Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово 25




СЛОВО 24

0 покое внутреннем

На пути добродетелей есть падение, враги и изменение; есть обилие, довольство и скудость; есть печаль и радость, есть труд и теснота, есть и покой, преуспеяние и сила. Путешествие совершаем, пока достигнем покоя. Покой же сей упразднен от всех смущений и ни в чем не имеет нужды. Ибо он в Боге есть, и Бог в нем пребывает. Нет у него врагов, ни падения, ни недоверия, ни смущения, ни пожелания какой-либо вещи. Велики и неисчислимы его плоды. От него далек, кто болезнует какою-либо страстью. Он исполнен той любви, которую Господь Иисус заповедал изъявлять ко всем. К нему некоторые неискусные думают достигнуть, когда еще мучатся болезнями души, оскверняются нечистотою телесною и далеки от всякой добродетели. Простите меня, умоляю Богом, Коему слава во веки веков. Аминь.

 

 

К авве Петру, ученику своему

1. Что пишешь ко мне, что ты желал бы принести покаяние о грехах своих, если б Бог освободил тебя от суетностей мира сего, — то правильно говоришь. Ибо быть не может, чтобы ум, обремененный заботами века сего, служил Богу как должно. Не можете, говорит Господь, Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Под мамоною Он разумеет все дела мирские, которые, если не оставит человек, Богу работать не может. Работа Богу требует, чтоб, когда воздаем Ему Божескую честь и поклонение, молимся Ему и славословим Его, не держали мы в душе ни злобы, ни гнева, ни зависти, ни скверной похоти. Ибо все такие чувства облагают бедную душу мраком, так что она не может служить Богу чисто и в сокровенностях своих благословлять Его. Они не дают ей возноситься к Богу и со сладостью любви и теплотою сердца всеусердно молить Его, чтоб Он просветил ее; между тем, как только в таком случае, если она так настроена, может она преуспевать по Богу и отсекать все страсти. Достигнуть же этого мы иначе не можем, как когда отступим от мирской мятежности. Душа и со вне и извнутрь терпит нападения. Со вне — от забот века сего, чтоб удовлетворить потребностям тела; извнутрь — от своих страстей, кои суть враги добродетели. Их она не только уврачевать, но и увидеть не может, если не освободится от дел и забот мирских. Посему Господь Иисус говорит, что те не могут быть Его учениками, которые не отрекаются от собственной своей воли (см. Л к. 14, 26). Ибо воля господствует как над внутренними, так и над внешними деяниями. И потому, чтоб она не подавляла ума, должна быть отвергаема, как заповедал Господь. Ум подавляем бывает, когда душа держится в узах дел и забот мирских: ибо тогда внутри свирепствуют и размножаются страсти. Почему когда душа, покорствуя словам Господа Иисуса, отвергнет всякую свою волю, естественно отвратится и от всех дел века сего. Тогда ум возбужденный, укрепившись, отгоняет от себя все страсти и душу тщательно блюдет, чтоб, опять возвратясь на прежнее, не попала она в руки врагов.

2. Ибо душа подобна отроковице, живущей с мужем своим, которая, если мужу ее случится отойти на сторону, отбросив страх, начинает нерадеть о домашних делах. Но когда он возвратится домой, проворно возвращается к долгу, и со страхом всем распоряжается, согласно с волею мужа; он же промышляет для дома своего все необходимые вещи. Так и ум тщательно блюдет душу и добрые дела, как детей, от нее рождает и питает; и таким образом они согласуются между собою, чтоб соделаться единым сердцем. Душа уму, как жена мужу, подчиняется: ибо, как говорит апостол, глава жене мужъ (1 Кор. 11, 3). И еще: мужъ убо не долженъ есть покрывати главу, образъ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть. Несть бо мужъ отъ жены, но жена отъ мужа: ибо не созданъ бысть мужъ жены ради, но жена мужа ради. Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Ангелъ ради. Обаче ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа о Господе. Якоже бо жена отъ мужа, сице и мужъ женою: вся же отъ Бога (1 Кор. 11, 7-12). Итак, когда душа повинуется уму, тогда мы в чистоте изливаем пред Богом молитвы свои, тогда благословляем Бога из сердца святого, тогда осияваемы бываем Богом, тогда соделываемся истинными Ему поклонниками, — такими, каких ищет Бог. Таковы те, о коих Он Сам сказал: вселюся въ нихъ и похожду (2 Кор. 6, 16). Тогда исполняется следующее обетование: аще два отъ васъ совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, иже на небесехъ (Мф. 18, 19). Итак, Господь хочет, чтоб мы были чисты от всего, что может осквернять нас изнутри или со вне, — как Сам Он чист. Почему говорит: будите во Мне и Азъ въ васъ (Ин. 15, 4). Видишь ли, брат, как Он желает, чтоб мы были в Нем добрыми делами, да и Он будет в нас святостью?

3. Но я, скажет кто, пребываю в Нем крещением, дела же совершать не могу. Послушай, брат возлюбленный! Кто приемлет крещение, приемлет его на умерщвление греха. Ибо, как говорит апостол, спогребохомся Ему крещениемъ въ смерть... да упразднится тело греховное, яко ктому не работати намъ греху (Рим. 6, 4, 6). Вместе с грехом Христос пребывать не может. Посему, если Христос в тебе, плоть убо мертва греха ради, духъ же живетъ правды ради (Рим. 8, 10). Ибо мужатая жена, как говорит апостол, живу мужу привязана есть закономъ; аще ли же умретъ мужъ ея, разрешится отъ закона мужескаго. Темже убо живу сушу мужу, прелюбодейца бываетъ, аще будетъ мужеви иному: аще ли умретъ мужъ ея, свободна есть отъ закона, не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному (Рим. 7, 2-3). Итак, если кто хочет знать, обитает ли в нем Христос, да уразумеет сие из собственных своих помышлений. Пока грех имеет власть над сердцем, до тех пор Господь в нем не обитает, и дух Его не обретает в нем покоя. Бог обитает в том человеке, который творит добрые дела; и в Боге тот человек, которого сердце свободно от греха. Прилепляяйся сквернодейце, говорит апостол, едино тело есть съ блудодейцею: прилепляяйся же Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 16-17). Под блудницею разумеется всякая страсть. Итак, если душа свободна будет от страстей и избудет от всего, что враждебно ей в веке сем, тогда она пребывает в Боге и напаяется духом Его; и таким образом исполняется в ней сказанное пред сим: прилепляяйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ. Тогда она научается, как должно молиться Богу, поклоняясь Ему непрестанно и прилепляясь Ему беспрерывно. Равным образом и Он пребывает и упокоевается в ней, открывая ей тайны и ущедряя ее дарами Своими недомыслимыми. Она возрождаема бывает Им через крещение и излияние Духа Святого.

4. Далее, рожденный отъ Бога, как написано, не согрешаетъ... и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5, 18). Аще не обратитеся, сказал Он Сам, и будите яко дети, не внидете въ Царствие Небесное (Мф. 18, 3). Яко новорождени младенцы, говорит святой Петр, словесное и не лестное млеко возлюбите, яко да о немъ возрастете во спасение (1 Пет. 2, 2). Какие же дела суть дела младенца? Младенец, когда бьют его, плачет. Улыбкою признает нравящихся ему. Когда презирают его, не гневается; когда хвалят, не возносится. Если вместо его почтишь другого, не болит о том. Если отнимешь у него вещь какую, не тревожится. Если бывает признан наследником каких вещей, нисколько о том не заботится. Никого не зовет в суд. Об имении своем не спорит. Ни к кому не имеет ненависти. Если беден, не горюет. Если богат, не гордится. Если видит жену, не вожделевает ее. Ни похоть, ни забота не властвуют над ним. Никого он не судит. Ни над кем не заявляет власти. Никому не завидует. Чего не знает, о том не говорит. Над видом или одеянием ближнего не насмехается. Чинов мирских не домогается. Над собранием богатства не корпит. Не любит скупости. Не упорен, не спорлив, не скор на научение других. Если и раздет, нимало тем не смущается. Не знает печали. Не защищает своей воли. Не боится голода. Не страшится злонамеренных и злодеев. Не пугается от змий и зверей. Если настанет война, не ужасается. Таковы те, о коих сказал Господь наш Иисус Христос: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное.

5. Впрочем, когда младенец подрастет, в нем начинает обнаруживаться зло; и апостол находит в нем нечто, достойное укора, говоря: да не бываемъ ктому младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ ветромъ учения, во лжи человечестей, въ коварстве козней льщения: истинствующе же въ любви, да возрастимъ въ Него всяческая, иже есть глава Христосъ (Еф. 4,14-15). И в другом месте: как младенцев во Христе млекомъ вы напоихъ, а не брашномъ: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне, еще бо плотстии есте (1 Кор. 3, 2). В другом еще месте он же говорит: во елико время наследникъ малъ есть, ничимже лучший есть раба, Господь сый всехъ: но подъ повелители и приставники есть даже до нарока отча. Такожде и мы, егда бехомъ млади, подъ стихиями бехомъ мира порабощени (Гал. 4, 1-3). Также опять: похотей, говорит, юныхъ бегай (2 Тим. 2, 22). Научая же нас избегать такого рода младенчества, говорит: братие, не дети бывайте умы; но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1 Кор. 14, 20). Здесь (в словах: злобою младенствуйте) указываются Апостолом дела детей, какие требует Господь. Сличив эти слова с следующими: отложше всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, яко новорождени младенцы и проч. (1 Пет. 2, 1-2), уразумеешь, брат, какая мысль содержится в словах Господа нашего Иисуса Христа, когда Он говорит: аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное (Мф. 18, 3). Каковые слова тем большего требуют от нас внимания и боязливой осмотрительности, что произнесены с дважды повторенною клятвою, в подтверждение непреложности их. Ибо аминь есть слово клятвенное. Так апостол Павел говорит: Аврааму бо обетовая Богъ, понеже ни единемъ имяше большимъ клятися, клятся Собою, глаголя; воистину благословя благословлю тя (Евр. 6, 13-14).

6. Это и будем непрестанно со страхом и трепетом иметь во внимании. Всякий раз как враг наш диавол начнет нас раздражать против ближнего, или когда кто оскорбит нас чем, или покажет обидное к нам презрение, или клевету взнесет на нас, или в спор вступит с нами, или не будет внимателен к слову нашему, и за это подыматься начнет в нас на него гнев яростный или негодование, или ненависть, так что душа обымется мраком: тогда приведем на память слово Господа, коим Он такое решительное кладет определение: аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Кто, слыша слова сии, не вострепещет? Или кто из тех, у кого здрав смысл, и кои не холодны к делу спасения своего, не извергнет после сего из сердца своего всякое неудовольствие на ближнего своего? Или кто, боясь огня геенского, не поспешит погасить в сердце своем огонь неприязни к брату, чтоб не лишиться Царствия Небесного? Слово краткое, но решительное положил Господь: аще, говорит, не обратитеся и будете, яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Строго это определение для тех, кои поблажают своей воле, любят мир и не ведают дара Духа Святого, Который на кого низойдет, тому дает силу забывать все неправды и научает его вместо гнева кротости, вместо вражды миру, вместо задорности смирению, вместо отмщения терпению. Таковы те, кои сподобились возрождения!

7. Возревнуем же извергнуть из сердца своего и истребить в нем то, о чем сказал великий апостол, чтоб прийти в меру дитяти. Ибо те, которые умерщвляют то в себе и отсекают, приходят через то в совершенный возраст. Таковы были апостолы. И Господь, после того, как дунув на них, сказал: примите Духъ Святъ (Ин. 20, 22), явясь потом на море Галилейском, говорил им: дети, имате ли что снедно зде? (Лк. 24, 41). Вдуновением Духа показал Он, что они сделали себя детьми; почему так и назвал их, хотя по возрасту (не духовному) они не были дети. Опять написано: се, азъ и дети, яже ми далъ есть Богъ (Евр. 2, 13). Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже, да смертию упразднитъ имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14). Чьей плоти и крови приобщился он в уподобление им, если не тех, кои отбросили всякую злобу и пришли в меру святого детства? Таковые бывают потом совершенными, как говорит апостол: дондеже достигнемъ ecu въ соединение веры... въ мужа совершенна, въ меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). К тем, кои такого суть рода, говорит Иоанн апостол: пишу къ вамъ, дети, яко познасте Отца.., потом: писахъ вамъ, юноши, яко победисте лукаваго (1 Ин. 2, 14). Видишь ли, как те, кои злобою младенствуют, бывают крепкими борцами против врага; потому что сбросили с себя вооружение его, которое есть злоба? Потом они же становятся отцами и достигают меры совершенства. Тогда им сообщаются таинства и откровение, как лицам, достигшим мудрости, единодушия, благости, кротости и чистоты. Они-то суть честь приносящие Христу в теле своем.

8. Поелику это так есть, брат, то со всяким старанием позаботимся о том, чтоб в нас не было в чем-либо оскудения. Взыщем доброты, мужества и непоколебимости, чтоб злобный враг не обольстил нас и не склонил, отвергши стыд и страх, предаться нечистым и непотребным делам. Будем с Давидом непрестанно Бога умолять, взывая: Призри, услыши мя Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не когда усну въ смерть; да не когда речетъ врагъ мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся (Пс. 12, 4-6). Когда же враги нападут уже на нас, воззовем, говоря: Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти Боже: яко се врази Твои возшумеша и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Реша: приидите и потребимъ я отъ языкъ, и не помянется имя Израилево ктому (Пс. 82, 2-5). В подобных случаях, святой Давид, Духом Святым движимый, вопиял в молитве: Боже мой, положи я, яко коло, яко трость предъ лицемъ ветра. Исполни лица ихъ безчестия... и да познаютъ, яко Ты еси Богъ единъ (Пс. 82,14,17, 19). Так мужи, верою огражденные, сердце свое вооружают против врагов, и твердо себя устанавливая на святом камне, который есть Христос, с непоколебимым мужеством отражают их, исповедуя потом: обыдоша мя яко пчелы сотъ и разгорешася, яко огнь въ тернии, и именемъ Господнимъ противляхся имъ (Пс. 117, 12).

9. Почему если увидим, что окружившие нас злобою своею, то есть унынием и упадком духа ревности или похотью какою расслабляют душу нашу, или гневом раздражают против ближнего, если тот сделал что неприятное, или очи наши подвигают к похотливому воззрению на красоту телесную, или речи других, как яд, вливают в нас или научают для посеяния раздоров между другими говорить: тот хорош, а этот худ; не поддадимся злокозненности их, но паче с Давидом мужественно и крепким сердцем воззовем: Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся? Аще ополчится на мя полкъ, не убоится, сердце мое: аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю. Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храмъ святый Его. Яко скры мя въ селении Своемъ въ день золъ моихъ. И ныне се вознесе главу мою на враги моя (Пс. 26, 1, 3, 5-6). Так взывать свойственно тем, коих ум воскрес от мертвости, которую апостол именует ночью, говоря: несмы нощи, ниже тмы (1 Фес. 5, 5). Тех же, кои предавшись беспечности, нерадят о себе, обличает он, говоря: спящии въ нощи спятъ, и упивающиися въ нощи упиваются (1 Фес. 5, 5). И опять: день Господень, яко тать въ нощи, тако приидетъ... и не имутъ избежати (1 Фес. 2, 3), потому они в нощи суть. А к тем, коих ум воскрес от страстей, кои суть ночь, говорит он: мы же, сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся въ броню веры и любве, и шлемъ упования спасения (1 Фес. 5, 8).

10. Будем же бодренно оберегать себя от мертвых дел и усердно внимать душе своей, чтоб не сделать чего противного естеству ее. Душа наша изменчива и походит на железо, которое, если оставляется в небрежении, снедается ржавчиною, а если разжигается огнем, очищается; и пока лежит в огне, бывает подобно ему (огненно), так что никто не может коснуться его, потому что оно огонь есть. Так и душа, когда устремляется к Богу и беседует с Ним, соделывается огнем и опаляет врагов своих — тех самых, которые обычно угнетают ее, когда она усыплена бывает сном беспечности. Итак, когда душа, подобно железу, обновляется и соделывается святою, то уже не растлевается более никакою вещью мира сего, но упокоевается в истинном естестве своем, какое имеет от Бога. Если же она отступает от того, что ей естественно, то погибает. Как земные животные погибают, если погружаются в воду, потому что им естественно жить на суше, — рыбы же умирают, когда извлекают их на сушу, потому что им естественно жить в воде; так и душа тотчас гибнет, как только отступает от свойственного ей по природе. Посему желающие быть причастниками истинной жизни и сподобиться живоносного богообщения боятся козней и обольщений мира и избегают общения с ним, чтоб не попасться в силки его и не пасть насмерть.

11. Такая душа уже не может любить мира. Ибо помнит, какова была, прежде чем обратилась и стала жить в Боге, и сколько ей досталось от мира, и как злодейски он поступал с нею. С нею бывает то же, что с городом, которым завладевает чужой враждебный царь. Когда входит в него этот царь, граждане, пораженные страхом, своими руками себя отдают победителю, и он, тотчас низвергши статуи прежнего царя и отменивши его законы, поставляет свои статуи и вводит свои законы. Но если граждане тайком дадут знать о том своему законному царю, прося помочь им, и тот, разгневавшись, придет с войском на врага своего; тогда граждане, узнав об этом, отворяют царю своему ворота, и он, вошедши, берет в плен врага своего и убивает, восстановляет свои статуи и прежние свои законы, низвергши статуи царя-противника своего и отменив его законы. Тогда город радуется радостью неизреченною. Царь начинает жить в нем и так его ограждает, чтоб никто уже более завладеть им не был в силах. И граждан самих научает владеть оружием, чтоб вперед не боялись никакого врага. Так, когда душа, по восприятии святого крещения, бывает завоевана диаволом, то он все в ней извращает и опустошает, извергши образ истинного Царя, воздвигает свой и делает то, что бедная душа кружится в заботах и мятежах века сего, и работает всяким грехам и страстям. Но когда благость великого нашего Царя Иисуса Христа воззывает ее к покаянию, она с радостью отворяет врата Царю своему. И Он, вошедши, изгоняет противника своего, скверный его образ извергает, непотребные его законы уничтожает и душе возвращает прежнюю ее свободу. Восстановив же в ней Свой святой образ, дает ей святые законы, преподает ей искусство воевать, ограждает все ее чувства и, наконец, упокоевается в ней, яко Своей. И быть не может, чтобы душа вошла в покой Сына Божия, если не имеет образа Его. Ибо как никакой торговец не берет монеты, на которой не оттиснен образ царя, и меняльщик ее не одобряет, и царь не принимает в сокровищницу свою: так и душа, если не хранит в себе образа Великого Царя нашего, Господа Иисуса Христа, не одобряется Ангелами и не принимается самим Царем; напротив того, слышит: как вошла ты сюда, не имея образа Моего?

12. Далее отличительная черта образа есть любовь. О сем разумеютъ ecu, говорит Господь, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Но любви Его не может быть в нас, если душа наша так разделена, что и Бога будто ищет, и любит между тем яже суть мира сего. Как птица не может летать с одним крылом; так и душа не может востечь к Богу, если другою стороною наклонна к миру. Как корабль, если недостает в нем чего существенного, не может переплыть моря; так и душа, если недостает в ней какой добродетели, не может прейти пучины многомятежного мира. Как корабельщики, надев красивые одежды, перчатки и обувь, подобно женам, дела своего как должно исправлять не могут, и плаванию в таком случае идти успешно невозможно; так и душа не может преодолеть волн, воздвигаемых бурею противных духов, если не упразднилась от забот и мятежностей мира. Как воин, которому надлежит вступить в борьбу с врагами царя своего, противостоять им не может, если недостает у него оружия: так и человек не может бороться с противниками Христовыми, то есть, пороками и страстями, если не облечется во всеоружие добродетелей. Как если падет какая-либо часть стены, враги свободно входят в город через этот пролом, хотя бы врата и бдительно охраняемы были; так, если кто духовного своего здания ограде с какой-либо стороны попустит сколько-нибудь пасть через склонение на страсть и грех, то хотя врата чувств и тщательно еще будут охраняемы, но враг-диавол войдет внутрь и все низвратит.

13. Все это я не сам от себя придумываю, но так учит само Божественное Писание. И рече Господь Бог Ною: тя видехъ (единого) праведна предо Мною въ роде семъ (Быт. 7,1). Аврааму же говорит Он: благоугождай предо Мною, и буди непороченъ. И положу заветъ Мой между Мною и тобою... въ заветъ веченъ (Быт. 17, 1, 2, 7). В книге Числа написано: иже аще обещается зело обетомъ, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится отъ вина и сикера, и оцта винна (Чис. 6, 2-3) от всего могущего опьянять. Во Второзаконии говорится также: аще же изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися отъ всякаго (дела и) слова зла (23, 9), пока предан будет враг в руки твои. А из сих седми народов никого не оставляй в живых пленными у себя, да не научатъ васъ творити всякия мерзости своя... и согрешите предъ Господемъ Богомъ вашимъ (Втор. 20,18). Научая же нас, что не должно смущаться множеством врагов, говоря: как их истребить, когда их так много? не возможеши, говорит, погубити ихъ вскоре, да не будетъ земля пуста и умножатся зверие дивии на тя (Втор. 7, 22); но мало-помалу, — по мере того, как ты будешь размножаться численностью. Часто также заповедовал им Бог, говоря: да не завещавши къ нимъ (хананеям) завета, ниже да помилуеши ихъ (там же, ст. 2): они должны быть все истреблены пред лицом твоим. Почему когда Иисус Навин осаждал Иерихон и делал распоряжения по Божию повелению, как низвратить его, то сказал: u будетъ градъ сей проклятъ, и вся, елика суть въ немъ (Нав. 6, 16). В другой раз, когда схватившись с врагом, Израиль не мог устоять, но побежал от лица его, Иисус, падши на лицо свое, воззвал к Богу: Господи, что реку? понеже отврати Израиль выю свою предъ враги своими. Господь сказал ему: согрешиша людие... и украдше отъ клятвы, скрыша въ сосудехъ своихъ. Сего ради не могутъ сыны Израилевы стати предъ лицемъ враговъ своихъ (Нав. 7, 8, 10-11). Это потому, что Ахар похитил нечто из вражеских вещей и скрыл у себя. И Иисус не вышел на брань прежде, чем истребил Ахара со всем домом и имуществом его. Подобное сему видим на Сауле, которого Бог лишил царства за то, что взял лучшую часть из стад и волов Амалика, тогда как Бог повелел все истребить, как преданное проклятию (см. 1 Цар. 15, 15 и др.).

14. Великое ли дело, что Ионафан, коснувшись концом копья своего меда, приложил его потом к устам своим? И однако ж за это Бог не слышал потом всего Израиля (см. 1 Цар. 14, 27, 37). Почему Екклезиаст, научая, что и малым каким-либо грехом сокрушается строй (полчище) добродетелей, говорит: мухи умершия сгнояютъ елея сладость (Еккл. 10, 1). Также и Иезекииль говорит: аще совратится праведникъ отъ правды своея и сотворитъ неправду... вся правды его не помянутся (Иез. 18, 24). И апостол: малъ, говорит, квасъ все смешение кваситъ (Гал. 5, 9). Анания же и Сапфира, жена его, как только сотворили одно лукавство пред Господом, ложно показав цену поля, тотчас пред ногами апостолов испустили дух (Деян. 5, 1 и далее). Аще кто, говорит апостол Иаков, весь законъ соблюдетъ, согрешитъ же во единемъ, бысть всемъ повиненъ (Иак. 2, 10). Увещевает нас Бог к Нему обратиться, говоря через Иезекииля: беззаконникъ аще обратится отъ всехъ беззаконий своихъ, и сотворитъ судъ и правду... жизнию поживетъ. Вся согрешения его не помянутся ему. Яко не хощу смерти грешника, но еже обратитеся, и живу быти ему (Иез. 18, 21-22, 32). И у Иеремии сия глаголет Господь: еда падаяй не востанетъ? Или отвращаяйся, не обратится? Вскую отвратишася людие Мои сии отвращениемъ безстуднымъ? И укрепишася въ произволении своемъ и не восхотеша обратитися? Обратитеся ко Мне и обращуся къ вамъ (Иер. 8, 4-5). Сам Господь говорит: аще бо отпущаете человекомъ согрешения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете... ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрешений вашихъ (Мф. 6, 14, 15). Братие, пишет апостол Павел, аще и впадетъ человекъ въ некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духомъ кротости, блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Также и Иаков апостол говорит: братие, аще кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его, да весть, яко обративый грешника отъ заблуждения пути его, спасетъ душу отъ смерти и покрыетъ множество греховъ (Иак. 5, 19-20). Вот как свидетельства всего Писания убеждают нас внимать самим себе, чтоб, когда ревнуем о добродетели, не укрывали мы в себе ничего худого, особенно гнева против ближнего; потому что он сгубит все труды наши, и Господь наш Иисус Христос не поможет нам в то время, когда враги наши притеснят нас. Напротив, Он гневается на таковых, когда говорит в притче: рабе лукавый, весь долгъ онъ отпустихъ тебе, понеже умолилъ мя ecu: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего? И предаде его мучителемъ, дондеже воздастъ весь долгъ свой. Тако и Отецъ Мой Небесный сотворитъ вамъ, аще не отпустите кийждо брату своему отъ сердецъ вашихъ прегрешения ихъ (Мф. 18, 32-35). Рассмотри себя самого, брат, и каждый день исследуй сердце твое пред лицом Бога, чтоб удостовериться, не скрывается ли в нем негодование или гнев на брата твоего, или презрение, или зависть, или гордость. Ибо если оно заражено такого рода ядом, то не может быть угодно Богу. Почаще приводи себе на память те слова Господа: аще не отпустите кийждо брату своему отъ сердецъ вашихъ согрешения ихъ...

15. Итак, кто боится попасть в геенну, да извергнет из сердца своего всякую злобу. Внимай сердцу своему, брат, и бодрствуй. Ибо враги наши крайне хитры и ктому же никогда не спят. Ведай, что невозможно, чтоб человек делал добро, когда действует зло. Может, однако ж, он под видом добра делать зло. Почему Господь, внушая нам быть бодренными, говорит: внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй въ пагубу и мнози суть входящии имъ. Что узкая врата и тесный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обретаютъ его. Внемлите же отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Мф. 7, 13-16). Какие же это плоды их? Все грехи, в которые они стараются вогнать нас. Но тех, кои от всего сердца любят Господа, не могут обольстить лживые пророки. Кто ны разлучит от любве Божия? говорит апостол. — Скорбь ли, или теснота, или гонение, или гладъ, или нагота, или беда, или мечъ? Известихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая, возможетъ насъ разлучити отъ любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 35, 38-39). Видишь ли, брат мой, что нет ничего в мире, что любящих Бога от всего сердца могло бы разлучить от любви сей. Внимай же себе, чтоб какое-нибудь зло не отдалило тебя от любви Его — золото или серебро, или дом, или похоть, или гнев, или презрение, или какое грубое слово, или другой какой яд змия, который вливает он в сердце наше. Не будем смущаться, но паче око свое устремим на медного змия, которого сделал Моисей по повелению Господа. Он пригвоздил его к древу на вершине горы, чтоб всякий, уязвленный змием, тотчас воззревши на него, получал исцеление. Медный змий изображал Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил принять образ сей, чтоб истребить тот яд, который Адам почерпнул из уст змия. Сим способом естество наше испорченное возвращено в естественное свое состояние.

16. Итак, когда ощутим, что змий излил в нас яд свой, устремим поскорей очи свои на Распятого, Который все то претерпел нас ради, — и однако ж не изменился и не подвигся на гнев против тех, кои подвергли его таким страданиям и такому уничижению, — страдал ничего не отвечая, но пребывая неподвижным подобно медному змию. Почему, если мы испросим помощи у Него, то не будем повреждаемы уязвлениями невидимых змиев. В Нем наша крепость и наше ограждение. Яко же бо, говорит Он Сам, Моисей вознесе змию въ пустыни; тако подобаетъ вознестися Сыну Человеческому, да и всякъ веруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вечный (Ин. 3, 14). Да всякъ, говорит, веруяй въ Онь. Необходимо приступить к Нему верою. И медный змий не исцелял уязвленных, если они не воззревали на Него (см. Чис. 21, 8-9). Ибо многие неверы умирали от уязвления змий, потому что презрели слова Бога, как свидетельствует апостол. Ни да искушаимъ, говорит, Христа, якоже неции отъ нихъ искусиша и отъ змий погибоша (1 Кор. 10, 9). Видишь ли, брат, что и в наше время змии кроются в сердцах тех, кои хотят искушать Господа Иисуса? Кто же это такие? Именно те, которые спрашивают о заповедях Его, когда исполнить их не хотят. И вопроси Его, говорит Евангелие, единъ отъ нихъ законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь больши есть въ законе? Иисусъ же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всемъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею... и искренняго твоего яко самъ себе. Въ сию обою заповедию весь законъ и пророцы висятъ (Мер. 22, 35-37, 39-40). Видишь ли, что те, которые спрашивают, а не творят, называются искусителями, потому что не хотят верить медному змию, могущему уврачевать их от смертоносного уязвления невидимого змия.

17. Итак, утверди сердце свое и не говори: как я могу сохранить заповеди Его, будучи человек-грешник? Ибо кто, обратясь к Богу в покаянии, исповедует грехи свои, тот возрождается, и якоже, как говорит апостол, облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49). Бог дал, как видишь, человеку возможность и способ преобразовываться в покаянии, и соделываться через него совершенно новым. Матерь, когда младенец на лоне ее, хранит его от всякого зла. Если заплачет, даст ему груди, легко ударяя его по щечке, чтоб сосал молоко со страхом и не делался необузданным; или обниманием и поцелуями успокаивает его во время плача. Как свое сердце и свою утробу, любит она его и лелеет, заставляя сосать груди. Покажи ты младенцу золото или серебро, или маргариты, или другое что, он взглянет конечно на это, но тотчас отвращается, прижимаясь к лону матери, чтоб взять сосцы ее. Отец не укоряет его, что ничего не делает, что не идет на войну и не борется с врагами; потому что мал и не может этого. Ноги имеет, но держаться на них не может; руки имеет, но не может владеть оружием. Терпеливо ждут родители, чтоб он мало-помалу выростал. Когда немного подрастет он, и случится ему с кем-либо вступить в борьбу; то хоть и будет побежден, отец не гневается за то, потому что он еще мал. Но когда он становится мужем, тогда открываются его сила и искусство и он преследует врагов отца. Тогда отец все свое поручает ему и вверяет, как сыну. Но если после всех трудов, которые понесли родители в воспитании его, случится голод или поветрие, или война, а он оставит родителей и не захочет успокаивать их в старости и сведет дружбу с врагами их, тогда, забыв любовь свою прежнюю, они изгоняют из дома неблагодарного сына и лишают его наследства.

18. Так и мы, братие, постараемся держаться в объятьях покаяния и сосать млеко из святых грудей его, чтоб оно питало и лелеяло нас. Презрим все, что ни видим, чтоб усладилось млеко его в устах наших. Подчинимся игу его дисциплины, чтоб оно продолжало пещись о нас. Если вступим в борьбу с врагами нашими, и они уронят нас, как младенцев еще, восплачем на лоне его, чтоб оно умолило Отца нашего отмстить за нас тем, кои утесняют нас. Отсечем всякую волю свою от сердец наших и будем держать себя странниками и пришельцами, чтоб оно хранило нас и защищало, как Авраама. Предадим себя в руки его, как Иаков, чтоб удостоиться за то благословения Отца нашего. Отречемся от всех надежд наших, как Моисей, который под Его покровом сохранен был от врагов, желавших умертвить его. Будем хранить его, как святыню, да вознесет оно нас в земли врагов наших. Будем держать себя в нем, как в крепости, подобно Самуилу, который в отрочестве не выходил из Скинии. Не дадим в сердце нашем места лености, да не лишит она нас наследия земли обетованной. Во всех вещах возлюбим смирение, чтоб, подобно Халеву, сподобиться войти в землю, кипящую медом и млеком. Не воспохотствуем ничего погибельного, чтоб не погибнуть подобно Ахару. Возлюбим остен совести, возбуждающий нас каждочасно, да сохранит она нас во время искушения, как Раав. Не будем поблажать гортани никакими желательными яствами, да не погубит она нас, как сынов Илии. Сохраним себя непорочными из всякой неправды, подобно Самуилу, которого совесть не обличала ни в каком зле, которое бы сделал он ближнему своему. Поостережемся воздать злом ближнему, что б это хранило нас от зла, как Давида. Воздержимся от всякого высокомерия и тщеславия, чтоб они не изгнали нас от лица Отца нашего, как Авессалома. Возлюбим смирение и мужество, чтоб сделаться отмстителями врагам Отца нашего, подобно Соломону. Во всем постараемся являть покорность заповедям, воздерживая члены свои от всяких мертвых дел, чтоб приобресть стремительное против врагов наших сердце, подобно Илии Фесвитянину. Не будем жадны и падки на удовольствия, чтоб это не сгубило нас, как Ахава. Будем послушны духовным отцам нашим, во всем отрицаясь от своих хотений, чтоб за благопокорливость им почило на нас благословение их, как на Елисее Илиино. Не будем корыстолюбивы и лживы, чтоб не опроказиться, подобно Гиезию. Людей благочестивых будем любить паче себя самих, да сподобимся благословения их, подобно сунамитянине. До самой смерти будем преследовать ненавистно всякий грех, чтоб в день нужды это помогло нам, как Сусанне. Не возжелаем разного рода снедей, подобно тем, кои получали пищу от стола Навуходоносорова. Будем радоваться в бедах и скорбях, подобно трем отрокам. Будем исполнять службы Божии подобно Даниилу, который восхотел лучше умереть, чем оставить молитвы, которые обычно возносил каждый день Богу. Бог крепок — и хранит от искушения тех, кои любят Его; нечестивых же предает пагубе. Вера праведника в Бога лютых зверей делает агнцами овчими. Благословен Бог, даровавший нам благодать покаяния, и благословен от Бога любящий покаяние и выю свою подклоняющий под иго воли Его, пока не обновится свыше силою Его.

19. Крайне, брат, нужны человеку тщание, рассудительность и бодренность, чтоб, всякую свою волю отвергая, право ступал он во всех путях своих, чтоб не заблудиться и не попасть в руки врагов покаяния. Кто считает себя праведным, тот убивает его. Кто судит грешников, тот гонит его и преследует. Кто презирает нерадивых, тот расслабляет его (дает ему отпускную). О нем в Притчах написано: тесны стези дому ея: брашна же леностнаго не яде. Сугуба одеяния сотвори мужу своему. Быстъ яко корабль куплю дея, издалеча собираетъ себе богатство (Притч. 31, 27, 22, 14). Будем рассуждать о нем по указанию сих слов. Торговец, нагружающий корабль, не один род товаров забирает в него, а все, от чего надеется получить прибыль. Если видит, что кто-нибудь понес убытки, то ему не подражает, а тем, которые вышли в богачи. Тех жителей, которых считает независтливыми, расспрашивает, за сколько какую вещь можно купить или продать. Такова и душа, которая с радостью взыскивает Бога. Не бывает она довольна одним чем, но все забирает, от чего надеется себе пользы (в начатом деле); то же все, в чем подозревает какой вред, отвергает без жаления. Ныне убо, брат мой, когда стал ты купцом Господа Иисуса, опасливо разбирай товары и ни за что не бери тех, которые приносят один убыток. Такого рода суть: слава человеческая, гордость, надменность, высокомерие, гнев, злословие, скупость, раздор. Это и сему подобное не благоугодно Господу Иисусу. Рассматривай, брат, тщательно самого себя и чувства свои доследуй, чтоб знать, кому какое из них приносит плод — Богу то есть или греху? Не увлекаются ли очи твои похотию? Не скор ли язык твой на продерзость? Не пленяется ли сердце твое человеческою славою? Не слушают ли охотно уши твои льстецов и злословцев? Все это обращается во вред уму твоему. В книге Левит написано: глаголи Аарону и сыновомъ его: всехъ, елика аще имутъ порокъ въ себе, да не принесутъ Господу (Лев. 22, 18, 20), да не умрут. Аарон означает ум. Поелику враг ко всякому виду правды старается подмешивать своего зла, то и заповедуется рассматривать приносимое, прежде чем принесется, что б не принять чего с подмесью греха и не умереть.

20. Такое тщательное исследование свойственно тем, которые истинно любят Господа Иисуса и уповают на Него. Душа таковых соделалась невестою, украшенною всеми добродетелями. Ибо как говорит апостол: мы же ecu откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ тойже образъ преобразуемся отъ славы въ славу, якоже отъ Господня духа (2 Кор. 3, 18). Видимъ убо ныне якоже зерцаломъ въ гадании, тогда же узримъ Его лицемъ къ лицу (1 Кор. 13,12). Почему души, соделавшиеся невестами, рассматривают себя в чистоте, как в зеркале, не осталось бы какое пятно на лице, неприятное Жениху их. Ибо Он требует, чтоб девы, то есть души, были чисты, непорочны и никакого не имели пятна — таковы, как написано о Ревекке: девица же бяше доброзрачна зело... мужъ не позна ея (Быт. 24,16); или как те, о которых говорит псалом: приведутся Царю девы въ следъ ея, искренния ея приведутся Тебе (Пс. 44, 15). Ибо возрождение святого крещения обновляет их от всякой ветхости. И покаяние освящает их и делает девами чистыми. Они забывают тогда про все ветхое. Слыши, говорит, — дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь доброты твоея (Пс. 11, 12). И все Силы Небесные обратят тогда на нее взоры свои, ради чистоты, которою украсило ее покаяние, соделав ее через то едино тело с Господом, — и рекут: кто сия восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливанъ, отъ всехъ благовоний мироварца? (Песн. 3, 6).

21. Итак, всеми силами будем домогаться того, чтоб мало-помалу совлечься нам деяний ветхого человека; будем избегать всего пагубного, пока приидет к нам любовь Господа и, отъяв у нас образ перстного, напечатлеет в сердце нашем Его святой образ, чтоб, став чистыми и непорочными, без всякого пятна, соделались мы достойными Его. Якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49), как говорит апостол. По апостолу, никого нет без греха после того, как совершено первое преступление; но есть покаяние, которое ведет человека к совершенной чистоте: почему он убеждает нас разрушить в себе деяние того, кто не повинулся вначале, и любовью восприять деяние Господа нашего Иисуса Христа (послушливого даже до смерти), повинуясь заповедям Его. Движимый милосердием, Он понес рабство (зрак раба) человека, чтоб возвесть его в мысленный рай, и ущедрить всеми Своими святыми добродетелями, дав ему способ питаться от древа жизни, которое есть познание Его словес и исполнение их. Это водворяет мир в душах верующих и хранит их непрестанно, заставляя заграждать уши от всякой речи пагубного змия, через напоминание о том жестоком рабстве, в которое впали мы первым непослушанием, и побуждая всегда благодарение воссылать Тому, Кто искупил нас бесценною кровью Своею, раздрав на кресте рукописание нашего рабства (Кол. 2, 14) и приписав нас Себе в братья и друзья (см. Ин. 15, 14-15). Ибо Он, изливая в любви Духа Своего на учеников Своих и оживляя души их, сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Отче, ихже далъ ecu Мне, хощу, да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною. Яко возлюбилъ ecu ихъ, якоже Мене возлюбилъ ecu (Кн. 17, 24, 23).

22. Впрочем, чтоб показать, что Он говорит это не о всех, а только о тех, кои, отсекая свои воли, повинуются Его святой воле и прекращают всякое общение с миром, сказал: Я избрал их от мира, сего ради ненавидит их мир, потому они уже не суть от него (см. Ин. 15, 19). Оставившие та, яже суть мира сего, соделались, как видишь, достойными быть невестами Господа Иисуса и пребывают во истине Его. Сего ради, говорит Апостол, оставитъ человекъ отца и матерь, и прилепится къ жене своей и будета два въ плоть едину. Тайна сия велика есть. Азъ же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 31-32). Тот же апостол и язычников назвал сонаследниками, сотелесниками и сопричастниками обетования во Христе Иисусе, через Евангелие (см. Еф. 3, 6). Ибо через это они соделались достойными быть едино тело с Ним. Дух Святой обитает в таковых и внушает им все нужное; и Он уже печется о них. Не вы-бо будете глаголющии, говорит Господь, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Мф. 10, 20). И апостол то же говорит: намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испытуетъ и глубины Божия. Мы же умъ Христовъ имамы (1 Кор, 2, 10, 16). Как же можно нам после сего, умом Христовым помышлять о чем-либо греховном? Зри, брат, в душе своей тайну сию.

23. Все роды животных, находящихся на земле, рождают, совокупляясь с подобными себе, а не с разнородными, домашний ли то скот или звери, гады или птицы. Почему Бог привел всех животных к Адаму, чтоб увидел, есть ли между ними какое, ему подобное. Не нашлось ни одного; потому что все были не его природы. Тогда взял Бог одну из костей его и сотворил ему жену, которая есть потому взята от мужа своего. Тайна сия великая повторяется в тех, кои бывают невестами Христу, потому что такие от Него суть через возрождение, суть из святого Его тела. Почему апостол говорит: все мы, едино тело есмы о Христе, а по единому другъ другу уди (Рим. 12, 5). И еще: зане уди есмы тела Его, отъ плоти Его и отъ костей Его (Еф. 5, 30). Видишь ли, что как Ева из Адама и все люди от них, и во всех людях одна и та же человеческая природа: так Господь во всех есть, кои от Него; и все, кои от Него, то же Ему суть, что Ева Адаму, и именуются невестами Его. Которые же оказываются неразумными, подобно скотам, и подражают то хищничеству зверей, похищая друг у друга, что попалось, или непостоянству птиц, или ядовитости змий — души тех невестами Христовыми быть не могут, потому что они разны с Ним в деятельности. Видишь, брат, как хочет Господь, чтоб человек уподобился Ему, да будет душа его невестою Ему. Так из дел своих может познавать душа, с кем она сродна. Если она действует право, то Дух Святой обитает в ней. Добрые деяния делают душу свободною от страстей. И быть не может, чтоб в таковой душе не обитал Дух Святой. Аще любите Мя, говорит Господь, заповеди Моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и иного утешителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ векъ Духъ истины (Ин. 14, 15-17). То же говорит и Апостол: или не знаете себе, яко Иисусъ Христосъ въ васъ есть? Разве точию чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Видишь, как если кто не подражает деяниям Господа, не одобряется и невестою Его быть не может? И девы (в притче) все приготовили лампады свои, но которые из них не имели добрых дел, те отвергнуты (см. Мф. 25, 1, 12). Мрежа, вверженная в море, собрала всякого рода рыб; но только добрые взяты были в сосуды (см. Мф. 13, 47-48). Плевелы росли вместе с пшеницею, но когда пришла жатва, они были связаны особо и сожжены огнем (см. там же, 25, 30). Розги, не приносящие плодов, отсекаются и в огнь бросаются (см. Ин. 15,6). Овцы паслись вместе с козлищами, но потом овцы только поставлены одесную, козлища же ошуюю (см. Мф. 25, 33). Сеявший сеял одинаковое семя, но только то, которое пало на добрую землю, принесло плод (см. Мф. 13, 3-8). Господин раздал серебро без лицеприятия, всякому по силе, но удовольствовался потом только возвращением удвоенного количества его (см. Мф. 25, 21, 23). На брак позваны все, но того, кто не имел одеяния брачного, велено было ввергнуть во тьму кромешную (см. Мф. 22, 11-13). Многие объявляют себя исповедающими правую веру; но те из них, которые не имеют добрых дел, извергнутся вон: мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Мф. 22, 14).

24. Исследуем же себя самих, братие, и дела наши взвесим, прежде чем придет час предстать нам Господу; чтоб не быть нам из числа тех, кои творят волю плоти. Приложим труд стяжать такие богатства, какие обретем в тот час нужды; те же, которые здесь против воли надо будет оставить, презрим. Посмотрим на тех, которые с большим усердием налегали на собрание этих тленных богатств, как, оставя их здесь, они попали в геенну, потому что нерадели следовать стопам Господа Иисуса, чтоб сделаться достойными Его невестами. Итак, понудим себя на слезы пред Богом и на сокровенное болезнование и воздыхание сердца, чтоб не подвергнуться подобному сраму. Когда на море поднимается буря и многие корабли погружаются в волнах, не говорим: погибнем и мы, как погибли они; а, напротив, всеми силами стараемся и обеты даем Богу, чтоб выйти целыми из беды. Точно, братие, великая свирепствует буря в море жизни сей. Приложим же труд и ко Господу не престанем взывать, чтоб не погрязнуть в волнах. Если не сбросим с себя бремени грехов и не обнажим себя от многозаботливости, то выйти целыми из этой всевозметающей бури не можем. Моисей не прежде воспел песнь Богу, как перешедши море и увидев погибель тех, которые хотели удержать в рабстве народ Божий! Тогда наконец сказал он: Господеви поимъ: славно бо прославися. Коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1).

25. Итак, если ум сохранит чувства души от воли плоти и столп созерцания отделит душу от ней; тогда Бог, видя злобу и вражество страстей, которые, нападая на душу, хотят удержать чувства ее во грехах, подает помощь уму, непрестанно молящемуся, и врагов его всех погубляет и истребляет. Так Он и с Моисеем сделал. Что вопиеши ко Мне? сказал Он ему. Скажи сынамъ Израиля, чтоб были готовы. Ты же возьми жезлъ твой, ударь имъ по морю и оно иссохнетъ (Исх. 14, 15-16). Верен Бог! Он и нам поможет, как Моисею, и измет нас из рук врагов наших, да воспоем Ему песнь новую и речем: Господеви поимъ. Славно бо прославися! Но как можем мы произнести такие слова, если сами покорствуем врагам нашим и волею возвращаемся в Египет, вожделевая того, что прежде вкушали и вопя к Аарону: сделай нам богов, которые бы шли впереди нас и возвратили нас в Египет; ибо нам не нравится эта пища духовная (см. Исх. 32, 1; Числ. 21, 5). Силен Бог послать к нам Моисея, да сотрем тельца излиянного, которым мы подвигли Его на гнев. Силен Бог, подавши нам дар покаяния, снова обратить нас к себе и Моисея воодушевить помолиться за нас, говоря: аще убо оставиши имъ грехъ ихъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги живыхъ (Исх. 32, 32). Укрепит Он и Иисуса, в то время, когда надо будет истребить семь языков, чтоб ввесть нас в землю обетования. Тогда Израиль приимет наследие и начнет обитать в нем в полном довольстве во веки веков. Аминь. Господа нашего Иисуса Христа есть крепость, Его помощь, Его покров, Его мудрость, Его охрана. Он есть в нас в славу и честь Бога Отца и Духа Святого во веки веков. Аминь. Если разумеешь это, брат, приложи труд и сотворить то. И Господь покроет тебя в час искушения. Аминь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.