КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слово 23
О совершенстве 1. Если кто, как сказал некто из отцов, не имеет веры в Бога, не пламенеет непрестанным желанием Его, не устраняется от причинения вредного другим, не боится воздавать злом за зло, не стесняет себя, не возделывает смирения чистоты и человеколюбия, не отвергается мира, не бывает кроток и терпелив, не молится Богу непрестанно в преутруждении сердца, не простирается в предняя, не озираясь вспять (см. Флп. 3,13) и не полагаясь на свои дела и жертвы, каждодневно не испрашивает Божией помощи, — тот достигнуть спасения не может. Смотри, как бодры и бдительны враги человека! Не презирай, брат, совести своей и не неради о ней, и на самого себя нисколько не полагайся, хотя бы ты в самом деле имел какую-либо цену у Бога; ибо отовсюду обложены мы врагами. Разумное преутруждение себя истребляет знаки прежнего нерадения, и обуздание чувств врачует раны внутренних врагов. Совершенное возлюбление Бога сокровенно противостоит врагам. Святость сокровенно одержанными победами сокровенно приводит к покою Сына Божия (к успокоению в Господе Иисусе Христе или к пребыванию с Ним в сердце). Явная святость хранит добродетели. Ведение Бога делает, что к Нему прибегаем мы во время искушения и Его помощью вооруженные, преодолеваем их. Кто не полагается на свои труды, тот более чувствует помощь Божию. Кто от души истинно ищет Бога, тот стоит в страхе, чтоб в чем-нибудь не оказаться неугодным Богу и совесть всегда ужаляет его, коль скоро он делает в чем опущение (или если чего-нибудь еще недостает в нем). А где это ужаление, там осуждение; где же осуждение, там еще нет свободы (от греха и страстей). Если наконец, молясь, заметит он, что никаким жалом зла не уязвляется, тогда он истинно свободен и по воле Божией вошел во святой покой. 2. Если и увидишь, что добрые плоды твои не подавляются уже никакими вражиими плевелами, то хотя ты не борешься более с чувствами, не думай однако ж, что враги перестали нападать на тебя, полагаясь на свою злохитрость. Не ожидай этого, даже если облако осенит скинию, и ни солнце днем, ни луна ночью не жгут тебя, даже если все принадлежности скинии (соответствующее им в духе), уже находятся в тебе, и она вверена тебе, чтоб ты хранил и поставлял ее по воле Божией (Богом именно уготована тебе победа; и Сам Он будет осенять скинию. Сам идти вперед и указывать, где постановить ее; ибо, как говорит Писание, если не повелит Сам, в каком месте поставить ее, она остановиться не может). Великая еще есть опасность, — пока человек не познает себя и совершенно не уверится, что не в его силе состоит освободиться от полагающих ему во всем препоны и раздражающих его. Итак, надлежит нам со страхом прибегать к благости Божией, непрестанно вращая в памяти Его благодеяния, и облечься во святое смирение, так, чтоб оно никогда не отступало от сердца нашего, всегда полагая нам пред очи грехи наши и спрятывая добро, если какое есть в нас, — и таким образом охраняя нас до конца и делая, чтоб мы ни в чем не полагались на самих себя. 3. Кто судит ближнего и гневается на брата своего, презирает его и ни во что ставит, или с гневом учит, или поносит его пред кем-либо; тот чужд милосердия, которым одарены были святые, и других великих добродетелей. Такого рода пороки губят все труды человека и отрясают все добрые плоды. Кто говорит, что оплакивает грехи свои, и между тем не отстает от них, тот обманывает сам себя. Кто воздыхает к покою, а между тем не заботится уврачевать болезни душевные, тот слеп и не искусен в святом построении добродетелей. Кто, оставив заботу об уврачевании своих грехов, печется о том, чтоб врачевать других, тот действует навыворот. Ибо прежде чем приступить к этому, надлежит свои грехи омыть слезами: и Божие умолить милосердие, да простит их и дарует столько силы и твердости, чтоб никогда более не впадать в те же грехи и не оскорблять Его уже ни мыслью, ни словом, ни делом. Блажен, кто так действует во истине. Кто истинное совершает покаяние, тот не бывает занят тем, чтоб судить ближнего. Ибо и свои грехи всякому довольно дают дела и не оставляют времени заняться врачеванием других. Кто злом за зло воздает, тот далек от истинного покаяния. Кто пленен славолюбием и вплетается в мирские дела, тот не может от души плакать о грехах своих. Кто теперь (себя оставя, о других) говорит: то хорошо, а это худо, тот не может возыметь в сердце своем стыда за себя. Ибо когда беремся судить о том, что не наше, обольщаемся (относительно себя) и при том так развлекаемся, что нам не свободно познавать свои грехи. 4. Если, подвергшись поношению, негодуешь, то ты не ведешь истинного покаяния. Если болишь о похищенных у тебя вещах, то страха Божия нет в тебе. Если смущаешься тем, что иной взнесет на тебя что-либо ложно, — то страха Божия нет в тебе. Если ты в сладость слушаешь похвалы себе, то страха Божия нет в тебе. Если во взаимных собеседованиях желаешь, чтоб твои слова брали верх, то страха Божия нет в тебе. Если возболишь о том, что речь твоя презрена, то страха Божия нет в тебе. Ибо все это показывает, что ветхий человек еще силен в тебе, и нет, кто бы изгнал его и восприял истинный и Богу приятный плач. Надобно нам открыть очи ума, да познаем самих себя и ведаем, что тот враг Богу, кто следует собственной своей воле. Если, исполняя заповеди Божии и дела свои устрояя по воле Божией, будешь питать в сердце убеждение, что сам собою угодным Богу явиться не можешь, и всегда будешь держать пред очами своими грехи свои, то найдешь крепкий оплот против врага своего, когда он начнет бороть тебя гордым помыслом, будто ты уже стал свят и праведен; и ты сохранишь таким образом здание, которое устроил в тебе покаянный план. Тогда поймешь, что знаешь себя, увидишь, где ты, и сердце твое не вознесется как бы одержанною победою. Ибо пока человек не станет на суде, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор знать не может, угоден ли он Богу или нет. Печаль по Богу, уязвляющая сердце, может держать чувства в должном порядке, а трезвение — хранить ум чистым. Но человек никогда не должен верить себе самому и, пока в теле есть, должен держать попечительное за себя беспокойство. Блаженны никогда не надеющиеся на свои дела и не дерзающие без страха предстать пред Бога. Познав Его величие и свою нетвердость, они стараются повиноваться воле Его, как Сам Он того желает, но при этом не престают оплакивать самих себя и других не судят, оставляя суд Судии всех Богу. 5. Кто из всецело себя Богу посвятивших по воле Его отходит отселе, совершив здесь все для него возможное неленостно, тот находит себя там написанным в книге живых и Ангелы свидетельствуют, как миновал он темные силы. Тогда помещается он среди блаженных духов. Но пока длится борьба, человек все еще находится в страхе, и победив ныне, не знает, победит ли завтра: ибо ненадежны расположения нашего сердца. Кто же получил уже награду, тот покоен и не боится, куда наконец уклонятся три те части, о коих говорит апостол (см. 1 Фес. 5, 23), то есть душа, тело и дух, потому что видит, что они все объединены в Боге. Ибо когда эти три действием Святого Духа объединяются, то отделяться друг от друга уже не могут. Христосъ, возста отъ мертвыхъ, ктому уже не умираетъ: смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Смерть Его стала спасением для нас, ибо ею грех истреблен навсегда. И воскресение Его стало жизнью для верующих в Него, да живут Богу и приносят плод правды. Не думай (в самоуверенности), что победишь, пока ведешь брань. Ибо искушение житие человеку на земли (Иов. 7, 1). Бодрствуем ли или спим, враг не перестает действовать против нас. Состязающийся на ристалище, если разумен, прежде победы не поет победной песни. Неразумный же, даже когда падает, возносится умом и думает о себе, как о победителе. Господь, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: никогоже на пути целуйте. Въ оньже аще домъ внидете, первее глаголите: миръ дому сему. И аще убо будетъ ту сынъ мира, почиетъ на немъ миръ вашъ; аще ли же ни, къ вамъ возвратится (Лк. 10, 4-6). Слова везде были теже, но не одно на всех действие их. Также Елиссей говорил Гиезию, когда посылал его (с жезлом, чтоб возложил его на умершего сына вдовы): аще обрящеши (встретишь) мужа, да не благословиши его, и аще благословитъ тя мужъ, не отвещай ему (4 Цар. 4, 29). И однако ж, отрока воскресил не Гиезий (хотя все делал, как приказано). Но когда пришел человек Божий и увидел отрока умершего лежащим на одре, тогда затворил двери за собою и стал молиться. Потом слячеся над отрочищем и дуну на него. Согрелся отрочищ, но еще не ожил. Походил человек Божий по храмине, и опять взыде и слячеся над отрочищем. Так до седмижды. И тогда уже действием Духа Божия отверзлись очи его. 6. Что скажем мы, бедные, любящие славу мира более, чем славу Божию? Мы, которые и не думаем о том, как вести брань или искать умирения внутреннего, и не разумеем долготерпения Божия, попускающего с добрыми плодами расти и плевелам, и не позволяющего исторгать плевелы прежде, чем возрастет и созреет добрая пшеница. И Гиезий течение пути совершил и, однако ж, не мог воскресить отрока, потому что любил славу человеческую более славы Божией. Блаженны очи, которые со смирением воззревают к Богу, и всячески заботятся о том, как бы уврачевать раны свои, и грехи слезами омывают, и прощения их испрашивают. Горе тем, которые напрасно иждивают время, думая, что они без греха, и, попирая совесть свою, не хотят приносить покаяния. Земледелец, бросающий семена в землю, сетует, если они не произрастут, — что и семена и труды пропали даром. Так и человек, хотя бы знал таинства все, творил силы многие и исцеления, и разными себя измождал подвигами; но если он не видит в себе плода любви, то в большом должен быть за себя страхе. Ибо отовсюду окружен кознями, наветами и злоухищрениями врагов, готовящих ему падение. Но только любовь николиже отпадаетъ, но вся уповаетъ, всему веру емлетъ, вся терпитъ (1 Кор. 13, 8, 7). 7. О, как многотруден путь Божий! Ибо, как Сам Господь говорит, узкая врата и тесный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обретаютъ его (Мф. 7,14). А мы, недеятельные, нерадивые и преданные удовольствиям, полагаем, что в том и покой, чтоб не несть ига Того, Кто сказал: возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 29-30). Кто, мудрый и Бога боящийся, не старается всеми силами соблюдать заповеди Божии? И однако ж он, когда даже все исполнит, считает себя недостойно носящим имя Божие. Господь наш Иисус Христос ради нас соделался человеком, да уврачует болезни наши, чтоб мы по духу, а не по плоти ходили. Он открыл нам волю Отца Небесного, и исполнителям ее, в лице учеников Своих, заповедал: егда сотворите вся повеленная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехомъ сотворити, сотворихомъ (Лк. 17, 10-11). Когда кто увидит ехидну или скорпиона, или другое что ядовитое, то бежит от них, пораженный страхом. Но неразумная бедная душа наша, видя смертоносное, не бежит от того и не отступает, но смело обращается с тем. Оттого бывает бесплодною и всуе иждивает все время свое.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |