных групп». Суть метода заключается в сравнении результатов тестирования «агрессивных» и «неагрессивных» выборок, предварительно отобранных по объективным параметрам. Проверяемая гипотеза состоит в том, что результаты тестирования этих групп будут значимо различаться. В выборку, не склонную к открытому агрессивному поведению, входили три группы: 1) «нормальные» взрослые (32 человека), 2) малоимущие — группа, характеризующаяся пассивностью и невысоким уровнем интеллектуального развития (20 человек), 3) «спокойные» (не склонные к открытому агрессивному поведению) пациенты психиатрических клиник (20 человек). В выборку, склонную к открытому агрессивному поведению, входили две группы: 1) заключенные, 2) «буйные» (склонные к открытому агрессивному поведению) пациенты психиатрических клиник. Результаты проведенного исследования отражены в следующей таблице:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление