КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Накатывание зубьев
3. 2. 1. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ (МЕХАНИЗМЫ) Лекция 11
1. Общая классификация 2. Зацепление двух эвольвентных колес 3. Изготовление зубчатых колес 4. Материалы и термообработка
«Общая классификация» Зубчатая передача относится к передачам зацеплением с непосредственным контактом пары зубчатых колес. Меньшее из колес передачи принято называть шестерней, а большее – колесом. Достоинства: высокая нагрузочная способность; малые габариты; постоянство передаточного числа; высокий к.п.д. (до 0,97…0,99 в одной ступени); простота в эксплуатации. Недостатки: повышенные требования к точности изготовления и монтажа; шум при больших скоростях; плохие демпфирующие свойства, не позволяющие компенсировать динамические нагрузки; возможность опасных перегрузок и недопустимость бесступенчатого регулирования скорости. Зубчатая передача – это механизм, который с помощью зубчатого зацепления передает или преобразовывает движение, с изменением угловой скорости и вращающегося момента. По расположению осей валов различают: - передачи с параллельными осями, которые выполняют с цилиндрическими колесами, внешнего или внутреннего зацепления* с неподвижными и подвижными осями;
* Передачи с внутренним зацеплением более компактны, обладают более высокой нагрузочной способностью и долговечностью, чем передачи с внешним зацеплением при равных кинематических возможностях. Оба колеса этих передач имеют одинаковое направление вращения.
- передачи с перекрещивающимися осями, выполняют цилиндрические, винтовые, червячные, гипоидные; - передачи с пересекающимися осями, которые выполняют с коническими осями. По расположению зубьев на поверхности колес различают: прямозубые и косозубые, шевронные, с круглым зубом. По форме профиля зуба ** различают: эвольвентные, неэвольвентные и циклоидальные***.
** Профилем называют кривые, ограничивающие боковые поверхности зубьев в их торцевом сечении. *** Циклоидальное зацепление имеет профили зубьев, очерченные по циклоидальным кривым. Оно обеспечивает высокую точность при очень малых габаритах и нагрузках. Применяется в приборах времени. В машиностроении не применяются, поэтому здесь не рассматривается. По окружной скорости различают передачи: тихоходные (ν ≤ 3 м/с), среднескоростные (ν = 3…15 м/с), скоростные (ν = 15…40 м/с), быстроходные (ν > 40 м/с). По конструктивному оформлению различают открытые и закрытые передачи. Преимущество зубчатых передач – это высокая нагрузочная способность и как следствие малые габариты; большая долговечность и надежность; высокий коэффициент полезного действия; постоянство передаточного отношения; возможность использования в широком диапазоне скоростей. Недостатки – это высокие требования к точности изготовления зубьев; шум при больших скоростях; высокая жесткость, не позволяющая компенсировать динамические нагрузки.
«Зацепление двух эвольвентных колес» Эвольвентное зацепление колес характеризуется следующими основными элементами и параметрами. Передача движения с помощью зубьев принято называть зубчатым зацеплением. Для обеспечения постоянства мгновенного передаточного отношения зубьев шестерни и колеса передачи должны иметь сопряженные профили. 1. Одним из основных параметров является модуль , где Р – шаг зубьев. Окружной модуль зубьев mt – линейная величина в π раз меньше шага, измеренного по делительной окружности: mt = pt / π [пи]. Модуль – это часть делительного диаметра, приходящаяся на один зуб. Он является основным параметром зубчатой передачи, определяющим ее размеры. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым. 2. Линия зацепления – это геометрическое место точек контактов профиля зубьев при обкатке. Для колес с эвольвентным профилем зубьев эта линия является прямой. Линия зацепления является касательной к основным окружностям колес db1, db2 (N1N2). Основная окружность – это диаметры окружностей, разверткой которых является эвольвенты зубьев. 3. Угол между линией зацепления и прямой перпендикулярной межосевому расстоянию называется углом зацепления αω [альфа, омега] = 20º. 4. Межосевое расстояние можно выразить через диаметры основных окружностей di – делительный диаметр (диаметр окружности, по которой обкатывается инструмент при нарезании). На каждом колесе имеется по одной сосной поверхности, которые касаются друг друга и в любой точке касания вектор относительно скорости равен нулю. Эти поверхности называются начальными, а окружности принадлежащие им – начальными окружностями. Они описываются через центр и проходят через полюс зацепления П, положение которого на линии межосевого расстояния определяется передаточным отношением. , аω – межосевое расстояние, dω1, dω2 – диаметры окружности, по которым пары зубчатых колес обкатываются в процессе вращения, ω1, ω2 [омега] – угловые скорости. Диаметры начальной окружности связан с диаметром основной окружности соотношением: Отметим, что точки Р1 и Р2 пересечение окружностей вершин колес и линий зацепления являются началом входа и концом выхода из зацепления пары зубьев, а отрезок Р1Р2 = l соответствует активной линии зацепления. Делительная окружность принадлежит отдельно взятому колесу и получается при его зацеплении со стандартной рейкой. Т.о., окружность, являющаяся начальной при зацеплении с рейкой, называется делительной; ее диаметр обозначается d. На делительной окружности шаг зубчатого колеса равен шагу рейки, а угол зацепления αw – углу профиля рейки α. При изменении αw диаметр d не изменяется. Окружность вершин зубьев – это окружность, ограничивающая высоту зубьев; ее диаметр обозначается dа. Окружность впадин зубьев – это окружность ограничивающая глубину впадин; ее диаметр обозначается df. Окружной шаг зубьев рt – расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге делительной или любой другой концентрической окружности зубчатого колеса. Высота зуба h – расстояние между окружностями вершин и впадин зубьев цилиндрического зубчатого колеса. Для колес без смещения h = ha + hf h = 2,25m ha = m hf = 1,25m h – высота зуба ha – высота головки зуба hf – высота ножки зуба Диаметр вершин зубьев da = d + 2m Диаметр впадин зубьев df = d – 2,4m
«Изготовление зубчатых колес» В зависимости от материала и размеров колес заготовки для них могут быть получены литьем, ковкой или штамповкой. Зубья колес изготовляют накатыванием, нарезанием, реже литьем.
Накатывание – это образование зубьев на специальном прокатном стане в результате пластических деформаций нагретой до температуры 1000…1100ºС заготовки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |