Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 2




Дополнительная

Перечень и стандарты практических умений.

О чем свидетельствует данная нейропсихологическая симптоматика?

Какая симптоматика наблюдается у больного и с чем она связана?

Правильный ответ: апперцептивная душевная слепота, вследствие массивного очагового поражения затылочных отделов мозга во вторичных проекционных зонах.

2. Больная Д., 42–х лет, поступила с жалобами на ухудшение зрения и головную боль, ноющего характера, преимущественно в затылочной области справа в течение 3-х дней. При обследовании окулистом наблюдалось игнорирование букв, написанных слева. Диагноз невропатолога: преходящее нарушение мозгового кровообращения. Нейропсихологическое исследование показало специфические нарушения зрительного восприятия, заключающиеся в том, что больная не воспринимала объекты, предъявляемые в левую половину зрительного поля. Она «не видела» предметы в альбоме, находящиеся в левой части листа, игнорировала при чтении левую половину текста, писала и рисовала только на правой стороне листа.

Правильный ответ: о наличии синдрома правосторонней фиксированной гемианапсии, который наблюдается при очаговом поражении первичных проекционных зон правого полушария.

1.Уметь обосновать основные принципы структурно функциональной организации мозга.

Примерная тематика НИРС по теме:

1) Сущность концепции А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга

2) Концепция А.Р. Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга

3) Вертикальная и горизонтальная структурная организация мозга

 

2. Рекомендованная литература по теме:

- обязательная:

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

1. Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

 

Тема: «Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Методы исследования латерализации функций (работа в парах в интерактивной форме)».

2. Форма организации учебного процесса: практическое Разновидность занятия: проблемный, тематический, ориентационный. Методы обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический).

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы). Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологиейи др. Весьма продуктивно она изучается и н ейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке.

Цели обучения:

- общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. (ОК-1) Способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук. (ОК-2) Владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения. (ПК-6) Готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений. (ПК-27)

- учебная: Знать предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы нейропсихологии, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, нозологические, синдромальные, социально-демографические, культуральные и индивидуально-психологические характеристики человека для разработки и реализации дифференциально-психологического исследования, требования к организации и проведению исследования, уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять запланированное диагностическое или экспериментальное исследование на определение психологии индивидуальных различий, организовать и реализовать общепсихологическое исследование, владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, методами, процедурами и техникой дифференциальнопсихологической диагностики и эксперимента, навыками сбора и обработки полученных данных, их обобщения.

4. Место проведения практического занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия

 

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

 

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из актуальных проблем современного естествознания. Эта проблема активно разрабатывается целым рядом дисциплин: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией, психофизиологией, психогенетикой и др. Нейропсихология, не являясь в этом смысле исключением, в изучении проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия использует как модель локальные поражения мозга.
Началом исследования проблемы можно назвать 1861 год, когда Поль Брока открыл двигательный центр устной речи в коре левого полушария головного мозга. Несмотря на непреходящий интерес к данной проблеме ученых и огромное количество научных публикаций, теория, объясняющая этот феномен жизни, так и не была создана.

Анатомические факты, полученные зарубежными и отечественными (Институт мозга АМН) учеными говорят, что у высших позвоночных животных имеются анатомические различия в строении правого и левого полушарий. Еще в 30-40-е гг. ХХ в. сотрудники Института мозга АМН обнаружили морфологические различия полей правого и левого полушарий. Было установлено, что общая площадь 45 поля (нижняя лобная извилина) у правшей больше слева, чем справа, а 39 и 40 поля (нижнетеменная область) имеют в глубине борозд большую площадь коры. Кора островка слева по площади больше, чем справа, так же как и задняя часть височной доли в горизонтальном сечении - planum temporale. У правшей, по данным многочисленных авторов, в левом полушарии площадь зоны Вернике (слуховой центр речи) на треть шире, чем в правом, так же как и зона Брока (двигательный центр устной речи).

Физиологические данные во многом противоречивы, но и они свидетельствуют о межполушарной асимметрии мозга. Физиологические исследования проводятся и у нас, и за рубежом особенно интенсивно, ведь вполне реально в XXI веке открытие мозгового кода мыслительных процессов, выход на решение вопроса о сверхвозможностях человеческого мозга. Уже не вызывает сомнений, что в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. "Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя" - отмечает Н.П. Бехтерева.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) указывает на проявления межполушарной асимметрии мозга. В состоянии покоя наблюдается большая выраженность депрессии α -ритма в левом полушарии по сравнению с правым, хотя в ряде экспериментов этот феномен не наблюдался. Во время психической деятельности межполушарная асимметрия по показателям α -ритма усиливается. Большинство исследователей обнаруживают в этом периоде снижение α -ритма в левом полушарии по сравнению с правым.

Часть авторов отмечает большую асимметрию α -активности при вербальной деятельности по сравнению с визуальной деятельностью, а другие отрицают какое-либо различие. Некоторые специалисты указывают на правостороннее доминирование α -депрессии при наглядно-образных формах деятельности и левостороннее - при вербальных формах. А.Н. Соколов с сотр., регистрируя показатели альфа- и бета-ритмов, обнаружили уменьшение правополушарного доминирования реакции активации при переходе от невербальных заданий к вербальным, а в ряде случаев - смену правополушарного доминирования на левополушарное.
Аналогичные данные получены с применением радиоизотопного метода. При разных видах деятельности картина кровоснабжения вовлеченных в работу участков коры отражает характерные изменения.

Метод вызванных потенциалов (ВП) так же свидетельствует о межполушарной асимметрии мозга. По данным Э.А. Костандова ВП в задних отделах правого полушария опережают по времени ВП в левом полушарии, а это говорит о том, что в правом полушарии осуществляется первичный зрительно-пространственный анализ стимулов. Асимметрия ВП максимально выражена в височных областях мозга, а также имеет место в премоторных зонах коры, причем при усложнении стимулов степень асимметрии ВП возрастает.

Данные объективных методов исследования показывают, что:

1. асимметрия биопотенциалов характерна для состояния покоя и усиливается при той или иной психической деятельности;

2. асимметрия биопотенциалов носит региональный характер и зависит от вида психической деятельности;

3. тип и степень асимметрии биопотенциалов различны у правшей и левшей.

Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями правого или левого полушария указывают на функциональную асимметрию полушарий. Сюда прежде всего относятся многочисленные случаи афазий, имеющих место при поражении речевых центров главным образом левого полушария (А.Р. Лурия). Выяснилось, что возникновение афазии при поражении полушария, противоположного ведущей руке наблюдается только у правшей, но не у левшей и амбидекстров (одинаково владеющих правой и левой рукой). В результате совместной работы с сотрудниками Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН - профессорами Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной - была установлена особенность мозга левшей.

Клинические наблюдения подкрепляются и другими экспериментальными методами ("расщепленного мозга", односторонней электрошоковой терапии, метод Вада с односторонним введением амитала натрия в сонную артерию, тепловизионное исследование и др.), которые выявляют функциональную асимметрию правого и левого полушарий головного мозга.

Второй не менее важный, но менее изученный аспект проблемы функциональной асимметрии - межполушарное взаимодействие как основа осуществления ВПФ. Наибольший интерес представляют данные о "расщепленном мозге", т.е. о психических функциях пациентов с перерезанными комиссурами, объединяющими два полушария в единое целое. Операция комиссуротомии была разработана американским нейрохирургом Роджером Сперри с целью хирургического лечения эпилепсии. Исследование оперированных больных обнаружило целый симптомокомплекс нарушений психических функций - "синдром расщепленного мозга". Характерно появление аномии - нарушения способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие, т.е. Невозможность называния предметов, воспринимаемых левой половиной поля зрения или левой рукой (во всех случаях больные - правши), невозможность прочесть слова, предъявляемые в правое полушарие, особые нарушения письма и конструктивной деятельности, которые возникали при их выполнении одной (левой или правой) рукой - "синдром дископии-дисграфии" и др. нарушения психических функций. Модель "расщепленного мозга" показывает, что головной мозг функционирует как целое, и его нормальная работа возможна при взаимодействии обоих полушарий, каждое из которых вносит свой вклад в реализацию психических процессов.

8. Вопросы по теме занятия.

1. В чем проявляется анатомическая асимметрия мозга?

2. В чем проявляется функциональная асимметрия мозга?

3. Почему функции правого полушария изучены меньше, чем функции левого полушария?

4. Для какого этапа в развитии теории функциональной асимметрии мозга характерны идеи обязательного переучивания левшей?

5. Что такое "синдром расщепленного мозга"?

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ И МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.