КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспоминания, комплексы)
Коллективное бессознательное Личное бессознательное (родовая память поколений) (опыт, вытесненные Юнг наметил и систематику Архетипов:
которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гете, или любой другой образ плута-озорника. Это тенденции, желания, воспоминания, которые отрицаются человеком как несовместимые с «Персоной». «Тень» - негативная стороны личности, сумма всех неприятных качеств, которые хотелось бы спрятать, «другая личность» в самом человеке, его собственная темная сторона. Это комната с мусором, куда не хотелось бы заглядывать. «Это как раз то, чем человек не хотел бы быть», - писал Юнг. «Тень» - совокупность вытесненных суждений о себе. «Трикстер» (дурак, «Чайник») - коллективный образ «Тени», совокупность всех низших черт характера («Меркурий» - страсть к кровавым розыгрышам; Дьявол и его признаки – проявления «Тени». Символизируют оргии разрушения, страдания). Юнг подчеркивал, что все мы имеем «Тень», что всякая реальная субстанция отбрасывает Тень, что ЭГО соотносится с Тенью как свет с мраком, что именно Тень делает нас людьми. «Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создает бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам».
противоположного пола в психике человека, определяющее отношение к женщине (мужчине), к обществу, к государству; выражаемое образами двуполых существ в первобытном мифе, китайскими категориями Инь и Ян. Это – побуждающее начало (возможно, по его «вине» происходит мускулизация женщины и феминизация мужчины в наши дни). В раннем детстве – «Мать (Инь) – Отец (Ян)». Определяет отношение к самым близким людям, а во взрослом состоянии – отношение человека к матери – это отношение к семье, а отношение к отцу определяет его отношение к государству (Отечеству). «Анима-Анимус» - внутренний образ женщины, хранимый мужчиной, и мужское начало, действующее в женской психике. Это образ «не – Я» (Примеры: транссексуал; муж, имеющий несколько жен…). Благодаря своим архетипическим свойствам «Анима-Анимус» представлены во многих коллективных формах и образах: Афродита, Афина, Гермес, Аполлон, Мария, Александр Македонский, Ромео… Как персонифицированные компоненты психики, они связывают нас с жизнью, вовлекают в нее. Для полной реализации и интеграции образа необходимо партнерство с противоположным полом. «Ведьма» - инстинктивный страх ночи. «Герой» - образ, определяющий отношение женщины к мужчине, мужу, отцу, сыну.
воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления смены времени, бессмертия (Деметра – Гея, Кибела, мойры, Богородица). Отношение к бабушке, дочери, свекрови, жене. (Страстное стремление ко спасению – Церковь, Земля, Небо – то, что дает надежду на спасение).
жизни, выявляемый в образах мудрого волшебника, шамана (уважение к старшим). «Дух» - принцип противостояния материи.
архетип порядка и целостности личности. Выступает в качестве жизненной цели человека. Сознательное и бессознательное дополняют друг друга до целостности. «Самость» означает всю личность. Это центр сознания, экзистенциальная точка, из которой человек смотрит на мир («Я»).
представляем себя миру, наши социальные роли, имидж. «Самость», обращенная во вне. «Маска» - совокупность приспособлений к миру. Это то, чем человек не является, но чем сам себя считает. Это та часть личности, которую мы показываем миру, символы статуса, стиль, манеры, образ поведения. Элемент коллективной психи ки – «маска», с помощью которой инсценируется индивидуальность. В любом обществе человеку необходимы способы и средства, облегчающие его взаимоотношения и обмен. Различные культуры устанавливают различные критерии для «Персоны», существует также его эволюция во времени (с развитием культуры). «Персона» выступает как посредник между ЭГО и внешним миром, как «Анима-Анимус» посредничает между ЭГО и миром внутренним (Пример: Прометей и Эпиметей – образы, обозначающие противопоставление в психике индивидуально-личностного начала, «самости», ЭГО и той ее части, которая обращена во вне). Сам Юнг приводил такой пример: Если в комнате есть Том и Билл, сколько человек в комнате? Там 6 человек: Как Том видит Билла, как Билл воспринимает сам себя и реальный Билл…. Чем больше «Персона», тем больше «Тень»!
а). Переселение душ – продление жизни человека во времени; б). Перерождение; в). Воскрешение (трансмутация бытия человека); г). Преображение – возрождение в духовном существе; д). Трансформация личности – «переносное» Возрождение.
Сам Архетип воспринимается как содержащий унаследованную и противоположную дуальность, которую можно представить в виде спектра (например, архетип Великой Матери – от доброй и кормящей матери на одном конце спектра до плохой, жестокой, пожирающей матери – на другом конце). Таким образом, Архетипическое содержание будет интегрировано только тогда, когда окажется осознанным весь его спектр (безграничное богатство проявлений). Структурные формы коллективного бессознательного (Архетипы) организуют и канализируют психическую энергию человека, определяя его поведение («сухое русло реки»). Цель культуры – Индивидуация. Сегодня наше Бессознательное наводняется большим количеством Архетипов, что опасно для человека и культуры. Цель и главная задача культуры в том, чтобы осуществить толкование Архетипической символики и тем самым облегчить процесс индивидуации. Принцип индивидуации – механизмы и закономерности психического развития индивида, происходящего через непосредственное усвоение сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. Это «путь к себе» - самоосуществление и задача культуры. Индивидуация – процесс уравновешивания сознательного и бессознательного начал в психике человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |