КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностические методики
По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний: · методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.); · личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К. К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.); · социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественных отношений); · методики изучения особенностей мышления; · методики для выявления патологических особенностей психики, характера; · методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Popшаху и др.); · общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления); · методики для изучения психических процессов: памяти, · внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты); · методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения); · психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики); · изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты); · изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений); · оценка психических состояний (опросники Спилбергера – Ханина, САН и др.).
По форме применения: · наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования); · беседа (индивидуальная и групповая); · опросники и анкеты (открытые и закрытые); · социометрические методики; · применение бланковых тестов (индивидуальные и групповые); · применение аппаратных тестов (индивидуальные и групповые); · обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; · специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.); · комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения). По способам применения: · аналитические тесты (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей); · синтетические тесты (направленные на блоки свойств); · комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности); · пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения и тренировки, адаптации). В данном сборнике представлено более 100 методик психодиагностики в спорте (не считая вариантов одной и той же методики). Эти методики направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия, без которого спорт, где главным содержательным элементом является соревнование, быть не может. В свою очередь, личность спортсмена диагносцируется по трем главным аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям (учебная) как деятельность по повышению спортивного мастерства (тренировочная) и как соревновательная, являющаяся квинтэссенцией всех видов спортивной деятельности. Взаимодействие изучается прежде всего в межличностном плане. Имеющиеся методики направлены на изучение межличностных взаимодействий спортсмена и его тренера, членов одного спортивного коллектива, а также рассматривается противоборство соперников в условиях соревнований.
Требования к психодиагностическим методикам Подводя итоги по вопросу отбора, суммируем и перечислим ряд требований к методам и тестам, применяемым для оценки профессиональных качеств. 1. Прогностическая ценность. Заключается в требовании, чтобы результаты обследования нашли свое выражение в последующих успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения и внешними критериями, для предвидения которого применяется тест. Вполне приемлемо применение тестов, ценность которых характеризуется коэффициентом 0,20 – 0,50. 2. Надежность, стабильность результатов у одного и того же испытуемого. Достаточная надежность необходима для того, чтобы можно было использовать результат данного теста как стабильный результат суммарной оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-четный коэффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, полученных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результатов, полученных в течение четных периодов. Надежность тестов обычно повышается с его продолжительностью. Минимально допущенным значением коэффициента надежности следует считать.величину 0,7. 3. Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на каких-либо достаточно определенных чертах профессиограммы. Должно быть ясно, какая именно черта подвергалась изучению и почему ее следует оценивать. Полученные данные должны подвергаться научному анализу и интерпретироваться в связи с определенными научными положениями. 4. Уникальность и дифференцированность. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция между результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств. 5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры. 6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией теста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на результаты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настроение испытуемого, ошибки аппаратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения экспериментатора, особенно при производстве записей результатов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что говорить экспериментатору и испытуемому. 7. Достоверность. Должны проводиться объективные численные измерения. 8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными педагогического наблюдения, с анализом характеристик и анкетных данных. 9. Наличие эффективных внешних критериев (т. е. критериев в практике). 10.Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения, массовостью, возможностью применения с ограниченным количеством персонала.
Глава II.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |