КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание как философская категория 2 страница
Ученый различает три этапа развития психики животных: элементарную сенсорную психику (способность отражать отдельные свойства среды), перцептивную психику (способность отражать целостные вещи в форме сложных восприятий и даже представлений) и интеллект, характерный лишь для наиболее развитых животных.
Сознание — явление психическое. Понятие «психика» шире понятия «сознание». Отметим, что психика присуща и животному, а сознание — только человеку. Переход от одного этапа к другому есть совершенствование отражательно-образной психической деятельности и ее аппарата — условно-рефлекторного механизма. Этот процесс приводит к формированию наивысших психических способностей — образного отражения действительности в человеческих ощущениях, восприятиях и представлениях. И, наконец, СОЗНАНИЕ – высшая – социальная форма отражения. Социальная форма отражения действительности связана с активно-преобразовательной деятельностью людей, созиданием ими «второй природы». Она связана с чувственным и логическим познанием. Логическое познание включает в себя: понятия, суждения, умозаключения, анализ, синтез, индукцию, дедукцию и т.д. Чувственное познание включает: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения, а также восприятия и представления. Обо всем этом вы можете прочитать в следующей теме «Познание». К психическим явлениям относят все осознанные и неосознанные, познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления), психические состояния (радость, бодрость, усталость и др.), а также психические свойства личности (находчивость, наблюдательность, типы темперамента и др.). Сознание есть свойство человеческого мозга, которое лежит в основе процесса познания. Ядром сознания является знание. Сознание — продукт длительного, не только биологического, но и социального развития, то есть явление общественное, поскольку оно возникает и развивается вследствие возникновения и развития человеческого общества. Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других социально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теоретических предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в общественном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отражении мира.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями «Ядром» сознания, способом его существования является знание. В. И. Ленин характеризовал сознание как субъективный образ объективного мира. Это означает, что сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Вместе с тем субъективное означает и некоторое «отступление» от действительности, некоторое несоответствие образа его оригиналу. «Человеческие понятия,— писал В. И. Ленин, — субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике». Завершая рассмотрение первого вопроса, следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химический), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи. Понимание сознания в материалистической философии и психологии исходило, таким образом, из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий. Говоря о сознании, в первую очередь, следует сказать, что оно является продуктом, свойством высокоорганизованной материи, то есть мозга. Не случайно подчеркивают этот момент. Если сравнить мозг с другими органами человека — печенью, сердцем, легкими и др., то увидим, что все они имеют объем, форму, цвет и т. д. (конечно, мозг тоже), но свойство мыслить имеет только мозг. Мозг человека отличается от других (не только органов, но и) элементов всей природы тем, что он один обладает способностью к саморегенерации духовных процессов, самоуправлению этими процессами, памятью, мышлением, логикой и способностью, называемой фантазией. Этот комплекс особенностей мозга человека называется разумом. Сознание существует не отдельно, а только как свойство мозга. И оно отражает мир в форме идеальных образов. Материя и сознание имеют то общее, что они существуют реально. Но это разные реальности. Материя — есть объективная реальность, а сознание — субъективная реальность. Материя существует вне и независимо от сознания, сознание — это внутренний мир, духовный мир человека. Сознание есть способность нашего мозга отражать материальный мир. В философской литературе понятие «сознание» употребляется далеко не однозначно. Под сознанием в широком смысле слова имеется в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется, биологическом (психика животных), или социальном (сознание человека) и в каких формах — чувственных (ощущения, восприятия, представления) или логических (понятия, суждения, умозаключения). Когда имеется в виду сознание именно в этом широком философском смысле, то тем самым подчеркивается его понимание лишь в аспекте основного вопроса философии как вторичного по отношению к объективному миру. В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специфически человеческая форма психического отражения объективной реальности.
Схема 1. Типы и формы отражения Отражение — свойство тел воспроизводить особенности других, воздействующих на него тел. 3. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ. РОЛЬ ТРУДА, ОБЩЕНИЯ И ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Сущность сознания социальна. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в том числе и физиологических предпосылок. Сознание человека могло возникнуть только на уровне общества, а способность человека мыслить—лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и овладением миром культуры. В сознании же современного человека аккумулирован опыт многих поколений людей. Социальная сущность сознания была раскрыта Ф. Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». При изучении этой работы необходимо выделить следующие моменты: а) в процессе биологической эволюции далеких предков человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка, высвобождение передних конечностей, развитие психики и т. п.); б) труд начинается с использования предметов самой природы в качестве орудий деятельности (труд - деятельность, которой предшествует осознание ее цели); в) простейшие трудовые навыки расширяют кругозор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и общению; г) потребность передать определенную информацию друг другу обусловила специальный орган — неразвитая гортань обезьяны все более совершенствовалась и приобретала способность издавать членораздельные звуки; д) язык становится важнейшим фактором дальнейшего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного, обобщенного мышления (язык, в широком смысле слова, рассматривается как система знаков, с помощью которых человек и человечество осваивают многообразный мир. Сюда относят не только абстрактный логический язык, но и язык символов — искусственные языки науки (математические и химические формулы, графики и т. д.), различные формы художественно-образного языка искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и др.), а также особая система сигнализации, которой пользуются глухонемые. Об этих проблемах мы довольно подробно поговорили на лекциях по логике. Языковые знаки отличаются от идеальных образов. Образ — это мысленное или чувственное отражение предмета субъектом, его слепок. Знаки же передают значение вещей, явлений действительности, выступая их своеобразными заменителями ).
Каждый из этих моментов следует подкрепить соответствующими положениями Ф. Энгельса. Так, отмечая изменения в образе жизни человекообразных обезьян, Энгельс отмечал, что они «стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку». Следствием этого явилось то, что рука стала свободной и могла выполнять различные трудовые операции. Причем, «рука... является не только органом труда, она также и продукт его». Необходимость общения в процессе труда вызвала появление языка и органов речи. Энгельс выделяет два важнейших фактора: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...». Труд оказал влияние на развитие и совершенствование органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.). Он способствовал не только биологическому изменению человека, но и возникновению общественных форм и видов жизнедеятельности. Появляется разделение труда, выделяются охота, рыболовство, скотоводство, земледелие. Постепенно развиваются «прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражения человеческого бытия в человеческой голове — религия».
При рассмотрении общественно-исторической сущности сознания как высшей формы отражения действительности следует опираться на положение о том, что сознание есть общественный продукт, и возникает оно в процессе целесообразной, активно преобразующей деятельности людей. Особенности психического отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями его бытия. У животных образ жизни характеризуется приспособлением к природной среде, слиянием с ней, неспособностью вследствие этого к конструктивным изменениям условий существования. Изменения здесь носят односторонний, потребительский характер. У человека качественно другое отношение к окружающей среде. Оно характеризуется активным целенаправленным преобразованием естественной среды и созданием новой жизненной среды — второй природы. Разумеется, момент приспособления присущ и человеку, но это приспособление в обществе осуществляется путем преобразования. Вторым качественным признаком образа жизни человека, определившим его сущность, является труд в его специфической форме, то есть деятельность, которой предшествует осознание ее цели. В отличие от трудовой деятельности человека животные не только не могут целенаправленно и систематически преобразовывать окружающий их мир, но и использование ими простейших орудий труда носит случайный характер, не говоря о том, что ни одна обезьяна в отличие от первобытного дикаря «не изготовила когда-либо хоть бы самого грубого каменного ножа», — писал Ф. Энгельс, который указывал на огромную роль труда в формировании человека. Таким образом, переход от приспособительной деятельности к преобразовательной внес коренные изменения в поведение и потребности людей. Итак, появление и развитие трудовой деятельности является величайшим скачком в процессе формирования человека (из обезьяны), преобразования поведения, потребностей и мозга человека. Второй, важнейшей предпосылкой постепенного превращения мозга обезьяны в человеческий мозг явилась членораздельная речь. Она возникает в ходе совместной деятельности членов первобытного общества как настоятельная потребность общения и взаимопонимания для достижения общей цели — успешной борьбы с природой. Эта потребность создала и соответствующий орган речи. Необходимо отметить, что речь человека обозначает предметы и их свойства, многообразные отношения. В процессе своей речевой деятельности человек последовательно двигается от конкретно-предметного мышления к абстрактному мышлению. Последнее зародилось на базе образования в мозгу второй сигнальной системы — высшей формы нервной деятельности человека. Мышление человека в отличие от рассудочной деятельности животного осуществляется в теснейшей связи с языком. Ф. Энгельс отмечал и главное отличие человека от животных. Оно состоит в том, что животные лишь приспосабливаются к природе, потребляют то, что она дает, человек же изменяет природу в соответствии со своими целями. Он «заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду». В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и взаимной обусловленности.
4. СОЗНАНИЕ И МОЗГ. ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ. Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную материальную, физиологическую систему, действующую, в свою очередь, в целостной системе, какой является человеческий организм. Важно понимать, что между физиологическими и психическими процессами существует качественное различие. Первые (физиологические процессы) материальны, вторые (психические процессы) — субъективны, идеальны. Это значит, что высшая нервная деятельность мозга (материальная по своей природе) есть физиологическая основа психического сознания человека. Сознание не сводится ни к отражаемому (объективному миру), ни к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека. Сознание - как высший продукт материи (т. е. физического), как высшая форма отражения действительности, как функция особенно сложного вида материи - человеческого мозга есть субъективныйобраз внешнего мира, идеальный по своей природе, хотя его содержание и детерминировано самим объективным миром. Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических или иных материальных свойств. Из сказанного можно сделать следующий вывод: Материальное и идеальное, - материя и сознание имеют то общее, что они существуют реально. Но это разные реальности. Материя - есть объективная реальность, а сознание - субъективная реальность. Материя существует вне и независимо от сознания; Сознание - это внутренний, духовный мир человека. Таким образом, в сознании человека отражаются не физиологические процессы, а внешний мир. Сознание - есть способность нашего мозга отражать материальную действительность (мир). Развивая мысль о соотношении материального и идеального (в практической деятельности человека и в исторической ретроспективе), важно подчеркнуть, что материальное предшествует идеальному, «логика действия предшествует логике мышления». Наглядно-действенное мышление (АКЫН) совершается при восприятии предмета в процессе практического действия с ним. Оно позволяет человеку сделать следующий шаг в мышлении — перейти к наглядно-образному мышлению, мышлению в представлениях. В дальнейшем в процессе труда и освоения культуры у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности. Идеальное приобретает относительную самостоятельность. Оно (идеальное) «вплетено» в материальное через преобразующую деятельность человека, через знаковую (словесную) систему. Таким образом, в ходе практического и теоретического освоения действительности происходит своеобразный («спиралевидный») цикл — материальное преобразуется в идеальное, а идеальное — в материальное.
В такой же взаимосвязи следует рассматривать мышление и язык.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |