КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоции - это переживание человеком своего отношения к миру, многообразным явлениям общественной и личной жизни
Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль (интерес, любопытство).
2. Мотивационно-волевая сфера сознания: Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы.
Воля - это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.
III. САМОСОЗНАНИЕ (Предметное сознание + Самосознание = «ДУХ»).
Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с Сократа с его максимой: «Познай самого себя». Вслед за ним Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой, размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как субъекта практической и духовной деятельности. Самосознание в обыденном смысле (в обычной разговорной речи) – сознание своего собственного достоинства, убеждение в ценности своей собственной личности.
В психологии: это – переживание единства и специфичности «Я» как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).
Причем, - согласно Канту, -самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня» Т.е. самосознание напрямую связано с дифференциацией «Я» и «Не-Я».
Самосознание человека — это не только и не столько переживание, сопровождающее познавательный акт, сколько результат познания реальных причин своих переживаний (Крапивенский).
В самосознании особо выделяются функции самооценки и самоконтроля. «Самосознание,— отмечает А. Г. Спиркин, — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий... Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки». У разных людей — разная степень самосознания (да и у одного и того же человека — в разное время и в разных ситуациях): от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой (Медитация. «Болтовня ума» - концентрация внимания + контролируемое воображение = Лобсанг Рампа = дисциплина сознания).
Самосознание не является врожденным. Во-первых, поскольку самосознание представляет собой высшее выражение сознания, для его возникновения и развития требуется предварительный и довольно высокий уровень самого сознания. Во-вторых, Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества. Иными словами, самосознание представляет собой продукт социальности, т.е. развития человека в определенных общественно-исторических условиях, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными. Самосознание формируется под решающим воздействием общества, требующего от человека контроля за своими действиями и ответственности за свои поступки. («табу» - запреты на общественно опасную деятельность, «ценностные предпочтения» в поведении людей). Самосознание - присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание - социальная "память" общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, и др. Общественное сознание существует надличностно — в системе материальной и духовной культуры, в языке, литературных текстах, хрониках, пословицах и поговорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этических нормах (+модусах), в науке и философии, в творениях искусства, в формах политического, правового и нравственного сознания. Индивидуальное сознание — духовный мир отдельного человека – имеет свой материальный носитель – головной мозг, а общественное — духовная жизнь общества, как результат и идеальная сторона исторического развития человечества локализовано как бы между организмом и внешним миром, — на границе этих двух сфер действительности, оно не имеет своего надличностного мозга. Вместе с тем между индивидуальным и общественным сознанием нет и не может быть твердых границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духовной культуры, с общественным сознанием.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |