Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полное собрание творений 6 страница




[1292] Тление не наследует нетления (1 Кор. 15. 50).

[1293] Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11. 31).

[1294] Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7).

[1295] Профессор С. Петербургского университета Михаил Феодорович Соловьев читал физику в нижнем, а химию в верхнем офицерских классах Главного инженерного училища, ныне Николаевской академии.

[1296] 2 Тим. 3. 8.

[1297] Мир своею мудростию не познал Бога (1 Кор. 1. 21).

[1298] Помышления плотские суть смерть, плотские помышления суть вражда против Бога: ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 67).

[1299] Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 8, 3).

[1300] 1 Кор. 3. 18.

[1301] Никто не обольщай самого себя! если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3. 18).

[1302] 1 Кор. 1. 24, 30. «Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник — грешен, всяк чистый нечист есть… Что наше собственное? Не мощь, растление, тьма, злость, грехи» (Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 11).

[1303] Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание северной столицы в 1823 и 1824 годах.

[1304] Преподобного аввы Дорофея. Поучение 5

[1305] Святой Иоанн Златоустый, 7-я молитва на сон грядущим, 2-й половины прошение 4.

[1306] Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2. 10).

[1307] Ин. 8. 32.

[1308] Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118. 131).

[1309] За все благодарите (1 Фес. 5. 18).

[1310] Евр. 4. 3.

[1311] Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22).

[1312] Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4. 16).

[1313] Ответ 2.

[1314] Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18).

[1315] …если только с Ним страдаем, чтоб с Ним и прославиться (ср.: Рим. 8. 17).

[1316] 1 Кор. 10. 4; Ответ 342.

[1317] Мы осуждены справедливо: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 41–42).

[1318] Святой Исаак Сирский. Слово 41.

[1319] Текст творения святителя Игнатия «Слово о человеке» печатается по: «Богословские труды». Сб. 29. М., 1989. С. 284–320.

[1320] Так, например, вещество, из которого составлена Земля, доступно для наших чувств. Но кора Земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования.

[1321] Рим. 1. 20.

[1322] В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2. 3).

[1323] Преподобный Макарий Великий. Беседа 49, 4. — Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2. 8).

[1324] Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6. 16).

[1325] Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит (Мф. 12. 43). Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11. 24–26). См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Аскетические опыты. Т. II, изд. 1865 г.

[1326] …и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (1 Пет. 2. 5; 2 Тим. 2. 20–21).

[1327] Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1 Сол. 4. 3–5, 7–8).

[1328] вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2. 22).

[1329] Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф. 3. 14, 16–17).

[1330] Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 4–6).

[1331] Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14. 23).

[1332] Гал. 2. 20.

[1333] 2 Кор. 13. 5.

[1334] 1 Кор. 3. 16–17

[1335] Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6. 19–20).

[1336] Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27.

[1337] переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 3, 5).

[1338] Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися.

[1339] Sanct. Chryssi, раg. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 820.

[1340] …вы храм Бога Живого (2 Кор. 6. 16).

[1341] S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, Τ I. С. 718.

[1342] Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3. 11).

[1343] Еф. 2, 21.

[1344] Еф. 2. 22

[1345] S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст Творения. Т. 11. С. 50.

[1346] Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отьятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога.

[1347] Слово 68.

[1348] Слово 8.

[1349] Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия.

[1350] Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов.

[1351] Слово 89.

[1352] Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть.

[1353] Рим. 8. 26.

[1354] Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

[1355] Ин. 14. 21, 24.

[1356] Беседа 18, гл. 6.

[1357] Беседа 16, гл. 7.

[1358] Беседа 6, гл. 5.

[1359] Беседа 27, гл. 19.

[1360] То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда.

[1361] Беседа 4, гл. 6.

[1362] Беседа 28, гл. 2.

[1363] Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5).

[1364] Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31).

[1365] Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10).

[1366] Быт. 2. 5.

[1367] Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18).

[1368] Быт. 2. 5–6.

[1369] Быт. 1. 30.

[1370] Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17).

[1371] Быт. 4. 4.

[1372] Быт. 4. 8.

[1373] Рим. 5. 12.

[1374] 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14.

[1375] Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия.

[1376] Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо.

[1377] Быт. 1. 14–15.

[1378] Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14.

[1379] 1 Кор. 2. 16.

[1380] 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3.

[1381] 1 Кор 6. 17.

[1382] Мф. 5 48.

[1383] 2 Пет. 1. 4.

[1384] Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6).

[1385] Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5.

[1386] И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26).

[1387] И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18).

[1388] Быт. 2. 15; 3. 22–24.

[1389] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27).

[1390] И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

[1391] Быт. 1. 24.

[1392] Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета.

[1393] 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4.

[1394] Слово 5, глава 6.

[1395] Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке.

[1396] Быт. 1. 27, Мф. 19. 4.

[1397] Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73)

[1398] Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2).

[1399] Евр. 3. 6.

[1400] …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18).

[1401] Беседа 49, глава 4.

[1402] Книга 2, глава 12, о человеке.

[1403] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.

[1404] Примите Духа Святого (Ин. 20. 22).

[1405] Деян. 2. 2.

[1406] Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще.

[1407] Беседа 12, гл. 8.

[1408] Быт. 2. 21–22.

[1409] И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24).

[1410] …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7).

[1411] Быт. 2. 19.

[1412] Беседа 12, гл. 6 и 8.

[1413] Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого.

[1414] …к Богу живому (Пс. 83. 3).

[1415] И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25).

[1416] Слово 4, глава 3.

[1417] …одежды кожаные (Быт. 3. 21).

[1418] Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1.

[1419] Там же. Кн. 2, гл. 12.

[1420] «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2.

[1421] Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина.

[1422] Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина.

[1423] Слово 5, гл. 6.

[1424] Беседа 7, гл. 7.

[1425] Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

[1426] Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44).

[1427] Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII.

[1428] См. Слово о смерти.

[1429] Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы.

[1430] Откр. 6. 11; 7. 9.

[1431] Беседа 16, гл. 8.

[1432] Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч.

[1433] …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39).

[1434] В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое Предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о Ангелах в упомянутых книге и главе. «Бестелесным и невещественным, — говорит он, — называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в строгом (точном) смысле, невещественно и бестелесно». Где тут толкование мнения преподобных Макария и Кассиана? Очевидна тут цель святого писателя: она состоит в том, чтобы охранить читателя от пагубной мысли признать Ангелов и души духами наравне с Духом-Богом, от пагубной мысли поставить в один разряд существ Творца и Его тварей. Если угодно видеть тут толкование, то тут — толкование того, в каком смысле святые Григорий Назианзин, Василий Великий и другие называли Ангелов и души бестелесными и невещественными по современным понятиям, не сделав такой ясной оговорки, какую сделал Дамаскин, но всегда вполне отличая существо Творца от существа тварей, что явствует из всех писаний их. Понятия древних о духе и веществе, о началах, о простом и сложном, понятия, которых держалось человечество до новейших времен, изменились в конце прошедшего и начале настоящего столетий с явлением новой науки — химии. Человечество признавало прежде, руководствуясь поверхностным взглядом, четыре вещественные начала (стихии): землю, воду, воздух и огонь. Из этих начал воздух и огонь назывались невещественными, и воздух часто назывался духом: потому что веществом или материею называлось одно грубое вещество. Химия изменила эти понятия. Вода и воздух, будучи разложены на свои составные части, низошли с степени начал на степень веществ сложных; понятие, что земля есть начало, как вполне неопределительное и очевидно нелепое, отвергнуто; пламя, которое собственно называли огнем, признано явлением при отделении от некоторых веществ теплорода, который отделяется от других веществ и без пламени. Понятие о веществе расширилось и сделалось правильнее. Все газы, все пары, теплород и свет сознательно признаны материею. Химия в соединении с математикою неоспоримо доказали, что собственно начал, существ и веществ простых, бестелесных, не существует между тварями. Все твари более или менее вещественны, более или менее сложны. Ни одна тварь не имеет ни одного бесконечного свойства; все свойства тварей конечны, то есть ограничены. Основываясь на этой аксиоме, мы утверждаем, что сотворенные духи ограничиваются местом и потому непременно имеют вид (форму), имеют свою степень тонкости, а отнюдь не бесконечно тонки, а потому и свою степень вещественности. Дух — один Бог, как имеющий бесконечную тонкость, как превысший всякого пространства. Бог бесконечно тоньше всех тончайших сотворенных существ, и потому существом Своим бесконечно различествует от существа тончайших тварей: ибо между бесконечным и самовеличайшим числом разница — бесконечна; таков неопровержимый вывод математики. По этой причине начало в точном смысле и простое существо — вина всех прочих существ, видимых и невидимых — един Бог. — Очевидно, что святой Григорий Богослов, Василий Великий и другие говорили о веществе и духах сообразно современным им понятиям; благодать Святого Духа доставляла им правильное понятие о Боге. Движимый этою благодатию, святой Иоанн Дамаскин изрек непреложную истину, что «в сравнении с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным». Он изрек это за десять столетий до того времени, как человечество пришло к этому познанию путем науки, говорим дерзновенно — по Промыслу Божию, для удобнейшего богопознания. Составитель вышеупомянутого примечания тщетно старается найти разноречие в чтениях святых Отцов: мы находим в них одно и то же учение, выраженное у одних яснее, у других не так очевидно. Странное явление! Столько было Вселенских и Поместных Соборов, столько святых писателей упоминают о Макарий Великом и преподобном Кассиане, и никто не подал голоса против их учения об ограниченности сотворенных духов; внезапно раздается обвинительный голос в 1820 году с нареканием на духоносных мужей в разноречии, усиливающийся сотворенных духов представить тождественными с Богом. Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти.

[1435] Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера

[1436] Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». — Примеч. ред.

[1437] Иеросхимонах Серафим Саровский.

[1438] …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16).

[1439] Молитва архиерея во время Херувимской песни.

[1440] И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).

[1441] от создания мира (Мф. 25. 34).

[1442] Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются.

[1443] Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34).

[1444] Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8).

[1445] Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24).

[1446] Деян. 1. 11.

[1447] Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27).

[1448] Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII.

[1449] Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII.

[1450] Четьи-Минеи, 24 мая.

[1451] Быт. 2. 9.

[1452] Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis.

[1453] …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

[1454] Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23. 43).

[1455] Точное изложение Православной веры. Кн. II, гл. VI.

[1456] Четьи-Минеи, 2 октября.

[1457] Сочинения преп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. примеч. 12 к Слову о смерти.

[1458] Толкование на 23-ю главу, 43-й стих Евангелия от Луки.

[1459] Быт. 13. 10.

[1460] Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10.

[1461] Vita Sanctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Regis caput XXX. Patrologia tomus LXXIII.

[1462] Деян. 12. 7–11

[1463] Пролог, 7 декабря.

[1464] Пролог, 11 сентября, и Отечник, буква Е.

[1465] Четьи-Минеи, 6 февраля.

[1466] По этой причине Святой Архангел Гавриил изображается с пальмовою ветвию в руке.

[1467] Четьи-Минеи, 15 августа.

[1468] В приведенных здесь повестях мы видим, что райские произрастения, перенесенные на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние более грубое, чтоб соделаться способными к действию на наши чувства. При скудных понятиях, которые мы имеем о веществе горнего мира, с достоверностию, однако ж, утверждаем, что вещество этого мира свободы, нетления и блаженства должно управляться другими законами, нежели какими управляется вещество мира дольнего, служащего темницею и изгнанием для преступников заповеди Божией. Доказательства этому видим в проявлениях из горнего мира в нашу юдоль плача. Так, Тело Богочеловека, по воскресении Его уже принадлежавшее горнему миру, соделывалось и видимым и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотию и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердейшие земные вещества, как дух. Тела величайших святых уподобились еще в сей жизни Телу Господа, а по воскресении и по всему будут подобны Ему (1 Ин. 3. 2; 1 Кор. 15. 39–46). Вещество горнего мира должно быть сообразно тому веществу, в которое облечены его жители, как и вещество дольнего мира находится в соотношении с веществом своих жителей. Впрочем, и в дольнем мире многие тела, не изменяясь в естественных свойствах своих, то есть, не разлагаясь химически на свои составные части, могут быть в виде более тонком и более грубом. Например, вода, сера, все металлы могут быть и в твердом виде, и в жидком, и в виде паров. Углерод мы имеем и в виде газа, и в виде камня (алмаза). Новейшие гигантские открытия в стране вещества приводят к уверенности, что человеческие познания о веществе вполне ничтожны. При этой уверенности с доверчивостию выслушивается сказание Писания и Отцов о природе рая.

[1469] И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском (Быт. 2, 15).

[1470] Быт. 2. 15.

[1471] Добротолюбие, 4. 4, Каллиста Катафигиота, гл. 3, 5, 6. Преподобный Феолипт Филадельфийский говорит в своем Слове о сокровенном делании: «Память Бога видение Бога есть, влекущаго зрение и желание ума к Себе и светом от Себя озаряющаго оный. Обращался бо ум к Богу, внегда преставати всем видотворным мыслем, зрит безвидне, и превосходящим неведением неприступный ради оныя славы, воззрение свое просвещает. И не познавая за непостижимость видимаго, познавает истины ради свойственне сущаго, и единаго могущаго превыше быти; и богатством источающияся отонуду благости питая свое рачение, и свое быстроумие извествуя, сподобляется непрестаннаго и блаженнаго покоя». Также см. 15-е и 16-е Слово преподобного Исаака Сирского.

[1472] Преподобного Кассиана Римлянина Collatio VIII, capiti IX–XI.

[1473] От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16–17).

[1474] «Достопамятные сказания», об авве Иосифе Панефосском, гл. 3.

[1475] Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8. 23).

[1476] И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3. 1.)

[1477] только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3. 3).

[1478] И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3. 4 5).

[1479] …увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3. 6).

[1480] Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к Ксении монахине.

[1481] Толкование Евангелия от Луки, гл. 20.

[1482] …голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3. 8).

[1483] [Адам,] где ты? (Быт. 3. 9).

[1484] Преподобного аввы Дорофея поучение 1.

[1485] Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3. 10).

[1486] Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3. 12).

[1487] Преподобного аввы Дорофея поучение 1.

[1488] Что ты это сделала? (Быт. 3. 13).

[1489] Cassiani Collatιо VIII, caput X.

[1490] Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14).

[1491] Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII.

[1492] Быт. 3. 22–23.

[1493] Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть [является] как бы душою их. Слово 6, гл. 12

[1494] Последование панихиды. — Ред.

[1495] Беседа II, гл. 1, 2, 4.

[1496] Поучение первое. — Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7. 19).

[1497] Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие Ч. 3.

[1498] Преподобного Макария Великого. Слово 7, гл. 31.

[1499] Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт. 3. 22).

[1500] Акафист Божией Матери, стихиры на Господи воззвах.

[1501] Ис. 14. 14.

[1502] И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 24).

[1503] Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере (Евр. 11. 37–39).

[1504] Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 13).

[1505] Слово 2

[1506] Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2. 15–17).

[1507] Ср.: … весь мир лежит во зле (1 Ин. 5. 19).

[1508] Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4. 4).

[1509] …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16).

[1510] Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4. 9).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.