КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
1) Удаление от мира и от сожительства с людьми. 2. Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил, также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти: ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни [3,16]. 3. Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом [3, 25]. 4. Не ходи смотреть, как живут родные твои, и им не позволяй приходить смотреть, как живешь ты; и даже совсем не видайся с ними [1, 11]. б) Избрание пустынножительства. 5. Духовные отцы наши утверждают, что пустынь есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть [2, 82]. 6. Кто живет в пустыни и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его [3, 15]2. 7. Смотри, чтоб не обольстил тебя помысл, внушая, что пустынь есть место прохлаждения [2, 91]. в) Келейное уединение 8. Удалясь от молвы житейской, уединись - и будешь странник. Сидеть в келлии будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону [2, 49]. 9. Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтобы предаться молитвам своим [3, 10]. 10. Когда пойдешь на жатву, не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище [1, 42]. 11. Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келлии [1, 24]. г) Келейные занятия и порядки. 12. Пребывая в келлии своей, держи следующие три занятия: рукоделие, чтение псалмов и молитву [1, 65]. 13. Пребывая в келлии, вот чем занимайся: чтением Писаний, молитвою к Богу и рукоделием [3, 45]. 14. Каждый день постись до 9-го часа, исключая субботы и дня Господня. Когда настанет 9-й час, иди в келлию свою (внутреннейшую)3, и прежде принятия пищи соверши молитву свою. По вкушении пищи, то читай, то молись попеременно [1, 3]. д) Молитвословие и коленопреклонения. 15. Исполняй молитвы в установленные часы, ни одного не пропуская, чтоб не дать за это ответа [1, 6]. 16. Молитву свою ночью совершай, прежде чем пойдешь в церковь [1, 13]4. 17. (И всегда) прежде, чем пойдешь в церковь, молись в келлии своей [1, 45]. 18. (Вообще) прежде и после общей молитвы с братьями, всегда совершай молитву и в келлии своей; и никогда не ленись этого делать [3, 68]. 19. Почасту преклоняй колена, и не ленись это делать, чтоб не умереть злой смертью [3, 61]. 20. Когда молишься, не допускай лености: ибо молитва ленивого – праздные слова [2, 63]. 21. Когда молишься и воспоминаешь о Боге, будь как птица, легко и высоко парящая: по обету монашества и значению одежд твоих [перифраз, 1, 59]. 6) Чтение и богомысленное размышление 22. Прилежи чтению писаний - и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы) [3, 27]. 23. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою [3, 66]. 24. Размышляй о делах Божиих и не ленись молиться [2, 63]. 25. Монах, сидящий в келлии своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на разоренный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами, потому что, кто ни вздумает вынести нечистоты из дома своего, туда их относит. (То есть: молчит устами, а умом мечтает, помыслам поблажает и сердцем увлекается; что все есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый) [3, 67]. 7) Рукоделие и вообще труд. 26. Тело надобно порабощать и утомлять долгим трудом [3, 60]. 27. Назначь себе умеренный какой-нибудь труд для келейного занятия, – и сердце твое смиренно будет [2, 50]. 28. Понуждай себя на труд рукоделия - и вселится в тебя страх Божий [3, 35]. 29. Будь прилежен в трудах рукодельнических - и низойдет на тебя страх Божий [3, 35]. 30. Сидя в келлии, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: " Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня "; или: " Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою "; или: " Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе " [3, 28]. 8) Пища. 31. Один (и тот же всегда) час установи себе (для принятия пищи, и принимай ее) для подкрепления тела своего, а не для услаждения [3, 60]. 32. Употребляй самую простую и дешевую пищу[2, 83]. 33. Хлеб твой съедай в безмолвии и с воздержанием и смотри, чтоб сидение твое (за столом) было скромно [3, 7]. 34. Не ешь до сыта [1, 52]. 35. Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои [1, 67]. 36. В среду и пятницу не разрешай поста [1, 21]. 37. Мяса совсем не ешь [1, 20]. 38. К месту, где точат вино, не подходи [1, 19]. 39. В собрания и угощения (общая трапеза) не спеши [1, 30]. 40. Если придешь в какое место, где учреждается общая трапеза5, вкуси и воздай благодарение Богу [1, 35]. 41. К трем чашам вина не прибавляй четвертой, разве только по какой-либо великой болезни [3, 23]6. 42. Не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагается [1, 68]. 43. Если ты молод, не протягивай руки своей прежде других, потому что это не скромно[1, 79]. и) Сон. 44. Спи мало и в меру - и Ангелы посетят тебя [1, 53]. 45. Когда здоров, не снимай пояса своего [3, 22]. 46. Когда ляжешь спать, не влагай рук твоих внутрь (м.б. за пазуху), чтоб не согрешить и не знаючи [3, 21]. 10) Одежда. 47. День и ночь будь в кукуле твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключенник [1, 37]. 48. Не надевай одежды, которою мог бы ты величаться и хвалиться [1, 43]. 49. Одежды твои береги, чтоб в день Суда не оказаться тебе нагим среди сонма других [3, 5]7. 11) Все содержание, которого главная черта – нищета. 50. Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего [1, 12]. 51. Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым [2, 49]. 52. Люби поношение паче почета, утруждение тела паче покоя, и недостаток в вещах (потребных), паче избытка [3, 5]. 12) Церковное Богослужение 8. 53. Дела церкви (смотрение за церковью и Богослужением) должны быть поверяемы мужу верному и Бога боящемуся [3, 11]. 54. Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь [3, 9]. 55. Не оставляй Богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть [3, 26]. 56. В церкви отнюдь не говори [1, 25]. 57. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (т.е. чтоб в душе не было шума и толкотни многопомышлений) [перифраз 1, 28]. 58. В церкви не хорони мертвеца своего (т.е. не занимайся тем, как устроить свои житейские дела) [1, 29]. 13) Соотношения а) первое и главное – к авве, к отцу духовному, к старцам и вообще к преуспевшим. 59. Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря [1, 32]9. 60. Пред аввою твоим и высшими себя не размножай слов [2, 37]. 61. То твердо держи всегда в сердце своем, чтоб слушаться отца своего - и вселится в тебя страх Божий [3, 38]. 62. Совершенство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности – служит и повинуется [2, 92]. 63. Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд [3, 37]. 64. Со смирением и плачем проси отца своего, чтоб он наставил тебя в том, чего еще не знаешь, - и не будешь постыжен [3, 47]. 65. Помни всегда того, кто напаяет тебя добрым учением, и от него старайся вызнать животворные заповеди – и благоуспешную проведешь жизнь по воле Господа, как написано у блаженного апостола Павла: въ сихъ поучайся, въ сихъ прeбывай: да преспеяние твое явлено будетъ во всехъ (1 Тим. 4, 15) [2, 48]. 66. Если ты искренно подклонил выю свою под иго послушания, внимательно выслушивай, что говорится тебе, и потом добросовестно исполняй то по всей силе заповедания [2, 53]. 67. Не скрывай от отца своего греха, сделанного тобой [3, 54]. 68. Добрым нравам каждодневно учись у старших своих [1, 31]. 69. Отцов своих духовных люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе ради Бога [2, 38]. 70. Так живи, чтоб отцы монастыря, родившие тебя духовно, порадовались славе твоей в сонме святых [3, 6]. 71. Всячески заботься о том, чтоб благословение старцев монастыря почивало на тебе [3, 3]. 72. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою [1, 41]. 73. Не всем открывай помыслы свои, чтоб не быть в соблазн брату своему [3, 34]. 74. Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками [2, 69]. б) взаимное – всех ко всем. 75. Старайся сделать, чтобы все люди благословляли тебя [1, 57]. 76. Попечалься с братом твоим, и покажи ему доброе участие [2, 29]. 77. Если какой брат усердно попросит тебя помочь ему, работай с ним весь тот день [3, 21]. 78. Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу, ибо люди все вдались в лукавство, исключая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей [2, 70]. в) старших к другим. 79. Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и наставляй тех, коих ради хулится имя Господа: и как они мертвые и отсечены от живого Господа, постарайся, чтоб они отстали от своих мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу [2, 56]. 80. Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно; потому что с тебя взыщется осуждение их (если т.е. они окажутся достойными осуждения на Страшном Суде) [1, 51]. 81. Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут ни был, и отлучай словами истины [3, 4]. 82. Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы – смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих [3, 1]. 83. Не отвергай того, кто ищет веры во Христа [1, 40]. 84. Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому [2, 68]. 85. Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом [2, 62]. 86. Величайшее из всех безобразий есть безобразие – заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел [2, 66]. г) к больным. 87. Вставая утром каждый день, заботься о больных, какие есть у вас [1, 2]. 88. Ходи по больным и их сосуды наполняй водой [1, 55]. 89. Все, что можешь, все лишнее раздавай больным монастыря [1, 21]. 90. Если авва твой приставит тебя служить больным, служи им от всего сердца твоего, чтоб двоякую получить награду от Бога, т.е. за послушание, с любовью исполненное [2, 42]. д) к странникам. 91. Если придет к тебе брат какой, хоть не во время, прими его с радостью, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел [1, 8]. 92. Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью [2, 42]. 93. Лицо твое всегда должно быть печально; разве когда к тебе придут братья-странники - тогда прими вид радостный [1, 74]. 14) Взаимное обращение. 94. Будь скромен во всех своих действиях [1, 77]. 95. Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братьями, слова твои да будут безыскуственны [2, 78]. 96. С отроком и юношей не заводи речи, тем более не своди дружбы, и в сожительство таких не принимай чтоб не дать места диаволу [1, 4]. 97. С отроком совсем не говори, ибо иначе он будет тебе в преткновение [1, 16]. 98. Не бери за руку подле тебя стоящего брата и не касайся ланит его, старше ли он, или моложе тебя [3, 22]. 99. Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета [2, 64]. 100. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было [2, 71]. 15) Собеседование и вообще употребление языка. 101. Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положенных [1, 44; 2, 35]. 102. Бегай брани языка (обуздывай язык). 103. Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий [2, 23]. 104. Преславное дело - хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода [2, 57]. 105. Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому [2, 54]. 106. Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою [2, 36]. 107. Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимого, управления и обуздания языка [2, 67]. 108. Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением [2, 39]. 109. Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни, что от слов - и слава и унижение [2, 32]. 110. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их [2, 27]. 111. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы [2, 61]. 112. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий [3, 22]. 113. Уста твои должны говорить всегда одну истину [2, 51]. 114. Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага [2, 57]. 115. Не спрашивай о делах злых, но дальше от них держи внимание свое [2, 31]. 116. Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не зачерпнула им зла душа твоя [2, 56]. 117. Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего [2, 14]. 118. Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей [2, 65]. 119. Не кричи и не говори громко и скоро, ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см. Еккл. 10, 14) [2, 46]. 120. Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание) [1, 62]. 121. Не божись совсем, – ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле [1, 27]. 16) На случай отлучек. 122. Если необходимость заставит идти в город, – не ходи один [1, 17]. 123. Когда идешь за водой, или путешествие совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй [1, 33]. 124. Когда совершаешь путешествие с братьями, отдаляйся от них немного, чтобы сохранить молчание [1, 75]. 125. Идя дорогой, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом. Потом, где бы тебе ни пришлось быть, с жителями места того не братайся [1, 76]. 126. В толпу людей мирских не вмешивайся, но и фарисею не подражай, который делал все напоказ [1, 9]. 127. Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтоб она вошла в твое жилище (комнату), потому что вслед за ней идет буря помыслов [1, 10]. 128. С женщиной не ешь вместе, и с отроком не входи в содружество никогда [3, 18]. 129. Когда придется где ночевать, смотри, не покрывайся одной и той же одеждой с другим кем [1, 80]. 130. Не ложись на одной рогоже с тем, кто моложе тебя [1, 5]. 131. Двое вместе не спите на одной рогоже, разве крайняя заставит нужда. Хотя бы то был отец или брат - и это допускай с великим страхом [3, 19]. 132. В гостиницах монастырских не засиживайся [1, 26].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |