Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 8 страница




Для укрепления власти новая династия привлекала на службу представителей провинциальной знати, из которой складывался бюрократический аппарат. Высокопоставленные чиновники, получавшие своеобразные бенефиции, были теснее привязаны к императору. Были также сделаны уступки трудовому люду: кое-где снижены подати, отменялись недоимки, государственная барщина уменьшилась с 30 дней в году до 12-20 дней и отбывали ее лица с 21 года до 50 лет (ранее с 18 до 60 лет). Отменялась соляная и винная монополия, вводилась единая монета.

В итоге сложились благоприятные условия для возрождения и подъема экономики. В конце VI-начале VII в. продолжилось строительство "Транспортной реки" (Великого канала), который достиг в длину 1 тыс. км и соединил крупнейшие реки Китая - Янцзы и Хуанхэ. Это позволило увеличить площадь орошаемых земель. Но роль городов, что было характерно для эпохи роста феодального уклада, упала. Хотя их количество тоже росло.

Но со смертью Ян Цзяня первоначальный курс уступок сменился резким усилением эксплуатации народных масс, а также усилением политического гнета, что взаимосвязано. Непомерно разросся чиновничий аппарат. "На десять овец приходится девять пастухов" - выразился один из современников.

В царствовании сына Ян Цзяня расточительность правящей верхушки, чрезмерная централизация и войны привели к резкому увеличению налогов. Увеличилась барщина, множество народа мобилизовывалось в армию, на перевозку военных грузов. Внутренние ресурсы стали истощаться, что привело к военным поражениям. Разрозненные крестьянские восстания постепенно сливаются в новую крестьянскую войну. Воспользовавшись слабостью правительства, отдельные военачальники поднимают мятежи. Один из них, Ли Юань в 618 г. провозгласил себя императором и основал новую династию Тан (618-907).

КИТАЙ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ТАН. До 628 г. происходило подавление противников новой династии, которой удалось, в конце концов, преодолеть 15-летний хаос.

В первой половине VII в. окончательно сформировались черты государственной организации, основанные на преобразованиях предыдущей династии. Основой новой империи стала строжайшая централизация управления. Страна делилась на провинции, области, уделы и сельские округа. Низшая административная единица - сельская община, состоявшая из пятидворок. Местный административный аппарат подчинялся центральным властям.

Социально-экономическое развитие. Надельная система охватила все казенные земли страны. Но из-за роста населения средний размер надела сократился до 100 му и уменьшался возраст тех, кому он полагался (трудоспособным мужчинам с 21-23 до 58 лет). Но от барщины можно было откупаться, то есть повысилась роль оброка, что развязывало крестьянскую инициативу. Рабство еще сохранялось, но роль его падала.

Отмечается совершенствование сельского хозяйства, появляются новые культуры[75]. Расширяется производство чая. Начинает развиваться шелкопрядение. Развиваются другие ремесла и промыслы. Особенно возросла добыча соли, на которую была государственная монополия. В начале VIII в. поступления от сбыта соли составляли половину государственных доходов и покрывали затраты на содержание императорского двора, армии и чиновничьего аппарата. Развитию торговли содействовало упорядочение денежной системы. С середины VIII в вводятся фиксированные денежные оклады чиновникам.

Ремесленники и купцы еще со времен Суй создали своеобразные организации - ханы (ряды), близкие возникшим с ХII в. европейским цехам и гильдиям. В крупных городах число таких ханов превышало100. Но главы ханов не избирались, как в Европе, а назначались властями. Ибо эти ханы, как и корпорации по оказанию услуг, создавались не для защиты интересов входивших в них горожан, а в фискальных и надзорных целях со стороны государства. Но самоуправления, как в Европе, китайские города никогда не имели. Размещаясь на государственной земле, они и подчинялись государству. В VI-VIII вв. известны города с более 100 тыс. жителей. А в начале IХ в. в столице - Чанани - жило более 1 млн. человек. Но несмотря на довольно интенсивное развитие городов, полное отделения ремесла от сельского хозяйства наступило лишь к концу I тыс. А до того сохранялось и сельское ремесло, и сельское население в городах.

Достигнутые успехи во многом основывались на развитии торговли. Если раньше она обслуживала только аристократию, теперь ее услугами стали пользоваться все слои населения. Образ преуспевающего торговца приобрел в обществе положительное значение. Удачливые купцы богатели, их дети могли разбираться в изящной словесности и канонах не хуже аристократии. Но все равно они оставались в общественном сознании второсортными людьми. Не случайно, будущий могильщик династии - Хуан Чао, разбогатевший на торговле солью, несколько раз проваливался на государственном экзамене и не мог получить государственную должность.

Внешняя политика. Танская империя стала одним из наиболее могущественных государств тогдашнего мира и крупнейшим в Восточной Азии. Экономический подъем сопровождался расширением внешнеторговых и культурных связей. Китайские купцы и путешественники посещали не только соседние земли, но бывали в Центральной Азии, Индии, Персидском заливе. В самом Китае обосновались колонии купцов, главным образом индийских и персидских.

С укреплением внутреннего положения династия приступила и к внешней экспансии. Первыми жертвами стали ближайшие северные и западные соседи: тюрки монгольских и восточнотуркестанских степей. Велись походы и далеко на запад, но поражение от арабов в Иране положило им конец. Вмешивались китайцы и в борьбу царств в Корее. На юго-востоке Азии Таская держава временно присоединила к своим владениям северо-восточную часть Индокитая, для чего пришлось подавить упорное сопротивление вьетнамцев. В 679 г. на вьетнамских землях было создано наместничество Аннам. В ходе экспансии усилилось характерное с древности отрицательное отношение к некитайцам, которые считались полулюдьми, неподдающимися цивилизации и не заслуживающими доверия. Так считали даже китайские дипломаты.

Упадок империи. С ростом населения, чему тоже способствовало хозяйственное оздоровление, надельная система из-за тенденции к сокращению крестьянских наделов стала тормозом экономического развития. Малые наделы ухудшали положение крестьян и они начали переходить на частные земли, что было выгодно и феодалам. В итоге их владения стали расти и к середине VIII в. от надельной системы мало что осталось. Соответственно, уменьшение крестьянских наделов и самого количества казенных крестьян вело к сокращению доходов казны. А расходы государства росли из-за амбициозной внешней политики. Огромные средства уходили на содержание армии, которой не в чем не отказывали. Милитаризация тяжелым бременем ложилась на страну.

Росли налоги. Этим воспользовались феодалы, которые для привлечения крестьян нередко взимали с них в своих владениях меньшие поборы, чем государство с казенных. Началось массовое бегство крестьян в частные владения. Всё это упрочивало положение крупных землевладельцев и привело к очередной вспышке сепаратизма. Начавшиеся мятежи знати еще больше сократили налоговые поступлений, причем именно тогда, когда потребность в них увеличилась. Для преодоления кризиса во второй половине VIII в. была проведена налоговая реформа. Вместо прежних налогов с тяглых наделов был установлен единый налог с имущества. Причем налогообложению подлежали все, кто имел земли, в том числе и владельцы поместий, чиновники, купцы. В таких условиях размеры наделов больше не интересовали государство. Была разрешена свободная купля-продажа государственных наделов, их размеры не ограничивались, ибо концентрация земель в руках более богатых лучше гарантировала сбор налогов. Это означало конец надельной системы. Ведущей формой землевладения становилась поместная система[76].

Положение крестьян в результате обозначенных процессов ухудшалось: росли поборы, у попадавших под частную власть менялся общественный статус. Начались бунты, которые, постепенно нарастая, к середине IХ в. слились в единый поток, известный как восстание под предводительством Хуан Чао, бывшего солдата императорской гвардии, затем, как отмечалось выше - торговца. Движение охватило значительные территории и было не лишено элементов организованности. Восставшие захватили Центральный Китай, затем продвинулись на юг, где взяли крупнейший там город - Кантон. Армия Хуан Чао достигла 300 тыс. человек. Его социальная программа была элементарной: "Облагодетельствовать простой народ". Захватив в 881 г. императорскую столицу - Чанань, Хуан Чао провозгласил себя императором. Бежавший из столицы император из династии Тан призвал на помощь северо-западных кочевников - уйгуров, тангутов и других, которые и разгромили крестьянскую армию. В 884 г. Хуан Чао, по легенде, покончил самоубийством.

Но и сама династия после таких бурных событий просуществовала уже не долго. Новые восстания поднимали и крестьяне, и феодалы, отдельные окраинные районы отделялись, усилился нажим варваров на северные границы и в 907 г. империя Тан прекратила свое существование.

КУЛЬТУРА. Идеология. В III-IV вв. в Китае распространяется буддизм. Инициатива исходила от знати, среди которой "иностранная религия" становится своеобразной модой. Причем его внедрение происходило, как и большинство изменений в Китае, под жестким контролем власти, рассматривавшей новую религию в условиях кризиса государственности как очередное средство централизации. Усиленно строились монастыри, устанавливались нормы пострижения в монахи. На юге страны уже к середине lV в. было 1768 монастырей, а к началу VI в. - 2846[77]. В начале VI в. слабая государственная власть на юге в стремлении найти себе опору, объявляет буддизм государственной религией. Введение буддизма, помимо идеологического и политического значения, приобщило Китай к культуре Индии и Центральной Азии.

Но даже в пору своего наивысшего расцвета (Vl-Х вв.) буддизм не сумел завоевать в Китае монопольного положения в жизни общества. Ему противостояла собственно китайская религия - даосизм [78]. Она возникла в первые века новой эры на основе анимистических верований первобытности и состоит из веры в чудеса, заклинания, талисманы, специальных поз и дыхательных упражнений, предназначенных для продления жизни вплоть до достижения бессмертия.

Дао - это великий закон природы и первопричина всего сущего, неподдающееся определению движение мира, путь жизни. Дао не знает, как оно создает мир, так же как люди не знают, как создают свои умственные способности. Весь мир - един и нет абстрактных богов. Всё в мире меняется и понять это невозможно. Но всё - в равновесии: одно наступает, другое отступает. Счастье по дао - жить в гармонии с природой. Отсюда - интерес к ней, связь и с магией, и с медициной (лечить надо все тело). В I-II вв. именно связь с магией, с шаманством, язычеством даосизм приобрел популярность среди крестьян. Этому способствовало и то, что среди даосских лозунгов были и призывы к равенству и осуждение богатств. После восстания "желтых повязок", в 215 г. возникло даже автономное даосское государство во главе с даосским "папой"[79]. В условиях социальных потрясений, гибели империи Хань, даосизм давал опору в ощущении единства с природой, вечной и неизменной. С VII в. появляются даосские монахи, ощущается влияние буддизма, особенно в литургии и философии. Буддийские принципы становятся основой идеологии и в даосизме, в том числе идея переселения душ.

Как и всё в Китае, даосизм практичен. Даосы с помощью схем, карт и компаса определяли, где и когда надо хоронить, кому и с кем вступать в брак, когда следует начинать важное дело.

Но в таких сферах, как государственное устройство, правовые воззрения, юридическая практика, образование, моральные воззрения, отношение к истории и обществу, в повседневной жизни сохраняло за собой ведущие позиции существовавшее уже с VI в. до н.э. конфуцианство - учение о почитании старших, уважении к традициям, порядку и власти, подчинении законам. В отличие от даосизма - синтетического учения о вселенском процессе, конфуцианство характерно конкретностью, стремлением к четкому определению человеческой природы, классификацией человеческих качеств. Конфуцианство давало исчерпывающие рекомендации и по управлению Поднебесной империи, и по самовоспитанию. По Кофнуцию - жизнь - это дар. Человек существует как личность только постольку, поскольку другие признают его претензии. Различаются 3 формы долга человека: высший - по отношению к родственникам, средний - по отношению к общине, низший - по отношению к государству[80]. У Конфуция приоритетны этические нормы, а формальные законы имеют подсобное значение.

Живучесть учения, которому уже в раннее средневековье было более 500 лет, объясняется его соответствием сложившимся в китайском обществе традициям: расчетливостью и практицизмом, опирающимся на житейскую мудрость при слабости воображения. Конфуцианство позволяло человеку знать, как поступать при определенных обстоятельствах. Отсюда - четко разработанный ритуал, заменявший и чувства, выполнение которого позволяло добиваться покоя, как в семье, так и в государстве. В основе учения - следование устоявшимся образцам прошлого, общинному укладу жизни, убежденность, что можно воздействовать на человеческую природу, "отёсывать" человека под общий стандарт поведения и мыслей. В отличие, например, от христианства, признающего несовершенство земного мира и ориентированного на беспредельное духовное совершенство и стремление к небесному, конфуцианство исходит из возможности осуществить гармонию в посюстороннем, земном мире через подчинение индивида распорядку. Актуальность конфуцианства в уже более двух тысячелетий многое объясняет в специфике китайской цивилизации.

В религиозном отношении конфуцианство узаконивало культ предков - своеобразную народную религию китайцев, веривших, что дух, расставшись с телом, продолжает жить на небе, в горах, реках, и оттуда управляет своими живыми родственниками. Поэтому духов задабривали жертвами. Похороны обставлялись с исключительной торжественностью. Бедняки даже продавали своих детей, лишь бы отправить с почетом в мир иной родителей[81]. Поэтому же китаец знал своих предков из поколения в поколение до глубокой древности. Но кроме веры в духи предков особой религиозности и, особенно, фанатизма, у китайцев не было.

Культ предков, кстати, поощрял многодетность. Причем желательны были именно сыновья, продолжавшие род и молившиеся духам усопших. Девочек же старались побыстрее сбыть, выдавая замуж, а в бедных семьях, не имевших возможности обеспечить приданое - и продавая в рабство.

В IV-V в. конфуцианство, под влиянием даосизма и буддизма, как бы модернизировалось, оставаясь как бы внешней оболочкой для этих религий, а также и для возникшего еще в IV в. до н.э. в противоположность ему легизма [82]. К ХI-ХII вв. возникло неоконфуцианства, согласно которому, всё население было было обязано выполнять конфуцианскому ритуалу, а исповедовать дао или буддизм мог любой как частное лицо.

Образование. С конфуцианством же было связано и широкое внедрение с VII в. системы обязательных государственных экзаменов для отбора кандидатов на чиновничьи должности. Это способствовало распространению образования среди правящего слоя. Не допускались к экзаменам представители "низших" профессий и некитайцы. Для сдачи экзаменов требовалось владение стилистикой и каллиграфией, знание конфуцианских канонов, древних книг, умение слагать стихи и сочинения по установленным шаблонам. Хотя эти знания часто не имели никакого отношения к будущей государственной или научной должности, они требовали длительной и серьезной подготовки и были недоступны большинству населения. Но вместе с тем, в, быть может, именно поэтому такая система государственных экзаменов почти без изменений продержалась до ХVI в. (а отдельные элементы - и до ХIХ в.).

Эта система позволяла богатым, но незнатным продвигаться вверх по должностной лестнице, иногда до самых высоких должностей. В этом, кстати, одна из причин устойчивости китайской бюрократической системы, которая возрождалась после любых потрясений. За бедного, но способного родственника платила вся многочисленная родня, рассчитывающая иметь своего человека у власти. Но все же эта система - феодальная в основе, то есть сословная. Лишь 1/3 чиновничества проходила через нее. Остальные приглашались на должности за "заслуги", по рекомендации и протекции. Дело в том, что экзамены были очень трудными, проводились в закрытых помещениях с запретом пользоваться какими-либо материалами. Вот как подготовка к ним виделась современникам:

"Он ехал в Дунлу, чтоб в Великой науке Пишет тоненькой кисточкой мелкие знаки

Совершенного звания достичь. И от чтения совсем занемог…

На экзамен отправился 20-летним, Голова побелела, как снегом покрылась

И еще не вернулся домой. И глаза плохо видят в потьмах"[83].

Сдавший экзамен, но не получивший должности, становился шэнси - ученым. Они были как бы резервом для чиновничества. В них же превращались отставные чиновники. Они были идеологами государства, но становились идейными вдохновителями восстаний, если власть нарушала установленный порядок. Цель и шэнси и чиновничества - принять установленный порядок как порожденный небом и не пытаться его улучшить.

Литература. Из изложенного понятно, что образование в Китае было в большом почете. Высоко ценились красота стиля, четкость почерка[84]. Последнее было тем более важно, что хотя слова китайского языка кратки и односложны, количество иероглифов доходит до 40-50 тыс.[85] Естественно, изучить эту китайскую грамоту чрезвычайно трудно. Тем более, что литературный язык сильно отличался от разговорного. В образованной среде литература была чрезвычайно популярна. Великие классики поэзии VII-IХ вв. много раз переиздавались. Классическими романами зачитывались. Профессионалы-рассказчики на улицах и площадях читали и пересказывали лучшие произведения классиков. Центрами литературного творчества стали не только императорский двор и дворы крупных вельмож в столице, но и многие другие города, дома ученых, торговцев, путешественников, монастыри и школы. С развитием городской жизни - к ХI в. уже были города с миллионным населением - связано появление новелл, описывавших быт тогдашнего общества. Часто содержание новелл заимствовалось из индийских преданий.

Наука. С III в. началось интенсивное развитие научно-технических знаний: астрономии, математики, механики, медицины, географии и др. С VII в. прогресс этих наук стал более бурным. В первой половине VII в. в стране насчитывалось более 3250 ученых-математиков. С конца VI в. при императорском дворце возобновилось собирание и хранение книг, и в VII в. дворцовая библиотека насчитывала около 90 тыс. свитков. Наряду с государственными было немало и частных книжных коллекций. Было установлено ставшее с тех пор традиционным деление литературы на 4 раздела: каноны, история, философия, смесь. В VIII в. появились бумажные деньги, писчая бумага. Тогда же - древнейшая Академия наук. В первой VIII в. началось издание первой газеты, печатавшейся с деревянного клише, и называвшейся "Столичный вестник". В ней печатались указы императора, доклады чиновников с мест, новости. В ХI в. печатали уже с помощью передвижного шрифта, но он не распространился, ибо иероглифы легче было делать на резных досках. В IХ-Х вв. в Китае изобрели порох, компас.

В историографии развивались традиции, заложенные еще древнекитайским ученым Сыма Цянем (146-86 гг. до н.э.). По образцу его "Исторических записок" составлялись исторические своды, охватывавшие I-IV вв. Постепенно государство сосредоточило историописание в своих руках. При дворе существовала особая историографическая канцелярия. Естественно, что и сами историки пользовались большим почетом. На исторических примерах китайцы должны били учиться разумному управлению государством, хвалить правое дело и осуждать дурное. В эпоху Цзинь с VII в. восстанавливалась древняя традиция, согласно которой каждая последующая династия заботилась о составлении истории предшествовавшей. Это создало огромную историческую литературу, достигшую многих тысяч томов. Издавались многочисленные энциклопедии по различным отраслям знаний.

Искусство. III-V вв. стали новым этапом в развитии изобразительного искусства. Развивалась живопись (на бумаге и шелке). Главным считалось изображение человека, раскрытие его духовной жизни. Разрабатывалась теория живописи. В Х в. при императорском дворе была создана Академия живописи. В зодчестве сочетались местные традиции с архитектурой Ирана и Индии. Достижениями строительного искусства стали 37-метровый арочный мост в Хэбэе, сохранившийся до наших дней и мост в Шаньдуне длиной свыше 1 км (оба построены в VII в.), 15-этажная кирпичная пагода (523 г.) - самая древняя из сохранившихся подобных сооружений, а также "Большая пагода диких гусей" высотой 65 м (652 г.).

Повседневная жизнь, быт определялись конфуцианством и даосизмом. Даосские идеи о мировом равновесии и единстве сводились к представлениям о соединении в едином целом двух частей: мужской (ян) и женской (инь). Считалось, что умственное развитие уводит с естественного пути. Надо развивать телесное, куда входят и сексуальные отношения. Если в христианстве секс греховен сам по себе, в Китае это - священный долг. В отличие от индийской культуры, секс и любовь не разделялись. Для мужчин считались полезными связи со многими женщинами, что вело к распространению гаремов. Нередко сыновей замечали в связи со скучающими женами и наложницами отцов. Соответственно, положение женщин опиралось и на конфуцианство, которое было против их участия в государственных делах.

Отличительной чертой китайской жизни было приниженное положение военных. Их статус не почетен: "из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты". Многочисленная китайская армия состояла обычно из деклассированных элементов. Конфуцианство ценило грамотность, ценилась не сила, а образованность. Именно образованные и составляли элиту.

Замкнутых сословий, типа европейского дворянства в Китае не было. Каждый, пробившийся благодаря знаниям и административному умению, мог претендовать на почетное место в государстве. Дети чиновников, ученых, мелких и средних землевладельцев, богатых горожан должны были вновь добиваться почетного места упорной учебой и трудом. То есть, в идеале, по Конфуцию, место человека в жизни определяла не сословная принадлежность, а личные заслуги. Хотя в реальной жизни близость к императору и крупные земельные владения все равно выделяли аристократов. Интересные сведения о быте содержит письмо аристократа середины VIII в.: В годы моей юности молодые, чтя старших, каждый день вставали около 4 часов утра, умывались, причесывались и, дождавшись 6 утра шли к трапезе, соблюдая приличия. Нынче же молодежь спит до самого восхода и наперебой хватает все блюда.

Китайская кухня, с точки зрения европейцев, всегда была оригинальной. И в рассматриваемое время она игнорировала молоко, сыры, коровье масло, куриные яйца. В целом быт отличался определенными достижениями в гигиене. Китайцы уже с IХ в. применяли туалетную бумагу, в чем, как и в изобретении пороха, компаса, парусов, опередили остальное человечество.

***

Таким образом, в эпоху Тан сложились основные черты социально-политической структуры китайского средневекового общества. Господствующие слои здесь не были обязаны нести военную службу и не получали под нее экономического обеспечения. Армию содержало государство, что укрепляло централизацию и усиливало налоги. Поэтому, хотя и сложились две формы земельной собственности - государственная и частная, усилившаяся к концу I тыс. н.э., юридически она не оформлялась, что делало права собственника неопределенными, держало их как-бы в “подвешенном” состоянии. Социальное превосходство правящих слоев в таких условиях обеспечивалось, во-первых, размером имущества, во-вторых, образовательным цензом, в-третьих, кровнородственными (кланово-семейными) связями и в -четвертых, патронажными связями, покровительством (отдаленно напоминавшим западноевропейские отношения: сеньор-вассал, но без договорных начал).

Поэтому сословное деление в Китае было нечетким, что создавало условия необеспеченности личных и имущественных прав землевладельцев перед вышестоящей властью. Иммунитетов у частных землевладельцев тоже не было. Государственная служба - единственный способ обеспечить льготы и преимущества. Но государственная служба не была наследственной, что требовало от чиновников постоянной демонстрации преданности властям.

Преобладающей формой эксплуатации крестьян в раннем средневековье были налоги и государственные повинности, позднее - издольная аренда. Юридически оформленной личной зависимости не было. Но реально эта зависимость была, как и прикрепление крестьян к земле. Отсутствие четко очерченных норм и само по себе, и из-за неустойчивости владельческих прав господствующего сословия способствовало высокой норме эксплуатации крестьян, у которых формально был один хозяин - государственная власть. В результате у крестьян оставалось слишком мало ресурсов для совершенствования производства. В фискальных целях сохранялась и община.

Отсутствие фиксированных прав в обществе сказывалось и на городской жизни. Она была лишена самостоятельности. Все городские корпорации (ремесленные, купеческие, обслуживающие) руководились и контролировались государственными чиновниками.

Иными словами, жизнь всех слоев общества в тогдашнем Китае была пронизана неусыпным и не связанным законами государственным контролем. Это порождало всевластие и произвол огромной армии чиновников, проедавших значительную часть общественного продукта. Не требует объяснений и наличие при такой системе массовых злоупотреблений, контролировать которые могли всё те же чиновники (а кто же еще?). В VIII в. в стране насчитывался один управляющий на двадцать дворов.

В итоге, как и в других странах Востока, в Китае без пользы проедались создаваемые богатства его общество была обречено на застой, что и было ярким признаком средневекового китайского общества. Впрочем, в этом оно мало отличалось от древнекитайского, Возможно, действительно надо вести речь о единой доиндустриальной китайской цивилизации. Но длительное историческое развитие именно в рамках централизованных государств, защищавших общество от почти постоянных внешних угроз, помогло создать самобытную, и, как выше было показано, высокую культуру, во многом превосходившую тогдашние культуры других народов. И в этом тоже специфика китайской цивилизации.

ТЕМА 9.

ЭПОХА ИМПЕРИИ СУН. В 907 г. прекратилось существование танской династии и после полувекового периода смут была установлена власть новой династии Сун (960-1279). Несмотря меньшую территорию, по сравнению с предыдущей эпохой, и меньшую политическую прочность, новая империя просуществовала 2 столетия.

Аграрные отношения. Во внутреннем устройстве сохранялись основные порядки, сложившиеся при прежней династии. Существовало 2 вида земельной собственности: государственная и частная, ставшая преобладающей к концу эпохи Тан, с IХ-Х вв. Крестьяне имели вечные наделы с правом продажи в определенных случаях. Но юридически владение землей не оформлялось, что вело к необеспеченности прав собственника, всеобщей зависимости от государственного управления, от правящей династии.

К концу танского государства мелкие крестьянские хозяйства уже себя исчерпали - началась концентрация земельной собственности. С эпохи Сун и до ХVIII в. росла крупная земельная собственность. Но поскольку земельные права не были гарантированы даже для феодалов, их социальное превосходство обеспечивалось не столько землей, а всем имуществом, образовательным цензом, кровнородственными и патронажными связями.

Поместья обслуживались, по преимуществу, крестьянами-арендаторами. Юридически личной зависимости крестьян от землевладельцев не было, хотя реально крестьяне были привязаны и к земле, и к ее владельцам. Но при сложившейся в Китае форме земельной собственности крестьяне были как бы субарендаторами у помещиков государственной земли. Другие государственные земли давались чиновникам в качестве должностных наделов. Им власть как бы переступала сбор ренты. В итоге центральная власть фактически контролировала сбор всей ренты с крестьян и могла ее перераспределять в своих интересах. Но фактически над крестьянами было 2 хозяина: государство в лице центральной власти и непосредственные держатели и владельцы земли. В итоге норма эксплуатации, объем ренты был высоким, что не только замедляло темпы аграрного развития страны, но и обостряло напряженность в обществе.

Основная причина роста социальной напряженности - безудержный рост налогов, при помощи которых династия старалась решать возникавшие проблемы. Традиционно налоги в Китае собирались с государственных крестьян. Но за время смут в позднюю эпоху Тан и после ее распада чиновники и землевладельцы расхитили значительную часть государственных земель. Это уменьшало количество налогоплательщиков и вело к усилению эксплуатации крестьян, остававшихся на государственных землях. Назрела необходимость в реформах. И они были проведены, получив по имени их автора название реформы Ван Аньши (1069-1074).

Реформатор происходил из провинциальных чиновников и хорошо знал обстановку на местах. Став первым министром, он предложил довольно радикальные меры: обложение налогом служилой знати; проведение земельной переписи для упорядочения сбора налогов; замена барщины государственных крестьян денежным налогом; взимание земельной ренты частью продуктами, частью - деньгами; создание государственных хлебных амбаров на случай голодовок; создание крестьянского банка, который бы давал крестьянам ссуды под невысокие проценты; реорганизация армии по принципу народного ополчения - каждые 3 двора поставляли одного пехотинца, каждые 10 - одного всадника. Предложенные преобразования затрагивали также культуру и просвещение: учреждались новые учебные заведения, на государственных экзаменах стали требовать практические знания[86].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.