КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие № 1
Тема: «Основы нейропсихологии. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга» Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара. Метод обучения: беседа. Значение темы: Изучение структурно-функциональной организации мозга является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств. Цели обучения: -Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2),владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6), умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10), способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов (ПК-29).
-Учебная: знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; методы исследования, экспериментальные модели; нозологические, синдромальные, социально-демографические, культуральные и индивидуально-психологические характеристики человека для разработки и реализации дифференциально-психологического исследования; особенности нарушений психических процессов при различных заболеваниях, виды индивидуально-психологических особенностей личности; психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии; общегуманитарные и математическо- статистические методы обработки данных. уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; самостоятельно формулировать исследовательские задачи; осуществлять запланированное диагностическое или экспериментальное исследование на определение психологии индивидуальных различий; выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, разрабатывать программы вмешательства; создавать технологии, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных.
владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; способами выдвижения конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований; методами, процедурами и техникой дифференциально-психологической диагностики и эксперимента; навыками составления программы психологического вмешательства и анализа полученной информации; методами создания соответствующих технологий и обработки данных. Место проведения семинарского занятия: учебная комната Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран. Структура содержания темы (хронокарта). Хронокарта семинарского занятия
1. Аннотация: Головной мозг как морфологический субстрат психической деятельности представляет собой единое целое, состоящее из множества дифференцированных отделов, зон, которые играют разную роль в организации и реализации психических функций. Такой принцип строения мозга подтверждается не только сравнительно-анатомическими, физиологическими данными, результатами клинических наблюдений, но и современными сведениями об основных принципах строения человеческого мозга.
Н.П. Бехтеревой разработан новый комплексный подход к изучению принципов организации мозга. Он объединяет изучение на субмикроскопическом уровне микроструктуры нейронов, синапсов, глиальных клеток, физиологии отдельных нейронов и нейронных контактов с использованием полученных данных для построения общих фундаментальных представлений об интегративной системной работе мозга как целого. 1. проекционные - обеспечивают анализ и обработку сигналов соответствующей модальности (общесоматических, зрительных, слуховых и т.д.); 2. ассоциативные - связаны с анализом и синтезом разномодальных сигналов; 3. интегративно-пусковые - обеспечивают синтез сигналов разной модальности с биологически значимой информацией и мотивационными влияниями; 4. лимбико-ретикулярные - присовокупляют энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния. По О.С. Адрианову различным системам мозга свойственны две основные формы строения и деятельности: 1. генетически детерминированные (инвариантные); 2. вероятностно-детерминированные (подвижные). Эти представления целиком совпадают с выводами Н.П. Бехтеревой о существовании "жестких" и "гибких" звеньев систем мозгового обеспечения психической деятельности человека, сделанными на основе экспериментальных исследований методом регистрации импульсной нейронной активности. "Жесткие" звенья принимают обязательное постоянное участие в реализации психических функций. "Гибкие" звенья включаются в работу при определенных условиях, составляя тот динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.
На основе анализа нейропсихологических данных А.Р. Лурия была разработана общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой моделью мозг подразделяется на три основных структурно-функциональных блока: 1. энергетический блок (блок регуляции уровня активности мозга); 2. блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации; 3. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. В коре второго блока еще И.П. Павлов выделял я дерные зоны анализаторов и периферию. Г. Геншен и Ф. Кэмпбелл определяли их как первичные и вторичные (синоним павловских ядерных зон анализаторов), а также третичные поля (синоним периферии). Вопросы по теме занятия: 1) Выделите функции первичных, вторичных и третичных зон коры больших полушарий. 2) Одинаково или различно строение мозговой коры в топологически разных участках. 3) Какие из трех блоков мозга обладают модальной специфичностью, а какие - нет. 4) В чем различие проведения возбуждения во втором и третьем блоках мозга. 5) Сущность закона убывающей модальной специфичности. 6) Сущность прогрессирующей латерализации функций. Тестовые задания по теме с эталонами ответов: 1) Отделом коры наиболее дифферинцированным морфологически и функционально является 1. Лимбическая кора (paleocortex + archeocortex) 2. новая кора (neocortex) 3. старая кора (archeocortex) 4. древняя кора (paleocortex) Правильный ответ: 2 2) Автором концепции о структурно-системной организации мозгя является академик 1. Н.П. Бехтерева 2. П.К. Анохин 3. А.Р. Лурия 4. О.С. Адрианов Правильный ответ: 4 3) Анализ и обработку сигналов соответствующей модальности обеспечивают…системы 1. Проекционные 2. Ассоциативные 3. Интегративно-пусковые 4. Лимбико-ретикулярные Правильный ответ: 1 4) Обеспечивают синтез сигналов разной модальности с биологически значимой информацией и мотивационными влияниями системы 1. Проекционные 2. Ассоциативные 3. Интегративно-пусковые 4. Лимбико-ретикулярные Правильный ответ: 3 5) Связаны с анализом и синтезом разномодальных сигналов…системы 1. Проекционные 2. Ассоциативные 3. Интегративно-пусковые 4. Лимбико-ретикулярные Правильный ответ: 2 Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов: 1. Больной К., 28 лет, попал в автомобильную аварию. Основной удар пришелся на область затылка. В течение часа он не приходил в сознание, а,очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре окулист и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из – за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |