Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 1 страница




Святителя Игнатия Брянчанинова

Паломник, Москва 2007 год

Ред. Golden-Ship, 2010

По благословению

архиепископа Тернопольского и Кременецкого

СЕРГИЯ

Составление О. И. Шафранова

Общая редакция А. Н. Стрижев

Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Иг­натия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат не­сколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской православной церкви, а также к историческим деятелям на­шего Отечества, к родным и близким. Многие письма Святителя печа­таются впервые по автографам, хранящимся в архивах страны. Вновь публикуемые письма будут способствовать значительному пополнению имеющихся сведений о жизни и деятельности святителя Игнатия и позволят существенно обогатить его жизнеописания. Наши публика­ции серьезно прокомментированы авторитетными историками, фило­логами и архивистами. Каждому корпусу писем предпослано обшир­ное вступление, в котором дается справка об адресатах и раскрывается характер их духовного общения со святителем. Письма святителя Иг­натия Брянчанинова принадлежат к нетленным сокровищам право­славной мысли, и ценность их век от века только повышается. Потому что написаны они великим мыслителем, духоносцем и любящим Рос­сию гражданином.

Содержание

От составителя.

ПЕРЕПИСКА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

С АРХИЕРЕЯМИ ЦЕРКВИ

I. Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский

Святитель Филарет Московский.

Переложение увещательной песни св. Григория Богослова
Письмо святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского, к Преосвященному Стефану (Романовскому), епископу Вологодскому и Устюжскому

Письма святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского, к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к святителю Филарету, Митрополиту Московскому

И. Святитель Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский

Письма святителя Филарета (Амфитеатрова), Митрополита Киевского, к святителю Игнатию

III. Высокопреосвященные архиепископы Платон Костромской и Нил Ярославский

Письма святителя Игнатия к Высокопреосвященному Нилу (Исаковичу)

Приложение к статье ^Высокопреосвященные Платон Костромской и Нил Ярославский>.
Праздник в Ярославле

IV. Письма святителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Антонию (Рафальскому)

V. Письмо святителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому) и ответ на него

VI. Письмо святителя Игнатия к епископу Венедикту (Григоровичу)

VII. Письмо святителя Игнатия к архиепископу Курскому и Белгородскому Илиодору (Чистякову)


 

VIII. Письмо Преосвященного Николая (Соколова), епископа Калужского, к святителю Игнатию Брянчанинову
и ответ на него

IX. Архиепископ Ириней (Нестерович)

Письмо Преосвященного Иринея (Нестеровича) к святителю Игнатию

X. Два письма архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) к святителю Игнатию и ответ
Святителя (на первое из них)

XI. Письма Преосвященного Феодотия (Озерова), епископа Старорусского, к святителю Игнатию

XII. Архиепископ Туркестанский и Ташкентский Софония (Сокольский)

Письмо святителя Игнатия к архимандриту Софонии (Сокольскому)

Письмо Преосвященного Смарагда (Крыжановского), архиепископа Орловского, к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к Преосвященному Алексию (Ржаницыну), епископу Тульскому

XV. Переписка святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием

Письмо святителя Феофана Затворника

Ответ святителя Игнатия

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ И НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЕЙ

I. Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей

Письма святителя Игнатия к игумену Югской Дорофеевой пустыни Варфоломею

Приложение к разделу «Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей».

Письма монашествующих Площанской Богородицкой Казанской пустыни к святителю Игнатию

I. Письмо казначея пустыни иеромонаха Илария

II. Письма Строителя пустыни иеромонаха Анатолия

III. Письмо послушника пустыни Николая Чистякова

IV. Письмо Никодима, епископа Орловского, к святителю Игнатию


II Архимандрит Феофан Новоезерский и игумения Феофания (Готовцева)

Письмо святителя Игнатия к игумений Феофании (Готовцевой)

Письма архимандрита Феофана к Александре Сергеевне Готовцевой (игумений Феофании)

III. Архимандрит Фотий

Письмо архимандрита Фотия к святителю Игнатию

Приложения к разделу «Архимандрит Фогий»

Письмо святителя Игнатия к графине А. А. Орловой-Чесменской

Письмо святителя Игнатия к вдове Г. Р. Державина, Дарье Алексеевне

Постриженик архимандрита Фотия, иеромонах Аникита (Шихматов)

Письмо Афонского иеромонаха Аникиты к святителю Игнатию

IV Друг архимандрита Игнатия Брянчанинова — отец Исайя Никифоровский

Письма монаха Исайи, строителя Никифоровской пустыни, к архимандриту Игнатию

V Бородино

Письмо настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумений Марии к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря игумений Марии

Письмо святителя Игнатия к больной старице, вступившей в Спасо-Бородинский монастырь с двумя дщерями своими

VI. Письмо святителя Игнатия к Ростовскому архимандриту

VII. Письмо архимандрита Троицко-Зеленецкого монастыря Аарона к святителю Игнатию

VIII. Письмо наместника Московского Симонова монастыря Феофана к святителю Игнатию

IX. Письмо архимандрита Костромского Богоявленского монастыря Афанасия к святителю Игнатию


X. Письма настоятеля Тихвинского Большого монастыря АРХИМАНДРИТА ИЛАРИОНА К СВЯТИТЕЛЮ ИГНАТИЮ

XI.Замечание епископа Игнатия на поведание архимандрита Макария, бывшего ректора Тверской семинарии, ныне цензора, что духи злые ему сказывали, что несметное число злых духов выпущено для борьбы против Церкви православной, в единении с папизмом и магометанизмом

XII. Письмо святителя Игнатия к Льву Александровичу (в монашестве Леониду) Кавелину

Письма цензора, архимандрита Фотия, к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к настоятелям разных монастырей

ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА К МОНАШЕСТВУЮЩИМ РАЗНЫХ МОНАСТЫРЕЙ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ К СВЯТИТЕЛЮ

Изречения епископа Игнатия, извлеченные из писем его к монахам

Письма монашествующих разных монастырей к святителю Игнатию

Письмо иеромонаха Гавриила

Письмо Строителя Череменецкого монастыря иеромонаха Серафима

Письмо иеромонаха Никодима

Письма иеромонаха Арсения Вологодского Прилуцкого монастыря

Письма оптинского монаха Иоанникия к святителю Игнатию

Ольга Шафраново. ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ИГНАТИЕВА

Переписка святителя Игнатия с учениками

Письмо ученику священноиноку Сергиевской пустыни, письменно обличавшему архимандрита Игнатия в изменяемости его расположения к окружающим вообще и к нему в особенности

Инструкция архимандрита Игнатия наместнику и казначею Сергиевой пустыни


Письмо а Феофана (Комаровского) к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к архимандриту Аполлосу (Попову)

Письма о. Аполлоса (Попова) к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к наместнику Сергиевой пустьши Игнатию (Васильеву)

Воспоминания архимандрита Игнатия (Малышева)

Письмо архимандрита Игнатия (Малышева) к Преосвященному Леониду (Краснопевкову)

Письма архимандрита Игнатия (Малышева) к архимандриту Леониду (Кавелину)

Письмо архимандрита Иннокентия (бывшего настоятеля Троицко-Зеленецкого монастыря) к архимандриту Игнатию (Малышеву)

Письмо архимандрита Игнатия (Малышева) в город Сараево, написанное в связи с отправкой туда икон для строящегося Храма

Воззвание к русскому народу, составленное архимандритом Игнатием (Малышевым)

Письмо архимандрита Иустина (Татаринова) к архимандриту Леониду (Кавелину)

Письма П. П. Яковлева к архимандриту Иустину (Татаринову)

Письмо П. П. Яковлева к Петру Александровичу Брянчанинову

Письмо Петра Александровича Брянчанинова к П. П. Яковлеву

Письма святителя Игнатия к сестрам Старо-Ладожского Успенского девичьего монастыря

I. К монахине Александре Васильевне Васильевой

II. К инокине Варваре, пожелавшей вступить под духовное руководство святителя Игнатия

Письмо инокини Варвары к святителю Игнатию

III. К инокине, имя которой скрыто за инициалами Н. Д.

IV. К инокине, нуждающейся в успокоении

V. К монахине Досифее

VI. К крайне болящей инокине

Письма святителя Игнатия к игумений Вирсавии


Письма святителя Игнатия к некоему иноку Леониду, озаглавленные: «к брату, занимающемуся умною молитвою»

Ольга Шафранова. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧИХАЧЕВ

Письма святителя Игнатия к Михаилу Васильевичу Чихачеву (впоследствии — схимонаху Михаилу)

Два письма М. В. Чихачева к оптинскому иеромонаху Леониду (Кавелину)

Три письма М. В. Чихачева к Л. Н. Вакселю

Письмо М. В. Чихачева к архимандриту Аполлосу (бывшему казначею Сергиевой пустыни)

Ольга Шафранова. ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ЯКОВЛЕВ

Переписка святителя Игнатия с Павлом Петровичем Яковлевым

Письмо П. П. Яковлева к А. С. Брянчанинову, отцу святителя Игнатия

Письмо Николая Семеновича Брянчанинова, племянника святителя Игнатия, к П. П. Яковлеву

Письмо от письмоводителя святителя Игнатия — Каллиста к П. П. Яковлеву

 

ISBN 5-88060-109-9

© «Паломник», 2006

© Оформление, Е. Б. Калинина, 2006


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Седьмой и восьмой тома Настоящего издания посвящены переписке святителя Игнатия Брянчанинова. В них включе­ны: 1) письма, помещавшиеся ранее в 4-м и 7-м томах собра­ний творений Святителя[1]; 2) не входившие в эти тома письма из монографии Л. А. Соколова «Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения» (Киев, 1915); 3) не входившие также в те же тома письма из магистерской диссертации игумена Марка (Лозинского) «Ду­ховная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епис­копа Игнатия Брянчанинова» — машинопись в 8-ми томах (Троице-Сергиева Лавра, 1968)[2]; 4) весьма значительное чис­ло писем, только теперь обнаруженных в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и Ярославля (ранее не публико­вались); 5) письма корреспондентов святителя Игнатия, не вхо­дившие в собрания его творений, из различных периодических изданий и вновь обнаруженные в архивах.

Всего в седьмом и восьмом томах напечатано около 810 пи­сем святителя Игнатия и 170 писем его корреспондентов. Если же добавить сюда письма, напечатанные в предыдущих томах, то общее их число в настоящем издании Полного собрания тво­рений Святителя составит, соответственно, около 1100[3]и 200.

Письма святителя Игнатия в седьмом и восьмом томах (так же, как и в предыдущих) сгруппированы по адресатам и снабжены комментариями, что наполняет их в ряде случаев новым смыс­лом, делает более понятными и позволяет точнее судить о тех, кому они написаны. Из всей переписки, включенной в Настоящее изда­ние, наибольший интерес, по нашему мнению, представляют:

1) письма к игумену Спасо-Преображенского Валаамского монас­тыря Дамаскнну (Кононову) — 3-й том (опубликованы впервые);

2) переписка с игуменом Иоанно-Богословского Череменецкого мо­настыря Антонием (Бочковым) — в 4-м томе; 3) письма к Высоко­преосвященному Нилу (Исаковичу), архиепископу Ярославско­му — 7-й том (публикуются впервые); 4) письма к выдающемуся государственному и военному деятелю Н. Н. Муравьеву-Карско­му — 5-й том; 5) письмо святителя Игнатия к герою Севастопольс­кой обороны П. С. Нахимову и ответ Нахимова на него — 8-й том; 6) переписка с делопроизводителем Сергиевой пустыни П. П. Яков­левым — 7-й том. Особую значимость имеют также разделы (поме­щенные в 6-м и 7-м томах), представляющие переписку святителя Игнатия с духовными деятелями, ныне прославленными Русской Православной Церковью в лике святых и преподобных: переписка с Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) и Митро­политом Киевским Филаретом (Амфитеатровым), а также пере­писка с Оптинскими старцами и фрагменты переписки с Угрешс­ким архимандритом Пименом (Мясниковым) (многие из этих пи­сем публикуются впервые).

Большой массив впервые публикуемых писем потребовал расширить издание дополнительным, восьмым томом. Так что в 7-й том нами включена переписка святителя Игнатия с архи­ереями Русской Православной Церкви, с настоятелями монас­тырей и другими монашествующими, а также его переписка с учениками и сотрудниками по служению в Троицко-Сергиевой пустыни и Николо-Бабаевском монастыре. Содержание 8-го тома составляет переписка с мирянами — родными, близкими, друзьями, тут же помещены ответы на письма, посланные раз­ными людьми по случаю.

Достоин внимания тот факт, что в эпоху, когда, по словам са­мого святителя Игнатия, «так называемый прогресс идет вперед, разрушая все», порождая «общее стремление всех исключитель­но к одному вещественному», многочисленные корреспонденты Святителя были людьми глубоко верующими, искренно предан­ными Церкви. В письмах к ним святитель Игнатий касается мно­гих сторон духовной жизни, дает наставления и советы по возни­кающим недоумениям. Мноше его письма весьма подробны, в них он отдельно останавливается на тех вопросах, которые считает нужным разъяснить или по которым — преподать поучение: о не­обходимости предаться воле Божией, об отсечении своеволия, о должном отношении к искушениям, о борьбе со страстями, о скорбях, наконец, о правильном молитвенном устроении. При этом Святитель опирается на собственный опыт, но все же настоятель­но рекомендует руководствоваться Священным Писанием и тво­рениями святых Отцов. Тон этих писем покоряет чутким внима­нием и благожелательностью: нет в них ничего менторского. «Без­мерно милостивый и любвеобильный» — так писал о Великом подвижнике один из его учеников. Таким он и выглядит в своих письмах: участливым в скорбях, утешителем в искушениях, доб­рым, удивительно терпеливым наставником».

Чрезвычайно актуальны эти письма святителя Игнатия и в наше время. Большую пользу получат от их чтения все, кто жела­ет совершенствовать себя в духовной жизни, а также и те, кто воз­вращается ныне в лоно родной Православной Церкви.

И еще на одну сторону писем святителя Игнатия следует чита­телям обратить внимание. В письмах к родным и самым близким людям он иногда подробно рассказывал о своих обстоятельствах, о своей деятельности, о заботах и переживаниях. Так раскрываются многие важные факты его биографии, остававшиеся до сих пор по существу неизвестными. В некоторых случаях новые сведения вно­сят коррективы в изложения тех или иных событий. Таким обра­зом, значительно обогащая жизнеописание Святителя, эти письма позволят лучше понять и личность автора, и его характер, полнее ощутить его мудрость и проницательность.

Литературная одаренность святителя Игнатия, ясность и про­стота изложения выдвигают его письма в ряд блестящих образ­цов эпистолярного наследия. Чтение его писем полезно для ду­ховного развития человека, оно поможет ему освободиться от тех искажений, которым подвергается ныне самое дорогое наше на­следие — русский язык.

Публикуя письма святителя Игнатия, редакция бережно со­храняла особенности авторского написания слов и принятой им пунктуации. При этом соблюдались существовавшие в то время правила письменного этикета. Формулировки дат даны по тек­сту источника, недописанные слова раскрыты и дополнены — помечены угловыми скобками. Цитаты из Священного Писания при необходимости сопровождаются русским переводом по Си­нодальному изданию (выделены курсивом).


 

Переписка святителя Игнатия Брянчанинова с архиереями Церкви[4]

I

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский

Продолжите о мне молитвы Ваши, чтобы Бог дал мне не наружный только покров белый иметь, но и сердце, и дела, очищенные по благодати Его.

Филарет, Митрополит Московский

Святитель Игнатий Брянчанинов, по занимаемому им служеб­ному положению, входил в сношения со многими иерархами его времени. Среди них, по значимости взаимоотношений, по их про­должительности, первое место принадлежало выдающемуся цер­ковному деятелю Митрополиту Московскому Филарету.

Очень немногое сохранилось из их переписки. Но и это не­многое значительно дополняет то, что было написано об их вза­имоотношениях.

Выдающийся церковный деятель и духовный писатель Фила­рет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломна, где отец его служил диаконом в Кафед­ральном соборе. В1803 г. он окончил Троицкую семинарию и был оставлен там учителем греческого и еврейского языков, а затем еще и поэзии. 16 ноября 1808 г. — пострижен в монахи и вызван в Санкт-Петербург для преподавания в семинарии, в 1810 г. — переведен в Академию бакалавром и с 11 марта 1811 г. он рек­тор Петербургской Духовной академии и архимандрит (в 29 лет). В 1821 г., по предложению князя А. Н. Голицына, он был назна­чен на Московскую кафедру, а 22 августа 1826 г., в день корона­ции Николая I, возведен в сан Митрополита.

Знакомство Митрополита Филарета с отцом Игнатием Брянчаниновым произошло в 1833 г. В этом году, направляясь на ро­дину в Псковскую губернию, в Санкт-Петербург прибыл Миха­ил Васильевич Чихачев. Приютила его там на несколько дней боголюбивая графиня А. А. Орлова-Чесменская. Чихачев рассказал ей, как трудно ему и игумену Игнатию в Лопотовом монастыре, как вредно сказывается на их здоровье тамошний климат. Анна Алексеевна посоветовала ему представиться Митрополиту Мос­ковскому Филарету, как раз находящемуся в Петербурге. Митро­полит «весьма милостиво принял молодого послушника, отечес­ки ласково выслушал его откровенный рассказ о бедственном положении игумена Игнатия, предлагал ему вопросы, из которых тот заключил, что Владыке не неизвестна прежняя их жизнь, а также и достоинства игумена Игнатия, которому он и предложил через Чихачева настоятельство в Николо-Угрешском третьекласс­ном монастыре Московской епархии, и то на первое лишь время, обещаясь потом доставить ему еще лучшее место». И на другой уже день был послан указ в Вологду к Преосвященному Стефану о перемещении игумена Игнатия в Московскую епархию. Но, как известно, судьбой игумена Игнатия занялся сам Государь Импе­ратор Николай I, и Митрополит Филарет личным письмом выз­вал его уже не в Москву, а в Санкт-Петербург, причем пригласил его остановиться у него на подворье. Там и состоялось их знаком­ство. Об этом игумен Игнатий писал своим родителям. «Между тем продолжаю я жить на Троицком подворье, — пишет он в пись­ме от 1 января 1834 г., — пользуясь особенными милостями Мит­рополита Филарета, который есть редкость в нынешнее время. С решительною приверженностию к православной Церкви соеди­няет он Христианскую деятельность и естественный проницатель­ный аналитический ум. Каждый день, если куда не отозван, обе­даю у него, и он бывает столько снисходителен, что весьма подол­гу со мною беседует о духовных предметах».

Трудно сказать, как сложилась бы судьба святителя Игнатия, если бы он остался в монастыре, подведомственном Митропо­литу Филарету. Может быть, Московский владыка благосклонно руководил его к высшим должностям, как это было с Преос­вященным Леонидом (Краснопевковым)[5], и ему не пришлось бы переживать те скорби, которые выпали на его долю из-за близости столицы. А может быть, при его независимом самосто­ятельном характере ему еще труднее было бы из-за постоянной непосредственной опеки, которую Владыка Митрополит осуще­ствлял над монастырями своей епархии[6].

Между тем установившиеся при первом знакомстве отноше­ния продолжались. Митрополит Филарет очень благосклонно принял предложение архимандрита Игнатия назначить настоя­телем Николо-Угрешского монастыря его знакомого иеромона­ха Илария, содействовал назначению, по его же предложению, настоятелем Валаамского монастыря отца Дамаскина; в 1837 г. предлагал ему стать одним из цензоров и с пониманием принял его отказ; положительно отнесся к его мысли «переложить кни­гу Аввы Дорофея на язык более общеупотребительный»; в пись­мах своих неоднократно повторял, что «очень утешительно мне общение Ваше с моим смирением». Из писем видно также, что во время пребываний Митрополита Филарета в Петербурге ар­химандрит Игнатий не упускал случая увидеться с ним. К сожа­лению, последнее из сохранившихся писем относится к 1842 г., хотя из других источников известно, что переписка продолжа­лась, по крайней мере, до 1856 г.

В 1847 г. архимандрит Игнатий, получив отпуск для лечения, отправился в Николо-Бабаевский монастырь. По пути он заез­жал на несколько дней в Москву. «Митрополит Московский очень добр, — писал он оттуда своему наместнику в Сергиеву пустынь, — постарел». Архимандрит Пимен (Угрешский) в сво­их «Воспоминаниях» описал их встречу более подробно. «Мит­рополит Филарет обошелся с ним [архимандритом Игнатием] отменно приветливо, сделал ему самый почетный и радушный прием, неоднократно принимал его у себя и посещал в доме И. А. Мальцева, где он останавливался, и, пригласив его к себе на обед, собрал высшее московское духовенство, чтоб его с ним познакомить». А когда архимандрит Игнатий собрался ехать в Троице-Сергиеву Лавру, Митрополит Филарет написал туда на­местнику архимандриту Антонию: «Будет у вас Сергиевой пус­тыни архимандрит Игнатий. Примите его братолюбиво.

Заговорите с ним о афонском иеромонахе Иосифе, которого он видит не так, как вы мне показывали прежде»[7].

Конечно, и после возвращения из отпуска архимандрит Иг­натий не раз навещал и представлялся Митрополиту Филарету во время его пребываний в Петербурге. А о том, что между ними продолжалась переписка и иногда по важным церковным про­блемам, свидетельствует еще одно письмо к отцу Антонию от 28 апреля 1852 г.: «Вот еще письмо, которое, по милости Святославского, дошло до меня через год, и, конечно, оставило пи­савшего в неудовольствии на мое молчание.

Видите, что о. архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий напи­сал книгу против книги Фомы Кемпийского и желает, чтобы я ее видел и побудил его к изданию ее в свет. Не надеюсь, чтобы, если прочитаю книгу, мог я написать о ней то, что понравилось бы ему. Мне странною кажется мысль писать назидательную книгу имен­но против Фомы Кемпийского[8]. Мне кажется, всего удобнее про­должить молчание, в котором я до сих пор оставался невольно. Но сим дается ему причина к неудовольствию. Не читав книгу, если скажу, что не надеюсь быть с нею согласен, это будет жестко, а мо­жет, еще менее могу сказать мягко, когда прочитаю книгу».

В мае 1856 г. архимандрит Игнатий, по пути в Оптину Пустынь, заезжал в Москву на короткое время. Об этом имеется запись в дневнике о. архимандрита Леонида (Краснопевкова): «Перед тем как ехать, подкатила карета к крыльцу. Кто же? Отец архимандрит Сергиевской пустыни. Слышал я, что накануне он обедал у Влады­ки, и думал, как бы увидеть его, а он — как тут». Из письма Святи­теля к архимандриту Леониду от 17 декабря 1856 г. можно увидеть, что Митрополит Филарет был согласен с Митрополитом Григори­ем Петербургским, когда тот предлагал возвести его в сан еписко­па: «Искренно благодарю Вас за письмо Ваше от 11 декабря. Очень приятно было мне видеть из него расположение ко мне Святителя Московского. Полагаю, что вследствие отношений его с Преосвя­щенным Григорием Петербургским последовало о мне представ­ление от сего последнего в Св. Синод. Но един Бог ведает полезное человеку и обществу человеческому и потому устрояет судьбу человеков по своему премудрому промыслу».

А почти через год, в ноябре 1857 г., по пути в Ставрополь, в Москву заезжал теперь уже епископ Игнатий. Архимандрит Л еонид 28 ноября 1857 г. записал в дневнике: «Преосвященный Иг­натий был у Владыки 2 раза, вчера обедал у него и вечером навес­тил меня, как больного». Митрополит Филарет о первом посеще­нии писал отцу Антонию 27 ноября 1857 г.: «Сегодня был у меня новый Преосвященный Кавказский. Благодушествует и с реши­мостью принимается за дело. Уже избрал себе нового ректора се­минарии и инспектора и секретаря для консистории. Радуется о благоволении к нему владыки Новгородского. Но есть и скорбные вести, которые он подтверждает. О оптинских монахах, взятых в Иерусалимскую миссию, он думает, что их лучше бы удержать под опытным руководством старца Макария, чтобы употребить их для поддержания и распространения доброго монашества в России. Может быть, это и правда. Для Иерусалима могли бы найтись дру­гие». П. П. Яковлев добавляет еще, что в Москве у Преосвященно­го Игнатия случился приступ его болезни, во время которой Мит­рополит прислал к нему своего доктора и сам навестил его.

В последующие годы Преосвященный Игнатий в письмах своих к о. Леониду (Краснопевкову) постоянно интересовался здоровьем Митрополита Филарета: «Уведомьте меня о здоро­вье Высокопреосвященнейшего Митрополита и о Вашем». И благодарил за сообщения: «Искренне благодарю Вас за уведом­ление о здравии Высокопреосвященнейшего Митрополита. Не­мудрено, что прозорливый старец ведет самую уединенную жизнь: из тишины своей келлии он видит те тучи, которые скоп­ляются на горизонте»; «Весьма благодарю Вас за известие о Высокопреосвященнейшем Митрополите. Всеблагий Господь да подкрепит его силы в настоящее трудное время, в которое начи­нают заигрывать многоразличные бури».

Первое время по прибытии в Ставрополь Преосвященный Игнатий выражал удовлетворение своим перемещением: «Хотя здесь место новое и почти все надо заводить; хотя я страдаю от необычно суровой зимы, от особенного неудобства в помеще­нии, но я спокоен и потому доволен». Но очень скоро он начал замечать противодействие своим распоряжениям по благоуст­ройству Епархии со стороны ректора семинарии и некоторых членов Консистории.

Главным преткновением между ним и ректором семинарии ар­химандритом Германом был вопрос о преподавании осетинского и татарского языков, «общеупотребительных между горскими народами». В1859 г., во время поездки епископа Игнатия по епар­хии, ректор Герман сделал самовольное распоряжение об отмене при начале нового курса преподавания этих языков, заменив их изучением французского и латинского. Осенью 1859 г. ректора Германа перевели на ту же должность в Самару.

В «Полном жизнеописании святителя Игнатия Кавказского» написано: «В бытность епископа Игнатия на Кавказе митропо­лит [Филарет] принял под свое покровительство партию лиц, совокупившихся для противодействия епископу [Игнатию], под главным руководством протоиерея Крастилевского и ректора семинарии Епифания Избитского»[9].

Епифаний Избитский, из дворян Киевской губернии, римс­ко-католического вероисповедания, недавно принявший право­славие и монашество, после отъезда архимандрита Германа в Самару занял его место в Ставрополе. Вначале «он показывал большую деятельность по должности своей»- и епископ Игна­тий ввел его «в лучшие отношения с местными властями граж­данского ведомства». Но почувствовав уверенность в своем по­ложении, он, якобы пользуясь покровительством Митрополита Филарета, начал интриговать против Епископа и вообще вести себя недостойно. А вот что пишет по поводу Епифания сам епис­коп Игнатий Преосвященному Леониду: «Письмо Ваше я хра­ню как сокровище. Оно и есть сокровище. В нем показаны са­мые верные отношения Епископа к Ректору и Ректора к Епис­копу. Как эти отношения установил у себя и этих отношений постоянно держится мудрый и опытный Святитель Московс­кий, то я счел обязанностию своею держаться их и держаться постоянно в сношениях моих с Архимандритом Епифанием. На днях я счел долгом моим показать благодетельное письмо Архи­мандриту, чтоб он увидел из письма тот образ мыслей, который имеют в Москве о обязанностях Ректора пред его Епархиаль­ным Архиереем». В следующем письме: «О. Ректор Епифаний написал просительное письмо к г-ну Синодальному Обер-Прокурору о перемещении своем отсюда по неспособности выносить здешний климат. Я советовал написать ему и к Первосвятителю Московскому, что он, как говорит, и исполнил. И я писал к Его Высокопреосвященству, прося Его не оставить о. Епифания. Вме­сте с тем о. Ректор подал в Семинарское правление записку о своей болезненности; несмотря на эту болезненность, я просил его по­сещать меня от времени до времени, полагая, что моя беседа, не имеющая другого достоинства, кроме благонамеренности, мо­жет успокаивать дух его, в чем он очень нуждается. Усмотрев, что он приходит в совершенное исступление и самозабвение в то время, как подвергается вспыльчивости, что в это состояние он приводится другими и не замечает того, — я заключил, что он неспособен к должности Ректора. Недавно он сам высказал эту мысль: слава Богу, если он говорит искренно. Понять свою не­способность — великое благо! Очень понимаю, как Вы пишете, что один Первосвятитель старался и старается ввести в Высшую Иерархию новый элемент. Такое мнение разделял и наш покой­ный Митрополит Григорий. Но, кажется, одной Особе Вашего Преосвященства суждено оправдать избрание и мысль Москов­ского Первосвятителя».

По поводу действий члена Консистории протоиерея Крастилевского епископу Игнатию пришлось не один раз обращаться в Святейший Синод. Смысл сводился к тому, что Крастилевский, имея от природы своевольный и дерзкий характер, при предше­ственнике епископа Игнатия «навык властвовать неограниченно над Епископом, Консисториею и епархиею». Епископ Игнатий входил в Святейший Синод с представлением об увольнении Крастилевского от звания члена Консистории, и представление это было удовлетворено. Но Крастилевский, «как человек весьма ко­варный и довольно знающий дело, избрал путь интриги, увлекая действовать в свою пользу людей посторонних». Исходя из таких обстоятельств, Преосвященный Игнатий направил в Святейший Синод отношение, в котором представил необходимость переме­щения Крастилевского в другую епархию. В «Полном жизнеопи­сании святителя Игнатия»- утверждается, что «Преосвященный митрополит Филарет вскоре затем явно взял сторону врагов епис­копа»[10], и что «жена Крастилевского нашла доступ и покровитель­ство своему супругу у Митрополита Филарета Московского»[11]. Успешное влияние их интриг выразилось в том, что отношение епископа Игнатия «осталось без последствий». Из этого утверж­дения создается впечатление, что 77-летнему «прозорливому стар­цу» Митрополиту Филарету, при всей его громадной занятости, при его ответственном отношении к своему сану, при частых не­домоганиях, только и дела было, что покровительствовать како­му-то протоиерею в его интригах против епископа Игнатия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.