Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 4 страница




Восприимчивость арабов к достижениям культуры покоренных ими народов позволила им внести огромный вклад в мировую культуру:

- В архитектуре это мавританский стиль, лишенный особых украшений, но строгий и грациозный.

- В изобразительном искусстве, где нет портретов, икон и скульптур, поскольку Аллах безобразен, господствует арабеска – сложный орнамент из стилизованных фигур.

- Арабы оказались прекрасными филологами, что стало, очевидно, следствием изучения Корана. Его поэтическая форма предопределило господство поэзии в арабской литературе. Один из прозаических жанров – хадисы - рассказы о жизни пророка, так же связан с исламом; другой – макамы – сценки из жизни образованных и остроумных авантюристов вроде Хаджи Насреддина, имеют светское содержание.

Халифат Аббасидов отмечен ростом научных знаний и образования. Арабы учились у греков философии, у персов искусству политики, у индусов математике, у всех точным наукам, астрономии и географии.

Вместе с тем ислам не поощрял развитие естественных наук и медицины и запрещал астрологию, магию и т.п. Это означает, что в процессе усвоения достижений других культур ислам демонстрирует избирательность. Заимствовалось то, что было полезно умме – общине правоверных, отвергалось все подозрительное. По мнению видного исследователя мусульманской цивилизации Г. фон Грюнебаума разнородным заимствованиям арабы сумели придать целостность с помощью ислама и арабского языка.


Тема 8. Тюрки в эпоху средневековья (2 часа).

 

1.Тюрки к началу XI в., образование государства Сельджуков.

2. Османское государство в XIII-XIV вв.

3. Социально-экономический и государственный строй Османской империи в XV-XVI в.

4. Кризис империи в первой половине XVII в.

Литература:

Монтень М. Опыты. Кн.3. М.1979.

В V в. после распада гуннской державы преобладание в Евразийской степи переходит к тюркам.

Первый тюркский каганат существовал с 551 по 630 г.

Непрерывные войны расширили его границы от Корейского моря на востоке до Каспийского на Западе, от пустыни Гоби на юге до Байкала на севере.

Объединение Китая под властью династии Суй положило конец победоносным войнам, а вместе с ними и тюркскому государству. Оно распалось на Западнотюркский и Восточнотюркский каганат.

Как считают историки, каганат сочетал в себе политические и родоплеменные структуры.

По такому же принципу был устроен и Тюргешский каганат – вторая тюркская империя в Средней Азии (699-744 г.).

Причина недолговечности этих протогосударственных образований заключалась в том, что родоплеменные структуры соглашались иметь над собою высшую власть только в той мере, в какой она могла обеспечить победоносные войны. Они давали возможность брать пленных и продавать их, либо возвращать за выкуп. Все другие жизненно важные функции с успехом выполняли и родоплеменные структуры.

Иначе сложилась судьба тюркского государства Сельджуков в Малой Азии. Здесь они попали в зону воздействия оседлой цивилизации, в систему экономических и социальных отношений феодализма.

В 1040 г. принявший ислам род Сельджуков вторгается в Хорасан. На месте султаната Газневидов возникает новая тюркская империя «Великих Сельджуков».

Своего наивысшего могущества она достигла в 70-80-е г. при Мелик-шахе I.

Визир сельджуков Низам аль' Мюльк ввел систему икта, чем положил начало превращению кочевой знати в феодальную. Если икта была заимствована у арабов, то у византийцев сельджуки восприняли налоговую систему.

В пограничных районах сельджуки практиковали уджи – систему землепользования, основанную на налоговом и административном иммунитете для кочевых тюркских родов, за это они должны были охранять границу. Здесь кочевники вели обычный образ жизни.

Когда власти обнаруживали на варварской периферии беспокойство выше обычного, они объявляли джихад и указывали его направление. Это позволяло удалить из внутренних областей тех, кто угрожал стабильности оседлого общества.

В 1242 г. сельджукское государство было сокрушено монголами и распалось на 20 независимых бейликов (княжеств), которые соперничали друг с другом.

Историческое значение этого государства состоит в том, что оно изменило этническую обстановку в Малой Азии и подготовило почву для оформления турецкой народности.

Тюрки в Малой Азии впервые появились в IV в., но были ассимилированы разношерстным местным населением. Более значительное проникновение тюрок (из северо-восточного Ирана - Хорасана и Средней Азии) относится к VIII-Х вв. Уже в VIII в. эти тюрки приняли ислам и от них началась тюркизация Малой Азии. С ХI в. накатывается новая мощная волна тюрок - сельджуков, которые и завершили ассимиляцию значительной части местного населения.

С древности различные тюркские скотоводческие племена кочевали от устья Дуная на западе и до Алтайских гор на востоке[49]. Во второй половине Х в. у тюрок степных районов Средней Азии происходило разложение первобытных порядков и появилась кочевая военизированная знать. Стали создаваться различные раннегосударственные объединения. Одно из таких объединений, называвшееся огузами (позднее - туркменами), возглавлялось семейством Сельджука (из племени кинык). Впоследствии имя данного семейства распространилось и на все объединенные огузами племена.

Движение сельджуков из туркменских степей в Малую Азию было стихийным. Европейские историки считают главной целью их продвижения на запад - грабеж. Лишь победа над византийцами при Манцикерте (восток Малой Азии) в 1071 г. создала им ощущение безопасности и возвращение в Среднюю Азию потеряло смысл. Турецкие историки с такой трактовкой не согласны и сравнивают сельджукское завоевание с арабским. Тем более, что в обеих случаях инициатива захватов исходила от знати.

В 1077 г. в Малой Азии было создано их государство во главе с султаном Сулейманом [50]. С 1081 г. столицей султаната стал г. Никея (по-турецки - Изник). Дойдя в 1085 г. до западного побережья Малой Азии, сельджуки стали угрожать Константинополю. Но их дальнейшее продвижение на запад было остановлено крестовыми походами. В первом же из них, в 1097 г. крестоносцы отбросили сельджуков в Центральную Анатолию, чем предотвратили их вторжение в Юго-Восточную Европу. И затем, в течение почти 100 лет сельджуки ограничивались лишь небольшой территорией в Центральной Анатолии. Но в 70-е гг. ХII в. они возобновили наступление на запад и пользуясь ослаблением Византии, добиваются успехов. В начале ХIII в. Сельджукский султанат включал в себя почти всю Малую Азию.

В процессе завоеваний тюрки заселяли Малоазийский полуостров. В ХI в. их там насчитывалось до 500-700 тысяч, а к ХIII в. - до 1 млн. человек. Местное население подверглось ассимиляции пришельцами и на этой основе постепенно складывалась турецкая народность. В процессе освоения завоеванных земель у сельджуков усилился процесс распада родо-племенных отношений. Под влиянием среднеазиатских, иранских, общемусульманских и византийских экономических, политических и культурных традиций стали формироваться феодальные порядки на базе земледелия. Активный переход сельджуков к оседлости происходил в ХI-ХII вв. Земля считалась государственной собственностью. Так как государство олицетворял султан, он и был фактическим собственником земли и раздавал ее прежде всего в виде права на сбор налогов своим приближенным и рядовым воинам за службу, то есть - в икта. Но уже в ХI в. земли, с которых собирались налоги, стали передаваться по наследству.

В политическом отношении султанат был феодальной монархией с сильным влиянием племенных пережитков. Стоявший во главе государства султан находился в зависимости от родовитых ("древних") богатых представителей знати - беев, которые избирали султана на своем съезде - курултае. Опорой султана была гвардия из рабов и наемников. Существовали также феодальное и племенное ополчения[51]. Всего султанат мог собрать до 250 тыс. воинов. Управление страной было сосредоточено в руках визирей, ведавших различными отраслями государственных дел. Окончательное оформление этих порядков приходится на начало ХIII в. На окраинные кочевые племена распространяется государственная власть, скотоводов заставляют платить налоги, выполнять трудовую повинность.

В 1243 г. сельджуки были разгромлены монголами и султанат попал в зависимость от завоевателей. Ослабление султанской власти способствовало росту усобиц, а с середины ХIII в. основная часть земель султаната перешла под непосредственное управление монголов. В конце ХIII в. султанат распался на 10 (по другим данным - 16) независимых княжеств (эмиратов или бейликов)[52]. В 1307 г. монголами был задушен последний сельджукский султан Гияседдин Месуд III и это событие считается концом Сельджукского султаната.

Существования султаната имело большое значение в истории турецкого народа: турецкий этнос стал в малой Азии ведущим, основная часть населения перешла к оседлому земледелию, были заложены основы государственности и культуры, началось формирование турецкой народности, хотя окончательно турецкий народ сложился значительно позднее[53].

2.

После распада империи Сельджуков наиболее благоприятные условия для роста получил бейлик Османа на северо-западе Малой Азии. Близость Византии создавала возможность вести джихад. В годы его правления (1258-1324) турки захватили всю Малую Азию (Анатолию). Иоанн Кантакузин расплатился с ними за военные услуги Галлипольским полуостровом, что означало выход в Европу.

В ходе завоеваний османское общество перестраивалось.

Захваченные земли раздавались воинам в кормление (тимар).

Сыновья Османа Урхан и Алаэддин в 1330 г. провели реформу, оказавшую огромное влияние на историческую судьбу османского государства.

Братья стали чеканить собственную монету, что было признаком суверенитета.

Ввели сословное деление общества.

Сипахи (всадники) надели белые колпаки, чтобы подчеркнуть отличие от райята – простолюдина.

Покоренные народы стали райя (стадо), которых пасли завоеватели.

Перестроенная армия включала в себя конницу (мюселлем) и пехоту (яя).

Им полагалось земля для обработки и жалование из казны во время военных действий.

Подати пехотинцы и кавалеристы не платили, что и отличало их от райятов.

Наконец, братья создали «новое войско» (ени чери). Покоренные народы платили «налог крови», это были мальчики 9-12 лет, здоровые и сильные, которых обучали в турецких семьях языку и рабскому служению, а затем в специальных военных школах получали военные навыки. Янычарство А. Тойнби считает гениальным решением, с этим следует согласиться. Янычарство спасло кочевников от двух основных опасностей: ассимиляции более культурными покоренными народами и распада государства на привычные родоплеменные структуры.

Усложнение государственной организации осман выразилось в учреждении должности визира и территориальном делении на санджаки и бейлербейлики.

Это деление было связано с числом воинов, которое могла выставить территориальная единица, а санджакбей и бейлербейликбеи стали одновременно командирами воинских подразделений и правителями территорий.

В османском обществе началось формирование феодального класса.

Его специфика состояла в том, что он не владел землей, а участвовал в управлении армией и государством.

Среди бейликов, на которые распался Сельджукский султанат было несколько крупных. Но ядром нового турецкого государства стал небольшой, окраинный Османский бейлик, расположенный в северо-восточной части Малой Азии, на границе с Византией и со столицей в г.Сёгют. Среди причин, возвысивших именно этот бейлик, было его географическое положение: близость Византии, удаленность и фактическая независимость от монгольских правителей. Все это способствовало массовому наплыву в бейлик тюркских кочевников извне.

Во время нашествия Чингизхана на Среднюю Азию в 1219-1221 гг. небольшое туркменское племя кайя, состоявшее всего из 400 кибиток (семей), во главе с Эртогрул-беем, двинулось на запад и в 30-х гг. ХIII в. оказалось в Малой Азии. По преданию, Эртогрул получил от сельджукского султана в качестве икта северо-западную область и за это обязался нести охрану границ[54]. В 1281 г. Эртогрул-бей умер и во главе племени стал его сын Осман.

Важной вехой в истории бейлика стал 1299 г., когда монгольский ставленник, сельджукский султан Гияседдин Месуд II был свергнут в ходе восстания и бежал. Осман воспользовался этим и стал править самостоятельно.

Сын Османа - Орхан-бей в течении первой половины ХIV в. завладел обширными византийскими территориями в Малой Азии, в том числе восточным побережьем Дарданелл и Мраморного моря. При нем начали складываться органы государственного управления. Османы[55] были весьма малочисленны и смогли осуществить свои завоевания лишь благодаря притоку к ним тюркских кочевников из других бейликов и даже из других тюркских стран.

Первоначально действуя по примеру сельджуков, османы разрушали сопротивлявшиеся им населенные пункты, уничтожали посевы, порабощали в рабство жителей[56]. Но вскоре преодолели "кочевнический синдром" и стали осуществлять более разумную политику - освоения покоренных земель. Для этого уже часть покоренного населения оставлялась на местах для обработки земли и уплаты налогов. К тому же очень часто и в Малой Азии и, затем, на Балканах, местное население захваченных Византией земель, особенно крестьянство, не оказывало туркам серьезного сопротивления. Нередки были даже случаи бегства к османам крестьян, спасавшихся от тяжелой эксплуатации в Византии.

