Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 10 страница




До новой эры особенностью китайской одежды было отсутствие принципиальных различий ее у мужчин и женщин. Различия возникают с танской эпохи. В VII-ХII вв. появляются варварские элементы - куртки, высокие сапоги, широкие пояса, халаты с широкими отворотами. Для традиционно китайской одежды характерны рубахи с широкими рукавами и часто ассиметричным воротом. Длинные одежды носили верхи, короткие - бедняки. С VIII в от варваров в официальный костюм проникли пояса.

Обувь. Высокие кожанные сапоги - от варваров (в них было удобно ходить по траве). Модными были черные сапоги до колена. Они распространились с распространением стульев. До IХ-Х вв. мужская обувь почти не отличалась от женской. Но с этого времени возник обычай бинтовать женские ноги, особенно в аристократической среде.

Средства передвижения. В пределах всей Евразии седло и стремена впервые появились примерно в конце III-начале IV в. в Манчжурии и Северной Корее. В Ханьском Китае было принято ездить в экипажах. В VII-ХIII вв. и мужч, и женщины стали ездить верхом и престиж экипажа падает, он превратился в обычную закрытую повозку с дверцей спереди или сзади. При монголах особо распространилась верховая езда в среде чиновников, которые таким образом добирались на службу, а так как многие не могли влезать на коня, применялись специальные табуретки, которые подносили слуги.

Игры. Было известно поло, в котором сидя на конях, гоняли клюшками мяч, команда на команду. Игра распространилась во многих странах Азии и Европы, но изобретена, кажется, в Тибете. С VII в. в Китае появилась игра в ножной мяч[95]. Играли командами и мужчины, и женщины - это была наиболее распространенная в средневековом Китае простонародная игра.

Семья. В основе семейных норм - конфуцианская мораль. Молодая жена входила в дом мужа и полностью ему подчинялась. Поводами для развода были непочтительность молодой жены к старшим, особенно к свекрови, сварливость, ревность и растрата семейного состояния. Девическую невинность строго оберегали, опозорившую свой дом безжалостно выбрасывали на улицу. Кочевнический обычай лишать невинности до замужества китайцы воспринимали с ужасом. В состоятельных семьях держали наложниц, но передача им права хозяйки после смерти закон жены считалась предосудительной. Но традиции кочевой аристократии, в среде которой женщины имели больше свобод повлияли на усиление прав знатных женщин и у средневековых китайцев. Среди прост народа, где женщины играли большую роль в хозяйстве, они имели и больше прав: разводы осуществлялись по взаимному согласию ("если муж и жена живут как мышь и кот в одной норе").

Особенности сексуальных отношений. Императоры имели гаремы, что демонстрировало их потенцию[96]. В быту можно было предлагать дочь гостю. Пребывание девушки в борделях не являлось препятствием к замужеству. В дао вообще провозглашалась свобода половых отношений. Искусству секса обучали через популярную литературу. В сексе активной была роль женщины. При существовавшей полигамии она должна была привлекать мужчину. Следствие определенного эротики в среде знати - распространение гомосексуализма. По Конфуцию жена в семье - хозяйка и воспитательница, а муж должен не поддаваться чувству и относиться к женщине рационально. Девушки должны были вести себя скромно, не выходить к гостям без разрешения. В итоге любовь и секс как бы разграничивались: развратом считался не секс, а любовь между мужчиной и женщиной. Секс в саду, на качелях, с помощью слуг - допускался, а касания рукой супругов, объятия на людях, поцелуи - считались развратом. Поэтому китайцы считали неприличными изображения мадонн, кормящих женщин, сидение мужчин и женщин рядом в храмах. К эстетическим особенностям можно отнести то, что в фигурах женщин главным считалась грациозность, миниатюрность, поэтому бинтовали не только ноги, но и грудь.

От детей в бедных семьях, при нужде родителей, часто избавлялись; в больших городах их обычно оставляли на улицах, в деревнях чаще - топили. В ХII в. было издано много эдиктов с запретами детоубийств и с запрещениями оставлять их без присмотра. Власти начали создавать детские приюты и специальные продовольственные фонды для малоимущих семей. Но традиционное равнодушие чиновников свело эти меры к нулю.

Популярным в средневековом Китае было празднование дней рождения[97].

Погребениям придавалось большое значение, часто их откладывали на длительное время для лучшей подготовки. Знатных полагалось хоронить не ранее 2-3-х месяцев после смерти. Часто трудно было найти подходящие места для могилы, ибо удачный выбор, считалось, благоприятно влиял на покойника. Для подбора места погребения существовали специальные геоманты. На время поисков места тело помещали на временном кладбище или в буддийском храме. Дороговизна погребений - главная причина распространения с Х в. кремации (варварского обычая, по мнению аристократов). За кладбищами смотрели специальные монахи, состоявшие на государственном жаловании.

***

Таковы были особенности средневековой культуры Китая, которые наряду с характерными чертами его государственной организации определяли специфику его цивилизации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.