Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 7




Дополнительная

Перечень и стандарты практических умений.

Имеется ли очаговое поражение мозга и какова его локализация?

Имеется ли очаговое поражение мозга и какова его локализация?

Правильный ответ: очаговое поражение базальных отделов лобных долей слева.

2. Больная Р., 46 лет, около полугода жаловалась на нарастающие головные боли, астенизацию и трудности при совершении необходимых действий. Несмотря на плохое самочувсвие, у нее было прекрасное настроение, и она отказывалась идти к врачу, так как не считала себя больной. В стационаре был выставлен предварительный диагноз очагового поражения мозга. В ходе нейропсихологического исследования выявлено: целевому контакту доступна, в беседу вступает охотно, доброжелательна. Фон настроения повышен, улыбается, острит по поводу своего состояния и диагноза. Критика отсутствует. Инструкции понимает после повторных предъявлений и не всегда удерживает их в ходе выполнения экспериментальных заданий. Объективно: выраженных нарушений в познавательной деятельности не выявлено. Однако, имеют место следующие расстройства: а) произвольное внимание концентрирует с трудом, постоянно отвлекается на побочные раздражители и собственные ассоциации, б) темп выполнения заданий замедлен, в) повышенная тормозимость следов памяти в условиях гетерогенной интерференции, б) конкретно – ситуативный уровень обобщений при анализе сюжетной картинки и исключении 4 – го лишнего, в) единичные ошибки на внимание в серийном счете, г) невозможность составления программы при решении задач в 2 действия.

Правильный ответ: правостороннее очаговое поражение базальных отделов лобных долей.

 

7. Уметь провести презентацию исследования нарушений при поражении медиобазальных отделов коры.

8. Уметь провести презентацию исследования нарушений правого полушария мозга.

Примерная тематика НИРС по теме:

1) Нейропсихологическая диагностика функционального состояния медиобазальных отделов коры головного мозга.

2) Нарушения памяти при поражении медиобазальных отделов мозга.

3) Нарушения эмоций при поражении медиобазальных отделов мозга.

 

Рекомендованная литература по теме:

- обязательная:

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

5. Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

Тема: «Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и глубоких подкорковых структур»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: Изучение нейропсихологических синдромов поражения корковых отделов больших полушарий и глубоких подкорковых структур является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК-4), умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; понятие цели и других диспозиций, составляющих мотивационную сферу человека.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и рекомендации с учетом современных представлений о системном характере психики человека; формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; способами обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; техникой формирования обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала информацией о результатах диагностики; формулировать рекомендации.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Аннотация:

В нейропсихологии термин “синдром” имеет два значения. Первое заключено в понятии “нейропсихологический синдром” – закономерное сочетание нарушений высших психических функций, возникающих в результате локального поражения головного мозга и имеющих в своей основе нарушение одного или нескольких факторов.
Во втором значении термин “синдром”в – грубо выраженное нарушение какой-либо одной функции. В работах А.Р.Лурия термин “синдром” используется в первом значении.
Нарушения высших психических функций могут протекать в различных формах: в форме грубого расстройства функции, в форме ее патологического ослабления, в виде снижения уровня выполнения функции.
Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, то есть на выделении области поражения мозга. В соответствии с этим нейропсихологические синдромы подразделяются на:
- синдромы поражения корковых отделов больших полушарий, которые в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения латеральной, базальной и медиальной коры больших полушарий;
- синдромы поражения “ближайшей подкорки” (срединных неспецифических структур, срединных комиссур мозга, структур находящихся в глубине полушарий);
- синдромы поражения глубоких структур мозга.
Корковые нейропсихологические синдромы – группа нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и моторных функций.
Корковые нейропсихологические синдромы можно в целом подразделить на две большие категории: синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий (левого и правого).
Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры больших полушарий мозга
Задние отделы коры больших полушарий, расположенные кзади от Роландовой борозды, включают корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17, 41, 3-е), вторичные (18, 19, 42, 22, 1, 2, частично 5-е) и третичные (37, 7, 39, 40, 21-е) поля.
Нейропсихологические синдромы поражений задних отделов больших полушарий имеют общие черты – их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов.
В нейропсихологии описаны следующие нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении задних конвекситальных отделов коры больших полушарий.

Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов, связанных с поражением вторичных корковых полей зрительного анализатора и прилегающих отделов теменной коры. Подобные расстройства И. М. Сеченов определял как нарушения симультанного принципа работы коры, нарушения возможности объединять комплексы зрительных раздражений в определенные группы. Нарушения одновременных “симультанных синтезов” при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры приобретают различные формы и, прежде всего, проявляются в разных нарушениях зрительного гнозиса в виде различных форм зрительных агнозий (предметной, симультанной, цветовой, лицевой, буквенной, оптико-пространственной), то есть в различных формах расстройства зрительной перцептивной деятельности.
Цветовая, лицевая и оптико-пространственная агнозия чаще проявляются при поражении правого полушария мозга, а буквенная и предметная – левого.
Особую группу симптомов поражения этих отделов мозга составляют нарушения зрительной памяти, зрительных представлений, которые, в частности, проявляются в дефектах рисунка.
Отдельную группу составляют симптомы нарушения зрительного пространства (чаще левой стороны), особенно при большом объеме зрительной информации или при одновременном (например, с помощью тахистоскопа) предъявлении зрительных стимулов в левое и правое зрительное полуполя (в их периферические отделы).

Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. Если конвекситальные отделы коры височной области относятся к корковому звену звукового анализатора и входят в состав второго структурно-функционального блока мозга, то медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. Поражение этой зоны коры ведет к нарушению модально-неспецифических факторов, проявляющихся в нарушениях различных психических функций.
Наиболее изучены три группы симптомов, входящих в эти синдромы.
Первая группа—это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и других видов). Как отмечал А. Р. Лурия, дефекты “общей памяти” проявляются у этих больных в трудностях непосредственного удержания следов, то есть в первичных нарушениях кратковременной памяти.
Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Поражение височных отделов мозга приводит к отчетливым эмоциональным расстройствам, которые квалифицируются в психиатрической литературе как аффективные пароксизмы. Они проявляются в виде приступов страха, тоски, ужаса и сопровождаются бурными вегетативными реакциями.
Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В тяжелых случаях –это просоночные состояния сознания, спутанность, иногда галлюцинации; в более легких случаях—трудности ориентировки в месте, времени, конфибуляции. Эти симптомы пока еще не стали объектом специального нейропсихологического изучения.

 

Вопросы по теме занятия:

1) Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных,теменных отделов мозга.

2) Синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга.

3) Нейропсихологические синдромы поражения конвекситальных, медиобазальных и медиальных отделов лобных долей мозга левого и правого полушарий (варианты лобного синдрома).

4) Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.

5) Синдромы поражения базальных ядер. Синдромы поражения мозолистого тела.

6) Нейропсихологические синдромы поражения левого и правок полушарий головного мозга.

 

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) Слуховая агнозия выражается в том, что

14. больные не могут определить смысл бытовых звуков

15. бытовые звуки перестают быть для больных носителями определенного смысла

16. при полной сохранности слуха нарушается способность понимать услышанное;

17. трудно определить индивидуальную принадлежность голоса

правильный ответ: 1

2) Сидром «нарушения схемы тела» наблюдается при очаговом поражении

9. верхнетеменной зоны правого полушария

10. верхнетеменной зоны левого полушария

11. нижнетеменной зоны

12. зоны ТРО

Правильный ответ: 1

3) В основе синдрома пространственных расстройств лежит

13. нарушение синтеза разномодальных импульсов

14. нарушение анализа гностической информации

15. расстройство процессов ассоциирования

16. нарушение синтеза гностической информации

Правильный ответ: 1

4) Очаговые поражения лобных долей могут длительное время протекать бессимптомно, так как

9. они минимально иннервируются

10. больные утрачивают критику

11. им свойственна минимальная дифференцированность и максимальная взаимозамещаемость

12. снижаются регуляция и контроль

Правильный ответ: 3

5) Нарушения при поражениях «гиппокампова круга» проявляются

13. в повышенной тормозимости следов памяти интерферирующими воздействиями

14. в первичной слабости следов памяти

15. в расстройствах сознания

16. в нарушениях избирательности психических процессов

Правильный ответ: 1

 

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больная З, 52 лет, заметила, что ей стало трудно распознавать голоса звонивших по телефону людей. Одновременно она перестала различать доносившиеся до нее шумы и звуки, хотя слышала их достаточно отчетливо. Кроме того, появились трудности пространственной ориентировки: она не всегда находила дорогу домой, так как шла в противоположную от него сторону. Ранее подобного рода нарушений у З. не отмечалось. Она обратилась за помощью к невропатологу, была госпитализирована в неврологическое отделение, где ей проведено нейропсихологическое исследование. В ходе исследования выявились: а) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками, б) невозможность дифференцировки половой и индивидуальной принадлежности голоса, в) избирательное узнавание бытовых шумов, г) трудности ориентировки в реальном и формализованном пространстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.