Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 58 страница




Второй парадокс урского времени – хорошо живут рабы, потому что они принадлежат своему господину, и царь не имеет на них права. Рабы живут, выполняя домашнюю работу, питаются там, где их держат, т.е. едят фактически с хозяйского стола и не перенапрягаются. Более того, законы того времени позволяют рабу оспаривать свой рабский статус в суде. До нас дошло немало юридических текстов, в которых раб говорит: «Нет, я не раб». Но обязательно находятся четыре свидетеля, которые говорят: «Да нет, он раб». И на этом история заканчивается. Несмотря на то, что мы не знаем ни одного случая освобождения раба по суду (может и были такие случаи, но тексты до нас не дошли), тем не менее, рабы жили хорошо. Они создавали семьи, они занимались, чем хотели, а в это время их собственных хозяев могли отправить на строительство каналов или на полив урожая на царской земле, или на речной флот. Лучше всех жили грамотные (писцы) и рабы. Поэтому каждый человек, хоть сколько-нибудь способный, хотел в то время получить образование, для того, чтобы просто спасти свою жизнь от непосильного труда. Различные царские гонцы, бесконечные учётчики, всё это ежемесячно пополняло и без того огромный царский архив. Большая часть дошедших до нас клинописных документов того времени – тексты третьей династии Ура. Притом что это такое? Это бюрократическая отчётность. Кому сколько чего выдано. Именно в донесениях шумерских бюрократов того времени появляется такая категория, как «человеко-день» и «трудодень». Устанавливается норма выработки. Устанавливается плата за трудодень. Начинаются такие довольно сложные расчёты, потому что появляется плановое хозяйство. Уже планируется, что нужно сделать конкретно в эти месяцы.

Третья династия Ура в это время много воюет. Но война нужна не для того, чтобы захватить враждебные территории. А для того, чтобы использовать пленных при строительстве каналов. Поэтому захватывают большое кол-во пленных, женщин, детей. Организуют из них лагеря военнопленных (там ведется своя статистика смертей), надзиратели сообщают, кто сегодня умер (перечисляют и это до нас дошло). И вот, напрягая все силы собственного населения, привлекая огромное кол-во военнопленных, гос-во развивает свою экономику, прежде всего ирригационное земледелие. Довольно в скором времени это становится непосильной ношей, потому что все богатства стекаются в столицу. Провинции же беднеют, стремительно нищают, там просто исчезают продукты. Поэтому такая система, когда богатеет один город (ну максимум два), а остальные стремительно нищают, приводит к тяжёлому внутреннему кризису страны.

 

10. Кризис Третьей династии Ура

Появляются такие чиновники, которые уже не хотят работать на царя. Они ждут каких-нибудь обстоятельств, чтобы нарушить субординацию и захватить власть в своём городе. До поры до времени им это не удаётся и вот почему. Начиная с Шульги, все цари Ура провозглашаются богами. Все цари Ура – боги, причем, если Нарам-Суэн считался героем и потому получил статус бога, то про урских царей говорится, что они получили статус бога с самого начала. Они уже родились богами. Причём они родились не просто так, а их родители зачали их по высшему указу верховных богов. Вот был такой заказ от лунного бога Нанну, который пришёл к своему отцу, великому богу и сказал «Царица Ура родит для меня царя Шульги». И тот сказал: «Да, твой заказ будет исполнен». Стало быть, цари – боги, и у них с самого начала божественный статус. Более того, в честь Шульги была названа звезда и календарный месяц. Разумеется, царь, поскольку он бог, был средоточием совершенства. Прежде всего его совершенство заключалось в том. что он был необыкновенно грамотен. В гимнах богу Шульги говорится (сам царь говорит): «Я знаю пять языков, могу с них переводить так быстро, как ни один переводчик не сможет. А ещё я умею хорошо настраивать музыкальные инструменты. А ещё я могу вычислить даты новомесячий. А ещё я могу так глубоко залезть в печень жертвенного ягнёнка, что узнаю всё будущее». Т.е. это образец совершенства – человек превзошёл все науки. Эти гимны должны были распевать все ученики шумерских школ. Царь был примером для учащихся, ты должен быть таким, как царь.

Персона царя-бога была совершенно исключительной, его мало кто видел. О нем только всё узнавали из очередного гимна и поэтому царские приказы шли как бы сверху, с неба. Однако в скором времени ситуация изменилась, потому что на границе с Уром появилось большое количество диких племен. Со стороны Сирийской пустыни подошли племена амореев. И вот эти самые амореи очень хотели есть. В Сирийской пустыне особо поесть не найдёшь, поэтому они начали мелкими партиями просачиваться в крупные города Месопотамии и наниматься там на низко квалифицированную работу. Некоторые из них шли в солдаты, потом стали занимать уже и офицерские должности. И так постепенно при третьей династии Ура в городах Месопотамии стало очень много амореев.

За ними шли их родственники с кибитками, с палатками, с мулами. Город был большой, город был богатый, всех принимал. Постепенно амореи рассредоточились по всей Месопотамии, и их стало много. Поэтому один из правителей третьей династии Ура, сын Шульги, решил отгородиться от амореев великой стеной. Была построена к западу от Ура Великая стена. Все думали, что амореи будут лезть через стену. А они всех перехитрили – они шли через городские ворота. Стена никак не помогла. Поэтому, когда в стране начался кризис из-за того, что центр разбогател, а все города обнищали и туда перестали даже подвозить продукты, и люди на строительствах, на царских работах умирали сотнями. Именно аморейские офицеры, аморейские полководцы решили судьбу Ура. Произошло это так.

Последний Урский царь Ибби-син (Ибби-суэн) отправил в 2003 г. до н.э. своего полководца, аморея по происхождению, в г. Иссин для того, чтобы тот вывез оттуда хлеб. Когда аморей туда приехал, выяснилось, что хлеба нет и даже лодок, на которых можно было бы этот хлеб отправить. В городе голод. Аморей понял, что ему терять нечего, и он провозгласил себя царём Иссина независимо от Ура. Точно также сделали другие аморейские полководцы. В результате, в короткий срок шумерские города, возглавляемые аморейскими полководцами, объявили себя независимыми от власти Ура. Дальнейшее – дело техники. С востока к Уру подошли войска эламитов. Эламский царь, а с запада – амореи, взяли Ур в клещи. Амореи, бывшие внутри городов, открыли ворота амореям, бывшим снаружи, и Ур был захвачен. А последний Урский царь Ибби-Син в колодках был уведён в Элам. Так закончилась история этого бюрократического гос-ва, в котором всё было предельно централизованно, цари были богами, было много грамотных, а простые люди страдали невероятно. Вместе с концом Ура наступил конец всей шумерской цивилизации. Люди говорили по-шумерски многие сотни лет, но после разгрома Ура началось сильное семитское преобладание, люди перешли с шумерского языка на аккадский. А шумерский использовали только для храма и для канцелярии – он стал священным. Можно сказать, что цари Ура ликвидировали сами шумерскую государственность. На этом заканчивается история Месопотамии в третьем тысячелетии до н.э.

 

Ксюша Лебедева

 

 

24.09.2011

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период.

 

1. Шумерский язык и письменность

В конце Третьего тысячелетия до н.э. шумерская цивилизация окончила свое существование. Несмотря на это, шумерский язык был необходим народу древней Месопотамии. А впоследствии и всем народам, которые пользовались клинописью до начала нашей эры. Последние глиняные таблички, на которых можно увидеть шумерский текст датируются 1 веком н.э., где-то 73 год н.э. Шумерский язык был священным языком в храмах и канцеляриях и основным языком в писцовых школах. На шумерском языке, даже после того как он перестал быть разговорным, создавались литературные и религиозные тексты. Известна такая стадия в развитии шумерского языка, как послешумерский язык, то есть это тот шумерский, на котором писали и создавали тексты через столетия после того, как на нем перестали говорить. И вот все это заставляет задуматься над такой проблемой, как вклад шумер в мировую литературу. Почему шумерский язык продолжает быть живым? Почему шумерский язык используется? Потому что без тех новшеств, которые были введены шумерами, цивилизация на Древнем и Ближнем Востоке не могла бы существовать.

Прежде всего, шумеры являются изобретателями письменности на Ближнем Востоке. И в этом смысле их вклад нельзя переоценить. Все слоги клинописи вышли из шумерских односложных слов. Следовательно, изначально клинопись была предназначена только для шумерского языка, потом ей стали пользоваться и другие народы Ближнего Востока. Наличие письменности позволила человечеству формировать государство, прежде всего в экономическом плане, поскольку письменность позволяет делать расчеты и планировать хозяйство на длительный период. Никакое экономическое планирование не возможно без письменности. Экономическое планирование обязательно связанно с распределением продукта по социальным слоям.

Следовательно, вторым побочным шумерским изобретением после письменности является развитая социальная иерархия.

 

2. Шумерская система образования

Без письменности не возможна система образования. У шумеров появляется первая известная в мире школа, затем школы возникают в каждом крупном городе. Шумерская школа называлась «дом табличек» - дом, где пишут на глиняных табличках. Школы поначалу возникали при храмах, но впоследствии стали автономными учреждениями. Родители учащихся непосредственно оплачивали труд учителей, следовательно, в школу могли поступить только дети из состоятельных семей. Различение учеников по половому признаку отсутствовало, в школе учились как мальчики, так и девочки. В последствии так обстояло дело и на государственной работе, среди чиновников, среди писцов встречаются многочисленные женские фигуры. Главное было вовремя заплатить за учебу.

Шумерская школа состояла не только из учителей, в ней так же были надзиратели, которые наказывали учащихся за малейшую провинность, в них так же были ассистенты учителя, как бы мы сейчас сказали лаборанты, которые брали глину из больших чанов, превращали эту глину в таблички разных форм и доставляли таблички в учебный класс. Дисциплина в школе была жесткой, как мы знаем из шумерских школьных текстов, у них нельзя было опаздывать на занятия, нельзя было без спросу выходить из класса, нельзя было прерывать учителя в середине урока и обращаться к нему с каким либо вопросом, можно это было сделать только с его разрешения. За все это нещадно наказывали хлыстом, и сама должность надзирателя называлась - «владеющий хлыстом». Наказывали также за плохой подчерк, наказывали за недостаточную память, потому что учащиеся должны были заучивать огромные тексты наизусть. Обучение в шумерской школе продолжалось довольно долго, школа заменяли и университет, которого тогда еще и не было. Поэтому ребенок туда поступал в возрасте 9 лет, а уходил уже мужем, где-то в возрасте 20 лет. Существует такая шумерская загадка посвященная школе: «вот дом стоит и человек с закрытыми глазами в него входит, с открытыми глазами выходит кто это? ответ: школьник» Действительно в школе человек получал образование по множеству предметам.

Прежде всего, нужно отметить такую характерную черту шумерских школ, как её двуязычие. Ребенка учили на двух языках, ему преподавали два языка: шумерский и аккадский, два абсолютно разных языка. Учили быстро переводить с них, учащиеся заучивали огромные списки слов - двуязычные глиняные словари. Для современной науки - это бесценный источник шумерско-аккадской грамматики, потому что эти тексты создавались самими учителями шумерских школ. Они подразделялись на колонки, в одной колонке стояло шумерское слово, в другой аккадское слово, в третьей - разные способы написание этих слов. Учащийся должен был тренировать свою память заучиванием длинного списка слов, а там были как бессистемные, так и тематические виды слов. Человеку ставили почерк, причем классной доски у них не было. Но была большая деревянная доска, на которую ставили глиняную таблицу большой формы. Это была демонстративная таблица, на которой учитель показывал, как надо выводить знаки, сами же учащиеся сидели на стульях, но ни столов, ни парт не было. В левой руке у них была длинная глиняная табличка, а в правой тростниковый стилус, которым они выводили знаки. Самым трудным была грамота, кто её одолевал - шел дальше и изучал грамматику языков, а затем переходил на более сложную грамматику.

Особенность шумерских школ заключается в том, что в них учили сочетанию наук и гармонических искусств. Человек получал знания в области арифметики, геометрии, астрономии, основ нумерологии, ботаники но вместе с тем, он должен был хорошо играть на арфе, на флейте, петь в хоре и даже уметь управлять хором. Сегодня мы учили шумерскую школу. Это уже не говоря о том, что в школе человек учился нормам социального поведения. В школе проходили все титулы и должности, формы обращения к знатным и властным людям, в школе учили составлять письма и документы.

Шумерская школьная литература чрезвычайно богата текстами и в общем надо знать, что именно из школ до нас дошли все известные шумерские религиозные тексты. Это все материал школьных архивов. Тексты переписывали и иногда обновляли школьные учителя. Всего до нас дошло около 500 шумерских текстов литературного характера, из них можно выделить: гимны богам, царям и храмам, плачи по разрушенным городам, заговоры, пословицы, загадки, диалоги между предметами, растениями и животными. Так, скажем, споры о превосходстве. До нас дошли даже литературные каталоги, мы знаем, что в 3 тысячелетии в шумерских школах создавались каталоги. Вся библиотечная и архивная работа началась в эти же самые годы, во второй половине 3 тысячелетия н. э. Ну и, конечно, школа сохранила для нас бесценные словари.

Можно сказать, что человек, который оканчивал шумерскую школу, был универсальный специалист, он мог устроиться работать куда угодно. Например, он мог остаться в школе и продолжать учительскую работу, но одновременно он становился переписчиком религиозных и литературных текстов, т.е. двойная работа. Так же он мог уйти работать в гос. канцелярию и стать чиновником, потому что чиновником могли быть только вполне грамотные люди. В этом случае он получал должность и одновременно с этим получал доп. жалование. Также выпускник школы мог пойти работать в частное хозяйство и стать писцом-учетчиком, и еще одна дорога, по которой он мог пойти - это писец-переводчик. Писцы-переводчики использовались на дипломатической работе на переговорах, при составлении документов на войне, они участвовали в допросе военнопленных. Также человек мог стать музыкантом, особенно женщины. Но одно он точно знал наверняка, что жизнь грамотного человека в Месопотамии намного лучше, чем жизнь других людей. Потому что работа писца не облагается налогом. Он мог взять заказ на стороне и прибавить его к своему доходу, и эта работа высоко оплачивалась.

Писец пользуется уважением в обществе. Это поднимало престиж грамотности. Поэтому каждый человек в Шумере хотел быть грамотным. Родители копили деньги для того, чтобы их отпрыски обучались в школе. Не удивительно, что создавались писцовые династии, и профессия переходила из поколения в поколение. И вот так вот, можно сказать, что шумерская система образования фактически сформировала ближневосточного образованного человека, потому что навыки и традиции шумерских школ были подхвачены всеми народами, прилежащими к ним.

 

3. Астрономия и время

Второй значительный вклад шумер помимо письменности и школы это вклад в астрономию и представление о времени. Шумеры уделяли большое внимание наблюдению за небесными телами. Это было связано с тем, что для их религий была характерна астролатрия, т.е. вера в могущество небесных сил. Шумеры естественно интересовались тем, что делают небесные боги, по каким законам они существуют. Это способствовало развитию астрономии, сперва наблюдательной, а потом и вычислительной.

Шумеры открывают четыре точки весеннего равноденствия, а потом приводят их к такому понятию, как зодиак. Человечество до сих пор использует шумерские единицы времени. Дело в том, что у шумер была шестидесятеричная система счисления. Они считали не в десятках, как мы, а в шестидесятках. И в особенности в шестидесятках они измеряли время. И вот, так сказать, до сих пор это деление – часа на 60 мин, минут на 60 сек., круга на 360 градусов, зодиака на 12 месяцев – все шумерское наследие. Таким образом, можно сказать, что и астрономия, и астрология, как таковая – это всё детище шумеров. Они – первый народ, который обратил свое внимание на звездное небо.

 

4. Судебная и медицинская система

Так же можно заметить, что у шумер появляется судопроизводство, которое со временем превращается в очень развитую судебную систему. Существуют и царские суды, и местные. Уже с самых ранних времен известны должности судебного исполнителя, судьи, выносящего решение. До нас дошло большое кол-во текстов, которые называются «Дела о жизни». Т.е. это судебные вердикты, которые выносятся в результате процесса. Ну это самые разные дела, они касаются и кражи личного имущества горожан, и оспаривание рабами своего рабского статуса, и дела о наследстве. Таких документов дошло очень много. Кроме того, известны контракты о купле-продаже земли, полей, садов, финиковых плантаций, которые так же скреплялись подписью судебных исполнителей и судей. Очень многие юридические термины имеют шумерское происхождение, и впоследствии использовались в Ассирии и Вавилонии.

Помимо юридических текстов из Шумера доходят так же медицинские тексты. Первые, известные нам рецептурники, составлены в к. 3 тыс. до н.э. В Месопотамии, начиная с шумерского времени, врачи как бы ходили парами. К больному одновременно приходил врач, назначающий ему рецепт, и жрец – изгонитель злых духов. Врача, как правило, заказывали через храм. Соответственно, платить приходилось двоим, а не одному. Тут мы узнаем из этих медицинских текстов, что у каждой болезни есть свой демон, с которым нужно бороться.

С ним можно бороться двумя различными способами: во-первых, рецепт из целебных снадобий, который нужно было растолочь, бросить в воду и выпить, что-то типа порошков; или это были мази, которые нужно было втирать. Во-вторых, – воздействие на демона путем заговора и магической процедуры. Шумеры считали, что есть нехорошие периоды, когда демоны особо активны. Они знали, когда демоны рождаются: при минимуме света – 21 декабря, а потом ближе к концу зимы они проявляют свою зловредную активность, неся людям различные болезни. Т.е. у них пик сезонных болезней приходился на февраль-март, вот они считали, что это плохое время календаря, оно связано с активностью озлобленных демонов. И так продолжается, в общем-то, каждый год. Ну не смотря на все эти магические верования, шумерская медицина, особенно травная медицина, была весьма и весьма богатой ингредиентами, были у них и зачатки хирургии. Хирургия в Месопотамии никогда не достигала такого совершенства, как в Древнем Египте, об этом мы еще будем говорить.

 

5. Шумерский парламент

У шумер впервые появляется Парламент. Тот строй, который существовал в шумерских городах – государствах, американский шумеролог Т.Якобсон (не наш В.А.Якобсон, а американский – ударение, соответственно, на первый слог) назвал – военная демократия. Действительно, у шумеров было народное собрание, состоявшее из 2 палат: из совета отцов города, из совета юношей города. И каждый из этих палат настаивал на своем, существовали между ними ссоры, и стоило больших усилий спикеру такого парламента их помирить. Это был реально действующий орган, который принимал решения о налогах, военных походах, о заключении договоров с другими городами. Действительно именно у шумеров были зачатки демократии и парламентского правления. Ни одно государство этого времени ничего подобного не знало.

Соответственно у шумеров была ограничена власть монарха. Впоследствии даже не смотря на то, что существовали царские династии, ни один царь не мог предъявить права на все земли государства. Это было невозможно, потому что земля принадлежала общинам. Если царь хотел себе какой-то земельный участок, он должен был его купить. Значит, претензий на всю землю у него быть не могло. Точно так же у него не было претензии на власть во всех городах страны, потому что всюду его власть ограничивалась местными городскими парламентами. В Шумере не могло быть того строя, который был назван в Западной науке – западная тирания или восточная деспотия. Деспотов там не было. Правителя могли свергнуть, заменить на другого, более объективного. Так что можно сказать, что, основы той государственности, которая впоследствии будет наиболее прогрессивной, тоже были заложены в Шумере.

 

6. Шумерская религия

Если говорить о религиозной стороне, то в первой книге Библии «Книга бытия» содержится много шумерских мифов, которые были переработаны евреями за время их пребывания в Вавилонском плену. В частности такие мифологические сюжеты, как: грехопадение, рассказ о вавилонской башне, история Каина и Авеля, история потопа. Все эти библейские сюжеты имеют шумерское происхождение. На этические заповеди «Ветхого завета» оказали влияние законы шумерских городов-государств.

Нужно сделать одну принципиальную оговорку, когда мы упоминаем шумерскую культуру, мы имеем ввиду не культуру шумеров, как некой нации, как этноса, а культура народов Месопотамии, которые в то время говорили преимущественно на шумерском. По-шумерски говорило много народов, не только шумеры. И вавилоняне, и ассирийцы, и эламиты, и хурриты, и какие-то племена восточных гор, которые проживали в Шумере. Их всех объединял язык. Поэтому то, что мы называем шумерской культурой, это та культура 3-ого тыс., которая создавалась многочисленными народами древней Месопотамии.

Конечно, следует сказать о том, что именно шумерское культурное наследие, было заимствованно народами малой Азии, Сирией, Палестиной, Иранским нагорьем. Существовали связи между Шумером и западной Индией, между такими государствами как шумерский Ур и Индийская Хараппа. Потому что на территории этих государств, были найдены печати городов. Вот, прежде всего между ними существовали интенсивные торговые отношения.

7. Шумерское мироощущение

Если говорить о шумерском мироощущении, то шумеры были классически политеисты. С одной стороны, каждый шумерский город возникал вокруг своего главного храма, и Бог этого храма считался хозяином города. С другой стороны, шумеры верили в существование собрания всех богов, в городе Ниппуре, поэтому все важнейшие государственные дела решались там представителями городов. У шумеров был военно-политический союз городов, который идеологически рассматривался, как союз богов. При классическом политеизме верховного Бога нет, потому что каждый бог правил совместно с другими, они правили по очереди. Кроме того, каждый шумерский бог обязательно был хозяином какого-нибудь месяца. Он был связан с определенным сезоном года, в честь него устраивался праздник, ему приносились жертвы. Поэтому абсолютной, постоянной власти ни один бог иметь не мог, когда проходило его время, он сменялся следующим богом.

И даже более того, у шумеров существовало представление о священных категориях, которые были намного важнее богов, и которые определяли деятельность, как богов, так и людей. Важнейшей из этих категорий была категория – Ме. (Емельянов: «пишется мЕ, читается мЭ»). Категория ме, она не определима, ей нельзя дать какое-то определение. В различных контекстах ме означает – сила, желание, потенция, слово, тайна, и вообще ме – это действительно некие потенции, некие сущности различных вещей. Шумеры считают, что все ме хранятся на небе, в резе престола Небесного Бога. И он эти ме порциями спускает вниз, и там эти ме превращаются в различные виды деятельности, черты характера, богов, людей, в разные предметы, начиная от царского скипетра, заканчивая, скажем, музыкальными инструментами. Вся человеческая цивилизация была бы невозможна без ме. Вся человеческая цивилизация является способом превращение ме в разные предметы и качества. Так вот если бог не обладает ме, он не может ничего делать. Главная задача бога эту ме получать, или украсть у другого бога. Поэтому шумерская мифология изобилует сюжетами, где один бог подпаивает другого, крадет его ме. Лишившись ме, бог лишается власти, а тот, кто получает ме, наоборот становится господином над всеми другими городами.

Довольно занятная получается история: ме – это источник власти, и тогда все неприятности, которые происходит с людьми, объясняются одним простым способом: у бога мало ме, либо их не додали, либо их украли, похитили. Если с городом все в порядке, значит ме достаточно. Для того, чтобы ме было достаточно, необходимо вовремя богов кормить жертвами, потому что боги насыщаются жертвами, и у них появляется необходимая для жизни ме. Очень интересная сама по себе мифологическая история. Так вот ме – это необходимое условие, чтобы была жизнь, была власть, чтобы было развитее общества.

Простые люди, и вообще люди не обладают ме. У них есть судьба, индивидуальная судьба, которую шумеры называли словом - Нам. Считалось, что судьба – это все, что дано человеку от рождения до смерти. Вся его жизнь и совокупность событий - это и есть судьба. И пока человек жив, его судьба индивидуальна, она неповторима. Человек имеет собственное имя, своих родителей, потом он вырастает, поступает на службу, получает должность, заводит детей, получает место в народном собрании, его жизнь протекает в соответствии с индивидуальной судьбой – нам. Как только человек умирает, его постигает судьба всех людей – он лишается своей судьбы и попадет в подземный мир, который шумеры называют – Страна без возврата. А шумерский подземный мир – это мрачное помещение, абсолютно темное, где нет ни воды, ни пищи, нет ничего в общем, где умершие превратились в крылатые существа, но не смотря на то, что них есть крылья, они очень хотят есть и пить. Следовательно, их надо кормить.

И вот задача родственников всех людей, которых уже ушли на тот свет, заключается прежде всего в том, чтобы снабжать пищей своих отцов, дедов, всех, кого помнят. Осуществлялось загробное кормление. Если же этого не делать и не поддерживать дух предков, то предок в подземном мире превращался в голодного духа, выходил из подземного мира и начинал разносить разные неприятности, различные болезни, например. Так вот допускать этого было нельзя, поэтому необходимо было кормить и кормить. В общем ничего хорошего шумеров на том свете не ждало. Поэтому, они были гедонистично настроенные люди, любили жизнь, любили веселье и удовольствие, песни, танцы, обожали устраивать собрания за пивными чашами, много пили пиво, старались пить вино, хотя вино в южной Месопотамии не выращивалось, это был дорогой привозной товар и только богатые могли себе это позволить, тем не менее шумеры наслаждались всеми напитками, которые они могли достать.

Это были крайне эмоциональные люди, если плач, то слёзы ручьем, если радость, то невероятно бурная, существует даже словарь эмоциональных состояний, в которых пребывали шумеры, их очень много. Это были гениальные люди, у них был культ знания, они любили заниматься разными науками, один из самых почитаемых богов в Шумере – бог бездны, потому что считалось, что на глубине, где текут подземные воды, находится вся мудрость человечества, которую необходимо из этой глубины потихоньку вытаскивать. Эта водная бездна называлась – Аббу. Вот у шумеров был культ Аббу. Это был культ не самой по себе подземной воды или колодезной, а культ мудрости, культ тайного знания, которое существует и которое обязательно нужно использовать. При чем под тайной знания, они понимают не знания оккультные, никакого оккультизма у них не было, а то знание, которое еще не известно, которое нужно добыть объективным, рациональным путем, но оно еще не на поверхности, а в глубине, и его нужно извлечь, и тогда оно будет всеобщим достоянием.

Поэтому в шумерском обществе наиболее почитаем был мудрец, а мудрецом считался человек, который располагал тайным знанием, еще пока не известным людям. Символом мудрости считались также рыбы, т.к. они обитают на глубине. Были почитаемы особые бородатые рыбы (рыбу-усач, носителя высшей мудрости, приносили в жертву богу мудрости), козленок – т.к. гадание по печени жертвенного козленка приносило знание о будущем.

У шумеров было своеобразное сочетание прагматического и идеалистического начала. Между тем они были абсолютные политеисты, они не верили в то, что мир был создан каким-то Богом. У них существовало очень простое представление и очень эмоциональное, о том, что когда-то небо и земля были одним существом – Анки (т.е. – небо и земля), а потом они отошли друг от друга, чтобы посмотреть друг на друга, и ужасно друг другу не понравились. Начали друг на друга кричать и ссориться, а потом полюбили друг друга и поженились. Ссора закончилась свадьбой. Это само по себе очень интересная мифологическая конструкция, ссора закончилась свадьбой, после чего они стали жить вместе, но при этом небо - наверху, земля – внизу, а между ними образовалась как бы пуповина, которая их связывала и не позволяла верху упасть на низ. И этой пуповины был храм города Ниппура. Этот храм так и назывался – Пуповина Небес и Земли, или Великая гора. Вот в чем собственно назначение храма: не дать небу упасть на землю, чтобы быть посредником между верхним и нижним мирами. И после этого Небо и Землю начали населять различные боги, которые стали порождать друг друга в браках, поколение за поколением. И когда этих богов стало очень много, то они образовали пантеон, т.е. собрание (своеобразный божественный парламент) в этом парламенте они посадили на главные места старейшин, т.е. богов первого поколения, и начали править этим собранием по очереди. Очень демократично. И вот боги, когда они принимают решение о чем-нибудь, то они непременно спускают на землю какое-то количество ме, для того, чтобы осуществить деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.