Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радость




Забота

Женственной реакцией на случайность является Забота. В самом широком смысле забота есть взаимное приятие, происходящее между двумя сущностями. В Сфере Ценности забота приводит нас в связь с естественным порядком посредством participation mistique /мистического соучастия/, являясь первичной осведомленностью о том, что нечто иное, кроме нас самих, "касается" нас.

Забота не обязательно неэгоистична. Эгоистические чувства вовлекаются в ценностные трансформации такими, как они есть, и испытывают ценностные воздействия.

Забота - естественная добродетель, которую мы разделяем, в известной мере, с животными. Это - ценность - способность, которая у человека может перерасти в сознательное принятие собственной роли в мире. Забота может быть взаимной и, таким образом, истинным взаимоотношением.

Следует подчеркнуть, что Забота принимается в качестве ценности почти во всех философских системах, даже если они фундаментально различны.

Ж.-П. Сартр использует термин le regard /взгляд, внимание/, чтобы описать тот фактор опыта, который открывает нас к поиску ценностей вне нас самих. Хайдеггер в книге "Бытие и время" утверждает, что подлинный опыт можно отличить от не подлинного по его согласованности с заботой (попечением), пробужденной ощущением ненадежности нашего физического существования, то есть случайности. На противоположном полюсе мы видим философа-идеалиста, вроде Бозанкета, который утверждал следующее: "Мы получаем впечатление, частично совпадающее, но не повторяющие друг друга полностью, которые удерживаются тем не менее обособленно благодаря различию своих качеств, сотрудничают - и знают о том, что вносят свою долю - в одних и тех же больших структурах и прогрессиях"[42]. И, наконец, должна быть сделана ссылка на учение Уайтхеда о "схватывании", или общей сенситивности[43]. Негативное понятие схватывания близко к нашей категории Конфликта. Уайтхед настаивает на том, что отрицание негативного схватывания должно произойти прежде, чем может осуществиться позитивное взаимоотношение.

Понятие, которое мы хотим предать словом "Забота" - помня, что имеем дело с одним из инструментальных терминов тетрады, - отличаются от целенаправленной перестройки. Забота руководит нашими действиями и направляет их; однако это не беспокойство и неуверенность, инициирующие наши действия, а также не финальное состояние удовлетворения, к которому они устремлены. Забота - относительная ценность, и в прогрессии систем она соответствует триаде.

Конфликт и Забота, в бесконечном разнообразии их взаимоотношений, работают в нас с тем, чтобы привести в действие естественные ценности первой тетрады.

 

Высшей естественной ценностью является состояние счастья, порождаемое чувством безопасности и гармонии между Самостью и ее миром. Это не личностная ценность, поскольку она испытывается как некое общее состояние благополучия, выражаемое словом "радость". При более внимательном рассмотрении можно обнаружить, что радость является целью естественной жизни, а также переходом к личностной, или человеческой, жизни.

Радость венчает природу и исходит из нее. Это осведомленность о ценности как о некоем действии внутри нас самих. Однако, радость не является переживанием исключительно человеческим. Несомненно, что Природа радуется в жизни животных и птиц, но так же несомненно, что Радость есть та ценность, которая пронизывает все уровни существования, Факты не испытывают радости, ибо голый факт - некая абстракция, безжизненная пляска бескровных категорий.

Как только мы обращаемся к опыту, мы обнаруживаем, в нем ценности, но не всегда исходим их "радующимися". Радость является целью тетрады, или идеальным состоянием Природы; все существующее взирает на нее и стремится к ней, и осмысленно этим стремлением, поскольку Радость скрыта, но влечет.

 

"Всякий живущий поэт имеет свой смысл,

И не оставлен в нужде ни один".

 

В санскрите - Радость - Sucha - одна из трех целей человеческих стремлений. С двумя другими целями мы встретимся при изучении тетрад персональных и универсальных ценностей.

Следует не забывать, что Радость принадлежит к тетраде восприимчивости, то есть к тетраде естественных ценностей. Мы принимаем блага естественного порядка, но не создаем их.

Отметим здесь убежденность многих философов в том, что в Природе нет ценностей. Д. Юм в своих "Диалогах о естественной Религии" приходит даже к такому крайнему выводу, что даже сам Источник Происхождения Природы индифферентен и не содержит ценностей: "В целом он не представляет собой ничего, кроме идей слепой природы, оплодотворенной неким великим животворящим принципом, исторгнутым затем из ее лона без внимания или родительского попечения о своем вскормлении и покинутом ребенке". Даже человек глубоко религиозный (Принг-Паттисон в книге "Идея Бога", 1917) мог написать: "Я полагаю, что можно сказать без всяких сомнений, что за исключением эмоций, пробуждающихся у разумного наблюдателя, калейдоскопические изменения внешней природы не обладают сами по себе никакими внутренними ценностями, которые могли бы быть принадлежностью того, что Кант назвал вещью в себе". Сам Кант был совершенно уверен, что в Природе нет ценностей - ни в одушевленной, ни в неодушевленной. Ценности пребывают исключительно в "Доброй Воле".

Исходящее из столь авторитетных источников убеждение в том, что в Природе нет ценностей, должно приниматься с уважением, хотя бы оно и оскорбляло наше чувство прекрасного и интуицию справедливости. Эта ошибка может быть прослежена до картезианского дуализма ума и материи. Материя определяется как нечто инертное и бесчувственное, поскольку ценности предполагают чувствительность - логически отсюда следует, что в материи не может быть ценностей. Различие, которое мы провели между Фактом и Ценностью, снимает это затруднение. Не существует двух субстанций или двух типов реальности - ума и материи, но единая шкала Энергий, проявления которых известны как Факт, и шкала Качеств, проявления которых рассматриваются как Ценность. Обе эти Сферы различны и все же никогда не разделены полностью.

Ключ к пониманию проблемы ценностей в Природе кроется в Случайности - начальный естественной ценности. Там, где есть риск, есть и ценность. Возражение, что не может быть ценности за пределами опыта, можно обратить и прочитать следующим образом, там, где есть ценность, должен быть и опыт. Если мы не всегда осознаем это в Природе, то, без сомнения, это лишь следствие ограниченности наших органов восприятия. Возможно, псалмописец был в состоянии видеть то, к чему слепы философы, когда он писал: "Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и то, что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, и да возрадуется все дерева дубравные!" (Псалом, 96, 11-12).

Независимо от того, готовы ли мы принять Радость как Ценность, пронизывающую всю Природу, мы должны быть в состоянии согласиться с тем, что радость - величайшая из естественных ценностей нашего опыта. Радость - не личностная ценность, и потому мы никогда не можем сделать ее своей собственностью. Естественные ценности принимаются, но не присваиваются!

 

"Тот, кто сам устремляется к Радости,

Разрушает быстротечную жизнь;

Тот же, кто целует Радость,

Когда она пролетает мимо,

Тот живет при восходе Вечности".

 

Это различие важно для всей нашей темы; если мы сможем обнаружить его в собственном опыте и понять его истинность, тогда у нас будет надежное основание для систематики Ценностей.

Радость и Свобода неразделимы. Радость - естественная свобода воли. Она не зарабатывается, и ее не следует путать с той свободой, которая приходит к нам через реализацию персональных (личностных) ценностей, к которым мы должны теперь обратиться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.