Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полное собрание творений 2 страница




У С. В. Боборыкиной была привычка, как и у многих, идя в церковь, надевать скромное, темное платье. Владыка не одобрял этого.

— Зачем это? — говорил он. — Разве ты думаешь, что Богу приятнее видеть тебя в черном платье, нежели в обыкновенном? Или думаешь, что, переодевшись, ты сделаешься ближе к Богу, достойнее?

Сестры иногда каялись ему, сокрушаясь о своих грехах, жалуясь на искушения. Он отвечал.

— Не надо засуживать себя. Господь пришел в мир для грешных. Что же ты удивляешься, что грешна? Разве ты не такая, как все? Ну, и гордость, и прочее. У других это все есть, почему не должно быть у тебя? Ты, значит, считаешь себя лучше прочих? Смиреннее? «При моих-то достоинствах… Смирись-ка другой так, как я!» Это — гордость смирения.

— У Бога мелочей нет, — говаривал он также. — С крупным испытанием всякий борется. Если налетит гроза, человек собирает все свои силы против нее. Победить крупное искушение легко. А надо приучить себя переносить благодушно мелочные. Это потруднее. Вот, у тебя убирают комнату, и всякий день положат ножницы носком к тебе, всякий день тебе приходится переложить их, как нужно, и надо не расстроиться этим, не рассердиться, стерпеть каждый день…

За четыре года до смерти епископа Игнатия мать моя ездила в Бабаевский монастырь, где он жил на покое, и брала меня с собою. Я была мала, и впечатления мои уцелели отрывками. Помню просторную архиерейскую гостиную с окнами на реку. Она не мрачна: одноцветные стены ее приятного шоколадного тона. Над диваном висят большие овальные портреты братьев в золоченых рамах. Масса книг на столах, на полу: гостиная служит и кабинетом. Мебели немного, но все солидное: простота высокоразвитого вкуса. За этой комнатой находилась другая, узкая спальня, имевшая вид более интимного приюта. Здесь висели на стене рясы, а на столе лежало несколько красивых четок — дары друзей.

Сам Епископ был высокий человек, важный, очень уже пожилой, но не казавшийся еще стариком. Только лицо его, полное и бледное, обличало внутреннюю болезненность. Помню, что он сидел обыкновенно на диване, мать моя также, а рядом с Епископом на кресле помещался Петр Александрович. Величественный с нами, Петр Александрович держался перед братом почтительно, даже слишком подчеркивая эту почтительность. Долгие часы просиживала я возле матери, слушая малопонятные мне речи и рассматривая знакомые уже предметы в гостиной. Случалось, на звонок являлся келейник и, выслушав распоряжение, чуть заметно улыбался мне, уходя. Или еще лучше: в подряснике, с опущенными глазами, входил красавец — брат Алеша и, несмотря на строгую монашескую корректность своей манеры, всегда находил возможность ободрить меня быстрым взглядом. «Скучаешь? спрашивал этот взгляд. — Потерпи, вечером поедем с о. Моисеем кататься».

Петр Александрович жил в Бабайках при брате мирянином; он ходил в сером сюртуке старинного покроя; все понимали, что он в душе монах и держит монашеское правило, хотя и не принимает пострижения, быть может, для того, чтобы ему удобнее было хлопотать по поводу издания сочинений Владыки. Он издавал их на собственный счет, и я знаю, что ему приходилось много возиться не из-за одной материальной стороны дела: возникали какие-то затруднения, ставились преграды, и он ездил объясняться с высокопоставленными лицами, пользуясь своим положением бывшего губернатора. Уходя с губернаторского поста вслед за любимым братом на Бабайки, он взял из гимназии сына Алешу и определил его послушником в монастырь. Но Алеша был наружно и внутренне похож на свою мать; веселая мягкость его характера и бьющая ключом жизнерадостность мешали ему сделаться в душе монахом. Интересная наружность его привлекала провинциальных барынь в бабаевские церкви так же, как тонкая красота епископа Игнатия в его молодые годы привлекала петербургских дам в Сергиеву пустынь, но в последнем случае их намерения пропадали даром, разбиваясь о высокую серьезность и монашеское бесстрастие архимандрита, а на юной Алешиной душе нескромные женские взгляды оставили след. Достигнув совершеннолетия, он и вышел из монастыря; пустил, так сказать, свою ладью в житейское море, сохранив, однако, на всю жизнь глубокую преданность Православной вере и много действительного христианского смирения в душе…

Интересно, что все Брянчаниновы не любили католицизма, но так не любили, что ничего не признавали в нем достойного, едва ли даже считая Католическую церковь действительною Церковью Христовой. Один дед, человек более широких взглядов, читал духовные католические книги, отчасти увлекался Фомой Кемпийским, и это тревожило и возмущало детей, преимущественно старших.

Владыка Игнатий умер ранее своего отца. Была весна, половодье; никто из родных не мог ехать на похороны. Поехала одна Софья Васильевна Боборыкина, девушка горячая и способная к большой преданности. Дед не хотел ее отпустить.

— Это безумие! Ты не поедешь.

— Я поеду, гранд-папа.

— Нет, ты не поедешь.

— Простите меня, гранд-папа, я поеду.

— Я тебя не благословляю.

— Мне это очень грустно, но я чувствую, что должна ехать. Железной дороги от Вологды тогда еще не было. Софья Владимировна уехала с горничной в тележке знакомого комиссионера, Петра Ледкова. Под Ярославлем перевоза не было; Софья Владимировна проехала подальше за город и там наняла крестьянина, который за хорошую цену доставил двух женщин на другой берег, несмотря на опасность переезда. Затем они попали в Бабайки уже сравнительно легко.

После почившего епископа не осталось наследства. В кармане его подрясника нашли 14 копеек. Это было все, что он имел, потому что лишь за два или три дня до смерти он дал семьдесят пять рублей крестьянину, у которого пала лошадь.

Он был монах…

Дед пережил его, потому что берег себя, и в этом отношении был не чужд некоторого эгоизма, впрочем, совершенно естественного. Не о всем мог он говорить с сыновьями и дочерьми и избегал волнующих разговоров. Волнующие разговоры очень редко приводят к взаимному пониманию и успокоению. Дед был умен и знал это. И потому главною темой его разговоров с детьми была политика. В политике у всех Брянчаниновых был одинаковый взгляд.

Зато как он был тепло внимателен ко всем своим, особенно к внучатам!

Я знала деда в его глубокой старости, но старости красивой и доброй: бывшая суровость его исчезла. В его ясных глазах светилась та снисходительность, купленная ценою долгого опыта жизни, жизни мысли, которая встречается лишь у хороших стариков. О наружности своей он заботился. Какое благородное спокойствие было в его лице, с тонкими чертами, в манере — важной, приветливой и старомодной! Как хороша была его изящная голова с густыми серебристыми волосами, его прямой стан и неторопливая, милая, снисходительная речь! И когда рядом с ним сидели его сыновья Петр Александрович, тяжелый, бритый, с резкими линиями лица, в сером, громоздком сюртуке; или Михаил Александрович, с вдохновенным, но рассеянным взглядом, лысый, с широкою, косматою бородой, то, право, дед казался и красивее их, и чуть ли не моложе. Понятия его, несомненно, были шире: он интересовался многим из того, что они презирали в своей правоверной односторонности.

Свою манеру не входить в интимность дед нарушал для сестер Боборыкиных, девушек светских и выросших без матери. Как умел он без расспросов угадывать их затруднения, тепло поддержать в трудную минуту сочувственным взглядом, мимолетным, ободряющим словом или иначе: подарить две великолепные розы для корсажа и перекрестить девушку. Я была ребенком, но и мне невозможно забыть, с какою лаской он угощал мать мою и меня лучшими персиками и вишнями из сада, как часто радовал, посылая в Вепрево цветы на Пасху или ранние овощи из теплицы!

У меня есть особая причина вспоминать деда добром. Он один из всех Брянчаниновых любил моего отца, ценя его неподкупную прямоту. Раз, когда отец, побеседовав с ним, уходил, простой и прямодушный, как всегда, Александр Семенович, обратясь к присутствовавшим, сказал:

— Этот человек — святой, и сам того не подозревает…

В полной памяти Александр Семенович дожил до 96 [1544] лет и умер без больших страданий от воспаления легкого.

После кончины епископа Игнатия неподалеку от Бабаек сгруппировался кружок лиц, связанных с Петром Александровичем единомыслием и знакомством и считавших себя присными по духу почившему Владыке…

Хочу оговориться: я не пишу здесь ни о карьере Брянчаниновых, ни о событиях их жизни, внешних: все это, без сомнения, имеет большой интерес, но не для меня. Меня всегда занимал один лишь выходящий из ряда нравственный облик их. Притом пишу исключительно о людях, выросших под кровлею Покровского дома, а не о детях их, и тем более не о другой отрасли Брянчаниновых из усадьбы Юрова, как носящей совершенно различный характер.

Все, что я говорю здесь о Брянчаниновых вообще, не может касаться владыки Игнатия. Как человек исключительного ума и характера, он всегда стоял несколько одиноко, и путь его от самого детства был иной, чем путь его братьев и сестер. Это высказано и в жизнеописании его, составленном Петром Александровичем…

Оглавление

• ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I

• От составителя

• ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА, составленное его ближайшими учениками в 1881 году

• Вступление

• Глава I

• Глава II

• Глава III

• Глава IV

• Глава V

• Глава VI

• Глава VII

• Глава VIII

• Глава IX

• Глава X

• Глава XI

• Глава XII

• Глава XIII

• Глава XIV

• Глава XV

• Глава XVI

• Глава XVII

• АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ Том I

• Предисловие

• О последовании Господу нашему Иисусу Христу

• О покаянии

• Видение Христа

• О чтении Евангелия

• О чтении святых Отцов

• Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение

• Истина и Дух

• О любви к ближнему

• О любви к Богу

• О посте

• О молитве

• Статья I

• Статья II

• Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

• О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

• Дневной Апостол 1-го февраля 1840 года

• Размышление о вере

• Сад во время зимы

• Древо зимою пред окнами келлии

• Дума на берегу моря

• Молитва преследуемого человеками

• Кладбище

• Голос из вечности (Дума на могиле)

• Учение о плаче преподобного Пимена Великого

• О слезах

• О молитве Иисусовой Беседа старца с учеником

• Отдел I О молитве Иисусовой вообще

• Отдел II О прелести

• Отдел III Об упражнении молитвою Иисусовою

• Чин внимания себе для живущего посреди мира

• Молящийся ум взыскует соединения с сердцем

• Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель

• Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы

• О смирении (Разговор между старцем и учеником его)

• О терпении

• О чистоте

• Слово утешения к скорбящим инокам

• Крест свой и Крест Христов

• Роса

• Житейское море

• Совесть

• О рассеянной и внимательной жизни

• О навыках

• Размышление о смерти

• Слава Богу!

• Сети миродержца

• Песнь под сению Креста (Заимствовано из 15-й главы Исхода)

• Размышление при захождении солнца

• Фарисей (в двух частях)

• Часть первая

• Часть вторая

• Посещение Валаамского монастыря

• О монашестве Разговор между православными христианами, мирянином и монахом

• Вера и дела

• О евангельских заповедях

• О евангельских блаженствах

• Отношение христианина к страстям его

• Об истинном и ложном смиренномудрии

• Чаша Христова

• Плач мой

• Приложение

• Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов СЛОВО О ЧЕЛОВЕКЕ

• ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ИГНАТИИ

• Предисловие

• Введение

• Определение человека

• Мироздание

• Сотворение человека

• Тело и душа

• Силы души

• Образ и подобие Божии

• Рай

• Введение в рай и совершенство первозданных

• Падение первозданных

• Смерть души

• Подчинение человека диаволу

• Земная жизнь

• Мир

• Идолопоклонство

• Смерть и ад

• Преуспеяние зла на земле

• Воспоминания о святителе Игнатии

• Из рукописи Михаила Васильевича Чихачова

• Из записок Михаила Васильевича Чихачова

• Александра Купреянова Из семейных воспоминаний

• I

• II

• III

• Примечания

 

 


[1] Святитель Игнатий скончался 30 апреля 1867 года, следовательно, этот текст начат составителями в 1879 году. — Ред.

[2] Описание усадьбы Покровское см.: Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 303–312. Ред.

[3] Отец Софии Афанасьевны, Афанасий Матвеевич Брянчанинов († 1786), служил в лейб гвардии Семеновском полку, после выхода в отставку приобрел в Грязовецком уезде имения Осанино и Фомино. Дружил с литераторами, поэт М. Н. Муравьев посвятил ему несколько стихотворений. Ред.

[4] Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей.

[5] Аскетические опыты. Т. I.

[6] В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс

[7] В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища

[8] Алексей Николаевич Оленин (1763 1843) — археолог, филолог, график, держатель известного литературно — художественного салона. — Ред.

[9] Аскетические опыты. Т. 1.

[10] Алексей Иванович Малов (1787–1855) — протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. — Ред.

[11] Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. — директор Главного инженерного училища, с 1825 — генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. — Ред.

[12] Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке

[13] Схимонах Феодор (1756–1822) — ученик архимандрита Паисия Величковского. — Ред.

[14] Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. — Ред.

[15] Аскетические опыты. Т. I.

[16] Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763 1843) — Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. Ред.

[17] Аскетические опыты. Т. I.

[18] Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10. 37).

[19] Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27).

[20] Аскетические опыты. Т. 1.

[21] Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) — известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). Ред.

[22] Нанка хлопчато бумажная ткань из толстой пряжи, обычно желтого цвета — Ред.

[23] Воспоминания архимандрита Пимена.

[24] Ин. 8. 32.

[25] Аскетические опыты. Т. I.

[26] Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) — благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. — Ред.

[27] Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792 1838) — настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. Ред.

[28] Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. Ред.

[29] Аскетические опыты. Т. I.

[30] См.: Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23. 41 42).

[31] …вселюсь в них и буду ходить в них… (2 Кор. 6. 16).

[32] Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19).

[33] Аскетические опыты. Т. I.

[34] Киновия — иначе общежитие, форма монастырского жития — Ред.

[35] Аскетические опыты. Т. 1. Эта статья была издана по смерти еп. Игнатия в 1870 году в брошюре: «Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия Брянчанинова». Ярославль, 1870.

[36] Ниже — даже ни.

[37] Приношение современному монашеству. Т. 5.

[38] Впоследствии иеромонах Александро-Невской Лавры.

[39] Владыка занимал всего две комнаты: приемную, она же и столовая, и кабинет, она же и спальная.

[40] Орлец коврик круглой формы, с вышитым на нем орлом, полагаемый под ноги епископам при богослужении и молитве.

[41] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4.

[42] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

[43] Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12. 26).

[44] овцы слушаются голоса Его… овцы за Ним идут, потому что знают голос Его (Ин. 10. 3–4).

[45] …возрождение (Тит. 3. 5).

[46] …пажить найдет (Ин. 10. 9).

[47] Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12. 26).

[48] Слово было у Бога (Ин. 1. 1).

[49] Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10. 38).

[50] Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге (1 Ин. 4. 15).

[51] Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3. 21)

[52] Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 34–35).

[53] Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14 26–27).

[54] Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6. 60)

[55] Ин. 6. 63.

[56] Плотские помышления (Рим. 8. 6)

[57] …для нас, спасаемых, сила Божия (1 Кор. 1. 18)

[58] Не можете служить Богу и богатству (Мф. 6. 24)

[59] Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6. 24).

[60] будете вкушать блага земли, если послушаетесь… если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1. 19–20).

[61] Помышления плотские суть смерть… Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6–7)

[62] Лк. 16. 1–31.

[63] Мф. 19. 16–30.

[64] Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11. 41).

[65] Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44.)

[66] Мф. 10. 16. См. житие великомученицы Варвары. Четьи-Минеи, 4 декабря.

[67] Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10. 34–35).

[68] Лествица. Слово 3.

[69] Пс. 118. 54.

[70] …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38. 13).

[71] … в вечные обители (Лк. 16. 9).

[72] Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Ср.: Пс. 118. 105).

[73] За чужими же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5).

[74] …идет перед ними (Ин. 10, 4).

[75] Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21).

[76] … совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр. 1. 3).

[77] приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам… (Мф. 25. 34).

[78] Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1. 15; Мф. 4. 17).

[79] Преподобный Пимен Великий. См. Патерик Скитский

[80] Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2

[81] Там же.

[82] И беззаконник, если обратится от всех грехов свих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18. 21–22).

[83] И зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез. 18. 31).

[84] Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33. 11).

[85] Святой Иоанн Лествичник. Слово 4.

[86] Преподобный Исаак Сирский. Слово 90.

[87] Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1. 16, 18).

[88] Благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2. 4).

[89] Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2. 5–9).

[90] Пойди и посмотри (Ин. 1. 46).

[91] Мф. 28. 20

[92] Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его должен продать все имение свое и купить Евангелие, чтобы не только найти Христа чтением, но чтобы принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой». Святого Петра Дамаскина, кн. 1, статья «О четвертом видении». Добротолюбие. Ч. 3.

[93] Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14. 21).

[94] Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4).

[95] Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10).

[96] Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 46).

[97] Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума». Иоанн Карпафийский. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой апостол Павел говорит: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея [Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом] (Кол. 2. 18). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его [Я видел человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него] (Притч. 26. 12). Святого Григория, гл. 128. Добротолюбие, Ч. 1

[98] Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась (1 Ин. 2. 4–5)

[99] Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24)

[100] Мф. 22 11–13

[101] Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23).

[102] Рим. 5. 5.

[103] Ин 12. 48.

[104] Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18)

[105] Лк. 5. 24.

[106] Ин. 9. 39–41

[107] Мф. 9. 13.

[108] Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d'Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский

[109] Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21).

[110] 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16.

[111] На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2).

[112] Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25).

[113] Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4.

[114] Господь с неба (1 Кор. 15. 47).

[115] Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36)

[116] С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27).

[117] Лк. 16 9.

[118] 1 Кор 1. 10.

[119] Преподобный Нил Сорский Правила

[120] Алфавитный патерик.

[121] Притч. 11. 15.

[122] «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3.

[123] При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

[124] 1 Кор. 3. 19.

[125] Рим. 8. 7.

[126] Земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3. 10).

[127] Житие Пахомия. Patrologiae Tomus. 73, cap. 44.

[128] Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4. 3–4).

[129] 2 Тим. 3. 13.

[130] Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу», кн. I, гл. 3; кн. III, гл. 2.

[131] Выше сказано, что так назван святыми Отцами известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.

[132] Вера от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10. 17).

[133] Слово Твое есть истина (Ин. 17. 17).

[134] Все заповеди Твои истина (Пс. 118. 86).

[135] Всякий человек ложь (Пс. 15. 2).

[136] Ин. 8. 31; ср. Ин. 16. 13.

[137] Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес (Ин. 4. 48).

[138] Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес… никто не может творить, если не будет с ними Бог (Ин. 3. 2).

[139] Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6. 68–69).

[140] Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8. 31–32).

[141] Лк. 24. 49.

[142] Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16. 13).

[143] Будете, как боги… (Быт. 3. 5).

[144] Мф. 9. 17.

[145] Лк. 18. 7.

[146] 1 Кор. 3. 2.

[147] Мф. 8, зач. 25.

[148] Говори ты с нами… но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх. 20 19).

[149] О подражании Иисусу Христу, кн. III, гл. 2.

[150] О подражании Иисусу Христу, кн. III, гл. 1.

[151] Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его (Пс. 88. 8).

[152] Ис. 6

[153] Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?.. Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10. 14, 17).

[154] Мф. 22. 40.

[155] 1 Ин.

[156] Мф. 26. 33, 35, 74.

[157] Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невесту со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10. 34–36).

[158] Лествица. Слово 15, гл. 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.