КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Небольшой исторический экскурс
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании. Августин сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением, а это необозримое, скрытое есть бессознательное. Лейбниц сформулировал концепцию бессознательного как низшую форму духовной деятельности человека. Кант связывал понятие бессознательного с интуицией и указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются. Для Шопенгауэра бессознательное есть воля в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало. Ницше считал, что вера в человеческий разум есть величайшее заблуждение: разум играет вторую роль и осужден историей на то, чтобы, в конечном счете, может быть, исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляющейся бессознательно. Я думаю, достаточно приведенных фактов для того, чтобы знать, насколько разнообразно решалась проблема бессознательного в истории человеческой мысли. С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Разработка проблемы бессознательного имеет большое значение для критического анализа современных идеалистических учений о сознании, в частности, для оценки психоаналитической теории 3. Фрейда, которая широко распространена на Западе и набирает все больше сил в нашей стране. 3. Фрейд исследовал область бессознательного, ее место, роль в душевных расстройствах людей. Анализ теории Фрейда должен включать как оценку позитивных моментов в его учении, так и критику негативных идей. Заслугой ранних работ Фрейда является привлечение внимания к сложной динамике психической деятельности человека, его внутреннему миру, а также разработанный им механизм «психологической защиты». Поиски Фрейда как врача были связаны с выяснением причин неврозов и других психических заболеваний людей и попытками найти средства их лечения. Тем не менее, нельзя согласиться с той частью его теории, где он утверждает, что сознание, все жизненные процессы, включая научную и художественную деятельность, а также поступки человека определяются бессознательным, основой которого, по его мнению, является инстинктивная энергия, биологическое влечение (либидо). По мнению Фрейда, социальная жизнь вырабатывает целую систему запретов, мешающих осуществлению бессознательных желаний. Развитие личности — это цепь преодолений острых внутренних конфликтов между бессознательными влечениями организма и внешними общественными запретами. Здесь явно преувеличивается влияние биологических факторов и недооценивается значение социальных явлений в формировании индивида и его жизнедеятельности. Анализ общественных явлений в теории 3. Фрейда подменяется, по существу, анализом обиологизированного человека. Фрейд создал свою схему структуры психики, разделив ее на три пласта: 1. Самый нижний пласт и самый мощный назвал «Оно» («Ид»)— находящееся за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, разного рода биологические импульсивные влечения, страсти и неосознанные эмоции. 2. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного — того, с чем человек актуально имеет дело и чем постоянно оперирует. Это его «Я» («Эго»). 3. И, наконец, третий и последний этаж человеческого духа — «сверх-Я» («Супер-Эго»), нечто, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Бессознательное не аморфно. Оно, как уже отметили, имеет структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действием, оказывая влияние на них и в свою очередь испытывая их влияние на себе.
Для психоаналитической философии (прежде всего — для учения Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование того малого мира, которым является человеческое бытие. Фрейд не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание — отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание — с примыкающей к ней узкой комнатой — салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно, тем самым, становится, непременно, сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Стало быть, если передняя комната — это обитель бессознательного, то салон, по сути дела — вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. В 20-е годы Фрейд несколько уточняет структуру личности. Она состоит из трех слоев: Оно, Я и Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того глубинного уровня, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные движения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром. Сверх-Я олицетворяет собой как требования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Это похоже на айсберг, невидимая, подводная часть которого огромна и, вообще говоря, угрожает существованию человеческого Я. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я — это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, как всадник — более сильную, чем он, лошадь. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Итак, Я является верным слугой Оно, старающимся получить расположение этого господина. Не менее сложными оказываются отношения между Я и Сверх-Я. Так же, как и Оно, Сверх-Я может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. Это адвокат внутреннего мира.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |