Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случайность




ПЕРВАЯ ТЕТРАДА - ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Мы начнем с тетрады восприимчивости, которая даст нам Естественные Ценности.

Основным состоянием, из которого проистекает весь ценностный опыт, является чувство неуверенности, порождаемое нашей способностью думать о будущем. Животное, обладающее такой способностью в малой степени - или вообще не обладающие ею - не знают состояния тревоги, свойственного нам, людям, когда мы представляем прошлые или будущие события и испытываем ощущение, что одни события более важны, чем другие. Помимо этого чувства неуверенности, являющимся Основание Тетрады, мы также испытываем чувство, что за пределами риска данного мгновения должна существовать безопасность. Доверие к природе и к тому, что она не знает капризов, служит противоядием к тревоге; если же мы встанем на историческую точку зрения, то можем вполне сказать, что базисной ценностью, на которой зиждятся естественные науки, является убеждение, что позади наличествующего множества феноменов существует универсальный и осмысленный порядок. Такое убеждение не обязательно сочетается с верой, что существует некая цель в Природе. Однако, если такая цель полностью отрицается, то Природа редуцируется до статуса однообразного механизма, не способного к радости и страданию. Осознание того, что в Природе существуют ценности и что эти ценности выше самой Природы как таковой, пробуждают позитивную эмоцию "радости существования". Это естественная реакция, проистекающая из естественной ценности и, следовательно, принадлежащая к первой тетраде. Включив в понятие радости все позитивные мотивации, придающие значимость и смысл контакту человека с Природой, мы можем рассматривать радость как цель первой тетрады.

Таким образом, мы имеем два мотивационных источника естественных ценностей: тревога - беспокойство настоящего, творящая мирские дела; и прозрение значимости жизни, делающие ее радостной.

Инструментальные ценности, или добродетели, происходят из мужественного импульса, к самоутверждению: занять место другого, и женственного импульса, усматривающего ценность в заботе и опекании другого.

Поскольку нашей целью является построение структурной шкалы Ценностей, мы не должны ограничивать свое внимание отдельной тетрадой, но стремиться к додекаде. Поэтому мы будем рассматривать ценности в последовательности, начиная с исходного (основного) состояния, доводя таким образом их число от единицы до двенадцати.

 

 

Начнем с весьма уместного вопроса: зачем что-либо происходит? Во всей Сфере Факта нет ответа на этот вопрос. Все факты равно безразличны - до тех пор, пока кто-то не почувствует их в другом качестве. Но такое чувство означает опыт, а опыт не может быть индифферентным. Не легко увидеть, почему это именно так, но представляется, что корнем всякого значения является неуверенность в том, что находится за пределами настоящего момента. А там, где существует неуверенность, есть начало драмы; а там, где существует драма, там есть и ценность. Это одна из причин, почему для названия настоящего сочинения мы выбрали заглавие: Драматическая Вселенная.

Новорожденный ребенок пробуждается от своего вегетативного существования (вегетативного в той степени, которая подразумевает его место в естественном порядке) через осознание неуверенности в испытываемых ощущениях осязания, вкуса и звука. Большинство антропологов согласно с тем, что примитивный человек был изначально подвинут к чувству Ценности риском существования. Это наблюдается даже у негуманоидных приматов -таких, как шимпанзе. Наша жизнь начинается не с готовых ценностей - по крайней мере, рациональных и осмысленных; мы начинаем с чувством риска, или случайности.

Тщательно рассмотрев ситуацию, мы увидим, что там, где нет неуверенности, не может быть и ценности. "Опять потеря!" - воскликнул скучающий король Франции, показав этим, как исчезновение случайности из его меню лишило его также и ценности.

Остается удовлетвориться тем, что случайность не является какой-либо разновидностью Факта. Это необходимо подчеркнуть учитывая путаницу понятий, порожденную попытками увидеть в принципе неопределенности Гейзенберга свидетельство нематериальных или не механических элементов в физической Вселенной. Но формулировка принципа Гейзенберга подразумевает факт, и только факт. Это неопределенность такого рода, которая проистекает из очевидной истины, что мы не можем наблюдать что-либо, не изменяя его, ибо наблюдение предполагает обмен энергий между наблюдателем и наблюдаемым. Поскольку изменения, которые мы производим, наблюдая какой-либо объект, пренебрежительно малы, то это обычно не имеет важности. Однако хорошо известно, что на квантовом уровне это не так. Тем не менее, это не должно нас трогать, поскольку такая неопределенность не представляет риска для нашего существования. Случайность, вводящая нас в Сферу Ценности, совершенно другого рода. Она жизненна для всех нас, независимо от того, дети мы или взрослые, дикари или представители культуры XX века, утратившие примитивный страх перед Природой. Всегда и во всем существует непредсказуемый элемент, и именно эта непредсказуемость и риск -как было уже оказано - делают жизнь интересной и, следовательно, достойной того, чтобы существовать.

Следует упомянуть еще один, последний пункт. Человеческий опыт, как известно, невозможен без случайности. Мы постоянно находимся в присутствии гораздо большего числа событий, чем способны "схватить". Мы замечаем некоторые из них, но при этом не замечаем других. Первичный выбор никогда не производится намеренно. Это легко верифицировать посредством самоанализа (интроспекции): мы обнаруживаем, что внимание наше скользит, но не можем сказать, почему и как. Дальнейшее наблюдение должно убедить нас, что не существует причинного механизма, который руководил бы выбором, без нашей осведомленности об этом. Ветер нашего внимания веет откуда ему заблагорассудится, обладая всеми характерными чертами простой случайности (шанса); и наша способность что-либо сделать с этим пробуждается только тогда, когда внимание научается останавливаться на мгновение на каком-либо объекте или идее. Иначе внимание перемещается туда-сюда, отмечая одно: и проходя мимо другого. Это - неправильная "наводка", того типа, которые знакомы нам по радару или телевизору. То, как мы наблюдаем, напоминает больше лотерею, в которой выигрышные номера достаются из урны вслепую.

Сами по себе события "управляемы" некоей комбинацией строго причинных законов и четкими структурными связями, и, следовательно, они могут быть совершенно неизбежными и предсказуемыми, что делается вполне возможным при определенном уровне накопленных знаний. Но наша личная осведомленность о них непредсказуема. Случайность, таким образом, внедрена в саму структуру опыта.

Именно случайность делает ценности одновременно возможными и необходимыми, а также объясняет, как может в детерминированном мире существовать свободная воля. Наш контакт с миром имеет определенную степень свободы, которой сам мир не имеет. Эта степень свободы проистекает из неопределенности. С этой точки зрения, не может быть дальнейшего сомнения в том, что случайность является основой и исходным пунктом для любого учения о ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.