Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика в отношении семьи в Украине 2 страница




Следовательно, в Украине формируется семейная политика пронаталистского направление, целью которой являются повышения детородной активности населения. Тем не менее применяемый инструментарий на нынешнем этапе довольно узкий. Пока что ощутимым есть определенный эффект значительных финансовых вливаний в виде помощи при рождении ребенка, но навряд или можно надеяться на их стойкое продолжительное действие. Среди направлений дальнейшей интенсификации семейной политики можно назвать расширение роли ежемесячных выплат путем поднятия их вековой границы. Так, выплаты целесообразно было бы приспособить к решению проблемы обеспечения семей с детьми жильем путем внедрения соответствующих грантов, выплат, займов или же дифференциации текущих платежей за жилье в зависимости от количества детей. Уместным также выдается поддержка семей с детьми путем предоставления им бесплатных (или со скидками) товаров и услуг, необходимых для воспитания ребенка (спектр которых может быть очень широким). Подобный инструмент (как и налоговые льготы) будет наиболее выгодным для небогатой украинской экономики, чем широкомасштабные выплаты.

 

 

3. Поддержка отдельных категорий семей

Учитывая нестабильность социально-экономической ситуации и, соответственно, условий функционирования семей в Украине, определенные брачно-семейные деформации и проявления дезорганизации института семьи в нашей стране, до сих пор не теряет своего значения поддержка отдельных (наиболее проблемных или впечатлительных) категорий семей. Так, ради сокращения объемов бедности и малообеспеченности семей, а также повышение адресности пособий и уровня охвата нуждающихся особое внимание должно отводиться таким проблемным относительно возможностей экономического самообеспечения семьям, как семьи с ребенком-инвалидом или матерью/ отцом-инвалидом, неполные семьи с несколькими детьми, многодетные, сложные семьи с малолетними детьми и больными лицами преклонного возраста и семьи, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

В Украине лишь в последние годы были заложены основы для создания общей действенной системы помощи семьям, которые оказались в кризисных ситуациях. С 2006 г. Министерством в делах семьи, молодежи и спорт начат создание Единого банка данных семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в помощи социальных служб. За 2006-2008 гг. было выявлено и направлено в центры социальных служб свыше 195,5 тыс. семей (310 тыс. детей), которые оказались в сложной жизненной ситуации. Согласно информации этого банка данных, по состоянию на конец 2008 г. в Украине насчитывалось свыше 61,4 тыс. семей, которые нуждались в социальной поддержке, в этих семьях проживало почти 123 тыс. детей, при этом за последние годы ощутимая доля семей снята из учета с положительным результатом.

В целому же Государственная социальная служба для семьи, детей и молодежи в Украине была создана для обеспечения помощи всем семьям, которые ее нуждаются в. Деятельность центров социальных служб началась в 1992 г. с создание центров социальных служб для молодые, которые за 1992-2008 гг. прошли путь становления и формирование как учреждения социальной помощи семьям, детям и молодежи. В 2001 г. было принято сейчас действующий (с внесенными в дальнейшем изменениями)

Закон Украины «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью». Основные виды социальной работы, которые выполняют центры социальных служб для семьи, детей и молодые, - социальное обслуживание, социальное сопровождение, социальная профилактика и социальная реабилитация. Они предоставляют юридические, психологические, социально-медицинские, социально-экономические и информационные услуги. На конец 2008 г. в Украине действовало 1024 центров социальных служб для семьи,детей и молодежи, в том числе региональные, городские, районные (а из недавнего времени - еще поселковые и сельские). К сравнительно новым видам социальных услуг, направленных на поддержку семей и детей в Украине, сейчас можно отнести: профилактику социального сиротства (социальное сопровождение детских домов семейного типа и приемных семей; предотвращение отказов от новорожденных детей и т.п.); профилактику безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступности; социальное образование и воспитание (развитие волонтерского движения и студенческих социальных служб и т.п.); развитие сети поселковых и сельских центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.

В Украине существуют разные виды материальной помощи семьям (в частности, малообеспеченным, семьям с детьми и т.п.). Как показывает анализ, осуществленный специалистами ИДСИ НАН Украины, помощи на детей и помощи малообеспеченным семьям в течение последних лет демонстрируют более заметный сравнительно с другими социальными трансфертами эффект относительно выравнивания дифференциации населения за доходами. Функционирование пособий по малообеспеченности хотя и демонстрирует положительные тенденции, но остается малоэффективным с позиций ее влияния на ситуацию с бедностью. Социальная помощь семьям с детьми ныне тоже в значительной мере работает на небедное население.

В современных экономических условиях усовершенствования механизмов поддержки отдельных категорий семей с детьми (неполные семьи, многодетные и др.) в Украине должны происходить именно путем усиления ее адресности. Необходимо отойти от практики предоставления выплат одинакового размера всем семьям определенной категории, а на основе социального мониторинга этой группы семей внедрить социальный патронаж именно тех семейных ячеек, которые его нуждаются в, и предоставлять именно им как материальную, так и социальную помощь необходимого вида и размера. При этом необходимой есть не только надлежащая финансовая поддержка соответствующих семей, а и дальнейшее развитие системы их социального и медицинского патронажа, а также социальной реабилитации. В решении финансовых и организационных вопросов предоставления материальной и социально-психологической поддержки упомянутым семейным ячейкам на перспективу в приключении может стать также опыт других европейских стран.

Неполные семьи. Политика поддержки неполных семей в развитых странах преимущественно направленная на улучшение их благосостояния. Одинокие родители могут выступать субъектом специальной политики или же получать помощь государства в пределах программ преодоления бедности, повышение занятости, политики, направленной на создание благоприятных условий для объединения занятости и отцовства, а также других видов социального обеспечения семей с детьми. В целом вследствие реформ системы социального обеспечения, которые состоялись в большинстве развитых стран в последние два десятилетия, прямая финансовая помощь все чаще уступает государственным средствам стимулирования самообеспечения и поощрению участия одиноких родителей в рынке труда.

Во многих англоязычных странах ведущей в обеспечении семьи является роль мужчины – отца детей. Следовательно при его отсутствии роль «кормильца» берет на себя государство. В Австралии, например, размер выплаты для семей одиноких родителей даже формально привязан к величине среднего заработка работника мужского пола. Таким образом, значительную долю государственной помощи неполные семьи получают в виде социальных выплат. Участие в рынке труда при этом, как правило, есть добровольной, тем не менее всячески поощряется государством.

Порядок социальных выплат одиноким родителям в Ирландии и Австралии, предусматривает, что получатель может иметь дополнительные доходы от наемного труда. В Великобритании существует специальная программа привлечения одиноких родителей к рынку труда, целью которой являются доведения до 2010 г. уровня занятости родителей из неполных семей до 70%. Ее промежуточным результатом стало увеличение количества работающих одиноких родителей до 56% в 2005 г. сравнительно с 45% в 1997 г. В общем виде государственная политика обеспечения неполных семей построена таким образом, что более всего от нее выиграют одинокие родители с малым заработком, которые по обыкновению имеют также значительные льготы в налогообложении. В Ирландии лицо, которое претендует на выплату для семей одиноких родителей (One Parent Family Payment, OFP), должен: быть одинокой матерью (отцом) и главным опекуном ребенка; отвечать требованиям проверки благосостояния; иметь заработок по налогообложению не больше 400 евро на неделю; прилагать усилия для получения алиментов; проживать отдельно; быть разведенной или лицом, которое фактически разорвало отношения с партнером уже по меньшей мере год назад. При проверке благосостояния учитываются заработная плата, алименты, прибыли от недвижимости (не включая то жилье, в котором фактически проживает семья) и капитала. В случае, если заработная плата составляет больше 146,5 евро на неделю, выплата сокращается на 50 центов с каждого евро выше этой предельной суммы. Получатели OFP также имеют возможность подавать документы на выплату дополнения к семейному доходу (Family Income Supplement, FIS), если удовлетворяют требованиям получателей этой субсидии. В этой стране сумма всех выплат с надбавками для детей составляла в 2007 г. 185,8 евро на неделю. Средняя продолжительность пребывания получателей в программе OFP - 5-6 лет.

В Австралии одинокие родители получают помощь в виде выплаты одиноким родителям (Parenting Payment Single, PPS). Состоянием на 2000 г. ее размер составлял 387 австралийских долларов на две недели. Эта выплата индексируется дважды на год согласно изменению среднего недельного заработка работника мужского пола (Male Total Average Weekly Earnings) и составляет не меньше четверти от этого показателя. Для того, чтобы получать помощь, нужно заботиться о ребенке, который учится (до 16 лет), проживать в Австралии не меньше двух лет, или приобрести статус одинокой матери (отца) сразу по прибытии в страну. Получатели помощи не должны находиться в неофициальном браке. С 2003 г. те с родителей, которые имеют детей от 6 до 12 лет, должны прилагать усилия к поиску работы. Если же ребенку 13 лет и старше, то от родителей требуется участие в оплачиваемой работе - минимум 6 часов на неделю. Максимальный размер помощи получают те, чей доход составляет меньше 130,6 австралийских доллара на две недели для семей с одним ребенком (+24,6 австралийских доллара на две недели в случае наличия каждого следующего ребенка). После перехода через эту границу дохода выплата сокращается на 40 центов из каждого доллара валового налогооблагаемого дохода. Одинокие родители с одним ребенком не имеют права на эту выплату, если их доход составляет 1000 австралийских долларов и больше на две недели. Получатели этой помощи также имеют право на специальную небольшую выплату, предназначенную на покрытие части стоимости лекарства. Кроме того, в Австралии одинокие родители могут воспользоваться общей для всех семей с детьми значительной льготой в налогообложении, которое назначается на каждый ребенка. Первая часть этой льготы (Family Tax Benefit, Part A) предназначенная для родителей, которые являются получателями PPS или заняты на низкооплачиваемой работе. Вторая часть (Family Tax Benefit, Part В) не зависит от величины заработка и остается доступной для всех семей, которые имеют в своем составе детей до 5 лет. Обе выплаты предоставляются в виде налогового кредита. Общий пакет всех выплат для одиноких родителей с одним ребенком в Австралии составляет 45% от среднего недельного заработка работника мужского пола, поскольку лишь PPS составляет 25% от среднего недельного заработка работника мужского пола. Одинокие родители могут получать PPS до тех пор, пока их собственный доход не достигнет 70% от среднего недельного заработка работника мужского пола.

Великобритания – страна, где политика поддержки одиноких родителей осуществляется государством как составная национальной программы преодоления детской бедности до 2020 г. (United Kingdom: Ending Child Poverty by 2020). Работающие родители (при условии занятости не меньше 16 часов на неделю) с низким заработком имеют возможность воспользоваться налоговым кредитом (Working Tax Credit, WTC). В 2005-2006 гг. его максимальная сумма для одиноких родителей составляла 1595 фунтов на год, тем не менее если их заработок больше по установленному закону границы, то величина кредита уменьшается на 37 пенсов из каждого фунту превышения. Для сокращения расходов на детей в составе WTC установлен налоговый кредит на уход за ребенком (Childcare Tax Credit, CTC), который в 2005-2006 гг. составлял 70% от первых 300 фунтов на неделю, израсходованных на услуги по уходу за двумя детьми или 175 фунтов - в случае одного ребенка. Таким образом, максимальные суммы СТС составляли 210 фунтов на неделю для семей и одиноких родителей с двумя детьми и 122,5 фунта - с одним ребенком.

Американским аналогом WTC является налоговый кредит на доход от наемного труда (Earned income tax credit, EITC), в Канаде же подобным чином действует программа самообеспечения (Self-Sufficiency Project, SSP). Для привлечения родителей из неполных семей к работе с целью повышения уровня самообеспечения британское правительство начало воплощать программу «Новое соглашение для одиноких родителей» (New Deal for Lone Parents, UNDFLP). Принимая участие в ней (на добровольных началах), родители имеют возможность воспользоваться услугами персонального консультанта в поисках работы, обучении и повышении квалификации, а также услугами внешкольного ухода за детьми. Кроме того, родители получают 15 фунтов на неделю за участие в учебных программах. Субсидия на уход за ребенком (Childcare Subsidy) покрывает расхода на уход за ребенком для одиноких родителей, которые нашли работу за программой NDFLP, на протяжении недели перед началом работы. Вознаграждение за поиск работы (Work Search Premium) в сумме 20 фунтов на неделю получают одинокие родители, которые соглашаются братья активное участие в поисках работы за программой UNDFLP.

В скандинавских странах поддержка одиноких родителей (прежде всего матерей) состоит в предоставлении женщинам возможности объединять оплачиваемую занятость и выполнение обязанностей по уходу за детьми. Существующая социальная модель позволяет продолжать исполнять материнские обязанности в случае развода или вдовства с минимальным экономическими потерями. Продолжительная часть отпусков, которые предоставляются в период после рождения ребенка (до 18 месяцев), есть высокооплачиваемой. В Финляндии, Дании, Швеции и Исландии внесемейную заботу о детях является частью социальных прав: когда ребенок достигает определенного возраста, родители могут рассчитывать на ее гарантированное устройство в детское дошкольное учреждение. Развитая также форма обеспечения неполных семей в виде алиментов (выплачивается отцом ребенка, государством или в комбинированной форме). В целому же семейная политика имеет универсальный характер и большинство социальных гарантий одинокие родители получают в пределах мероприятий, направленных на все семьи с детьми. Участие в рынке труда не только поощряется, но часто выступает обязательным требованием для получения дополнительных выплат.

Единственной северной страной, где сохраняется категориальный подход к поддержке одиноких родителей, является Норвегия. Изменениями в законодательство, которые были введены в Норвегии в 1981 г., государственная поддержка для одиноких родителей, которая к этому была доступная лишь вдовам и женщинам, которые родили ребенка вне брака, распространилась также на разведенных родителей, которые самостоятельно воспитывают ребенка, приобрести при этом гендерно нейтрального характера. В конце 1990-х лет явился вопрос о том, что существующий характер государственной поддержки не стимулирует одиноких родителей к участию в оплачиваемой работе и увеличивает срок их экономической зависимости от государственной поддержки. Следующие шаги в реформировании государственной политики относительно неполных семей были направлены на развитие государственной системы внесемейного ухода за детьми, которое сделало бы возможным для одиноких родителей объединения участия в рынке труда с воспитанием детей.

Основные изменения политики относительно одиноких родителей происходили в пределах реформы, направленной на улучшение благосостояния граждан (начало 1990-х гг.). Она предусматривала повышение уровня занятости, в частности, привлечение женщин на рынок труда и установление гендерного равенства. Изменения в социальном обеспечении родителей из неполных семей заключались в том, что: время действия выплат на ребенка было ограниченно тремя годами, а для родителей, которые учатся, - двумя; выплаты стали доступными лишь родителям, которые имеют детей возрастом до восьми лет; после достижения ребенком трехлетнего возраста получатели выплат должны восстановить «присутствие» на рынке труда, работая не меньше половины рабочей недели, учась или занимаясь активным поиском работы; для родителей, которые имеют детей возрастом старше 8-мы, но младше 10-ты лет, существует специальная выплата, которую могут получить отдельные лица, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. При этом уровень финансовой поддержки незначительно возрос, и большинство расходов на уход за ребенком покрывается государством. Анализ результатов упомянутых изменений показал, что они дали возможность сократить использование государственной помощи при сохранении сравнительно низкого риска бедности в семьях одиноких родителей. Хотя в Норвегии сохраняется категориальный подход к выплате помощи одиноким родителям (с детьми до 12 лет) и не существует требований относительно обязательного трудоустройства, все же последние реформы приблизили ее к другим скандинавским странам.

Страны континентальной Европы различаются практикой поддержки одиноких родителей. Большинству государств (особенно на юге Европы) присущая модель «сильного кормильца». В Греции, Испании и Италии при установлении выплат на детей применяется адресный подход, при котором семьи одиноких родителей могут получать государственную денежную помощь в случае, если они являются малообеспеченными. В этих странах также ограниченными являются возможности относительно объединения занятости и воспитание детей. В таких странах, как Франция и Бельгия, система декретных отпусков предоставляет эту возможность, а значительные налоговые кредиты, доступные для работников с детьми, стимулируют одиноких родителей к занятости. В странах, где развод не являются распространенными (Испания, Португалия, Италия), не работает система алиментов. В других странах она чаще всего имеет смешанный характер, т.е. выплаты могут идти как от отца ребенка, так и от государства. В Франции, например, государственные выплаты составляют значительную часть доходов неполных семей и замещают алименты при их отсутствии. Иногда государственная помощь в случае развода рассматривается как единое и последнее средство материального обеспечения. Так, законодательство Германии предусматривает, что при недостаточном размере алиментов или при их отсутствии одинокие родители могут получать соответствующие выплаты от государства (максимально - на протяжении шести лет на детей, которым не исполнилось 12 лет), тем не менее в случае развода женщину должны поддерживать собственные родители (на женщин, которые некогда не находились в браке, эта норма не распространяется).

Некоторые страны стараются приблизить свою модель социального обеспечения одиноких родителей к той, что применяется в странах Скандинавии, но не всегда успешно. В Нидерландах за последние два десятилетия внедрялась политика стимулирования занятости одиноких родителей и усиление их участия в рынке труда. С 1996 г. изменения в законодательства, предусмотренные новым Общим актом социальной поддержки (General Social Assistance Act), обязывали одиноких матерей к выходу на работу после того, как наиболее молодому ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее закон позволяет местной власти делать исключения из правила, смотря по конкретным обстоятельствам. Местные политики и вельможи относились довольно снисходительно к желанию одиноких должные посвящать себя воспитанию детей и не применяли никаких санкций к тем, кто старался избегнуть обязательного трудоустройства. Как следствие, в сентябре 2002 г. лишь 20% одиноких родителей работали полный рабочий день, еще около половины имели официальное разрешение на домашний уход за ребенком (большинство - из-за того, что ребенок не достиг пятилетнего возраста), все другие не вышли на рынок труда и не были принуждены к этому местной властью. Дальнейшая реформа, начатая в 2003 г., тоже была направлена на усиление самообеспечения. С этих пор были смещены особые условия для одиноких родителей малолетних детей. В случае отсутствия в них работы они обязаны встать на учет в местном центре занятости для поиска работы или переквалификации. Такой подход был введен для того, чтобы стимулировать всех получателей социальной помощи, в том числе одиноких родителей, к самообеспечению.

В контексте анализа имеющихся систем поддержки неполных семей в разных странах и ее результативности нужно очертить также определенные недостатки и неоднозначные следствия их функционирования. Так, британская система социальной защиты подвергнется критике из-за того, что она не стимулирует одиноких родителей к заключению брака. В случае, если родители ребенка работают на низкооплачиваемой работе, после бракосочетания фактический размер государственной поддержки новообразованной семьи уменьшается сравнительно с тем, который они получали индивидуально. Британские исследователи из Института изучения гражданского общества рассчитали, что в случае бракосочетания финансовые потери в семьях с низким доходом могут составлять от 7% до 28% дохода в период к бракосочетанию, даже учитывая уменьшение расходов на проживание (за счет того, что проживание стало совместным). Недостатки универсальной системы поддержки одиноких родителей, которая преобладает в скандинавских странах, связанные со снижением (сравнительно с родителями из полных семей) возможностей одиноких родителей на рынке труда, особенно в условиях экономического спада. Так, например, в период рецессии 1990-х положение одиноких матерей на рынке труда в Швеции было более чувствительным, чем положение состоящих в браке женщин, которое выражалось в повышенном уровне безработицы, распространении его скрытых форм, а также временной занятости незамужних матерей и т.п.. В этот самый период в Финляндии риск бедности для одиноких матерей возрос с 2% в 1990 г. до 7% в 1994 г. и был больше в 3 раза, чем в полных семьях, преимущественно из-за того, что для одиноких матерей ощутимей было падение уровня занятости и рост безработицы. Политику же поддержки неполных семей, которая внедряется в континентальной Европе, чаще всего подвергают критике за то, что одинокие родители на самом деле имеют ограниченные возможности относительно самообеспечения, подлежат риску бедности и есть экономически зависимыми от государства.

Исследование зарубежных ученых, в которых они принимают во внимание все элементы системы государственного материального обеспечения неполных семей (все виды выплат и налоговые льготы), показывают, что одиноким родителям легче избегнуть риска бедности в таких странах, как Австралия, Новая Зеландия и Германия. В Австралии и Новой Зеландии ведущую роль в этом сыграют существующие выплаты для одиноких родителей, в Германии - субсидии на проживание.

В Украине, которая отмечается нестабильностью брачных отношений, высоким уровнем разводимости населения, когда каждый пятый ребенок проживает в неполной семье, особенно остро стоит проблема обеспечения достойных условий жизни для детей, в которых нет одного из родителей, и тех, родители которых развелись.

Немалая доля неполных семей являются получателами адресной социальной помощи (помощь малообеспеченным семьям, жилищные субсидии). Определеннуючасть неполных семей охватывает действие пособия на детей одиноким матерям, которая предоставляется в размере, который равняется разности между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не меньше 30% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Существует также государственная помощь, направленная на поддержку весьма значительной части неполных семей с детьми, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Размер этой помощи составляет 30% прожиточного минимума, установленного законом для ребенка соответствующего возраста.

Вместе с тем показатели материального положения неполных семей и только что приведенные суммы пособий отдельным их группам, вопрос обеспечения достойных условий содержания и воспитание детей из неполных семей остается открытым, и государство должно приобщаться к его решению, в том числе путем законодательного регулирования отношений относительно материального содержания детей родителями. Так, в Украине из конца 2005 г. действует минимальный стандарт размера алиментов - не меньше 30% прожиточного минимума на один ребенка соответствующего возраста. Логически поднять его размер по крайней мере до 50% прожиточного минимума, который не только обеспечит более справедливое распределение обязанностей из содержания ребенка между матерью и отцом, но и уменьшит риск бедности для неполных семей с детьми. К этому же уровня желательно было бы поднять и относительную величину размера помощи на детей, которые не получают алиментов.

Семьи, которые имеют детей с особыми нуждами. Политика поддержки семей, которые имеют ребенка-инвалида, должны быть направленная как на уменьшение риска бедности для таких семей, так и на устранение барьеров для интеграции детей с особыми нуждами в общество. Дети с ограниченными возможностями чаще, чем другие дети, подлежат риску бедности. Содержание и воспитание детей с особыми нуждами связано с дополнительными расходами, связанными с лечением (поддержанием стабильного состояния здоровья) ребенка, специальным оборудованием помещения, обучением ребенку. Кроме того, семьи с детьми-инвалидами имеют низкие доходы вследствие того, что повышенная потребность в заботе о детях ограничивает возможности трудоустройства родителей.

В Украине сейчас размеры государственной социальной помощи детям-инвалидам определяются, исходя из прожиточных минимумов для детей соответствующего возраста (на уровне декабря 2008 г.). Так, размер государственной социальной помощи с 1.09.2009 г. составляет для детей-инвалидов (без надбавки на уход) 572,4 грн. Выплачивается также надбавка на уход за ребенком-инвалидом, который устанавливается на уровне 50% от прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Таким образом, размер социальной помощи для детей-инвалидов с учетом надбавки на уход за ними сейчас составляет от 655,5 грн. до 727,5 грн. на месяц. К сожалению, в Украине ситуацию как относительно материально-бытовых условий жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, так и относительно их интеграции в общество, организации их повседневной жизни, обучение, беспрепятственного передвижения, общение с другими детьми и т.п., а также предоставление семьям с детьми-инвалидами ряда социальных услуг нужно признать неудовлетворительной.

Как удостоверяет опыт развитых стран, развитие государственной политики поддержки детей с особыми нуждами и их семей может осуществляться по таким направлениям, как: приближение повседневных условий, в которых находятся дети с ограниченными возможностями, к «обычной жизни» - активное включение детей с ограниченными возможностями в общую систему внесемейную заботу, в случае наличия особых нужд - полное или частичное покрытия расходов на него, предоставление специальных услуг по уходу и заботе муниципальной властью; создание и поддержка специализированных школ, приспособленных к потребностям детей-инвалидов, которые предусматривают как необременительное обучение и коммуникацию самых детей, так и консультации профессионалов (психологов, педагогов) для родителей относительно возможностей и методик развития их детей; создание специальных программ дошкольной подготовки для детей, которые нуждаются в домашнем уходе; обеспечение возможности работать неполный рабочий день и по гибкому графику для родителей детей-инвалидов; усовершенствование системы финансовой поддержки семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями; реализация такими семьями права выбора между прямыми выплатами, социальными услугами, которые предоставляются органами местной власти, и специальным оборудованием для дома или для индивидуального пользования; содействие развития сети неприбыльных организаций, которые предоставляют социальные услуги для детей с ограниченными возможностями; создание «горячих линий» для консультативной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями.

Лица преклонного возраста в семьи. Проблема создания условий для достойной жизни и развития пожилых и старых людей сейчас сегодня является общей проблемой для многих стран. В нашей стране практически игнорируется важная социальная функция людей преклонного возраста как носителей накопленного опыта и стабилизирующего момента в жизни не только семьи, а и общества вообще, что приводит к неудовлетворительному использованию их «остаточного» трудового потенциала и имеет следствием психологический дискомфорт, который не может не влиять на состояние здоровья старшего поколения.

Необходимость движения в направлении внедрения принципов «успешного старения» на равные системы семейных хозяйств, а также улучшение связей и взаимоотношений между поколениями в семьи, нуждается в более широком и эффективном использовании усилий людей преклонного возраста в самообслуживании, уходе за внуками и их воспитании и т.п.. При этом целесообразной является постепенная переориентация старших членов семейного хозяйства из преобладающего участия в ведении домохозяйства (выполнение домашней работы, преимущественно бытовых функций) к использованию их знаний и опыта при реализации семьей своей воспитательной функции. Такая переориентация больше отвечала бы психофизическому состоянию лиц преклонного возраста и создала бы более благоприятные условия для полноценной трудовой активности других членов семьи в домохозяйстве или за его пределами. Одним из направлений такой переориентации могло бы стать содействия созданию домашних мен-детсадов, особенно в сельской местности, где обеспеченность дошкольными детскими учреждениями явным образом недостаточная. В таком детсаду пожилая женщина могла бы присматривать и воспитывать 2-3 детей дошкольного возраста, получая соответствующее вознаграждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.