КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения генетики человека
Ф.Гальтон в 1875 году предложил близнецовый метод исследования. Метод позволяет определить соотносительную роль наследственности и среды в проявлении признака. Частота рождения близнецов-двоен составляет 1%. Близнецы могут быть монозиготные (однояйцевые). Они развиваются из одной зиготы, имеют одинаковый генотип. Их обозначают МБ. Если близнецы дизиготные (разнояйцевые), они развиваются из разных одновременно оплодотворенных яйцеклеток. Генотип у них разный, как у родных братьев и сестер. Их обозначение ДБ. Критерии зиготности близнецов: у МБ всегда одинаковы пол, группы крови, рисунок кожных узоров; у ДБ эти показатели различны; в редких случаях они могут совпадать (кроме кожных узоров). Сходство близнецов по изучаемому признаку называется конкордантность, различия по этому признаку – дискордантность. Для определения доли наследственности и среды в развитии определенного признака используют формулу Хольцингера:
Н = КМБ% – КДБ%/ 100% – КДБ%
Н – доля наследственности, КМБ – конкордантность у монозиготных близнецов, КДБ – конкордантность у дизиготных близнецов. Если Н=1,0 – за развитие признака отвечает только наследственность; если значение Н приближается к 0 – за развитие признака отвечает преимущественно среда. Генеалогический анализ был предложен Ф.Гальтоном в 1876 году. На его основе разработан клинико-генеалогический метод – построение родословных и анализ передачи признака в ряду поколений. Метод позволяет установить: • степень родства; • является ли признак наследственным (наличие семейного характера заболевания); • тип наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом, голандрический); • зиготность членов родословной (гомозиготы или гетерозиготы); • пенетрантность гена; • вероятность проявления признака в потомстве. Этапы генеалогического анализа: • сбор данных о родственниках пробанда; • построение и анализ родословной; • выводы. Аутосомно-доминантный тип наследования: - болеют и мужчины, и женщины; - больные в каждом поколении; - у больных родителей больной ребенок; - вероятность наследования признака 100%, если один из родителей гомозиготен, 75% – если оба родителя гетерозиготны при полном доминировании и пенетрантности гена 100% и 50%, если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному гену. Аутосомно-рецессивный тип наследования: - болеют и мужчины, и женщины; - больные не в каждом поколении; - у здоровых родителей больной ребенок; - вероятность наследования признака 25%, если оба родителя гетерозиготны, 50%, если один родитель гетерозиготен, второй гомозиготен по рецессивному признаку и 100%, если оба родителя гомозиготны по рецессивному признаку. Сцепленный с Х-хромосомой доминантный тип наследования сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что мужчина передает этот признак (с Х-хромосомой) только дочерям. Сцепленный с Х-хромосомой рецессивный тип наследования: - болеют преимущественно мужчины; - больные не в каждом поколении; - больной ребенок у здоровых родителей; - вероятность наследования признака 25% у мальчиков и 0% у девочек от всех детей, если оба родителя здоровы. Известно более 200 Х–сцепленных рецессивных заболеваний, когда поражаются мужчины, а женщины – носительницы. Голандрический тип наследования: - болеют только мужчины; - у больного отца больны все сыновья. Популяционно-статистический метод генетики человека основан на законе Харди-Вайнберга. Метод был предложен в 1908г. английским математиком Дж.Харди и немецким врачом-генетиком Г.Вайнбергом. Метод позволяет изучать структуру популяций человека, определять частоту встречаемости генов и генотипов в популяции и частоту гетерозиготного носительства гена. С помощью этого метода возможно изучать геногеографию болезней. Частота наследственных болезней сильно варьирует в разных популяциях и в разных географических зонах. Частота встречаемости шизофрении в обычной популяции – 1%, в популяции родственников 7-16%. Этапы метода: - выбор популяции; - сбор материала; - статистический анализ. Цитогенетический метод основан на микроскопическом изучении кариотипа и определении в ядрах соматических клеток телец Барра. Получают и культивируют клетки костного мозга, лимфоцитов, опухолей. Стимулируют митотическое деление клеток, останавливают его на стадии метафазы, обрабатывают клетки гипотоническим раствором NaCl, окрашивают хромосомы. После их фотографирования составляют и анализируют идиограммы. Для идентификации хромосом используют метод авторадиографии. Для уточнения кариотипа и картирования хромосом применяют флуоресцентный анализ. Метод выявляет геномные и хромосомные мутации. Приняты специальные обозначения для записей этих мутаций: q – длинное плечо хромосомы, р – короткое плечо хромосомы, «+» – излишек генетического материала, «-» – недостаток генетического материала. Мужчина с синдромом Дауна – 47, ХY+21. Женщина с моносомией 21-й пары – 45, ХХ-21. Транслокация (t) – 45, ХХt (13q, 21q). Наличие кольцевой (r) Х-хромосомы – 46, Xr (Х). Биохимические методы применяются для выявления наследственных болезней обмена веществ по активности фермента или по количеству конечного продукта реакции, которую катализирует данный фермент. Выявлять генные мутации (причины болезней обмена веществ) помогают методы хроматографические, флуорометрические, радиоиммунологические и другие. Например, фенилкетонурия – нарушение обмена фенилаланина (ФА). Частота встречаемости болезни 1:10000. Методы генетики соматических клеток. Метод разработан Г.Барским в 1960 году. Исследование проводят на культуре фибробластов или лейкоцитов человека. Клетки клонируют (клон – клетки с одинаковым генотипом). Далее можно проводить селекцию – отбор клеток с заданными (определенными) свойствами. Возможна гибридизация клеток как организмов одного, так и разных видов. Метод гибридизации клеток дает возможность изучать группы сцепления и строить карты хромосом, определять первичные продукты активности генов, механизм взаимодействия генов и регуляцию их активности. На культуре клеток можно также изучать мутагенное действие различных химических веществ. VII. Молекулярно-генетические методы. Они разработаны для выявления вариаций в структуре исследуемого участка ДНК и расшифровки первичной последовательности нуклеотидов. В большинстве случаев этого достаточно для диагностики болезни или гетерозиготного состояния. Для анализа необходимо получить (амплифицировать, умножить) достаточное количество фрагментов ДНК. Это возможно с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) – в течение нескольких часов можно получить любое количество фрагментов. Цикл процесса амплификации включает 3 стадии: температурная денатурация ДНК (разделение двухцепочечной молекулы на одноцепочечные) → присоединение к комплементарным участкам одноцепочечных молекул → синтез с помощью полимеразы полинуклеотидных цепей на одноцепочечных молекулах. С помощью рестриктаз получают фрагменты ДНК (по 4-6 пар оснований). Разделяют фрагменты с помощью электрофореза на поверхности полиакриламидного геля и проводят их идентификацию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |