Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания. Сознание расчленяе­мо на три подсистемы: предметное сознание, сознание как переживание и самосознание




Сознание расчленяе­мо на три подсистемы: предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

I. ПРЕДМЕТНОЕ СОЗНАНИЕ (Познавательная сфера):

  1. Когнитивно-информационные процессы:
  1. Перцептивные процессы (чувственное = сенсетивное познание): ощущение, восприятие, представление;
  2. Рациональное познание (абстрактно-мыслительная деятельность, оперирующая понятиями). Сюда можно отнести понятийно-логические, языко-речевые, образно-наглядные процессы.
    • Внимание - избирательность познавательной деятельности, ее направленность на определенный объект (организует познание, делает его целенаправленным);
    • Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию об объекте - опыт (объединяет новые и старые знания, углубляет их);
    • Воображение - создание представлений и мыслительных ситуаций, никогда ранее не воспринимавшихся.

Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе соци­альной эволюции выработала способность человеческой психики созда­вать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный от­ход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление - создание разных типов мо­дельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

    • Интуиция - это спо­собность постижения истины путем прямого ее усмотре­ния, без обоснования с помощью доказательства.

Интуи­тивно постигнуть — значит догадаться, угадать, сообра­зить, «смекнуть», в чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о том, как им удавалось сделать свои великие открытия неожиданно, интуитивно, «озарением». Это подтверждает, что интуиция в творчестве играет огромную роль.

    • Творчество

Творческий характер познания. В отличие от психической деятельности животных (даже от их так называемого элементар­ного мышления) сознание человека представляет собой творческую силу. Способность к творческому освоению действительности за­ложена в основе самой человеческой психической деятельности как высшей формы отражения. Опережающее отражение действи­тельности, о котором уже шла речь, конкретизируется в человеке в форме чувственных и умственных образов, предвосхищающих практические действия человека и придающих им целенаправлен­ный характер.

Человек не только осуществляет глубокий, всесторон­ний анализ и синтез наблюдаемых явлений, процессов действительности, но обладает способностью абстраги­рования, обобщения. Именно процесс абстрагирования дает возможность отвлекаться от частностей, открывать в явлениях общее, глубокие связи и отношения действи­тельности и на этой основе проникать в глубь, в сущ­ность явлений. Этот процесс проникновения в сущ­ность сопровождается созданием новых понятий, фор­мулированием законов, новых теорий, которые отражают объективно существующие процессы.

Процесс выработки понятий, разработки научных тео­рий есть процесс превращения материального в идеаль­ное. Лишь такая творческая способность человека позво­ляет не только целесообразно приспосабливаться к объек­тивному миру, но и изменять его, ставить на службу обществу.

Некоторые исследователи считают, что процесс твор­чества — это всецело бессознательный процесс. На счет «всецело» можно поспорить, но нет сомнения в том, что в процессе открытия, «озарения» человеческая мысль дви­жется не только прямыми, логическими путями под конт­ролем сознания, но зачастую черпает ассоциации и анало­гии из самых глубин памяти. Неожиданные творческие ас­социации часто возникают первоначально в подсознании, а затем рождается продуктивная идея.

Процесс творчества проходит фазы: вдохновения, про­дуктивного воображения, озарения новой идеей, ее логиче­ской обработки, проверки и реализации.

    • Язык - в его форме выражают и закрепляют результаты познания.
  1. Знания. Ядром сознания является знание. Знание - это подтвержденное отражение действительности. Сознание может включать не только верное отра­жение, но и вымыслы, догадки, религиозные, мифологи­ческие и другие взгляды.

II. СОЗНАНИЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕДУША»):

 

  1. Эмоционально-психический мир сознания:



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.