Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 6




Дополнительная

Перечень и стандарты практических умений.

Какой вид патологии имеет место у данной больной?

Правильный ответ: синдром очагового поражения конвекситальных отделов лобных долей.

5. Уметь провести презентацию исследования нарушений регуляции, контроля и программирования

6. Уметь провести презентацию исследования вариантов лобного синдрома.

Примерная тематика НИРС по теме:

1) Нейропсихологическая диагностика функционального состояния лобных долей коры головного мозга по состоянию активности, движений и действий.

2) Проблема апраксий.

3) Нарушения поведения при очаговой патологии лобных долей мозга.

 

Рекомендованная литература по теме:

- обязательная:

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

4. Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

Тема: «Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга. Нарушения ВПФ при поражении этих отделов»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: Изучение медиобазальных отделов коры, правого полушария мозга является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идиографических) методов (ПК-5), умение самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; особенности наблюдения за пациентом (клиентом) и беседы с ним. Виды вопросов и порядок их предъявления, виды слушания; психические процессы, состояния, состояния, свойства личности, уровень интеллекта, стратегии поведения в конфликте, адаптация и ее виды, деонтологические нормы.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; самостоятельно формулировать исследовательские задачи; правильно, в нужном порядке задавать вопросы, выбирать предпочтительный способ слушания; диагностировать нарушения психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта; определять психологические проблемы и способы адаптации личности.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; навыками получения и анализа информации о пациенте (клиенте); навыками

постановки психодиагностических задач, обработки и анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

 

3. Аннотация:

К медиальным отделам относятся образования древней, старой и межуточной коры. Они сохраняют тесную связь с неспецифическими ядрами зрительного бугра и другими неспецифическими образованиями, с образованиями верхнего ствола и гипоталамическими структурами, имеющими висцеральные функции. Это – аппарат, надстроенный над образованиями лимбической системы и ретикулярной формации. Их основная функция: регуляция состояний мозга, модификация тонуса коры, влечений и аффективной жизни.

1.Медиальные и медиобазальные отделы лобной коры.

При поражениях в этих отделах гнозис и праксис сохранны. Речь фонетически и морфологически сохранна. Наблюдаются вялость и монотонность. В письме – легкая истощаемость, быстрый переход к микрографии. Центральным признаком является снижение тонуса коры, тенденция к акинетическому состоянию, быстрая истощаемость. В эксперименте наблюдаются: замедление всех реакций, вялый, афоничный голос. На фоне снижения тонуса происходят выраженные изменения аффективных процессов. Иногда эмоциональный фон снижается, начиная граничить с безразличием. В других случаях наблюдаются: депрессия, тоска, страхи в сочетании с выраженными вегетативными реакциями. Иногда может развиться синдром «катастрофических реакций», «переживаний гибели мира». Это - существенные признаки, отличающие данные нарушения от «лобного синдрома». Центральными дефектами при очаговых поражениях данной локализации являются нарушения сознания и памяти, сопровождающиеся дезориентировкой в месте и времени. Больные не узнают врача, не могут рассказать свою биографию. Характерны бесконтрольные, неосознаваемые конфабуляции, особенно при поражениях передних отделов лимбической системы. В тяжелых случаях нарушения сознания приближаются к онейроидным, когда основным признаком являются нарушения избирательности психических процессов, выступающие во всех сферах психической деятельности. Расстройства памяти, отражающие общее снижение тонуса коры, имеют модально – неспецифический характер.

2.Ко второй группе относятся нарушения памяти при поражениях «гиппокампова круга» («круга Пейпеца»), включающего ядра зрительного бугра, форникс и мамиллярные тела.

Они проявляются не столько в первичной слабости следов, сколько в их повышенной тормозимости побочными интерферирующими воздействиями.

При нерезко выраженных поражениях происходит снижение удержания изолированных рядов элементов (слов, грамматических форм). Спутанности сознания и нарушений ориентировки не наблюдается.

При более массивных поражениях нарушения по – прежнему носят модально – неспецифический характер, но выражены грубее: снижается удержание организованных структур (фраз, рассказов, сюжетных картин). По прошествии времени следы «забытого» рассказа могут непроизвольно всплывать в порядке реминисценции, что подтверждает тормозимость, а не угасание следов.

В наиболее грубых случаях повышенная тормозимость следов проявляется и в действиях больного, когда необходимо, например, нарисовать геометрическую фигуру, после чего предлагается выполнить интерферирующее задание и затем припомнить фигуру. Эти проявления приближают нарушения памяти при данной локализации расстройств к картине Корсаковского синдрома.

3.При нарушениях в задних областях медиальных отделов коры с распространением на гиппокамп повышенная тормозимость следов может носить первичный характер и не сопровождаться конфабуляциями.

4.При поражениях в передних отделах этой области, которые захватывают медиальные отделы лобных долей наблюдаются контаминации (например, перенос из одного рассказа в другой) без достаточной критики. Всякая попытка припомнить прежние следы нарушается патологической инертностью последних.

Вопросы по теме занятия:

1) Каково строение медиобазальных отделов головного мозга.

2) Какие функции выполняют медиобазальных отделы.

3) Какие нарушения наблюдаются при очаговом поражении медиальных и медиобазальных отделов лобной коры.

4) Какие нарушения возникают при поражении структур «гиппокамнового круга».

5) Какие нарушения возникают при поражении в задних областях медиальных отделов коры с распространением на гиппокамп.

6) Какие нарушения возникают при поражении в передних областях медиальных отделов коры с захватом медальных отделов лобных долей.

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) В медиальные отделы коры входят

10. образования древней, старой и межуточной коры

11. неспецифические ядра зрительного бугра и другие неспецифические образования

12. образования верхнего ствола

13. гипоталамические структуры

Правильный ответ: 1

2) Нарушения при поражениях «гиппокампова круга» проявляются

1. в повышенной тормозимости следов памяти интерферирующими воздействиями

2. в первичной слабости следов памяти

3. в расстройствах сознания

4. в нарушениях избирательности психических процессов

Правильный ответ: 1

3) Нарушения в задних областях медиальных отделов коры с распространением на гиппокамп проявляются

9. конфабуляциями

10. повышенной тормозимостью следов памяти, которая может носить первичный характер

11. нарушениями зрительной памяти

12. модально – неспецифическими нарушениями памяти

Правильный ответ: 2

4) К одному из центральных признаков при поражении медиальных и медио–базальных отделов коры является

1) замедление всех функций

2) синдром «катастрофических реакций»

3) тенденция к акинетическому состоянию

4) голос вялый и афоничный

Правильный ответ: 3

5) Центральным дефектом при очаговом поражении медиальных и медиобазальных отделов коры является

9. повышенная тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями

10. нарушение избирательности психических процессов

11. нарушения зрительной памяти

12. расстройства сознания

Правильный ответ: 2

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больного Г., 52 лет, в течение 2 – х месяцев беспокоила головная боль, нарушилось обоняние и стало снижаться зрение. Со слов жены, он сильно изменился по характеру: стал раздражительным, злобным, грубо ругался на своих близких, чего никогда ранее с ним не случалось. После консультации невропатолога было назначено нейропсихологическое исследование. В ходе исследования выявлено: больной целевому контакту доступен с трудом из – за выраженной дисфории. С нейропсихологом ведет себя грубо, цинично, дистанцию не соблюдает. Сообщил, что «не видит необходимости решать все эти глупые задачки». Настроение злобное. Мотивация на получение положительных результатов отсутствует. Инструкции не всегда понимает с первого предъявления и не удерживает их в ходе выполнения экспериментальных заданий. Периодически отказывается продолжать исследование, заявляя, что ему «надоело». Объективно: грубых нарушений познавательной деятельности не выявлено. Имеют место: а) расстройства произвольного внимания и трудности его концентрации, которые выходят на первый план, б) повышенная тормозимость следов памяти в условиях гетерогенной интерференции, в) тенденция к конкретно – ситуативному уровню обобщений при анализе сюжетной картинки и исключении 4 – го лишнего, г) единичные ошибки на внимание в серийном счете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.