Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Египта. 4 страница




Хатшепсут правила 20 лет, за это время не было ни одной войны, что было плохо, так как египетские запасы истощались. Неоткуда было брать строительный камень, заканчивались запасы золота, потому что не было походов в Эфиопию, не было меди, так как одни рудники истощились, а другие еще не были завоеваны. Во время правления Хатшепсут Египет потерял большое количество своих ресурсов. Когда Хатшепсут умерла, скорее всего своей смертью, Тутмос III пришел к власти на 22-ом году его собственного правления (фактически тетка правила, но годы правления считались по Тутмосу). Первое, что он сделал, он начал мстить Хатшепсут и всем ее вельможам, тем, кто не давал ему управлять страной.

У большинства статуй Хатшепсут были отколоты носы, так как египтяне считали нос органом дыхания, и если его отрубить, то двойник человека "Ка" не сможет дышать в загробном мире. Была прекращена загробная жизнь Хатшепсут.

Была разрушена и разграблена гробница Сенмута. Приближенные к Хатшепсут были казнены, от них гробниц не осталось. После чего Тутмос III немедленно выступает в поход. Он выступает в поход против палестинских царей, которых возглавлял царь города Кадеша. Кадеш - это сирийский город, расположенный на реке Оронт. В этом городе собралась антиегипетская коалиция, состоявшая более чем из 20 царей и князей палестинских и сирийских городов. Эта коалиция образовалась потому, что Тутмос I очень много пограбил и пожег, и теперь сирийские правители объединились, для того чтобы загородить путь египтянам в их следующем походе.

Тутмос III понимал, что просто так ему теперь воевать не дадут, и, для того, чтобы пройти дальше на северо-восток, он должен разгромить всех сирийских князей. Тутмос III решил, что это возможно, только если все князья окажутся запертыми в одном городе. Тутмос III решил дать сражение сирийским князьям, и когда они начнут отступать, загнать их всех в один город. Далее он рассчитывал на осаду города. И в конце концов князья бы сдались, и, таким образом, можно было бы одновременно всех сделать данниками. Этот план был осуществлен.

В битве при Кадеше князья Сирии были разгромлены. Они все бежали в город Мегиддо, который расположен в Палестине. Интересен тот факт, что это сражение запечатлелось в надписи Тутмоса. Для того, чтобы одолеть сирийских царей, он выбрал узкую дорогу в горах, пролегавшую над пропастью, и по этой дороге вел свое войско, чтобы ударить сирийцам в тыл."Лошадь шла за лошадью, колесница за колесницей, солдат за солдатом".Дорога была настолько узкая, что вдвоем было не пройти. И с этой позиции он, спустившись вниз, атаковал сирийцев. Никого схватить не удалось. Дело в том, что он настолько проворно перелезли через стену (людей поднимали на веревках и канатах), что египтяне не успели никого схватить. И все сирийские правители оказались в одном городе запертыми, как и хотел Тутмос. Осада Мегиддо длилась 7 месяцев. Египтяне в это время еще не умели брать города штурмом: у них не было такой техники, не было осадных машин, не было таранов, поэтому они решили выждать. Египетское войско расположилось лагерем у Мегиддо: они перекрыли все дороги, они лишили жителей Мегиддо воды, продовольствия. Через 7 месяцев, когда в городе закончились все запасы, сирийские правители сдались. Тутмос III пообещал сохранить жизнь всем правителям Сирии и Палестины и их сыновьям. Он также пообещал позаботиться о воспитании детей все правителей при египетском дворце. Тутмос назначил посильную дань, взял в плен всего 340 человек. Было взято немного: 340 человек, 68 лошадей, 3 плоские чаши из золота, 3 сосуда с ручками, 47 свинцовых слитков, краски, бронзовая полевая броня. Было взято 1929 быков, 20 000 овец.

После того, как было заключено соглашение между Тутмосом и князьями Мегиддо, Тутмос все-таки решил их унизить. Он посадил их на ослов головами к хвостам и отправил таким образом к себе на родину. Это было жуткое унижение для правителей сирийских городов. А дети сирийских правителей получили образование при египетском дворе. Тутмос III был мудрый человек – он готовил себе вассалов. Он сделал из сирийский князей людей египетской культуры, почти египтян. После этого, вся территория Южной Сирии и Северной Палестины стала принадлежать Египту. Там был поставлен египетский наместник. Так обстояло дело на северо-востоке.

Тутмос решил повторить поход своего деда Тутмоса I и отправился на реку Ефрат, встретил там митаннийцев, разгромил их, но из-за отсутствия продовольствия дальше не пошел. Египтяне, насытившись митаннийским богатством, вернулись назад. А митаннийцев они загнали далеко на восток от Евфрата.

Тутмос III на этом не останавливается. Он проводит Южный поход – самый знаменитый в истории Египта поход на юг. Он дошел до 4 нильского порога. Фактически он покрывает территорию Эфиопии, Судана. Но и ему не удается дойти до истоков Нила (исток Нила - это эфиопское озеро Тана). Это был самый значительный поход, потому что дальше Тутмоса никто из египетских фараонов не ходил. 4 нильский порог –окончательный рубеж египетского государства.

Тутмос III не пошел дальше потому, что уже у 2 нильского порога начинаются негроидные племена, с которыми воевать очень трудно. Они не имеют регулярного войска, они всегда в засаде в джунглях, использует не только луки, но и духовые трубки. Чем южнее продвигаешься в Африке, тем более голодными будут эти племена. В районе 4 нильского порога жили уже такие люди, которые не брали пленных, потому что нечем их кормить. Они предпочитали всех убивать, кого они встретят с оружием в руках. И поскольку египтяне не умели воевать в густых зарослях, Тутмос не рискнул пойти дальше 4 нильского порога (эта ситуация остается такой до сих пор, эти племена живут на территории современного государства Эритрея и части Сомали, сейчас занимаются и пиратством). Именно по этой причине в 15 веке Тутмос III не пошел далее 4 нильского порога.

Интересен тот факт, что битва при Мегиддо - первая битва в истории человечества, которая имеет точную дату – 14 мая 1468 г.

К концу 53-летнего правления Тутмоса 3 территория Египта составляла 3 тысячи 600 километров. Нередко можно прочитать в работах западных ученых, что Египет –первая в истории человечества империя. Но это неправильно, так как существуют признаки империи, которые не вписываются в государство Тутмоса III.

-империя должна делиться на метрополию и провинцию

-деньги метрополии должны иметь хождение в провинции

-язык метрополии должны быть официально принятым в провинции

Ничего этого не было. Он оставил в Азии одного человека, должность которого условно называется министр по делам Азии. Этот министр руководил многочисленными военными отрядами в городах Сирии и Палестины, собирал налоги. Это длилось не долго, так как после смерти Тутмоса завоеванные территория стали отлагаться от Египта. Больше некого было бояться. Но в эпоху Тутмоса произошел мощный конфликт между немху и традиционной знатью.

 

6. Изменения в Египте после Тутмоса III

Именно Тутмос официально провозгласил немху опорой трона. При нем был очень быстрый социальный рост. Удачливый на войне командир, офицер среднего звена, мог дорасти до начальника администрации. Тутмос не смотрел на знатность человека, его интересовали деловые качества, поэтому при нем на египетской службе оказывается большое количество талантливых людей, которые имеют большие семьи, получают личные имения, а в качестве государственных людей в этих личных имениях используются военнопленные.

При Тутмосе было очень много военнопленных. Только из одного похода в Северную Месопотамию было привезено 100 тысяч пленных. Это говорит о том, что на территории Египта появляться множество людей разных национальностей. Египет становится многоязычной страной, быстро осваивает кавказские, семитские языки, люди начинают говорить по-аккадски. Начинаются дипломатические отношения с теми государствами, которые Египет не может покорить, а именно с Вавилоном и Хеттским царством. Таким образом, в Египте появляются дипломаты, переводчики.

В Египте, с одной стороны, скопились огромные богатства, с другой стороны, все боятся Египта и хотят с ним подружиться. Преемники Тутмоса, такие фараоны, как Тутмос IV, Аменхотеп II, и особенно Аменхотеп III, очень любили жениться. Они завели гарем, состоявший из иноземных принцесс. Каждый дипломатический договор, который заключался в это время в Египте, обязательно скреплялся браком. Принцесс было настолько много, что их некуда было девать.

 

7. Аменхотеп III

Аменхотеп III правил 30 лет. Только на 5 году правления он ходил войной на Эфиопию, но потом он решил жить в свое удовольствие. Он покровительствовал искусствам, при нем на западном берегу Нила появляется большая аллея сфинксов, 70 сфинксов, с лицом фараона, два из них стоят на Университетской набережной у Академии художеств. Аменхотеп III любил, чтобы его изображали в виде сфинкса. Так же он очень любил иноземных принцесс, и поскольку их было очень много, то через некоторое время он начал раздаривать их своим сыновьям. Он был поклонником переднеазиатской культуры, аккадского языка, клинописи. При нем в Фивах появляется клинописная библиотека, он переписывается со своими соседями по-аккадски, учит языки. У него была роскошная жизнь и воевать ему было не нужно, так как дедушка его всем обеспечил. Люди в это время жили хорошо, накопленных богатств хватало на долго.

Но мировоззрение людей менялось. Теперь было два Египта, две страны.

Первый Египет - традиционная знать, египетские работники, люди, которые никогда не покидали своей страны. Для них главным богом Египта был Амон-Ра. Сначала он был просто Амон ("скрытое солнце"), потом добавилось Ра и получился синкретический бог (видимое солнце). Амон-Ра был провозглашен верховным богом Египта, и тем богом, от которого зависят другие страны.

Второй Египет - воины, находившийся в военных походах, подолгу жившие в Сирии, на Синайском полуострове, Палестине, Северной Месопотамии, в Черной Африке знали, что за пределами Египта никто о таком боге не знает. Везде свои боги. В Палестине поклоняются Баалу и Элу, в Северной Месопотамии поклоняются хурритским и аккадским богам. Там нет Амона-Ра, и это рождало вывод о том, что Амон-Ра не управляет всем миром. Он является только локальным египетским богом, одним из множества богов. Следовательно, у людей возникал вопрос, а кто управляет всем миром? Такой вопрос задавали себе немху, солдаты, офицеры, дипломаты.

Итак, к 14 веку начинают оформляться поиски единого Бога в Египте. Начинаются они при Аменхотепе III и продолжаются при его сыне Аменхотепе IV. Ему было суждено войти в историю под именем Эхнатон.

Фараон Аменхотеп III был во многих отношениях странным человеком.

В Египте фараон правит от времени его назначения и до смерти. Аменхотеп поступил иначе: он начал править вместе со своим сыном. В Египте появился институт соправления. Он учил своего сына власти: водил в храмы, на житницы, рассказывал о сборе налогов, обучал сына языкам, которые знал сам. Он научил сына управлять и совершенно неожиданно удалился от власти. Он добровольно уступил власть сыну и провел свои последние годы в Южном дворце. Поскольку он перестал быть фараоном, о нем перестали упоминать (неизвестна даже дата смерти Аменхотепа III). Это был первый случай в истории Египта, когда фараон сам добровольно отошел от власти.

 

8. Аменхотеп IV - Эхнатон

Дарование власти было первым подарком Эхнатону. Вторым подарком стала будущая жена Эхнатона - царица Нефертити. Она была митаннийской принцессой. По-видимому, она сначала попала в гарем Аменхотепа III, а потом он подарил ее сыну. Ее митаннийское имя неизвестно, а египетское имя у нее было двойное. Имя Нефертити означает "прекрасная пришла", и второе имя – Нефер-Неферу-Амон, "прекрасная прелестями Амона".

Аменхотеп IV приходит к власти уже будучи женатым. Начинается самое странное в истории Египта правление, которое длилось 17 лет. Аменхотеп IV не воевал, он был религиозным реформатором, а такие люди оставляют о себе большую память, чем все завоеватели вместе взятые.

Почему же он стал религиозным реформатором? Существуют разные версии, но наиболее исторически обоснованная следующая версия.

Его матерью была женщина по имени Тия, она была дочерью начальника царского скотного двора. Именно у Тии собирались воины из сословия "немху" на какие-то свои беседы. Они много рассказывали жене фараона о дальних странах, а малолетний царевич присутствовал при этих беседах. Эти воины из сословия "немху" уже тогда поставили по сомнение абсолютность культа бога Амона-Ра., и конечно повлияли на детское сознание будущего фараона.

Когда Аменхотеп вступил на престол, уже на втором году правления он провозгласил главным богом Египта Атона. Атон - почтенный древний египетский бог, который впервые встречается в текстах саркофагов еще в первый переходный период. Атон – это одна из ипостасей солнца, изображается с лучами, похожими на руки. Функция Атона – податель жизни. Атон – животворящий бог. Бывает разное солнце: восходящее -египетское Ахет, солнце в зените – египетское Ра, вечернее – египетское Атум, ночное -египетское Амон, а бывает Атон. Атон означает солнце как причина жизни.

Аменхотеп IV сильно рискует, так он провозглашает Атона в Фивах, где все поклоняются Амону. Фиванское жречество чувствует большую опасность того, что его могут перестать кормить. Поэтому фиванские жрецы поговаривают о сумасшествии молодого фараона. В свою очередь Аменхотеп 4 чувствует, что необходимо переносить столицу. На 3 году правления начинает строиться город в песках и получает название Ахетатон, что означает "восход Атона". Это город нового типа, который состоит из прямых перспектив и все они сходятся к центральному храму. А рядом с храмом Атона располагаются художественные мастерские. Это абсолютное нововведение. В этих мастерских начинают изготавливаться многочисленные изображения фараона и его семьи. Город строится 3 года, и на 6 году правления фараон переезжает в этот город. Аменхотеп переезжает со значительным числом "немху", которые поддерживают культ Атона. И здесь проявляется социальный конфликт, так как старая знать продолжает поклоняться богу Амону. Страна раскалывается пополам.

Далее, Аменхотеп меняет имена всей стране. Проводится грандиозная реформа, в результате которой меняются теофорные имена (в составе которых есть имя Амон) меняются на Атон. Имена меняются не только у живых, но и у мертвых. Атон пишется даже на печатях в винных погребах. Последними имена меняет царская семья: Аменхотеп IV ("Амон доволен") становится Эхнатоном ("угодный для Атона"), меняется второе имя у Нефертити - «прекрасная прелестями Атона», меняются и тронные имена дочерей Эхнатона, сыновей у него не было. Эхнатон желает объяснить, почему Атон - верховный бог Египта, но под влиянием приближенных "немху" провозглашает Атона всемирным богом. По приказу Эхнатона создается большой гимн богу Атону, который, несмотря на отсутствие богословия, фактически является первым религиозным текстом, провозглашающим монотеизм. Весь мир объявляется порождением Атона. Этот текст очень подробный и интересный, содержит в себе такие элементы, которые впоследствии будут во всех монотеистических религиях мира, вплоть до Ислама.

 

9. Гимн Атону

Текст состоит из нескольких частей.

Первая часть рассказывается о том, что бог Атон - причина жизни всего живого, но, когда солнце заходит, в мире начинаются беспорядки:

"Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.

Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого. Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].

Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне."

восход солнца:"Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.

Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.

Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря."

В этой части говорится о внешних событиях, которые связаны с восходом солнца.

Вторая часть: говорится о том, что солнце является причиной всех процессов, которые происходят внутри живых организмов.

"Создающий зачатие в женщинах, делающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем5 и делаешь [всё] то, что нужно ему.

Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единственный бог, [кроме] которого нет другого!"

Вот она эта сакраментальная формулировка!

Третья часть текста: Атон – причина разнообразия всего живущего (также уникальная глубокая мысль).

"Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.

Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса8, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.

О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.

Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили её."

Четвертая часть: весь мир проистекает из Атона.

"Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного."

Это абсолютно новая идеология: и не классические политеизм, не культ одного бога, а уже гораздо более близкое к классическому индейскому монотеизму.

Создав эту идеологию, Эхнатон не забывает и себе. Он провозглашает себя сыном Атона. Таким образом, впервые в Египте возникает концепция сына божьего. Теперь вся благодать бога Атона распространяется на фараона Эхнатона. Он также провозглашает божьей жену и дочерей. Из этого следует, что фактически нужно поклоняться им. Это объясняет, почему в художественных мастерских изготавливается такое большое количество изображений членов семьи фараона. Изображения появляются для того, чтобы распространять благодать Атона на население Египта. Люди тем самым поглощают солнечный свет. Идет распространение солнечного культа.

Эхнатон фактически сводит под конец своего правления весь культ Атона к своему собственному культу. Он заставляет страну поклоняться себе самому, выступая при этом в роли солнечного света.

 

10. Тутанхатон

Эхнатон умирает в возрасте 50 лет. Причина его болезни и смерти неизвестны, его мумия до сих пор не найдена. У него не остается наследника, и после его смерти начинают править зятья. Но они долго не живут. Сперва правит Сменхкара (правил 3 года, нет никаких выдающихся дел), а после – Тутанхамон, но вначале своего правления он был Тутанхатон. Тутанхатон – это человек, который сдал все позиции, занятые Эхнатоном. Он не понимал, зачем нужно поклоняться Атону. Он предпочитал жить в Фивах и еще в самом начале своего правления переехал в старую столицу. Там его приняла старая фиванская знать и предложила поменять имя. Таким образом, Тутанхатон стал Тутанхамоном.

Он правил 10 лет, по большому счету ничего не делал, любил скакать на лошадях, любил развлечения. Умер в молодом возрасте из-за гангрены (неудачно упал с лошади). При Тутанхамоне знать фактически переезжает обратно в Фивы, а город Ахетатон заносят пески. Двор возвращается в Фивы, но фиванское жречество не любило потомков Эхнатона. Они называли его царем-отступником, требовали, чтобы с его надписей счистили имя бога Атона.

Когда умерли все зятья, к власти пришел человек, не относящийся к царской династии, простой египетский офицер - Хоремхеб ("Хор радости") Он правил 20 лет. Неизвестно, как жил Египет во время его правления, но известно, что Хоремхеб постепенно перенес столицу с юга на север в город Мемфис, в ту столицу, которая была еще в эпоху пирамид. И там в Мемфисе он окончил свои дни, не оставив царственного потомка. Это была временная фигура, с которой согласилось фиванское жречество.

Когда Хоремхеб умирает, на престол вступает фараон Сети, который был основателем 19 династии.

Мрачный Канцлер

 

 

(1 часть - Катя Л., 2 часть – Катя К.)

17.10.2011

§14. Вторая половина Нового царства и культура Египта.

 

1. Начало 19 династии

18 династия заканчивается фактически на убийстве сына Эхнатона, потому что после смерти Эхнатона правили два его зятя, одним из которых был Тутанхамон. После смерти Тутанхамона 3 года правил престарелый вельможа, которого звали Эйе. Затем этот вельможа умирает, и фиванское жречество фактически назначает на должность царя пожилого офицера Хоремхеба, который приходит к власти на 20 лет. Все это время он проводит политику в интересах сословия незнатных служивых людей (немху), к которому он сам принадлежит. Безусловно, такая ситуация не устраивает фиванское жречество, потому что жречество хотело бы, чтобы он передавал больше денег в храм. Хоремхеб чувствует, что он лишается поддержки жречества, и переносит столицу в то место, где она когда-то находилась, в Мемфис. Хоремхеб умирает, не оставив наследника.

Фактически, он не принадлежал ни к какой династии. После Хоремхеба жречество избирает на должность царя Рамзеса I. Это имя пишется по-разному, в одних источниках можно прочитать «Рамсес», в других – «Рамзес», но суть от этого не меняется. В имени царя присутствует имя бога Ра. Надо отметить, что как раз в эту эпоху происходит синкретизация культов Амона – Ра. Получается такой собранный из 2 культов бог – Амона и Ра. Делается это для того, чтобы объединить прежние и новые представления о боге и царе в Мемфисе и Фивах. В Мемфисе поклонялись Амону, в Фивах поклонялись Ра. Рамзес I правил недолго, он умер рано. На престол вступил Сети I, сын Рамзеса I. Это был первый великий царь 19 династии, память о котором сохранилась в многочисленных источниках.

2. Сети I

Сети I пошел тем же маршрутом, каким ходили его предшественники Аменхотеп II и Тутмос III. Он покорил палестинские княжества, совершил поход на Эфиопию и разведал там новые золотые рудники. Фактически, он же во главе своего войска столкнулся у второго нильского порога с ливийцами. Произошла война, в ходе которой многие ливийцы попали в плен и стали рабами. Сети I фактически предпринял попытку объединить под властью Египта все территории, некогда покоренные Тутмосом 3. Памятники Сети I показывают, что он претендовал на роль такого же фараона, каким был Тутмос III. Вообще, слава Тутмоса III не давала ему покоя. Но нынешняя внешнеполитическая ситуация и социальная обстановка в Египте не позволяла войску действовать так, как это возможно было при Тутмосе III, потому что Египет начинает медленно клониться к своему упадку.

На дворе тот самый 13 век! В 13 веке на Египет надвигается несколько опасностей:

Египет опять начинает технологически отставать. Земледельческо-скотоводческое государство не может противостоять государствам, в которых развивается ремесло, торговля и другие виды производства. Такими государствами являются финикийские города. Египет прекрасно понимает, что за финикийцами не угнаться, потому что Египет остается речной цивилизацией, преимущественно речной. А финикийцы торгуют на море, и их прибыли баснословны. Кроме того, финикийцы являются пиратами, и становится опасно ходить по Средиземному морю, особенно для египтян, т.к. они был неумелыми мореходами. В целом, в хозяйственном отношении Египет отстает. Более того, он продолжает отставать в техническом и технологическом отношении, потому что Ближний Восток к 13-12 векам уже использует железо, а египтяне только-только открыли для себя бронзу. Стало выпускаться много бронзового оружия, меди, олова. А человечество в это время использует железные изделия. Значит, Египет отстает в технологическом плане.

Другая неблагоприятная ситуация для Египта – это то, что резко усиливается хеттское царство. Хетты захватывают Южную Сирию, вытесняют оттуда египтян. Египтяне не хотят уходить из Сирии. Но мелкие сирийские князья поддерживают хеттов, мотивируя это тем, что хетты регулярно собирают дань, а египтяне дань не собирают, но поджигают и громят города и поселения. Значит, хетты по своей военной стратеги предпочтительней, чем египтяне. Это существенно ущемляет интересы Египта на Ближнем Востоке и ставит жесткую необходимость войны между Египтом и хеттским царством.

Эту задачу Сети I уже не может решить. Он возвращается из своих походов в Мемфис, где возводится его гробница. На той гробнице мы впервые видим египетские знаки Зодиака. Это 36 так называемых Дэка. Солнечный путь в 360 градусов был разделен на 36 участков по 10 градусов. Сети очень гордился тем, что такое деление неба появилось именно в его правление.

 

3. Рамзес II

Сети I умирает, на престол приходит его сын, Рамзес II, который правил 66 лет. Его мумия находится в прекрасном состоянии, мы видим лицо этого человека, очень пожилого человека, и можем представить каким он бы в конце жизни – дряхлым стариком. По примеру старых правителей Рамзес II был женат на своей дочери, потому что сестер уже не оставалось. Как только Рамзес приходит к власти, он осознает, что главной опасностью для Египта являются хетты. Сперва он пошел на дипломатические переговоры с хеттами (долгое время хетты были хорошими знакомыми египтян, было заключено немало дипломатических договоров о дружбе между египтянами и хеттами). Но тут ситуация была иная: хетты правили Палестиной и грозились покорить весь Ближний Восток. Этого египтяне позволить не могли. Тем более они не могли позволить, чтобы хетты вторглись на Синайский полуостров. Поэтому нужно был воевать.

В 1312 году (по одной из 3 хронологий – в 1313 году, по другой – в начале 13 века) состоялось сражение при городе Кадеше на реке Оронт. В этом городе однажды Тутмос III уже разгромил военную коалицию сирийских и палестинских правителей. Теперь повторяется та же ситуация. Как и его венценосный предок, Рамзес решает пойти через узкие горные перевалы. Но неожиданно эта операция, которая могла бы быть успешной, срывается. Срывается хеттскими лазутчиками. Несколько хеттов бегут к египтянам для того, чтобы сообщить, что они сдают своих. Фактически, этим лазутчикам удалось убедить Рамзеса в том, что нужно делать открытое наступление, не заходить в тыл, а идти прямо на Кадеш, потому что все войско сосредоточится в одном и том же месте и будет легко его разбить ударом с флангов. Рамзес верит.

Когда он утром оправляется в лобовую атаку на хеттов, его берут в клещи. Хетты рассредоточились в нескольких лагерях и сжали отряды Рамзеса II при помощи колесниц. Если от пехоты еще можно убежать, то от колесницы уже нельзя было уйти, т.к. колесницы были сделаны с шипами. Следовательно, хетты с нескольких сторон сдавили армию Рамзеса своими колесницами. Но тут произошло непредвиденное: Рамзес II и сам забыл, что он за 3-4 дня до сражения приказал большому египетскому отряду (практически полку) двигаться по берегу моря для того, чтобы прийти в Кадеш с воды. Он об этом забыл, но отряд не забыл. И когда войско Рамзеса II оказалось в безнадежном положении, сдавленное хеттскими колесницами, то в этот момент с моря подошла египетская пехота. Движение пехотинцев замыкали еще и колесницы. Рамзес понял, что помощь пришла, и теперь можно очень успешно сражаться. Дальше произошло еще более непредсказуемое событие: хетты, которые хотели сдавить армию Рамзеса, сгруппировались и начали давить самих себя собственными колесницами. Рамзес II с удовольствием описывает это в своей надписи. В этот момент подошла египетская пехота, и лучники начали очень успешно стрелять по хеттским водителям колесниц. Колесницы перестали быть боеспособными, тогда стали сражаться пехотинцы. А египетская пехота превосходила хеттскую и численностью, и умением. Таким образом, Рамзес победил при Кадеше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.