Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какой мерой Вы интересуетесь политическими процессами, которые происходят




в Украине?”, %

  12.2006 12.2007 12.2008 08.2009 12.2009
Постоянно слежу за политической жизнью          
Слежу за главными событиями          
Интересуюсь очень редко          
Вообще не интересуюсь          
Тяжело ответить          

Мониторинг УИСД/ЦСМ подтверждает наличие кризиса доверия как население в целом, так и молодежи в частности к основным социальным институтам, особенно к органам власти разных уровней (табл. 3). Пик этого недоверия связан, в первую очередь, с экономическим кризисом и припал на конец 2008 г. В2009 г. уровень доверия начал повышаться, тем не менее в декабре этого же года он все еще оставался ниже, чем был в декабре 2007 г.

Таблица 3

Динамика уровня доверия к основным социальным институтам (в %)

  12.2007 12.2008 12.2009
Все рес-понденты 18-35 лет Все рес-понденты 18-35 лет Все рес-понденты 18-35 лет
Партии            
Глава ОГА            
Облсовет            
Глава РГА            
Городской и т.п. голова            
Райсовет            
Городской и т.п. совет            
Религиозная организация            
Вооруженные силы Украины            
СБУ            
Милиция            
Суд            
Прокуратура            
СМИ Газеты            
Радио            
ТВ            
Верховная Рада            
Правительство            
Президент            

 

Молодежь, сравнительно с другими возрастными группами населения, в течение всего периода наблюдений проявляет меньше доверия почти ко всем социальным институтам. Например, в декабре 2007 г. уровень доверия (сумма ответов „Полностью доверяю” и „Скорее доверяю, чем нет”) к политическим партиям среди всех опрошенных составлял 21%, а среди молодежи возрастом 18-35 лет - 15%, к Верховной Раде Украины - соответственно 23% и 20%, к Президенту Украины - 35% и 32%, к областным советам - 32% и 27%, к главам государственных администраций районов - 36% и 31% и т.п.. Подобная тенденция сохранилась и в декабре 2009 г. Не может не беспокоить и тот факт, который всем институтам, за исключением Вооруженных сил Украины и средств массовой информации, молодежи люди не доверяют намного больше, чем доверяют. Например, в декабре 2008 г. Верховной Раде Украины не доверяли больше, чем доверяли в 12,5 раза (в декабре 2009 г. - в 7,6 раза), Национальному банку - в 8,2 раза (5,6 раза), политическим партиям - в 7,5 раза (4,5 раза), Президенту Украины - в 5,7 раза (8,6 раза).

Молодежь всех вековых категорий преимущественно отрицательно оценивает деятельность органов власти относительно решения проблем во всех важных для нее сферах (табл. 4). При этом беспокоит то, что такие расположения духа почти не изменяются со временем. По данным мониторинга УИСД/ЦСМ, наиболее критически оценивается деятельность органов власти в сфере обеспечения жильем и в околице работы: так, среди 15- 28-летних респондентов в мае 2002 г. отрицательно ее оценили соответственно 80% и 77%, а в апреле 2010 г. - соответственно 74% и 71%. Кое-что лояльнее постоянно оценивается деятельность государства относительно решения проблем в сфере обучения, физической культуры и спорта, досуг.

Таблица 4

Ответы респондентов возрастом 15–34 лет на вопрос „Как Вы оцениваете деятельность органов власти относительно решения проблем молодежи в сфере?...”, %

  Позитивно Негативно Мне все равно Трудно ответить
Физ-ра и спорт        
Учеба        
Досуг        
Культурные потребности        
Профилактика правонарушений        
Воспитание        
Здравоохранение        
Труд        
Обеспечение жильем        
Мат.поддержка социально незащищенной молодежи        

 

Нужно подчеркнуть, что менее привередливая сельская молодежь выше, сравнительно с молодыми людьми из городских населенных пунктов, оценивает деятельность органов государственной власти (табл. 5).

Таблица 5

Утвердительные ответы респондентов возрастом 15–34 лет в зависимости от места их проживания на вопрос: „Как Вы оцениваете деятельность органов власти относительно решения проблем молодежи в сфере?...”, %

  Молодежь обл.центров Молодежь др.городов Сельская молодежь
Физ-ра и спорт      
Учеба      
Досуг      
Культурные потребности      
Профилактика правонарушений      
Воспитание      
Здравоохранение      
Труд      
Обеспечение жильем      
Мат.поддержка социально незащищенной молодежи      

 

Не выявлены ощутимые отличия в соответствующих оценках в зависимости от региона проживания респондентов (правда, исключением является молодежь Киева). Так, если в других регионах положительно оцененная деятельность органов власти в сфере материальной поддержки социально незащищенных групп молодежи (сироты, инвалиды и т.п.) на уровне 19-20% респондентов, то в Киеве - лишь 3%; деятельность государства относительно обеспечения жильем положительно оценили в регионах 10-12% молодых людей, а в столице - лишь 3%; здравоохранение положительно оценено в регионах на равные 18-25% опрошенных, а в Киеве - лишь 3%. Даже решение проблем относительно обеспечения культурных нужд молодежи положительно оценивается в регионах на 20%, в столице же положительную оценку дали лишь 9% опрошенных молодых людей.

Как свидетельствуют результаты опроса „Молодежь Украины: образ жизни и ценностные ориентации”, государственные органы не только недостаточно эффективно работают над решением вопросов государственной молодежной политики, а и есть довольно недоступными для получения информации, необходимой для реализации прав молодежи. Лишь кое-что больше трети молодежи (36%) считает их доступными, остальные же убеждены, что они являются недоступными, при этом каждый шестой с опрошенных (16%) заявил, что государственные органы совсем не доступны для получения необходимой информации.

Такое состояние дел заставляет молодых людей за необходимости решения своих проблем обращаться, в первую очередь, к родителей, родственникам (так совершают 74% опрошенных) или к своим друзьям (38%). В крайнем разе они решают их самостоятельно (40%)11. И лишь по 2% опрошенных заявили, что они в этом случае обращаются или к государственным учреждениям в делах молодежи, или к другим государственным учреждениям.

В поведении молодежи при решении своих проблем существуют определенные отличия в зависимости от возраста. Так, стараются их решить самостоятельно среди 15- 19-летних 22%, среди 20- 24-летних - 39%, среди 25- 29-летних - 44%, а в составе 30- 34-летних - 51%. Городская и сельская молодежь, жителе разных регионов также по-разному решают свои проблемы: с помощью к родителей, родственникам обращаются среди городских жителей 72% опрошенных, а среди сельской молодежи - 79%, на Востоке страны - 67%, а на Западе - 85%. Молодежи мужчины кое-что большей мерой склонны самостоятельно решать свои проблемы (44%), чем женщины (среди них об этом заявили 35% опрошенных). Что же к поиску помощи в государственных учреждениях в делах молодежи или в других государственных учреждениях отношения разных групп респондентов практически одинаковое во всех случаях: к ним обращаются с помощью независимо от пола, возраста, местожительства и т.п. не больше 2% опрошенных.

Вызывает беспокойство также то, что большинство молодых людей не знают, как они должны действовать, когда возникает потребность в решении важных социальных проблем: по данным мониторинга УИСД/ЦСМ, свыше трех четвертей (78%) молодежи не знают, как нужно действовать, чтобы влиять на решение острых вопросов в своем населенном пункте, 84% - как влиять на деятельность местных органов власти, а 93% - как можно влиять на решение вопросов формирование государственной политики.

Существуют проблемы и с привлечением молодежного движения к реализации государственной молодежной политики. С одного стороны молодежь сознает важность участия в деятельности общественных объединений: эту функцию как важную оценивает почти две трети опрошенных (68% молодых респондентов). Еще выше оценивается необходимость контроля со стороны негосударственных общественных организаций за деятельностью органов власти: его важность подчеркивают свыше трех четвертей опрошенных с состава молодежи. Тем не менее, с другой стороны, как свидетельствуют данные опрашивания „Молодежь Украины: образ жизни и ценностные ориентации”, лишь 1% молодых людей в случае необходимости решения своих проблем обращается к общественным организациям.

Сложные социально-экономические условия предопределяют готовность молодежи в первую очередь поддерживать те молодежные организации, деятельность которых нацелена на решение социальных проблем. При этом такая тенденция со временем даже усиливается: по данным мониторинга УИСД/ЦСМ, если в мае 2000 г. четверть молодежи возрастом 14-28 лет считала, что сегодня прежде всего нужны организации, созданные для решения социальных проблем молодежи, то в апреле 2010 г. на этом подчеркнула сказали уже почти половина молодых людей (табл. 6).

Конечно, среди молодежи разных вековых групп существуют определенные отличия в восприятии возможных направлений деятельности молодежных организаций. Так, за молодежные организации, которые занимаются организацией досуга молодежи, высказались 50% среди 15- 19-летних респондентов и 36% среди 30- 34-летних, тогда как за организации, которые занимаются воспитанием молодежи, - соответственно 27% и 32%. Существуют отличия и в зависимости от региона проживания: например, за религиозные молодежные организации высказались 11% молодых людей на Западе и по 3% опрошенных на Востоке и в АР Крым. Среди тех, кто имеет базовое общее среднее образование, поддерживают деятельность воспитательных организаций 23% опрошенных, а в составе респондентов с высшим образованием - 34%. Поддержка молодежного движения определяется определенной мерой и достатком респондентов: так, среди лиц, семьи которых имеют низкий уровень материального обеспечения, 17% заявили, что молодежи вообще не нужны молодежные организации, среди опрошенных со средним достатком - 5%, а среди респондентов с достатком, высшим за средний, - 6%.

Таблица 6

Распределение ответов молодых респондентов на вопрос: „Как Вы считаете, какие молодежные организации, прежде всего, сегодня нужны таким молодым людям, как Вы? ”,

  05.2000 04.2010
14-28 лет 15-28 лет 15-34 года
Организации для решения социальных проблем      
Организации для досуга молодежи      
Организации для воспитания      
Организации для поддержки предпринимательства      
Экологические организации      
Молодежные профсоюзы      
Политические организации      
Религиозные организации      
Никакие организации не нужны      

 

Конечно, среди молодежи разных возрастных групп существуют определенные отличия в восприятии возможных направлений деятельности молодежных организаций. Так, за молодежные организации, которые занимаются организацией досуга молодежи, высказались 50% среди 15- 19-летних респондентов и 36% среди 30- 34-летних, тогда как за организации, которые занимаются воспитанием молодежи, - соответственно 27% и 32%. Существуют отличия и в зависимости от региона проживания: например, за религиозные молодежные организации высказались 11% молодых людей на Западе и по 3% опрошенных на Востоке и в АР Крым. Среди тех, кто имеет базовое общее среднее образование, поддерживают деятельность воспитательных организаций 23% опрошенных, а в составе респондентов с высшим образованием - 34%. Поддержка молодежного движения определяется определенной мерой и достатком респондентов: так, среди лиц, семьи которых имеют низкий уровень материального обеспечения, 17% заявили, что молодежи вообще не нужны молодежные организации, среди опрошенных со средним достатком - 5%, а среди респондентов с достатком, высшим за средний - 6%.

В завершение необходимо подчеркнуть, что, хотя за годы независимости Украина, расстраивая свою государственность, осуществила ряд важных мероприятий по реализации принципиально новой молодежной политики, сориентированной на лучшие образцы западной демократии, вдоль последних лет, особенно в период финансового и экономического кризиса, ситуация в молодежной среде ухудшилась.

Поскольку молодое поколение характеризуется не только специфическими возрастными признаками, но прежде всего своим важным общественным назначением быть проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного прогресса, определяющим субъектом преобразований, адекватных назревшим нуждам и вызовам времени, - это требует от государства, общества в целом определения особого внимания проблемам молодежной политики. Сейчас в сложных социально-экономических условиях необходимым есть безусловное выполнение главных принципов молодежной политики, задекларированных в законодательстве и программных документах, основное содержание которых состоит в отношении к молодежи прежде всего как к субъекту, а не только к объекту этой политики. Однако, с другой стороны, нельзя забывать и о том, что молодежь требует пыльного внимания общества и долгосрочных инвестиций, без которых ее потенциальные возможности некогда не раскроются.

3. Направления дальнейшего усовершенствования молодежной политики в Украине

За годы независимости в Украине проведена значительная работа относительно формирования и реализации принципиально новой молодежной политики, которая стала составной государственной политики в сфере социально-экономического, научно-культурного развития страны и представляет собой целостную систему мероприятий правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, образовательного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для сознательного выбора молодыми людьми своего жизненного пути.

Перед изложением путей усовершенствования государственной молодежной политики, укажем некоторые проблемные аспекты ее реализации в Украине (более детально об этом говорилось в предыдущем параграфе). Несмотря на значительные достижения в этой сфере, существуют значительные проблемы, которые, в первую очередь, связанные с недостаточным ее финансированием. Финансовый и экономический кризис последних лет усложнил экономическую и политическую ситуацию в стране, заострила социальные проблемы молодежи. Ситуация усложняется еще и тем, что ныне не всегда отвечают реалиям приоритеты, заложенные в схему реализации государственной молодежной политики. Как показывает международный опыт, решить все молодежные проблемы не только в странах, которые развиваются, но даже и в развитых странах, тем паче в кризисный период, за счет лишь государственных ассигнований практически не возможно. Так вот, молодежная политика должна предусматривать как выделение значительных материальных средств из государственного бюджета, но и на создание в молодежи, родителей стимулов к инвестированию в личное развитие. Нередко государственные программы, мероприятия, нацеленные на молодежь, не только не приходятся к ее известная, но и не отвечают ее запросам. Недостаточно систематическое оценивание программ и мероприятий молодежной политики становятся определенной преградой на пути ее развития. Ведь государственная молодежная политика, несмотря на существующие достижения, нуждается в систематическом усовершенствовании.

1) Исходя из того, что государственная молодежная политика должна быть не эпизодичным, а постоянным процессом, в дальнейшем ее нужно осуществлять за всеми теми основными, стратегическими направлениями, определенными нормативно-правовыми актами предыдущего этапа ее внедрения в Украине.

2) Учитывая нынешнее сложное социально-экономическое положение страны, внести на ближайшие года определенные коррективы относительно объекта осуществления государственной молодежной политики – молодежи:

· с одной стороны, вся молодежь и в дальнейшем должны оставаться весомой ценностью государства, объектом государственной молодежной политики, относительно которого последняя должна реализовываться за всеми раньше произведенными принципами, которая будет обеспечивать создание надлежащих условий для предоставления правовых и материальных гарантий относительно осуществления прав и свобод молодежи, широкого ее привлечение к активной общественной, экономической, социальной деятельности, предоставление государством каждому молодому человеку социальных услуг по обучению, профессиональной подготовке, воспитанию, духовному и физическому развитию;

· с другой стороны, государство, общество должны уделить особое внимание работе с одаренной молодежью, а также с теми, кто неспособен обеспечить себе достойная жизнь в нынешний социально-экономической ситуации (инвалиды, больные, сироты, молодежи люди, которые возвратили из мест лишения свободы и т.п.). В этом направлении необходимо если не увеличить государственное финансирование, то хотя бы существенного его не сокращать.

3) Больше использовать международный опыт в реализации молодежной политики, которая, в частности, предусматривает:

• расширение возможностей, которые предусматривает осуществление таких мероприятий, которые помогают молодым людям приобретать, совершенствовать и использовать свои умения и навыки;

• развитие способностей, который акцентирует внимание на способности молодых людей делать выбор из имеющихся возможностей, а также на мероприятия политики относительно распространения информации и создание стимулов, которые помогают молодежи принимать верные решения;

• предоставление повторного шанса, для возвращения молодых людей на путь наращивания своего человеческого капитала во имя будущего, которое предусматривает корректирование нежелательных результатов.

Деятельность по этим направлениям будет разрешать молодым людям в раскрытии их потенциала и участия в жизни общества и разрешают расширить возможности использования модели человеческого капитала за счет включения в число потенциальных инвесторов не только государственные структуры и семью, но и самую молодежь.

4) Молодым людям необходимо делать авансы для более активного участия в общественной жизни. Государственные органы должны научиться общению с молодыми людьми, использовать их огромный потенциал как партнеров относительно предоставления услуг, сделать государственные программы такими, которые привлекали бы молодежь.

5) Принять Закон Украины о соответствующей общегосударственной молодежной программе, в которой определить приоритетные направления осуществлениягосударственной молодежной политики на ближайшие года. Это необходимо учитывая то, что, с одной стороны, ООН в последнее время настойчиво рекомендует осуществлять государственную молодежную политику на началах всестороннего ее законодательного обеспечения (кроме содействия этой политике Правительством страны), а с другого - в Украине действие предыдущей Общегосударственной программы поддержки молодежи завершилось два года назад, а в секущие 2009 г. Кабинетом Министров Украины было утверждено лишь Государственную целевую социальную программу „Молодежь Украины” на 2009-2015 года.

Существует также мысль, которая следует внести изменения в украинское законодательство и определять возраст молодежи при осуществлении государственной молодежной политики в пределах 15-24 лет, приблизившись этим к лучшим мировым стандартам. Особенно уместным это будет в контексте существующего недостатка средств на реализацию молодежной политики, т.е. финансового императиву.

Остановившись на общих началах усовершенствования семейной политики, перейдем к рассмотрению более конкретизированных за отдельными сферами путей.

Сегодняшняя молодежь работает и будет работать в условиях усиления глобальной конкуренции, рост роли инноваций и значение человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Дополнительная нагрузка ляжет на молодежь и в связи с постарением населения Украины, которая уже ныне происходит на фоне быстрого роста количества населения в странах, которые развиваются, увеличение миграционных потоков, а также возрастающей конкуренции с европейскими и азиатскими рынками за квалифицированные кадры.

Коренная перестройка социальных отношений и экономический кризис не могли не обозначиться на социально-экономическом положении молодых семей. Они находятся в более сложных материальных обстоятельствах, имеют потребность в поддержке, как правило, не имеют жилья и не уверенные в завтрашнем дне. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, за которые она, опираясь на собственный потенциал, получая поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать социальные функции и репродуктивные установки.

Ныне члены молодых семей нуждаются в гарантированной поддержке во всех сферах жизнедеятельности, что должна распространяться на систематическую подготовку молодежи к семейной жизни, на стимулирование активности самой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии, на формирование ответственности молодежи за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей, на полноценную социально-правовую защиту и поддержку молодой семьи в решении жилых проблем, в обеспечении занятости, в повышении социально-профессионального статуса молодых работников и формировании здорового образа жизни и т.п..

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития Украины охарактеризуем приоритетные сферы государственной молодежной политики и определим пути усовершенствования каждой из них.

Более всего внимания нуждаются в такие направления:

1) поддержка молодежи в сфере образования и воспитания;

2) поддержка экономического развития молодых семей, обеспечение занятости молодежи;

3) поддержка молодежи в сложных жизненных ситуациях;

4) профилактика асоциального поведения, опасных заболеваний и формирование здорового образа жизни;

5) содействие реализации творческих способностей молодежи;

6) поддержка молодежных общественных объединений и организаций;

7) жилищная политика;

8) семейная политика;

9) улучшение репродуктивного здоровья молодого поколения.

Очертим более конкретные направления усовершенствования ситуации и соответствующие меры по каждой из выделенных сфер.

1) Сфера образования и воспитания. Одной из важнейших предпосылок подготовки молодежи к жизни и ее социализации является получение образования. Поэтому поддержка государством молодежи в сфере образования и воспитание является первоочередной задачам, которая предусматривает реализацию таких целей:

• обеспечение доступности получения качественного высшего образования, создание условий для равных прав и возможностей относительно получения полноценного образования разными категориями населения, в частности молодыми гражданами, которые живут в сельской местности, молодыми лицами, которые находятся в сложной жизненной ситуации (лица с ограниченными возможностями, дети-сироты и дети, которые остались без родительской заботы), и т.п.;

• усовершенствование и дальнейшее развитие системы образовательного кредитования;

• повышение мотивации учебной деятельности и уровня самообразования, ознакомление студентов с возможностями реализации личных инициатив;

• координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в сфере духовно-морального и экологического воспитания, воспитание чувства патриотизма;

• поддержка и развитие разных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в подростковых и молодежных клубах по месту проживания, уменьшение отрицательных влияний социальной среды на молодежь;

• интеграция знаний на уровне отдельных учебных заведений и объединение их информационных ресурсов, предоставление помощи ВУЗ в получении доступа к платным электронным ресурсам, в лицензировании и патентовании собственных мультимедийных образовательных продуктов.

Для достижения указанных целей спешным есть:

• разработка и осуществления мероприятий по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, для поддержки их стабильной, полноценной трудовой деятельности;

• формирование и реализация программ по поддержке молодежных общественных объединений, которые действуют в образовательных учреждениях;

• разработка и внедрения мероприятий по поддержке и поощрению талантливой молодежи в сфере образования, науки, техники и т.п.;

• формирование и реализация системы мероприятий по повышению правовой культуры молодежи;

• внедрение разнообразных междисциплинарных программ, которые будут предоставлять возможность получать сразу несколько специализаций, включая международные;

• разработка образовательных программ, ориентированных на рынок работы, которая должны стать определяющим показателем эффективности высшего образования и качества подготовки молодого поколения.

2) Экономическое развитие молодых семей, занятость молодежи. С целью обеспечения экономической самостоятельности и содействие трудовой занятости молодежи основными задачами должны стать:

• содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке работы;

• усовершенствование системы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, которые учились за госзаказом;

• применение экономических стимулов, которые повышают заинтересованность предприятий в предоставлении услуг из трудоустройства и приема на работу молодежи;

• поддержка специализированных организаций, которые направлены на содействия занятости, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и переподготовку молодежи, в т.ч. центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж работы, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений и т.п.;

• обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, что проживает в сельской местности, молодым лицам, которые нуждаются в социальной защите;

• развитие и усовершенствования государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи.

Для достижения этих задач необходимым есть:

• привлечение молодежи к деятельности трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

• внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового образования и ориентирование молодежи, помощь в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке работы;

• стабилизация ситуации на рынке труда, сокращение уровня безработицы, усиление социальной защиты молодых работников, которые освобождаются в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного состояния работников, количества иждивенцев, в частности детей;

• внедрение эффективных программ развития социальной компетентности, необходимой для продвижения молодежи на рынке работы;

• развитие взаимодействия субъектов рынка работы в решении вопросов трудоустройства молодежи;

• создание условий для максимально гибкого включения молодежи в новые для нее виды деятельности по учетом обеспечения ее законных прав и интересов.

3) Поддержка молодежи в сложных жизненных ситуациях. Обеспечение поддержки и предоставление помощи относительно интеграции в общество молодых граждан, которые по разным причинам попали в сложную жизненную ситуацию (молодежь с ограниченными возможностями физического или психического характера; молодежи лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы; молодежь, которая находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях и т.п.), первоочередным есть:

• развитие адресной мобильной социальной работы с молодежью, которая попала в сложную жизненную ситуацию;

• внедрение групп самопомощи и взаимопомощи молодежи;

• включение молодежи с ограниченными возможностями в единое социально-экономическое пространство, общественно-политическая и культурная жизни;

• усовершенствование нормативно-правовых основ для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, которые попали в сложную жизненную ситуацию;

• обновление нормативно-правовой базы относительно поддержки общественных объединений, юридических и физический лиц, которые осуществляют помощь и поддержку молодежи, которая попала в сложную жизненную ситуацию.

В частности, необходимым есть:

• развитие проектов интеграции и привлечение молодежи, которая находится в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

• разработка и реализация мероприятий по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодежи по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройство, организации предпринимательской деятельности и т.п.;

• реализация программ развития привычек и умений самостоятельной жизни для групп молодежи, которые имеют трудности в интеграции;

• активизация мероприятий по предоставлению помощи, обеспечение медицинской, социально-психологической реабилитации и адаптации молодых граждан, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

4) Профилактика асоциального поведения, опасных заболеваний и формирование здорового образа жизни молодежи. В условиях кардинального реформирования основ жизнедеятельности общества, состоялось разрушение четкой системы духовных ценностей и ориентиров, распространились разные социальные патологии, в частности наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.. В Украине информационные и социальные кампании из борьбы с асоциальными проявлениями среди молодежи проводятся в основному негосударственными общественными организациями и фондами.

Политика государства относительно борьбы с социально опасными явлениями фактически не реализуется: например, практически бездействует запрет о продаже табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, аналогичная ситуация имеет место относительно запрета курения в образовательных учреждениях и общественных местах. Поэтому политика государства относительно профилактики асоциального поведения, опасных заболеваний и формирование здорового образа жизни молодежи должна состоять в:

• усилении ответственности за продажу несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции, в частности, в увеличении штрафов за такие нарушения;

• повышении административной ответственности за распивание алкогольной продукции и курение в общественных местах, прежде всего на территории учебных заведений;

• внедрении обязательного тестирования учеников школ, других учебных заведений для определения предмет наркотической, алкогольной и табачной зависимости, общего состояния уровня здоровья;

• расширении информационно-пропагандистской кампании, направленной на разъяснение молодежи следствий употребления алкоголя, наркотиков; распространение информации по вопросам профилактики ЗППП, ВИЧ/СПИД;

• поддержке общественных организаций, которые эффективно занимаются антиалкогольной и антинаркотической деятельностью;

• разработке и внедрении программ по охране репродуктивного здоровья молодежи, сохранение ее психического здоровья, профилактических и реабилитационных программ, направленных на борьбу с социально значащими инфекциями (ВИЧ, вирусных гепатитов, ЗППП и т.п.), направленных на привлечение молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

• создании условий для развития массовых видов молодежного туризма, поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в этой сфере;

• развития индустрии отдыха и оздоровление молодежи в свободное время, которое основывается на системе спортивно-оздоровительных лагерей и т.п..

С целью снижения влияния отрицательных тенденций необходимыми есть мероприятия, направленные на противодействие асоциальным явлениям и борьбу с ними, и ориентированные на формирования и популяризацию в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, которая предусматривает:

• усовершенствование государственной поддержки здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение материнства, профилактика заболеваний, которые передаются половым путем;

• активизацию мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и зависимости от наркотических и психотропных веществ, из лечения и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, а также с сохранение психического здоровья молодежи;

• стимулирование мероприятий по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни;

• расширение профилактической работы с молодежью из групп социального риска относительно предупреждения отрицательного поведения в молодежной среде;

• поддержка деятельности детских оздоровительных и образовательных учреждений, внедрение инновационных технологий и методик формирования здорового образа жизни, полноценного отдыха, досуг, творческого развития.

Содействие реализации творческих способностей молодежи. Для поддержки талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности нужно:

• развивать молодежное предпринимательство и деловую активность молодежи;

• делать авансы молодежь к разработке проблем, которые имеют значение для развития страны;

• привлекать молодежь в творческие, научные и спортивные объединения, к инновационным международным проектам в сфере образования, науки, культуры и т.п.;

• популяризировать и пропагандировать успехи украинской молодежи в мировом сообществе.

Для реализации приоритетного направления – содействие инициативе и активности молодежи – необходимо сконцентрировать усилие на:

• развития и распространении эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, моделей и программ подготовки лидеров молодежи;

• привлечении молодежи к участию в общественно-политической жизни, к деятельности органов самоуправления в разных сферах жизни общества, к работе в исполнительных и представительных органах власти, к проектной, управленческой, исследовательской деятельности;

• популяризации идей участия молодежи общественно-политической жизни страны и т.п..

Основными мероприятиями за сдачей направлений должны быть:

• информационная помощь со всего спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, образование, работа, карьера, общественная и личная жизни, семья, жилье, досуг, спорт, жизнь молодежи в других странах и т.п.);

• активизация участия молодежи в разработке и внедрении инновационных проектов и программ;

• разработка специальных проектов, которые предоставляют равные возможности молодежи, которая проживает в городах и в сельской местности, относительно поиска, применение и распространение актуальной информации;

• пропаганда участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимодополнение ценностей украинской и мировой культуры.

Поддержка молодежных общественных объединений и организаций. Поддержка общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений предусматривает:

• создание экономических и организационных условий для развития молодежных объединений, движений и общественно значащих инициатив и программ;

• содействие организации молодежных добровольческих центров, формированию молодежных программ, более широкое освещение их деятельности в средствах массовой информации;

• дальнейшее усовершенствование информационного, научно-методического, кадрового обеспечения деятельности молодежных и детских общественных объединений;

• привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов нормативно-правовых актов по вопросам реализации законных прав и интересов молодежи и т.п..

Это направление охватывает систему мероприятий по государственной поддержке инициатив молодежных общественных объединений, общественно-полезной деятельности молодых граждан. Его реализация требует:

• разработки и реализации мероприятий из информационного, научно-методического обеспечения деятельности молодежных общественных объединений;

• активизации поддержки инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, создание условий для реализации творческой активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;

• стимулирование мероприятий по поддержке общественных инициатив по привлечению молодежи к консультативной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в реализации государственной молодежной политики и т.п..

Основное внимание государства должно быть направлена на молодежи семьи, поскольку именно в семьи происходит первичная социализации следующего поколения. Практика показывает, что семьи создаются в молодом возрасте, который характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров молодежи, в том числе ориентиров на стойкую и благополучную семью, на ответственное отцовство и ценности семейной жизни.

Жилищная политика. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Украине, проблемы,

вызванные старениям жилищного фонда, неразвитостью форм найма жилья и т.п., провоцируют рост цен на жилье и арендной платы за него. Значительная часть молодых семей той или другой мерой нуждается в улучшении жилищных условий, вместе с тем приобретения жилья за ныне существующими ценами, которые демонстрировали к кризису тенденцию к постоянному росту, для большинства молодых семей - невыполнимая задача. С целью реализации этого направления необходимым есть:

• обеспечение молодых семей с низким уровнем материального благосостояния временным социальным жильем;

• разработка эффективного механизма софинансирование и льготного кредитования жилищного строительства с целью удовлетворения нужд семей, которые находятся в активной репродуктивной фазе;

• усовершенствование предоставления долгосрочных льготных кредитов на строительство жилья;

• предоставление частичной компенсации процентов кредитов коммерческих банков на строительство или реконструкцию и приобретение жилья молодым семьям и одиноким молодым гражданам;

• развитие системы молодежных жилых комплексов и молодежных жилищно-строительных кооперативов;

• предоставление долгосрочных льготных кредитов на приобретение жилья на вторичном рынке;

• выделение земельных участков с целью построения жилья для молодежи.

Семейная политика. В сфере молодежной семейной политики актуальными будут следующие рекомендации. Украина прежде всего нуждается в стабильной, последовательной стратегии реализации семейной политики: кроме прямого содействия при условии надлежащего информационного обеспечения это будет взыскивать значительный психологический эффект. Молодая семени, которое воспитывает 2-3 детей, должна получить со стороны государства режим наибольшего содействия как наиболее привлекательная в социальном и моральном смысле составная общества. Эффективная государственная политика относительно молодых семей, в том числе многодетных, это инвестиции в человеческий капитал нынешних и будущих поколений.

В сфере финансового содействия семьям с детьми предлагаются следующие моменты:

• перенесение акцента с гранту при рождении ребенка на продолжительные ежемесячные выплаты;

• перестройка системы выплат из универсальной в более индивидуально-направленную, привязанную к материальному положению семьи с детьми и реальных их нужд;

• дифференциация ежемесячных выплат за очередностью рождения ребенка;

• выплата ежемесячной помощи, начиная со второго родившегося ребенка, со значительным ростом при рождении третьего ребенка, вместе с тем возможно без роста при следующих очередностях;

• смещение начала осуществления выплат по уходу за ребенком на момент завершения выплат гранту при рождении;

• внедрение практики осуществления относительно незначительных одноразовых выплат в период наибольшей потребности для семей с детьми (перед началом учебного года);

• социальный мониторинг с целью определения семей, которые реально нуждаются в помощи и предоставлении материальной или социальной помощи необходимого размера;

• расширение перечня налоговых льгот, которые предоставляются семьям с детьми; распространение предоставления налоговых кредитов;

• восстановление практики установления скидок на товары и услуги для детей, или бесплатного предоставления некоторых видов детских и услуг для определенных категорий семей (за образцом практики, которая действовала в бывшем СССР).

В сфере объединения занятости с рождением и воспитанием ребенка рекомендовано:

• увеличение гибкости отпуска по уходу за счет расширения возможностей относительно возможностей оформления ее относительно небольшими блоками;

• внедрение отпусков для отца на несколько дней накануне рождения ребенка;

• развитие системы дошкольных учреждений, рост количества мест в них;

• внедрение гибкого режима пребывания детей в дошкольных учреждениях;

• увеличение влияния негосударственных структур в части поддержки сферы социальных услуг по уходу за детьми;

• развитие сферы индивидуального ухода за детьми;

• частичная компенсация расходов семьи в случае использования нанимаемой няньки.

Нужно особенно подчеркнуть важную роль последовательности семейной политики. Инициативы относительно содействия рождаемости не будут иметь успеха без стабилизации социально-экономической ситуации, рост уровня жизни населения, решение многих других проблем, которые создают преграды для рождения и воспитание на надлежащем уровне необходимой для семьи и общества количества детей. Жилищная проблема, низкий уровень доходов населения, коррупция в образовании, здравоохранению и во многих государственных органах, популизм при изготовлении стратегий реформ и т.п. - это далеко не полный перечень обстоятельств, которые сейчас отрицательно влияют на детородную активность населения в Украине.

Улучшение репродуктивного здоровья молодого поколения. Важным являетсяболее полное использование современных медицинских технологий лечения бесплодия, рост качества медицинских услуг, которые предоставляются беременным женщинам, и т.п.. Молодая семени с момента начала своего существования должна находиться под пыльным надзором центров семейной медицины (семейных врачей) или в случае выявления патологии - центров репродуктивного здоровья. Необходимым есть создания системы семейных врачей, основными функциями которых есть не только лечение всех членов семьи, а и профилактика заболеваний и пропагандирования здорового образа жизни. Основными мероприятиями по улучшению репродуктивного здоровья молодого поколения должны быть:

• развитие службы планирования семьи, охрана репродуктивного здоровья семьи и предоставление социальной-психологической помощи в воспитании детей;

• теоретическая подготовка учеников школ по вопросам подготовки к отцовству, введение обязательных соответствующих дисциплин; формирование путем создания информационных, образовательных программ ответственного отношения к созданию семьи и родительских обязанностей на всех этапах формирования личности;

• распространение социальной рекламы относительно формирования здорового образа жизни в средствах массовой информации;

• пропаганда медицинских знаний по планированию семьи и современных методов контрацепции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.