Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 60 страница




 

2. Внутренняя политика касситов

Касситский царь объявляется собственником земли, которая не принадлежит общинам. И вот из этого царского земельного фонда начинает мелкими партиями отдаваться во владение земля. Касситы поначалу отдают землю своим вельможам. Эта земля отдаётся в пожизненное владение, а потом, по идее, она должна отбираться, и переходить к следующему вельможе, но вскоре ситуация меняется, и земля из царского фонда становится вечно дарованной землёй. Её получает в дар отличившийся вельможа, но она переходит по наследству ко всем его потомкам.

Таким образом, где-то в течение полутора столетий образуется совершенно новый слой вавилонского населения, это люди которым была подарена царская земля, сперва они стали её пожизненными владельцами, а потом эту землю восприняли их потомки. Но самое, пожалуй, главное в том, что люди, которым была дарована царская земля, освобождались от всяческих повинностей. Владелец такого земельного участка не платил налогов, не привлекался к общественным работам, не работал на храмовой земле. То есть это был социальный слой людей обладавших исключительными привилегиями. Поначалу это были царские вельможи, так сказать наиболее приближённые к царю, а затем это были просто родственники вельможи во втором, третьем, четвёртом поколении, и в конце концов связь владельцев царской земли с самим царём стала призрачной, практически эфемерной, люди владели подаренными некогда участками просто по наследству.

И вот мы имеем очень интересную ситуацию, когда существует уже не только царско-храмовый земельный фонд, не только общинная земля, а целый класс людей, обслуживающих собственные земельные участки из царского земельного фонда. Естественно, так как царь дарил крупные участки земли, обработать их силами одной семьи было просто невозможно.

Несколько семей объединялись в так называемые «дома». Возникает новый тип социальной организации – «дом». Этот дом состоит из двух - трёх крупных семей, которые совместными усилиями обрабатывают земельный участок. Однако многие представители домов были люди предприимчивые, они сдавали часть земли в аренду, получали с арендаторов за это деньги и на эти деньги открывали какие-то собственные предприятия. Поэтому в Вавилонии со времён касситского периода понятие «дом» означает не только земледельческую артель, а «дом» в смысле торговый дом, предприятие. Либо это действительно объединение, кооператив торговцев, которые организуют суда, занимаются морской торговлей, либо это цехи ремесленников, которые производят и продают свою продукцию, но в любом случае, этот, условно говоря, вавилонский капитализм касситского периода берёт начало из царского земельного фонда. Дома очень успешно распоряжаются подаренной землёй. И, таким образом, в Вавилонии образуется класс частных собственников. Это люди, которые заняты исключительно поддержанием своего хозяйства. Они должны думать о прибыли с арендаторов или со своих торговых предприятий, они освобождены царём от налогов, а это значит, что они неслыханно богатеют.

И вот создаётся такая ситуация в стране, когда таких собственников становится всё больше и больше. И период с 16 по начало 13 века - это такое абсолютное благоденствие Вавилона, когда каждая семья занимается исключительно собственным хозяйством, люди абсолютно не интересуются политикой, не ставят перед собой никаких высоких идеологических целей, просто это период такого воплощённого мещанства. И неудивительно, что в это время само государство стремится к дипломатическим отношениям с соседями.

 

3. Внешняя политика касситов

Касситы хотят мира со всеми, они крайне не заинтересованы в войне. Касситские цари заключают договора с Египтом, с хеттами, с государями Сирии, с хурритскими царствами. Они буквально хотят дружить со всеми. И надо сказать, что у них это неплохо получается, потому что аккадский язык как раз в Средневавилонский период становится языком международного общения и дипломатии. Это первый известный в истории человечества случай, когда появляется такой вот язык-посредник, на котором общаются между собой все государи древнего мира. Переписка ведётся клинописью по-аккадски, и даже египетские фараоны выучивают клинопись и при их дворцах образуются обширные клинописные библиотеки на аккадском языке. Так что можно сказать, что аккадский язык и клинопись объединяют всех. А это свидетельствует об очень успешной дипломатической политике касситских царей.

Единственная страна, с которой не удаётся замириться окончательно – это Ассирия. Ассирия очень агрессивно проявляет себя в это время. В 16-15 веках ассирийцы нападают на приграничные с Вавилоном территории, несколько раз им удаётся захватить даже сам город Вавилон и поставить там каких-то своих людей, но, впрочем, их оттуда довольно-таки быстро прогоняли. Касситские цари несколько раз заключат мирные договора с Ассирией, но каждый раз эти договора нарушаются, так как Ассирия агрессивна, она чувствует свою силу и не хочет быть мирным соседом Вавилона. И чем более миролюбивым становится сам Вавилон, тем более агрессивными становятся ассирийцы. C ассирийцами ничего нельзя было поделать, потому что они нарушали все договора, и вавилоняне явно чувствовали себя слабее.

Но было несколько государств, которые вавилоняне довольно успешно побеждали. Прежде всего, в 1450 году была побеждена на юге Месопотамии так называемая династия Приморья. Что же такое династия Приморья? Довольно интересный феномен. Когда Ур в 2003 году до нашей эры был разгромлен, значительная часть шумерской знати бежала прямо на побережье Персидского залива и там, в одном из районов, было основано новое государство таких вот бежавших шумеров, где люди говорили только по-шумерски, большую часть населения составляли шумеры и их потомки - это династия Приморья. Так вот эта династия Приморья просуществовала с 20 века по середину 15, и только касситский царь, которого звали Улам-Бурариаш, положил конец Приморскому государству в 1450 году. Побережье Персидского залива отошло к касситам.

Кроме разгрома Приморья, касситы также прославилось своим противостоянием с хурритскими царствами, в том числе с государством Метанией (в верхней Месопотамии). Между ними тоже существовали длительные конфликты. Но в целом, несмотря на эти вылазки и периодические войны с Ассирией, надо сказать, что в первой половине касситского правления (16-начало 13 века) в этом регионе всё было благополучно и они больше стремились к миру, торговле, развитию культуры нежели, к военной экспансии.

 

4. Социальный строй Средневавилонского периода

Эти же века (16-14) получили в науке название «тёмные времена» или ''тёмное время'', потому что от этого периода не осталось практически никаких литературных и религиозных памятников. Происходило постоянное подновление старых текстов, их комментировали, но ничего нового в этот период не создавали. Потому что хорошо жили. Мы знаем, что литература развивается в кризисных обществах, и религиозные вопросы человечество ставит только тогда, когда оно стоит перед каким-то выбором. А если люди живут хорошо, если они ориентированы на поддержание своей семьи, на личное благоденствие, их никакие такие вопросы не интересуют.

И вот уже три столетия мы видим, как в вавилонской школе учат старые произведения. Как переводят с аккадского языка (живого, разговорного), на священный шумерский, для того чтобы придать текстам религиозный характер. Мы видим, что в это время появляется традиция комментировать старые тексты, и создаются первые комментарии на ритуальные праздники и на древние, хорошо известные тексты. Почему они создаются? Потому что праздники стали забывать. Потому что на шумерском языке уже никто не говорил, значит, нужно объяснять для чего праздники, как переводятся названия месяцев, и как зовут главных богов Месопотамии, потому что их уже никто не помнил. Создаётся комментаторская литература.

Основными памятниками этого периода (16-14 веков) являлись «кудурру» (по-аккадски) – приграничные камни, большие каменные стелы, ставившиеся между двумя участками, разграничивавшие их. Переносить их строго запрещалось, это каралось законом. На таких стелах был верх и низ. Вверху стелы помещались изображения покровителей данного поля, а покровителями были как великие боги, так и небесные тела. В частности именно на стелах Кудурру касситского времени впервые встречаются изображения знаков Зодиака. Небесные покровители полей: стрелец, козерог, водолей, там изображены. И также изображения луны, солнца, и звёзд. Эти изображения указывали на небесное заступничество за этот участок. Если кто-то из злодеев захотел бы эту стелу разрушить или передвинуть, то считалось, что небесные покровители этого не позволят. А внизу стелы шла надпись царского указа о дарении земельного участка какому-нибудь деду или прадеду нынешнего хозяина поля. То есть на камни копировали, видимо, с глиняных табличек царский указ о дарении земли. Это подтверждало право на владение земельным участком.

И вот таких камней кудурру до нас дошло просто несметное количество, потому что обработка собственной земли была главным содержанием истории того времени. Люди сказочно обогащались. Представьте себе, что каждый человек в Вавилонии является общинником, то есть он имеет землю, переданную ему по наследству. Также вавилонянин имеет землю, подаренную царём его предкам – второй источник дохода (обогащения). Если человек собирает хлеб со своего собственного участка (ему вполне хватает), то дарёную землю он с другими участниками Дома использует, как источник дополнительной прибыли, то есть он с этого имеет капитал. Плюс если этот человек ещё занимает чиновничью должность, а, как правило, было так, он имеет ещё и третий доход. Люди были сказочно богаты.

Но, разумеется, не всё население Вавилонии было сказочно богато, а только родственники тех людей, которым когда-то были пожалованы царские участки, которые были освобождены от налогов. Значительная часть населения Вавилона была безземельной. Люди работали на храм, выполняли повинности, кормились только со своего наследственного участка.

И вот в Средневавилонский период произошло самое страшное, чего никто не ожидал. Долговое рабство стало пожизненным. (Это вам не Хаммурапи с его тремя годами!) Касситские цари закрепили ту правовую норму, что если ты задолжал кредитору с процентами, то кредитор имеет полные права на тебя в течение всей твоей жизни. Или по выбору можно было, конечно же, отдать в рабство свою жену и детей, но это, все равно, будет уже вечное рабство. Многие отдавали жён, это была довольно обычная практика.

Человек, разорившийся, задолжавший не имел никаких шансов пойти за правдой. Что мог делать такой человек? Бежать из Вавилонии. Куда? В Сирийскую пустыню! И там в Сирийской пустыне начали стихийно организовываться банды вот таких несчастных разорившихся земледельцев должников которые бежали от собственного рабства. Эти банды в конце концов организовались в коллектив вроде своего государства и они в истории Древнего мира называются хапиру (в переводе в аккадского ''изгнанник, изгой''). Хапиру были самых разных национальностей (потому что вообще в Вавилонии жили кто угодно) аккадцы, касситы, эламиты, амореи, хурриты, хетты. Но их объединяло одно – полное бесправие и нежелание попасться в руки своим кредиторам. Поэтому они уходили.

Сначала они жили на границах Вавилонии, потом они ушли дальше в сирийскую пустыню, затем они стали жить в равнинной, плодородной части Сирии. Чем заниматься в условиях пустыни? Либо ты водишь ослиные караваны (а товар тогда перевозили на выносливых вьючных дамасских ослах), либо ты ослиные караваны грабишь. Так вот они и поделились. Одни стали наниматься в караванщики погонщики, перевозчики товаров, а другие стали на дорогах эти же караваны грабить. Была установлена цена за проезд каравана, где сидела очередная банда. Таким образом, караванщики должны были отстёгивать на каждом участке пути какой-нибудь бандитской группировке. В противном случае все попадали в рабство-заложничество. Из них делали заложников, требовали большой выкуп, если его не платили, то их продавали на рабских рынках. Касситское время с этим странным законом о рабстве должника привело к тому, что большая часть населения просто пошла в хапиру. И больше всего хапиру ненавидели как раз тех людей которые получали доход из трёх мест. Вот эту привилегированную группировку.

Теперь надо сказать, что в это время значительные перемены происходят в армии. Уже говорилось о том, что в шумерские времена, да и чуть позднее, при Хаммурапи, принадлежность человека к роду войск зависела от его имущественного ценза, от того, насколько он сам мог купить себе колесницу, обеспечить личный выезд, купить себе оружие. Так вот теперь в Средневавилонский период заботу об армии на себя целиком взяло государство. Особенно это касалось колесничных выездов. Теперь при храмах работали целыми мастерскими: кожевники, медники, резчики, колёсных дел мастера. И они обеспечивали производство очень хороших колесниц, и эти колесницы покупало государство, то есть приобретало дворцовое хозяйство, а потом это дворцовое хозяйство распределяло колесницы по воинам, которые могли ими управлять и стрелять. Точно также обстояло дело с тяжеловооружённой пехотой. И шлемы теперь покупались за счёт государства, и копьями государство снабжало. Возникло, так сказать, целое министерство, занимавшееся военными расходами, и благодаря этому министерству армия вовремя получала необходимое оружие. Это конечно значительный прогресс, потому что армия становится регулярной и теперь целиком зависит от казны.

Вот так обстояло дело в 16-14 веках. Три века благоденствия. Ну конечно были войны с Ассирией, конечно было трудно, но в общем-то жили неплохо. А в 13 веке всё это внезапно разрушилось.

 

5. XIII век в истории Ближнего Востока

13 век до нашей эры в истории человечества совершенно удивительное время. Это время катастроф, время радикальных политических решений, страшных кровопролитных войн. Можно сказать, что от 13 века получила точку отсчёта вся современная история, потому что в конце 13 века происходит первая Троянская война, описанная в Гомеровском эпосе, начинается европейская история. Потому что в конце 13 века происходит исход евреев из Египта и переселение в Палестину, начинается Палестинский вопрос, история Еврейского государства. Потому что в 13 веке происходит упадок Египта, возвышение Ассирии, страшное поражение Вавилона. То есть меняются основные игроки на политической карте мира в 13 веке. Надо упомянуть и то, что в это время выдвигаются финикийские города-государства, которые являются основными производителями, лидерами экономики того времени.

Что же происходит такого в 13 веке? Прежде всего, надо сказать, что меняется тип хозяйственности. Государства, которые ориентированы на земледельческо-скотоводческую экономику, терпят поражение. Государства, которые замкнуты на реках, ослабляются. Начинают выдвигаться вперёд государства морские, живущие ремеслом, имеющие некие монопольные производства и торгующие на Средиземноморье. Выделяются также государства, живущие длительной военной экспансией (такие как Ассирия). Меняется хозяйско-культурный тип, и постепенно меняется технология, потому что на смену бронзе приходит железо. Железо позволяет человечеству иметь уже совершенно другие возможности, но об этом позже.

В 1225 на Вавилон нападает ассирийский царь Тукульти-Нинурта Первый. Тукульти-Нинурта Первый захватывает Вавилон, увозит оттуда статую бога Мардука, и на длительное время Вавилон становится подвассальным Ассирии. Вавилон теряет своё могущество. Касситский царь, которого звали Каштилиаш, был взят в плен и в колодках уведён в Ассирию. Следом за ассирийцами нападают эламиты. В Вавилон приходит Эламский царь и похищает стелу с законами Хаммурапи и утаскивает её себе, в город Сузы. Но тут ещё одно несчастье - в эламских войсках начинается эпидемия. И вот это сочетание войны, эпидемии, голода, дополняется ещё одним ужасным фактором – со стоны Сирийской пустыни на Месопотамию нападают кочевые племена арамеев. Арамеи или ахламеи, как они себя называли, это многотысячные племена кочевых скотоводов, которые вторгаются на территорию Вавилонии, и их стада вытаптывают поля. В результате в Месопотамию приходит голод.

О конце света люди тогда, слава богу, не имели представления, но чувствовали, что происходит что-то ужасное. Как с этим быть?! И самое главное, ПОЧЕМУ боги, которым мы молимся, приносим жертвы, допустили такое зло? Люди начинают задаваться религиозными вопросами! Они к ним обращаются, потому что начинают жить не просто плохо, а катастрофически плохо, и каждый день ждут смерти! Люди обращаются к религиозным вопросам, потому что нарушаются все социальные связи, потому что за свой труд человек больше не ждёт положенной награды (не известно дадут ему что-то или нет), потому что человек не знает, с какой стороны наступит и нападёт враг - с запада или с востока. Жизнь становится максимально неопределённой, жизнь становится хаосом и поэтому усиливается вера, возобновляется написание религиозных повестей, и создаются прекрасные литературные тексты.

В конце 12 – начале 11 века вконец ослабевшие касситы сталкиваются с вооружённой оппозицией, которой руководит полководец Навуходоносор I, правивший в конце 12 века. Он разгромил касситов в нескольких сражениях, объявил Вавилон независимым городом, но короноваться предпочёл в городе Иссине. Он стал царём Иссина и правителем Вавилона, хотя жизнь в Вавилоне ещё была тяжеловата. С касситами ничего не случилось - они стали простыми жителями, как и кутии, имена которых встречались и во втором, и в первом тысячелетии до нашей эры. Этнических чисток тогда не было. И люди которые терпели поражение, просто уходили от власти, уступали место другим и оставались жить на той же самой территории, никто их никуда не выгонял. Имена касситов встречаются в официальных документах до самого конца месопотамской цивилизации. В 11 веке они просто потеряли власть.

Можно сказать, что эта катастрофа, которая поразила мир в 13 веке сделала Вавилон слабым, потому что Вавилон – это речное государство, потому что в Вавилоне люди не занимались морской торговлей, не было монопольных производств, не было ремёсел, которые были бы уникальны, не было товаров, которые имели бы хождение по всему миру. Поэтому из-за такого устаревшего хозяйственно-культурного типа Вавилон перестал быть одним из мировых лидеров.

 

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии

Касситы привнесли в Месопотамскую традицию несколько новшеств.

Во-первых, произошёл перерасчёт всех денежных сумм с серебра на золото. Касситы впервые вводят золото в качестве обменного эквивалента, чего раньше в Месопотамии просто не было. При этом золото считается эталоном. Им реально никто не расплачивается. Непосредственные расчеты по-прежнему ведутся в серебре и ячмене, но с обязательным пересчётом на золото. С чем это связано, мы не знаем. Почему касситы так любили золото, нам тоже не понятно. Это не традиционно для Месопотамии, которая всегда любила серебро. И не просто любила серебро, а как бы боготворила его, в шумерском языке слово святой означает серебряный, наверное, из-за свойства серебра исцелять и очищать раны. Золото никогда никакой символики не имело и вдруг у касситов появляется такая страсть к золоту, и они начинаются измерять всё в золоте. И вот также на ювелирных украшениях того времени золото имеет преобладающее значение. По-прежнему сохраняется лазурит, очень много используется сердолик и очень большое количество ювелирных изделий являются сочетанием золота, лазурита и сердолика.

Вторая особенность. В касситском искусстве появляется такой знак как крест. И очень часто на изображения вельмож на печатях идёт крест и под крестом текст кому эта печать принадлежит такой-то раб такого-то бога. И вот что это значит, мы тоже не знаем. Касситы нам этого не объяснили.

Третья особенность культуры касситского времени заключается в том, что в это время появляются представления о зодиаке. Сперва это два зодиака – лунный и солнечный. Потом остаётся только солнечный. И мы знаем уже все 12 зодиакальных созвездий, которые потом переходят к грекам. Всё, начиная от овна и заканчивая рыбами, уже существовало в Вавилонии времён касситского периода. Зодиак называется «двенадцатью стоянками Солнца». И это, конечно, существенное астрономическое открытие. По сути дела, это открытие солнечной эклиптики. Касситы очень большое внимание уделяли культу солнца, в то время как предыдущие цари больше обращали внимания на Луну. В шумерское время особо почиталась именно Луна, а Солнце было на втором плане.

В вавилонском пантеоне появляются два касситских божества – Шукамуна (мужское божество) и Шималия (женское божество). Это божества связанные с войной и с земледелием, по-видимому, это племенные божества, вписанные в Вавилонский пантеон, и о них упоминают как молитвы, так и заговоры вплоть до начала первого тысячелетия. То есть явно были какие-то попытки внедрения касситской религии в Вавилонский пантеон, но попытки до конца не доведённые. Мы, например. не знаем гимнов, которые были бы адресованы Шукамуне и Шималии.

Даша Тузова

 

1.10.11 – 3.10.11

§9. Вавилонская культура и литература

 

1. Политическая идеология Вавилона

В период господства Вавилона с 18 по 11 век постоянно увеличивалось число писцовых школ, появлялось всё больше и больше образованных людей. Но поскольку образованных людей было много, им надо было себя чем-нибудь занимать, и они создавали многочисленные литературные и религиозные тексты, которые определяли политическую идеологию страны. Если говорить о политической основе Вавилонского периода, то это миф, который изложен на семи глиняных таблицах и называется Энума-Элиш (переводится как «когда вверху») Это представленный в виде эпоса миф о борьбе бога Мардука (главного бога Вавилона) с чудовищем по имени Тиамат. У этого чудовища был ещё и соратник Хапсу. Это основные герои вавилонского эпоса. Содержание вкратце.

Вверху не было неба, внизу не было земли, и воды пресные и солёные смешивались друг с другом. Это значит что был хаос. Ничего не существовало. Но потом внутри Тиамат стали зарождаться боги. Кто такая Тиамат? Тиамат – это богиня солёной воды, воплощение морской стихии. Так вот внутри этой морской стихии стали зарождаться боги сами собой. И дальше перечисляются эти боги: Аншар, Кишар, (Ну и конечно же Азис, Максим,куда же без него) несколько поколений богов. И вот, наконец, рождается бог мудрости, которого в этом эпосе называют Эа. И с его рождением богов становится слишком много, они бегают по Тиамат, шумят, мешают ей жить. И вот Тиамат собирает нескольких своих советников, там был Апсу бог пресной воды, и ещё был такой советник, которого звали Мумму (и опять же, Максим, это не собака). Апсу сказал, что богов надо убить. Он поплатился за это. Бог Эа хорошо его слышал, он наслал на Апсу богатырский сон и разрубил его на части и из них создал свой дом святилище, которое так и назвал Апсу!! И в это святилище он ввёл свою жену - Дамкину! И там у них родился сын! Мальчика нарекли Мардуком (ребёнок солнца). Но когда он родился, заметили, что ребёнок-то выдающийся! У него четыре глаза и четыре уха, что свидетельствовало о его великой мудрости. Узнав об этом, боги выстроились в очередь у колыбели Мардука и стали подносить ему дары. Самым ценным даром стал подарок бога Анна - четыре ветра, которые стали помощниками Мардука. Мардук рос очень быстро и когда он подрос, все поняли, что он обладает неким могуществом, и его надо вводить в народное собрание. Его ввели в собрание и сказали

-Мардук ты могущественный(Йоу) А теперь докажи это. Вот видишь звезду на небе?

-Вижу, - сказал Мардук.

-Скажи ей ‘’исчезни’’!

-Исчезни, - сказал Мардук, и звезда исчезла.

- А теперь скажи ей ‘’Появись!’’

- Появись! - сказал Мардук, и звезда появилась.

-Ты могуч!

И сознание того, что он могуч, подействовало на Мардука как-то опьяняюще, так что он захотел сказать царём всех богов.

-Раз я так могуч, то вы все должны мне подчиняться!

-Э, нет! - сказали Боги, - раз ты так могуч, сначала избавь нас от нашего главного противника - Тиамат!

Мардук решил, что раз он так могуч, то он избавит. Он сказал, что объявит Тиамат войну. Боги сказали, что передадут Мардуку все полномочия, и он будет править один, если победит Тиамат. Они же будут его придворными. И тут в тексте появляется странный бог-предатель - Кингу. Он перебегает на сторону Тиамат и соглашается стать её полководцем. Она вешает ему на шею таблицу судеб, предварительно украденную у бога Ана. Таблица делает его неуязвимым. Но он не успел вступить в бой. Увидев Мардука, Тиамат открыла пасть чтобы его проглотить. Мардук пустил вперёд своих волшебных помощников и пасть Тиамат залетел ветер. Залетел так хорошо что он не смогла пасть закрыть. После этого в пасть Тиамат торжественно зашёл сам Мардук с длинным копьём наперевес и пронзил ей глотку - Тиамат издохла. Мардук встал на Тиамат и разрубил ей глотку (как бы тем самым повторяя подвиг своего отца). Но ему этого было мало. Из двух частей Тиамат он создал не святилище и не спаленку, а весь мир! (Дальше следует теоретическое руководство Максима по созданию мира) Из верхней части он создал небо и звёзды, планеты, знаки зодиака, города храмы и реки, а из нижней части Тиамат он создал копии городов, храмов и рек. На небе подлинники, а на земле – копии. Центром мироздания он сделал Вавилон. Когда Мардук закончил с творением мироздания, он создал три звёздных пути, день и ночь, времена года. После этого ему привели пленного Кингу. Он сорвал с его груди таблицу судеб и вернул её богу Ану. Потом он стал думать – а что же ему из этого Кингу делать? И он ничего лучше не придумал, как убить Кингу, смешать его кровь с глиной и получить человека. Таким образом, природа человека согласно вавилонской мифологии двойственна - с одной стороны он создан из глины, с другой – из праха бога-предателя. После этого Мардук напоминает богам об их обещании, и последняя глиняная таблица содержит те имена, которыми прославляют Мардука другие боги. Он теперь и бог мудрости, и бог власти и т.д.

Читали этот миф с утра до вечера на четвёртый день Нового Года. Но этот текст – текст благополучного периода жизни в Вавилоне. С 13 века появляется литература религиозно-этического характера.

 

2. Религиозно-этическая литература

Литература религиозно-этического характера возникла в Вавилоне во второй половине Касситского периода, то есть в незабвенных 13-11 веках. Это, разумеется, её современное название. Она представлена тремя памятниками, которые также носят условные заглавия, поскольку в Месопотамии литературные произведения всегда назывались по первой строчке. К ним относятся:

  1. «Повесть о невинном страдальце»
  2. «Вавилонская Теодицея» (досл. «оправдание божества»)
  3. «Разговор господина с рабом»

Поскольку в это время еще не было богословия, то все религиозные доктрины древнего мира мы реконструируем по литературным произведениям. Именно из них мы узнаем, что происходило в умах жителей Месопотамии в бурные 13-11 века.

 

 

3. «Повесть о невинном страдальце»

«Повесть о невинном страдальце» (13 век) имеет длинную предысторию. Еще в шумерское время был написан текст «Человек и его бог». В этом тексте изображен мужчина среднего возраста, знатный и уважаемый, который внезапно заболевает, теряет работу, семью, друзей. И тогда он обращается с мольбой к своему богу, к личному богу, который по представлениям шумеров был у каждого нормального человека. Главный вопрос, который мучает человека: «За что мне эти страдания? Я ведь никогда не забывал богов, приносил жертвы».

И бог, сходя к нему, говорит, что «ни одно дитя не безгрешно, отроду не было в мире беспорочного младенца. Из материнского лона выходят преступники». В чем тут дело? – Когда человек появляется на свет, он начинает нарушать многочисленные табу по своему младенческому незнанию. Поэтому любой живущий человек что-то нарушает. Со временем количество таких преступлений накапливается, и он начинает страдать. Следовательно, каждый живой страдает уже по факту рождения.

Вавилонская же эпоха дала свой собственный, отличный от подобного ответ. В «Повести» ситуация та же: человек умирает, у него отнялись ноги, паралич, сердечный приступ, и вообще все болезни, какие только можно себе представить. К этому приему автор текста прибегает для того, чтобы читатель сам выбрал ту, которая его лично беспокоит. Получается своеобразный каталог всевозможных болезней. Умирающий взывает к своему богу:«Мне молитва закон, мне жертва обычай, день почтения бога мне радость сердца и т.д.» Речь далее идет о том, что смертный не может понять, чего собственно от него хотят боги. Может они хотят от него более, нежели он делает? Может боги перестали слушать людей или престали заниматься их делами, или люди их не понимают? Таким образом, в произведении констатируется разрыв коммуникаций между богом и человеком.

Личный бог долго молчит, позволяя высказаться клиенту до конца, и все время чего-то ждет. Очевидно, он ждет того, что человек начнет возводить хулу на богов. Но этого он не дожидается, и терпению бога настает конец. И настаёт Happy end! Он приближается к человеку и говорит:

 

«Вел ты себя как муж; сердце твое зла не творило!
Кончились годы, исполнились дни наказанья!
Если б никто не судил тебе жизни,
Как дошел бы, как вынес болезнь всю тяжкую эту?
Беду безысходную ты видел,
Дошел до конца, нес тяжкое бремя;
Была закрыта дорога, - теперь для тебя открыта:
Выровнена стезя и установлена милость!
В будущем не забывай твоего бога, -
Создателю твоему каким добром отплатишь?
Я - твой бог, твой создатель, твоя защита!
Тебя бережет мой страж, и силен мой
Гений-хранитель!..................................
Смотрю на тебя и долгую жизнь дарую.
И ты не бледней, возьми умащенья,
Голодного накорми, жаждущего напои водою;
И кто сидел, чьи глаза горели,
Пусть на еду твою поглядит,
П усть проглотит, возьмет, пусть возликует.
Открыты тебе врата мира и жизни;
Обернись и вступи в них, выйди!
Да будешь благополучен!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.