Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как философская категория 2 страница




Ученый различает три этапа развития психики жи­вотных: элементарную сенсорную психику (способность отражать отдельные свойства среды), перцептив­ную психику (способность отражать целостные вещи в форме сложных восприятий и даже представлений) и интеллект, характерный лишь для наибо­лее развитых животных.

 

Сознание — явление психическое. Понятие «психика» шире понятия «сознание». Отметим, что психика присуща и животному, а сознание — только человеку.

Переход от одного этапа к другому есть совершенство­вание отражательно-образной психической деятельности и ее аппарата — условно-рефлекторного механизма. Этот процесс приводит к формированию наивысших психиче­ских способностей — образного отражения действитель­ности в человеческих ощущениях, восприятиях и пред­ставлениях.

И, наконец, СОЗНАНИЕвысшая – социальная форма отражения. Социальная форма отражения действительно­сти связана с активно-преобразовательной деятельно­стью людей, созиданием ими «второй природы». Она связана с чувственным и логическим познанием. Логи­ческое познание включает в себя: понятия, суждения, умозаключения, анализ, синтез, индукцию, дедукцию и т.д.

Чувственное познание включает: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения, а также восприятия и представления. Обо всем этом вы можете прочитать в следующей теме «Познание».

К психическим явлениям относят все осознанные и не­осознанные, познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления), психические состояния (радость, бодрость, усталость и др.), а также психические свойства личности (находчивость, наблюда­тельность, типы темперамента и др.).

Сознание есть свойство человеческого мозга, кото­рое лежит в основе процесса познания. Ядром сознания является знание.

Сознание — продукт длительного, не только биологиче­ского, но и социального развития, то есть явление общественное, поскольку оно возникает и развивается вследствие возникновения и развития человеческого общества.

Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других соци­ально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теорети­ческих предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в обще­ственном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отраже­нии мира.

 

Сознание высшая форма отражения действи­тельного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обоб­щениями, абстрактными понятиями «Ядром» созна­ния, способом его существования является знание. В. И. Ленин характеризовал сознание как субъектив­ный образ объективного мира. Это означает, что со­знание принадлежит субъекту, человеку, а не окру­жающему миру. Но содержанием сознания, содержа­нием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Вместе с тем субъектив­ное означает и некоторое «отступление» от действи­тельности, некоторое несоответствие образа его оригиналу. «Человеческие понятия,— писал В. И. Ле­нин, — субъективны в своей абстрактности, оторван­ности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике».

Завершая рассмотрение первого вопроса, следует заметить, что отражение в неживой природе соответ­ствует первым трем формам движения материи (меха­нической, физической, химический), отражение в жи­вой природе — биологической форме, а сознание — со­циальной форме движения материи.

Понимание сознания в материалистической филосо­фии и психологии исходило, таким образом, из двух прин­ципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

Говоря о сознании, в первую очередь, следует сказать, что оно является продуктом, свойством высокоорганизован­ной материи, то есть мозга.

Не случайно подчеркивают этот момент. Если сравнить мозг с другими органами человека — печенью, сердцем, легкими и др., то увидим, что все они имеют объем, форму, цвет и т. д. (конечно, мозг тоже), но свойство мыслить име­ет только мозг.

Мозг человека отличается от других (не только орга­нов, но и) элементов всей природы тем, что он один об­ладает способностью к саморегенерации духовных про­цессов, самоуправлению этими процессами, памятью, мышлением, логикой и способностью, называемой фантазией.

Этот комплекс особенностей мозга человека называет­ся разумом.

Сознание существует не отдельно, а только как свой­ство мозга. И оно отражает мир в форме идеальных обра­зов.

Материя и сознание имеют то общее, что они сущест­вуют реально. Но это разные реальности. Материя — есть объективная реальность, а сознание — субъективная реа­льность. Материя существует вне и независимо от сознания, сознание — это внутренний мир, духовный мир чело­века.

Сознание есть способность нашего мозга отражать ма­териальный мир.

В философской литературе понятие «сознание» упо­требляется далеко не однозначно. Под сознанием в ши­роком смысле слова имеется в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется, биологическом (психика жи­вотных), или социальном (сознание человека) и в каких формах — чувственных (ощущения, восприятия, пред­ставления) или логических (понятия, суждения, умоза­ключения).

Когда имеется в виду сознание именно в этом широ­ком философском смысле, то тем самым подчеркивает­ся его понимание лишь в аспекте основного вопроса фи­лософии как вторичного по отношению к объективному миру.

В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специ­фически человеческая форма психического отражения объективной реальности.

 

ТИПЫ   ФОРМЫ   ПРИМЕРЫ  
Отражение в неживой природе (пассивное)   Механическая   Следы животных на песке  
Физическая Отражение предмета в воде, в зеркале
Химическая   Отпечатки давно умер­ших растений на ка­менном угле, извест­няке  
Отражение в живой природе (биологическое)   Раздражимость   Движение растений за солнцем  
Рефлексы, инстин­кты   Пищевые, обороните­льные, половые, условные и безуслов­ные рефлексы  
Элементарная психика   Обман животными охотника или жертвы  
Социальное, осознан­ное отражение (связанное с приспособле­нием природы к потребностям общественного разви­тия)   Чувственное по­знание   Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятель­ные, тактильные ощу­щения, восприятия, представления  
Логическое позна­ние   Понятия, суждения, умозаключения  

Схема 1. Типы и формы отражения

Отражение свойство тел воспроизводить особенно­сти других, воздействующих на него тел.

3. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ. РОЛЬ ТРУДА, ОБ­ЩЕНИЯ И ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИ­ТИИ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Сущность сознания социальна. Но его формирование у человека предполагает наличие опре­деленных биологических, в том числе и физиологиче­ских предпосылок. Сознание человека могло возник­нуть только на уровне общества, а способность чело­века мыслить—лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением об­щественных отношений и овладением миром культу­ры. В сознании же современного человека аккумули­рован опыт многих поколений людей.

Социальная сущность сознания была раскрыта Ф. Эн­гельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». При изучении этой работы не­обходимо выделить следующие моменты:

а) в процессе биологической эволюции далеких предков человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка, высвобождение передних конечностей, развитие психики и т. п.);

б) труд начинается с использования предметов са­мой природы в качестве орудий деятельности

(труд - деятельность, которой пред­шествует осознание ее цели);

в) простейшие трудовые навыки расширяют круго­зор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и об­щению;

г) потребность передать определенную информа­цию друг другу обусловила специальный орган — неразвитая гортань обезьяны все более совершенствова­лась и приобретала способность издавать членораздельные звуки;

д) язык становится важнейшим фактором дальней­шего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного, обоб­щенного мышления (язык, в широком смысле слова, рассматривается как система знаков, с помощью которых человек и человечество осваивают многообраз­ный мир. Сюда относят не только абстрактный логиче­ский язык, но и язык символов — искусственные языки науки (математические и химические формулы, графики и т. д.), различные формы художественно-образного языка искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и др.), а также особая система сигнализации, которой поль­зуются глухонемые. Об этих проблемах мы довольно по­дробно поговорили на лекциях по логике.

Языковые знаки отличаются от идеальных образов. Образ — это мысленное или чувственное отражение пред­мета субъектом, его слепок. Знаки же передают значение вещей, явлений действительности, выступая их своеоб­разными заменителями ).

 

Каждый из этих моментов следует подкрепить со­ответствующими положениями Ф. Энгельса. Так, отме­чая изменения в образе жизни человекообразных обезьян, Энгельс отмечал, что они «стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к челове­ку». Следствием этого явилось то, что рука стала сво­бодной и могла выполнять различные трудовые опера­ции. Причем, «рука... является не только органом тру­да, она также и продукт его».

Необходимость общения в процессе труда вызвала появление языка и органов речи. Энгельс выделяет два важнейших фактора: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...».

Труд оказал влияние на развитие и совершенство­вание органов чувств (зрения, слуха, обоняния, ося­зания и др.). Он способствовал не только биологическому изменению человека, но и возникновению об­щественных форм и видов жизнедеятельности. Появляется разделение труда, выделяются охота, рыболовство, скотоводство, земледелие. Постепенно раз­виваются «прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое от­ражения человеческого бытия в человеческой голо­ве — религия».

 

При рассмотрении общественно-исторической сущ­ности сознания как высшей формы отражения действите­льности следует опираться на положение о том, что созна­ние есть общественный продукт, и возникает оно в про­цессе целесообразной, активно преобразующей деятельности людей.

Особенности психического отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями его бытия.

У животных образ жизни характеризуется приспособле­нием к природной среде, слиянием с ней, неспособностью вследствие этого к конструктивным изменениям условий существования. Изменения здесь носят односторонний, потребительский характер.

У человека качественно другое отношение к окружа­ющей среде. Оно характеризуется активным целенаправ­ленным преобразованием естественной среды и созданием новой жизненной среды — второй природы. Разумеется, момент приспособления присущ и человеку, но это при­способление в обществе осуществляется путем преобра­зования.

Вторым качественным признаком образа жизни чело­века, определившим его сущность, является труд в его спе­цифической форме, то есть деятельность, которой пред­шествует осознание ее цели.

В отличие от трудовой деятельности человека живот­ные не только не могут целенаправленно и систематиче­ски преобразовывать окружающий их мир, но и использо­вание ими простейших орудий труда носит случайный харак­тер, не говоря о том, что ни одна обезьяна в отличие от первобытного дикаря «не изготовила когда-либо хоть бы самого грубого каменного ножа», — писал Ф. Энгельс, ко­торый указывал на огромную роль труда в формировании человека.

Таким образом, переход от приспособительной деятельности к преоб­разовательной внес коренные изменения в поведение и потребности людей.

Итак, появление и развитие трудовой деятельности яв­ляется величайшим скачком в процессе формирования че­ловека (из обезьяны), преобразования поведения, потреб­ностей и мозга человека.

Второй, важнейшей предпосылкой постепенного пре­вращения мозга обезьяны в человеческий мозг явилась членораздельная речь. Она возникает в ходе совместной де­ятельности членов первобытного общества как настоятельная потребность общения и взаимопонимания для до­стижения общей цели — успешной борьбы с природой. Эта потребность создала и соответствующий орган речи.

Необходимо отметить, что речь человека обозначает предметы и их свойства, многообразные отношения. В процессе своей речевой деятельности человек последо­вательно двигается от конкретно-предметного мышления к абстрактному мышлению. Последнее зародилось на базе образования в мозгу второй сигнальной системы — высшей формы нервной деятельности человека. Мышление челове­ка в отличие от рассудочной деятельности животного осу­ществляется в теснейшей связи с языком.

Ф. Энгельс отмечал и главное отличие человека от животных. Оно состоит в том, что животные лишь приспосабливаются к природе, потребляют то, что она дает, человек же изменяет природу в соответствии со своими целями. Он «заставляет ее служить своим це­лям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных живот­ных, и этим отличием человек опять-таки обязан тру­ду». В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и взаимной обусловленности.

 

4. СОЗНАНИЕ И МОЗГ. ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную материальную, физиоло­гическую систему, действующую, в свою очередь, в целостной системе, какой является человеческий орга­низм.

Важно понимать, что между физиоло­гическими и психическими процессами существует качественное различие.

Первые (физиологические процессы) материальны, вто­рые (психические процессы) — субъективны, идеальны.

Это значит, что высшая нервная дея­тельность мозга (материальная по своей природе) есть физиологическая основа психического сознания человека.

Сознание не сводится ни к отражаемому (объективному миру), ни к физиологическим процес­сам, происходящим в мозгу человека.

Сознание - как высший про­дукт материи (т. е. физического), как высшая форма отражения действительности, как функция особенно сложного вида материи - человеческого мозга есть субъективныйобраз внешнего ми­ра, идеальный по своей приро­де, хотя его содержание и детерминировано самим объективным миром.

Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе фи­зических, химических или иных материальных свойств.

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

Материальное и идеальное, - материя и сознание имеют то общее, что они существуют реально. Но это разные реальности.

Материя - есть объективная реальность, а сознание - субъективная реальность.

Материя существует вне и независимо от сознания; Сознание - это внутренний, духовный мир человека.

Таким образом, в сознании человека отражаются не физиологические процессы, а внешний мир. Сознание - есть способность нашего мозга отражать материальную действительность (мир).

Развивая мысль о соотношении материального и идеального (в практической деятельности человека и в исторической ретроспективе), важно подчеркнуть, что материальное предшествует идеальному, «логика действия предшествует логике мышления».

Нагляд­но-действенное мышление (АКЫН) совершается при восприя­тии предмета в процессе практического действия с ним. Оно позволяет человеку сделать следующий шаг в мышлении — перейти к наглядно-образному мышлению, мышлению в представлениях.

В дальнейшем в процессе труда и освоения культу­ры у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности.

Идеальное приобрета­ет относительную самостоятельность. Оно (идеальное) «вплетено» в материальное через пре­образующую деятельность человека, через знаковую (словесную) систему.

Таким образом, в ходе практического и теоретиче­ского освоения действительности происходит своеобразный («спиралевидный») цикл — материальное пре­образуется в идеальное, а идеальное — в материаль­ное.

 

В такой же взаимосвязи следует рассматривать мышление и язык.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.