Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 3 страница




8. Появление письменности

Дальше происходит то, что неизбежно должно было произойти: когда у тебя много продуктов, когда ты много должен, а кто-то должен тебе, когда много торговых агентов, работающих на тебя, возникает вал информации, и эта информация не умещается у тебя в голове, увеличивается количество социальных связей, увеличиваются количество продуктов и их номенклатура – возникает письменность.

Первая стадия в развитии письменности – это предметное письмо. Оно было открыто только в 1982 году американской исследовательницей Денизой Шмандт-Бессера (http://vkontakte.ru/topic-18336832_23581301 и др.). Она археолог и антрополог. Сначала в южной части Иранского нагорья, а потом южной Месопотамии она обнаружила большое количество непонятных предметов, то что она назвала английским словом “ Tokens ”. Это буллы (небольшие камешки) разных размеров. Их 2 вида: одни явно изображают какие-то существа, а другие предназначены для счёта. Эти буллы помещались в глиняные конверты (кусок глины, куда закладывались эти камушки) и с гонцами передавались на дальние расстояния контрагентам. Человек, который получал такое предметное послание, считал сначала счётные фишки, а потом вынимал фишки обозначающие номенклатуру (козлы, бараны, овцы, лепёшки и т.д.), и он понимал, что ему надо с этим сделать. Речь шла либо и покупке, либо о продаже, либо об отдаче долга. Таким образом, предметное письмо было придумано торговцами, купцами, которые перевозили свой товар на дальние расстояния и сообщали контрагентам о характере сделки. Это великое открытие Шмандт-Бессера подвергалось, разумеется многочисленной критике. Говорили, что она нашла это только в южной части Иранского нагорья, и, если бы оно было настоящим письмом, то покрывало бы большие расстояния, но потом эти буллы нашли и в Сирии, и в Месопотамии, и на островах Персидского залива – всюду нашли эти буллы, и оказалось, что в V – начале IV тыс. всё прогрессивное (торговавшее) человечество активно пользовалось предметным письмом.

Недостаток предметного письма заключался в том, что с его помощью нельзя было написать, например, имя собственное, можно было только что-то считать, нельзя дать информацию виде цельного текста, нельзя записать предложение. Никто не знал, что делать дальше. Должно было пройти целое тысячелетие, прежде чем в конце IV тыс. какой-то умник, имя которого мы не знаем, не догадался писать содержимое конверта прямо на его поверхности. То есть человек складывал туда фишки с номенклатурой продуктов (ослы, бараны), а на конверте изображал голову осла, голову барана и числительные, эти самые кружочки счётных фишек, а потом другой умник догадался, что если ты всё это изображаешь на глиняном конверте, то тебе уже ничего не надо вкладывать внутрь. И тогда глиняный конверт стал просто доской, на которой можно писать (рисовать цифры и головы быков и баранов). Но прежде, чем до этого додумались должно было пройти тысячелетие, как говорил один классик, “не скоро ели предки наши” [все разумеется узнали в этой цитате солнце русской поэзии и его славное произведение “Руслан и Людмила”– О.С.], нескоро они и думали. Таким образом, в конце IV тыс. происходит революция, и предметное письмо сменяется рисуночным.

 

9. Энеолит

Так постепенно человечество вступает в новую фазу своего развития – происходит переход от неолита к бронзовому веку, который в археологии называется энеолит (IV-III тыс.) – это медно-каменный век. В это время возникают 4 наиболее развитые территории, в которых наиболее интенсивно проходит международная торговля и в которых появляется письменность – это Египет в Северной Африке, южная часть Месопотамии, то, что потом будет названо Шумер, юго-западная часть Иранского нагорья, где возникает государство Эллам и эламское письмо и северная часть полуострова Индостан, где в районе Инда появляются города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро, и также появляется письменность. Причём в этих 4-х регионах в конце IV тыс. до н.э. независимо друг друга появляются 4 вида письма. Это было началом новой фазы развития человечества – фазы информационной цивилизации.

В чём же заключается энеолитический сдвиг в истории?

1) В первую очередь он заключается в том, что земледельцы скапливаются около великих рек. Если раньше земледелие происходило за счёт дождевой воды, то теперь оно становится ирригационным: люди стекаются к берегам великих рек, отводят от них каналы и бассейны, дожидаются половодья, накапливают в каналах воду и, когда им нужно, подают её на поля. Каждый город прорывает свой собственный канал или бассейн, и интенсивность земледелия увеличивается, потому что вода равномерно подаётся на все поля вместе с плодородным илом, удобрение пропитывает почву абсолютно равномерно, и люди получают сказочно богатые урожаи. Таким образом, энеолитический сдвиг заключается в массовом переходе от поливного земледелия, связанного с дождевым орошением, к ирригационному.

2) Если говорить о технологии – это массовый переход от использования камня к использованию меди, а затем и бронзы. Человечество вступает в бронзовый век.

3) Появление письменности.

4) Если говорить о религии – это появление святилищ нового типа, которые мы называем храмами. Храм – это святилище на высокой искусственной платформе, к которой ведут лестницы или пандусы. Для храма свойственна 3-х частная планировка: центральное помещение, зал или внутренний дворик, вокруг которого группируются боковые пристройки, наличие ниш и выступов, причём в нишах могут стоять статуи божеств. Храм – это вертикально ориентированное святилище, то есть такое святилище, которое может состоять из большого числа платформ (от 3 до 7). Храм ранней древности – это, в первую очередь, ступенчатое сооружение, и это не случайно. Надо сказать, что храм, как только он возникает, становится не только культовым, но и хозяйственным центром поселения. В пристройках к храму организуются амбары, где хранятся зерновые запасы, позволяющие поселению выжить в случае неурожая или нападения врага. Поэтому можно сказать, что храм становится центром любого земледельческого поселения.

Почему же он вертикально ориентирован? Люди, которые занимаются ирригационным земледелием, уже не хотят уходить со своих мест, они там приживаются, потому что земля плодородна, река их кормит, соответственно меняется их мировоззрение. Земледелец – это не человек, который бегает туда-сюда, а живёт на одном месте. Он видит, что основные фазы сельскохозяйственного процесса коррелируют с восхождениями и захождениями небесных тел. Его сознание начинает ориентироваться наверх, на небо, потому что, когда восходит одно созвездие – пора выводить упряжку волов на поле, пора пахать, когда восходит другое созвездие – пора выпускать воду из каналов, третье – пора бросать зерно и т.д. То есть это вертикальная ориентация земледельческого сознания. И появляется двумерное членение мира, которого более раннее сознание не знает: теперь существует верхний мир, мир небесный, который управляет всей жизнью, и нижний мир, который подчиняется и находится в русле небесных законов. И именно поэтому устанавливается вертикальная ориентация храмов. Храмы начинают называть пуповинами, соединяющими Небо и Землю. Второе название храма – Великая гора (тоже то, что соединяет верх и низ и даже поддерживает, не даёт небу упасть на землю). У человека коренным образом меняется сознание, оно становится ориентированным наверх.

Возникает представление о круговом движении времени, о цикличности существования, возникает земледельческий календарь.

5) Если говорить о социальных сдвигах энеолитического периода – это смена одного типа общины другим. Человечество развивалось, как совокупность родовых общин, и сперва это была община материнского рода, когда всех детей считали по их матерям, потом появился отцовский род во главе с патриархом. Но уже в неолите родовая община сменяется соседской, потому что в составе крупного земледельческого поселения входит несколько родовых общин, которые являются соседями друг другу, и совершенно не обязательно они являются родственниками. И, наконец, третий тип общины – это территориальное общение. Энеолит даёт территориальную общину. Что это такое? Это 15-20 крупных племён, у которых конечно, есть свои патриархи, но это уже настолько крупная организация, число ее доходит от 2000 до 10000, что подчиняться патриархам она не может. Тут необходима организация нового уровня, поэтому энелиотическая община, территориальная община уже знает социальную иерархию. Появляется титул главы общины, и он же жрец храма.

Итак, постепенно появляются предпосылки для перехода от крупного земледельческого поселения к городу-государству. Предпосылок этих, как я уже сказал, довольно много – это переход к развитому земледелию, международная торговля, социальная иерархия, изобретение письменности, вертикальная ориентация храмов и т.д.

И теперь мы можем сформулировать что же такое город, и каковы его основные функции. Если брать этимологию, то город - это ограждённое поселение.

Понятно, что основа города – это стена, за которой он находится, и это важно, так как первая функция города – это защита запасов продукции от нападения из вне.

Вторая функция города – это обмен и торговля излишками продукции.

Принудительная организация населения на выполнение трудовых повинностей, в особенности на рытьё каналов. Без такой принудительной организации древние города не жили, потому что работы очень тяжёлые, далеко не каждый хотел в них участвовать, а делать это было нужно. Соответственно для обеспечения такой принудительной организации была создана армия, тюрьмы, суды и т.д. Появляются и органы государства.

Главное, что даёт город человечеству – это переход от родовой солидарности людей к трудовой солидарности, к тому, чтобы совместными усилиями обрабатывать одну и ту же землю, невзирая на происхождение, национальность, степень знатности, город объединяет людей в труде, и таким образом, он стирает различия между племенами, местами происхождения. Очень важно понимать, что город – это место интернациональной сплочённости людей, и, начиная с ранней древности, мы видим, что это так и есть – люди идентифицируют себя не по своему происхождению или этносу, а по месту, где они живут, и каждый человек того времени, в первую очередь, скажет о себе “Я сын такого-то города”, а потом уже будет рассуждать о своих родителях.

Наконец, город – это место, где появляется храм и представление о божестве. С точки зрения горожанина, божество или бог – это хозяин территориальной общины, это существо, которое объединяет всех людей в труде.

Итак, теперь можно сформулировать в целом, что город – это место производства и перераспределения прибавочного продукта. Такова его основная историческая функция.

Великая Ольга

 

 

Глава 2

История Месопотамии.

 

12.09.2011

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период.

 

1. Географическое положение Месопотамии

Слово “Месопотамия” в переводе с древнегреческого означает “Междуречье”. Это территория нынешней республики Ирак, расположенная между двумя полноводными реками Тигром и Евфратом. Территория разделяется на 4 геоклиматические зоны с севера на юг:

Зона предгорий. Почва в этом месте каменистая. Хлеб и другие сельскохозяйственные растения родятся не всегда, поэтому жители северной Месопотамии уже с древнейших времен занимались помимо земледелия торговлей (это была торговля по горам). Занимались они так же кузнечным делом, изготовлением оружия, и, впоследствии, они стали жить за счет войны. Эта территория северной Месопотамии получила историческое название «Ассирия».

Зона сухих степей(южнее). В древности она не была заселена. Через нее проходили караваны. Она не стала зоной цивилизации.

Зона пустыни (ещё южнее). Сюда заходит Сирийская пустыня, где жили кочевые племена, которые занимались разведением вьючных ослов, организацией торговых караванов. И здесь полноценная земледельческая цивилизация была невозможна.

Аллювиальная низменность (самая южная)(от слова «аллювий» — плодородный ил). Это слой почвы, нанесённый плодородным илом. Она появилась в результате регулярного разлива рек Тигра и Евфрата. Именно в этой последней, самой южной геоклиматической зоне возникает цивилизация. Там появляются первые города-государства Ближнего Востока, и там впервые возникает письменность. Почему? Дело в том, что почва, нанесённая плодородным илом, даёт очень большие урожаи, люди, раз получив такой урожай, уже не хотят переселяться на другие места. А если у семьи много хлеба, то создаются предпосылки для увеличения количества детей, скота. Создаются мощные земледельческо-скотоводческие хозяйства, и начинается экстенсивный период в развитии земледелия, когда главными показателями становятся количественные: сколько земли обрабатывается, сколько народа эта земля может прокормить, и насколько большой урожай получается. Люди, которые оседают на этой земле, понимают, что ничего лучшего они уже не найдут, и вдоль побережья Евфрата один за другим появляются города, причём каждый из них отводит от Евфрата собственный канал (1 город – 1 канал). Города располагаются на достаточном отдалении друг от друга. У каждого города автономное хозяйство, своя собственная ирригационная система. Это создаёт предпосылки для политической независимости городов-государств.

 

2. Предыстория Южной Месопотамии

Предыстория южной Месопотамии изучена уже довольно неплохо. Мы знаем, что во 2 половине IV тыс. до н.э. здесь появляется поселение, которое современные арабы называют “Убэйд” или “эль Убэйд”. Появляется так называемая убэйдская культура, которая характеризуется высоким уровнем развития сельского и металлургии. У убэйдцев происходит переход от каменных орудий труда к медным, затем и к бронзовым. Но, к сожалению, убэйдцам не посчастливилось изобрести письменность, поэтому мы не знаем, на каком языке они говорили, каким богам они поклонялись. Остались только памятники материальной культуры.

Вслед за убэйдцами на юг Месопотамии приходит второй народ, который мы называем условно шумерами. Это название условно, потому что Шумер — это юг Месопотамии, и, следовательно, люди, которые жили на юге, должны были называться шумерами. Таково было предположение Юлиуса Оперта, и мы до сих пор пользуемся этой его гипотезой и называем их шумерами. Как они сами себя называли, никто не знает. Они приходят в самом конце IV тыс., и мы до сих пор не знаем откуда. И точно также мы не знаем языки, родственные шумерскому. В мировой лингвистике существует несколько таких загадок – непонятно откуда происходящие языки (язык басков, язык гаушасков, эламский язык), и точно также мы не знаем родственников шумерского языка. Пока это не установлено, но существует множество гипотез. Последняя из них была высказана в 1997 году И. М. Дьяконовым. Он предположил родство шумерского языка и языков народов мунда (доарийских племен северной Индии). В настоящее время всё больше исследователей предполагают восточное происхождение шумеров. Считается, что они пришли в южную Месопотамию из северных районов Индии или северного Ирана, через иранское нагорье.

Третий народ, который появляется в южной Месопотамии в начале III тыс. до н.э. — это восточные семиты, которые в науке обычно называются аккадцами (от имени города Аккад). Они говорили на языке, родственном арабскому, арамейскому, еврейскому (то есть это семитский народ).

Эти три народа, убэйдцы, шумеры и аккадцы, создают на юге Месопотамии первые города государства. Три названных народа действуют как один. Из шумерских и аккадских текстов мы знаем, что они называли себя одним и тем же именем, «черноголовые» (шумеры и аккадцы точно, и, наверное, убэйдцы, хотя они не оставили надписей). Таким образом, они себя воспринимали как один народ, живущей на одной земле, занимающийся одним и тем же делом. Именно они создали первые города-государства, и это первый в истории пример мультикультурной цивилизации. Здесь никогда не было никакой межнациональной розни, межрелигиозных конфликтов, конфликтов между племенами и этносами. Если они были, то совершенно другого рода: за власть, за собственность, за землю, за богатство. Но люди, которые принимали участие в этих конфликтах, не обвиняли других людей по национальному признаку. Это был мультикультурализм с самого начала.

Пришли они все туда, потому что с этой земли собирались большие урожаи ячменя, полбы, пшеницы. Здесь можно было также собирать большие урожаи фиников и инжира, о чём я ещё расскажу впоследствии. Это само по себе привлекало древнего человека, потому что создавало предпосылку, как для увеличения семьи, так и для его территориальной экспансии, для расширения его влияния над пространством.

 

3. Условия жизни в Месопотамии

Но территория Древней Месопотамии таила также множество опасностей: здесь встречались (ются) 50 видов ядовитых змей, большое количество скорпионов, в древности было очень много кошачьих, причём крупных (леопарды, львы), и все эти “кисы” встречались буквально за углом, но, к несчастью, обычай месопотамских царей охотится на львов и леопардов очень быстро положил этому конец. (Змей по-прежнему 50 видов, а крупную кошку пойди найди J. В настоящее время в Багдаде один несчастный лев сидит в зоопарке. И львы, и леопарды с 1924 года занесены в Красную книгу, то есть их практически не осталось.) Обилие смертоносной фауны – это была одна неприятность, а другая – очень малое количестве полезных ископаемых. Не было ничего своего: не было строительного камня, и за ним нужно было куда-то ходить, не было необходимого строительного леса – это тоже означало, что должны были быть военные походы. Зато всегда была в изобилии нефть, но древнему человеку она не пригождалась! Он называл её просто «плохим маслом» (то есть масло, которое нельзя было употребить в пищу). Аккадцы говорили, что “это масло, которое вспыхивает”. Не было своего битума, асфальта, своего гипса – сплошные проблемы: нехватка полезных ископаемых по всей территории. Не было также высоких деревьев – сплошные кустарники или плантации финиковых пальм. Месопотамия – равнинная земля. Там есть холмы, но совсем нет гор, и человеку под палящим солнцем негде было скрыться. Он шёл по этой равнине и, если у него было убежище в виде жилища, то он мог скрыться, а если нет, то это было проблемой, поскольку финиковая пальма, листья которой растут на достаточно большой высоте, хорошо скрыть от солнца не могла. Жить было не удобно. Средняя температура летом — +45. Тени нет нигде.

Весной, в конце марта – начале апреля, начинался разлив рек. Он проходил бурно, смывая все на своем пути, поэтому жилища строили на сваях, которые становились всё более высокими, храмы создавались на платформах, чтобы очередное половодье не подмыло их. В этом бурном водовороте в ранней древности погибал скот, было много человеческих жертв, размывало кладбища, и тела плыли по рекам и по каналам. Всё было очень непросто. Нужно было собрать воду разлива в канал или в бассейн, для того, чтобы потом равномерно подавать её на поля. Весна была тяжёлым временем. Вода спадала начиная с середины мая, то есть это было довольно долгое половодье. Период с мая по июль — это было неплохое время. Как правило, оно уходило на восстановление порушенных жилищ и святилищ, и всё это время было посвящено богу кирпича, что неслучайно, поскольку это было время строительных и восстановительных работ. Люди знали, что потом будет гораздо хуже, поскольку потом наступало лето.

Лето – это, как правило, период войн (на Древнем Востоке войны проводились именно в летнее время). Помимо этого лето – время страшнейшей засухи, отсутствия дождя и резкого увеличения температуры. Кто выжил летом, начинал себя неплохо чувствовать в конце августа, когда температура понижалась, и изливались пока что небольшие дожди. Люди облегчённо вздыхали. Это был период, когда можно было начинать сеять хлеб. Ячмень сеяли осенью. Причём были две культуры – ранний и поздний ячмень. Нужно было успеть его посеять до середины октября, поскольку в этот время начинался сезон дождей, который продолжался до конца февраля. В этот период дождь шёл, не переставая. Это была тяжёлая ситуация, так как дожди сопровождались разливами воды в канале, усилением южного ветра со стороны Персидского залива. Вся эта ситуация, когда льёт сверху и льёт снизу, воспринималась древним человеком как потоп. Самая распространенная месопотамская мифологема - это мифологема потопа, и это неудивительно, так как сама природа располагала к такому мироощущению. Посеянный осенью ячмень нужно было сжать весной, в марте, до того, как начнётся разлив рек. Нужно было опередить разлив, так как потом было уже поздно. Люди быстро сжимали ячмень, и потом наступала вода, первое новолуние после начала разлива рек считалось Новым годом, и люди праздновали. Это была новая точка отсчёта времени, когда считалось, что мир творится заново.

Я описал сельскохозяйственный круг человека Древней Месопотамии, и вы видите, насколько им было тяжело, насколько мало было просветов в жизни древнего человека. Ситуация в целом была суровой, выжить на этой земле было непросто. Но люди её не покидали, потому что слишком хороши были урожаи. Вот по этой причине люди самых разных национальностей, племен собирались на территории вдоль берегов Евфрата, а потом и Тигра, принимали участие в очень трудоемких и опасных ирригационных работах и создавали первые города. К началу III тыс. до н.э. в Месопотамии существовало около 20 городов-государств. Наиболее известные из них - Ур, Урук, Джемдет-Наср, Эреду, Лагаш, Умма и др. В дальнейшем речь пойдёт именно о них.

 

4. Месопотамские города-государства

В XXX веке до н.э. в городе Уруке появляется письменность. Там создаются хозяйственные документы, записанные рисуночным письмом, поэтому именно город Урук может считаться родиной письма на Ближнем Востоке. Это уже не прежнее предметное письмо, это письмо на глиняных табличках.

Здесь нужно сказать о тех материалах, которые создали месопотамскую культуру.

Как я уже сказал, не было камня и леса, но была глина в большом количестве и очень высокого качества, был тростник самых разных сортов, была финиковая пальма, были высокие кустарники тамариска, практически деревья – и все это было основой основ для месопотамской экономики. На основе глины, смешанной с песком и тростником создавался кирпич-сырец, из которого строились жилища, преимущественно богатых людей, и храмы. Жилища людей поплоше состояли только из тростника (сплетённый тростник, в доме тростниковые циновки, сиденья). Жилища богатых — это двухэтажные здания из кирпича-сырца. В первом этаже такого здания была кладовая, комнаты для прислуги и гостевая (гостей принимали на первом этаже). Во втором этаже жили хозяева, причём он был поделён на мужскую и женскую половины. Дети сначала жили при матери, а потом, если это были мальчики, по достижении совершеннолетия переходили к отцу на его половину. Окон не было. Свет проходил через проём в крыше, и сама она была необыкновенно важна для жилища: на ней могли спать в особо жаркую погоду, там нередко приносились жертвы богам. Крыши часто служили наблюдательная площадками, когда люди хотели посмотреть на звездное небо и поклониться богам. Из глины можно было прекрасно лепить таблички любой формы, которые потом высушивались, а если их предполагали хранить очень долго, то и обжигались. Все дошедшие до нас тексты – это тексты на глиняных табличках. Они в абсолютной сохранности, поскольку огонь им не вредит. Единственная проблема — это выступание соли на поверхности, если их неверно хранить.

Финиковая пальма. (Есть такая замечательная книга ассириолога Бенно Ландсбергера [Benno Landsberger “The date palm and its by-products according to the cuneiform sources” – О.С.], которая называется “Финиковая пальма и продукты из неё”, которая описывает более 100 продуктов, которые можно изготовить из финиковой пальмы). Буквально из каждой её части можно было что-то изготовить: это как продукты питания (каша, патока, вино, пиво, пирожные); так и различные технические приспособления. Человек, имевший плантацию финиковых пальм, мог с гарантией выжить в условиях любого кризиса. Такие люди считались очень состоятельными.

Тамариск. Он был очень хорош для изготовления рукоятей сельскохозяйственных орудий, особенно рукоятей плуга, поэтому его активно использовали в ремесленных технологиях.

Это немного, но это немногое человек в Древней Месопотамии использовал на 100%.

Когда цивилизация развивается таким способом, когда мало продуктов, мало своего леса, камня, что при этом происходит? А происходят очень интересные вещи. Если у тебя мало своего, то ты идешь к соседям, и дальше у тебя 2 способа получить то, что ты хочешь: либо ты воюешь с соседями и отбираешь у них это, либо ты торгуешь тем, что у тебя есть, или обмениваешь. Но для того, чтобы с соседями говорить, нужно для начала знать тот язык, на котором они говорят. Поэтому особенность месопотамской цивилизации в том, что для людей в этом регионе не существовало языковых барьеров, потому что они постоянно общались с соседями: с кем-то воевали, с кем-то вступали в переговоры и т.п. Каждый месопотамский человек был полиглот. Ребёнка учили сразу говорить на двух языках - на шумерском и на аккадском, а в дальнейшем он, втягиваясь в эту жизнь, учил еще 2-3 языка, на которых общался. Оказывается, что нехватка материальных ресурсов приводит к мультикультурализму и к полиглотии (людям нужно что-то достать, это есть только у соседей, значит, надо учить языки, нужно погружаться в обычаи, традиции, для того, чтобы понять другого). И люди становятся цивилизованными. Вот такой парадокс. Но потом на примере Египта, мы с вами увидим, что наоборот тоже бывает: у египтян всё было своё, далеко ходить особенно не нужно, и результатом этого стало отсутствие желания общаться с другими народами, и как следствие ксенофобия. Это очень интересные культурные процессы, и нужно эти вещи замечать. Таким образом, цивилизация, лишённая большого количества материальных ресурсов сама в себе накопила ресурсы духовные: большое количество языков, тонкая, сложная дипломатия, которая позволяла организовывать международную торговлю – всё это меняло облик людей, причём в лучшую сторону.

Итак, в Уруке появляется письменность. Появляется она потому, что увеличивается количество социальных связей. Когда появляется письменность, возникает традиция обучения письму. Следовательно, должна возникнуть и школа, и система образования. И, действительно, не прошло и 150 лет, как мы видим на территории Месопотамии первую школу. Возникает она в городе Уре, и там уже происходит переход от рисуночного письма к словесно-слоговому. Ну, а где школа, там и библиотека и архив, поэтому первые библиотеки датируются 28-27 вв. до н.э. И вот уже во второй половине III тыс. перед нами информационная цивилизация.

Теперь посмотрим, как же выглядит социальная структура месопотамского общества в это время. Каждый город располагается вокруг своего главного храма. Бог, живущий в этом храме, считается хозяином города. У главного городского храма есть верховный жрец, он называется «эн» (в переводе означает “господин”, “обладатель”) или «энси». Он называется так не случайно, потому что основная культовая функция эна — это участие в обряде “священного брака”, где он выступает в роли бога. Что такое “священный брак”? Это ежегодный весенний обряд культа плодородия, в котором участвуют верховный жрец и верховная жрица храма, они изображают роли бога и богини. Это половое соитие, которое имитирует соитие богов. Результатом этого обряда должно стать плодородие земли в наступившем году, увеличение количества детей и скота. Ну и материальным результатом такого обряда, как нам известно, являлось рождение ребенка, который считался ребенком богов. У него был особый статус: поскольку его родителями были боги, повзрослев, он мог претендовать на титул правителя города. Обряд священного брака был главным обрядом южной Месопотамии, проходил он сразу после Нового Года в каждом из городов, и считалось, что без него совершенно не возможна никакая власть и никакой урожай. Потому верховный жрец главного храма, эн, был и правителем всего города.

Ниже по иерархии был главный администратор храма, который распоряжался его материальными ресурсами. Еще ниже стояла храмовая администрация, различного рода жрецы, которые выполняли функцию чиновников и получали за свой труд натуральную выдачу, то есть выдачу продуктами из храмового фонда. У храма была земля, которая называлась “земля Бога”, которую обрабатывали общинники-земледельцы по очереди. Были списки очередников, когда наступала очередь такого-то человека, он шёл, работал на храм на храмовой земле, и потом получал за это либо часть урожая, либо натуральную выдачу. Урожай, собранный с “земли Бога” отходил в неприкосновенный запас, он хранился в храме и использовался в случае голода, нападения врага и других экстремальных событий. Из этого же урожая кормили жрецов храмовой администрации. При храмовой администрации существовали также ремесленные мастерские и торговые агенты. Торговали в то время от храма, в храм несли всю выручку, взамен получали натуральные отчисления. Ровно то же самое происходило с ремесленниками: ремесленник отдавал всю выручку от продажи своих изделий храму и взамен получал вознаграждение.

Но, разумеется, город-государство никогда не ограничивался храмом, потому что большая часть земли, находившейся на территории города, принадлежала так называемым «большесемейным общинам», которые насчитывали до 500 человек каждая. Именно эти общины были главными собственниками земли в Южной Месопотамии. У городской общины был свой орган управления — народное собрание. Оно состояло из «отцов города», то есть старейшин, и «юношей города», как правило, из воинов, из людей, которые призывались на военные действия. “Спикером”, как бы мы сейчас сказали, такого парламента, его председателем был эн. Но это не означает, что собрание во всём слушалось эна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.