В 1352 г. турки были призваны на помощь претендентом на византийский престол Иоанном Кантакузином. Турки во главе с сыном Османа Сулейман-пашой переправились через Дарданеллы и завладели крепостью Цимпе. А в 1354 г., воспользовавшись тем, что землетрясением были разрушены стены г. Галлиполи, захватили и его. Затем, в 1362 г., османы завладели Андрианополем, переименовали в Эдирне и сделали своей столицей. Так турки оказались в глубоком тылу у Византии. Ее император с 1370 г. стал вассалом турецкого султана, платил ему дань и должен был принимать участие во всех военных походах османов. В такое же положение попали и болгары после захвата турками г. Филипполь (Пловдив).

В 60-х гг. ХIV в. турки вторглись в Сербию и после победы на Косовом поле (1389) поставили и ее в вассальную зависимость. Затем, в 1395 г., захватив последний крупный болгарский город Видин, османы превратили Болгарию в турецкую провинцию. Успеху турецких завоеваний на Балканах во многом способствовали междоусобицы в Византии, а также конфликты между другими балканскими государствами, да еще часто призывали на помощь турок.

Для закрепления на завоевываемых землях, турецкие султаны начали практиковать переселение на Балканы турок из Малой Азии, одновременно избавляясь от беспокойных кочевых племен у себя в тылу, на востоке. Окончательно укрепили свое положение на Балканах турки после победы над крестоносцами под Никополем (1396).

В последние десятилетия ХIV в. османские султаны покорили в Малой Азии еще сохранявшие самостоятельность бейлики. Но долгое время объединение этих бейликов с Османским государством не было прочным.

В нем восстановились те же аграрные порядки, которые сложились еще при сельджуках. Но они были дополнены специфическими порядками, сложившимися в пограничном османской бейлике.

Постоянный приток туда новых переселенцев способствовал формированию полупрофессиональной армии: пешей - яя и конной - мюселлем. Записывали в нее турок-мусульман. Цель этой армии - война с неверными. В нее шли охотно, даже давали взятки записывавшим в нее кадиям (мусульманским судьям), ибо участие в ней оплачивалось, а в мирное время записанным давали для обеспечения участки земли, который освобождали от налогов. Традицию сочетания крестьянских занятий и армейской службы османские правители явно позаимствовали у Византии (создавшей слой стратиотов - крестьян-воинов). Но для завоевательных целей такое воинство не годилось и появилось новое войско - янычары [57]. Но и воины-крестьяне остались как вспомогательные силы.

Потом на землю стали сажать служилый люд и в ХIV-ХVI вв. стала формироваться специфическая для турецкого феодализма тимарная система. Она возникла под влиянием как византийских проний, так и мусульманского икта, но была ближе к последней. Тимарист мог распоряжаться не пожалованной землей, а только доходом с нее, зафиксированным в его берате. По отношению к крестьянам тимарист - рентополучатель и организатор-надсмотрщик, следивший за работами крестьян, своевременным сбором с них налогов, но не мог увеличить долю своего дохода. А над ним - его военачальники, налоговое ведомство и контроль с их стороны с годами все более усиливался. А сама налоговая система была взята османами от живших здесь византийцев. От Византии они заимствовали и наличие особого государственного законодательства, чего не было в других мусульманских странах. Так сложилось, вероятно, потому, что те нормы, с которыми столкнулись на западе османы, нельзя было осмыслить с помощью шариата[58]. Именно на основе тимарной системы сложились османская государственность и османское общество.

Юридически рассмотренные порядки оформились в 60-70-х гг. ХIV в. В 1368 г. было узаконено, что завоеванная земля является государственной собственностью. В 1375 г. был принят закон о раздаче военных ленов: мелких - тимахов и крупных - зеаметов. Воин-всадник (сипахи) получал землю во владение на условии выступать в поход под знаменем своего ближайшего военачальника - санджак-бея [59]. Сипахи также был обязан привести с собой определенное число конников в соответствии с размером своего лена. Доход сипахи состоял из налога-ренты, который он собирал с крестьян. Таким образом, закон закреплял формирование феодального землевладения.

При Орхан-бее началось формирование государственных учреждений. Появились визири, совещательный орган из представителей знати - диван. Усилилось влияние высшего духовенства - улемов. Страна была поделена на провинции и округа. При султане Мураде I (1359-1389) появились первые законы (в том числе и указанные выше). До того жизнь турок регулировалась обычным правом - тюрэ и мусульманскими обычаями - шариатом.

При Мураде I покоренные государства находились в вассальной зависимости. Его сын Баязид начал проводить политику централизации. Особое внимание в связи с этим было уделено армии. Основой военной силы стало конное ополчение сипахов, заменившее прежнее ополчение из всех мужчин. В 1361 (или 1363) г. был создан первый регулярный пехотный корпус из христианских военнопленных. Пехота особенно необходима была туркам при осаде крепостей. Корпус получил название янычарского. На первых порах он насчитывал 1-3 тыс. пехотинцев. Со временем их число увеличилось и был изменен способ набора. В 20-х гг. ХV в. появилась так называемая система девширме: раз в 3, 5 или 7 лет (иногда чаще - по потребности) специальные вербовщики силой забирали христианских мальчиков и юношей (с 8 до 20 лет), из которых наиболее физически развитых после специальной подготовки направляли в янычарский корпус. Негодные к военной службе пополняли ряды рабов. Янычары воспитывались сначала в турецких семьях, затем в специальной школе в духе мусульманского фанатизма и слепой преданности султану, считаясь его рабами. По образцу янычар был создан небольшой корпус всадников, названных сипахи (не путать с сипахи-землевладельцами).

Янычары и сипахи находились в полном распоряжении султана, получали из казны денежное жалование, не женились, жили в казармах и служили до тех пор, пока могли держать оружие. Все сипахи и большая часть янычар находились в столице, а остальные - в крупных городах и использовались не только во внешних войнах, но и для борьбы с противниками султана внутри страны.

Процесс становления османского государства был прерван нашествием Тимура.

В 1402 г. армия султана Баязида I была разгромлена при Анкаре.

Султан был пленен, а государство поделено между тремя его сыновьями.

После смерти Тимура в 1405 г. его империя распалась, но в османском обществе не только развернулась борьба за престол на 10 лет погрузившая страну в состоянии анархии, но, по существу, гражданская война.

Сулейман и Мехмед опирались на тимариотов, феодализирующуюся верхушку османского общества. Мусу поддерживали яя и мюселлем, т.е. османские низы. Их выступление было попыткой дефеодализации общества. Она не удалась, в 1410 г. Муса свергает Сулеймана, но уже в 1413 г. его отстранил от власти Мехмед I (1413-1421).

Решающую роль в его победе сыграли янычары.

С этого времени их стали назначать на высшие государственные посты.

Янычары влились в состав османской знати, но не слились с нею, будучи рабами султана.

Таким образом, в средневековом османском обществе существовали два типа знати, что позволяло султанам удерживать власть.

Решение внутренних проблем позволило приступить к реализации главной цели джихада – завоеванию Константинополя.

Создание флота помогло Мехмеду II решить эту задачу. Он стал именовать себя не только Завоевателем (Фатих), но и римским кесарем (кейсар-и-Рум). Европа вынуждена была согласиться с этим.

В XV-XVI в. империя продолжила территориальную экспансию.

Она завоевала Балканский полуостров, Закавказье, Сирию и Египет – территории, входившие прежде в состав Византийской империи.

Османы оказались не только преемниками этой территории, они воспроизводили и государственно-правовую модель ее развития.

Христианская община сохранила свою автономию в делах веры и правосудия, покоренные народы продолжали заниматься своими привычными делами.

Османская империя была единственным мусульманским государством средневековья, где наряду с шариатом существовало и светское султанское право – канун.

Оно оформляется при Сулеймане II Кануни (Законодателе) (1520-1566).

Согласно светскому праву султан был верховным собственником земли, все виды земельных пожалований назывались тимарами.

Тимариоты поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов.

Доход тимариота был фиксирован, его личное хозяйство не могло быть больше, чем у райята.

У осман долго не было феодальных поместий.

Все доходы в империи были регламентированы:

- прибыль торговца была не более 10%,

- ремесленника и ростовщика – 20% (шариат официально запрещал ростовщичество).

Цены были фиксированными.

Солью, мылом и воском торговало только государство.

Административная система имела три независимых цепочки: военно-административную, судебно-религиозную, финансовую.

Возможно, наличие светского права и системы разделения властей облегчили в дальнейшем процесс вестернизации страны.

После разгрома крестоносцев султан Баязид (1380-1403) основное внимание во внешнеполитической деятельности сосредоточил на захвате столицы вассальной Византии - Константинополе и даже блокировал город. Но совершенно неожиданно в Малую Азию вторгся Тимур.

Баязид, увлекшись завоеваниями на Балканах, мало внимания уделял положению в Малой Азии. А там еще не была окончательно подавлена самостоятельность местных беев, тяготившихся все усиливавшейся властью османов. Этим и воспользовался при вторжении в Малую Азию Тимур[60]. Имея крупные силы, он сумел склонить на свою сторону некоторых малоазийских беев, покоренных Баязидом. Решающее сражение произошло при Анкаре 28 июля 1402 г. В разгар битвы ополченцы, набранные Баязидом восточномалоазийских бейликах, вдруг увидели своих беев на стороне Тимура и, изменив султану, перешли на сторону монголов, что и решило исход сражения. Турки были полностью разгромлены, а Баязид и два его сына попали в плен. Весной 1403 г. Баязид, которого Тимур возил с собой (будто бы в клетке), узнав о намерении победителя отвести его в Самарканд, отравился.

Тимур, удовлетворившись богатой добычей, повернул назад и в 1405 г. умер при подготовке к походу в Китай[61]. Чтобы ослабить османов, он вернул покоренным азиатским бейликам самостоятельность, а остальные турецкие земли разделил между четырьмя оставшимися сыновьями Баязида. Естественно, вскоре между братьями началась борьба за верховенство, закончившаяся победой в 1413 г. Мехмеда I, который сумел укрепить османскую государственность.

При преемнике Мехмеда - Мураде II (1421-1451) Турция возобновила агрессивную внешнюю политику, направленную прежде всего против Константинополя. Уже в 1422 г. Мурад II осадил Константинополь. Хотя осада оказалась безуспешной, спустя 2 года Византия, состоявшая к тому времени из отдельных и отдаленных друг от друга частей, не находившая помощь в христианском мире, возобновила выплату туркам дани. Крестовый поход против турок удалось организовать лишь через 20 лет. Возглавил его венгерский король Янош Хуньяди. Но он был разгромлен турками под Варной, а в 1448 г. вновь потерпел поражение на Косовом Поле.

Эти победы укрепили турок и поставили Византию в критическое положение - всю империю можно было пройти за 3 часа. Последний император - Константин ХI Палеолог, несмотря на кипучую энергию ничего не мог изменить. На смену Мураду II пришел его сын - энергичный и честолюбивый Мехмед II (1451-1481). Будучи сыном одной из наложниц султана, он начал с устранения конкурентов, причем не пощадил и своего девятимесячного брата.

Весной 1453 г., собрав 150-200 тысяч воинов против 7 тысяч защитников, Мехмед осадил столицу Византии и 29 мая город был захвачен. После традиционных трехдневных грабежей Мехмед торжественно въехал в свою новую столицу, названную Стамбулом [62]. При этом султан посетил резиденцию константинопольского патриарха где, усевшись на патриарший трон, слушал от стоящего перед ним епископа Геннадия пояснения в христианской вере.

Переход в руки турок такого крупного военно-стратегического и торгового центра на пути из Европы в Азию сказался на всей Европе. Сильно пострадала европейская (особенно итальянская) торговля с Востоком. Османы, укрепившись на Балканах, не скрывали своих агрессивных планов в отношении Венгрии, Италии и других европейских стран.

В течение 1459-1483 гг. Турция покорила почти весь Балканский полуостров. В 1463 г. Мехмед II собственноручно отрубил голову последнему королю Боснии Стефану Томашевичу. В 1467 г. после смерти упорного борца против турок, талантливого полководца Георгия Скандербега потеряла независимость и Албания. В 1479 г. Турция почти полностью вытеснила Венецию с островов Эгейского моря, а в 1480 г. даже предприняла поход в Южную Италию, окончившийся, однако, неудачей. В 1475 г. Турция завоевала Крым и стала полной хозяйкой в Черном море.

К концу ХV в. было завершено и объединение в рамках османского государства и всей Малой Азии.

Во второй половине ХV в. сложились основные формы государственного строя. Во главе находился султан [63] - абсолютный светский и духовный властелин. Престол переходил от отца к сыну. Но так как престо был один, а сыновей (при наличии гарема) - много, воцарившийся султан обычно убивал своих братьев. Лишь в начале ХVII в. был установлен порядок, по которому престол переходил к старшему по возрасту представителю династии. Других возможных претендентов заключали во внутреннюю тюрьму. Вторым лицом в государстве был великий визирь, которому подчинялись остальные визири (подобие министров). Все визири составляли Высочайший совет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.