Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы диагностики интеллекта и способностей




интеллект является метанаучной категорией, сложным, многоаспектным объектом исследования. В связи с этим, в ситуации диагностики неизбежна редукция исходного понятия до измеряемого состояния – «психометрический интеллект».

Достаточно удобной, на наш взгляд, является модель интеллекта Г.Айзенка, который предлагает рассматривать три уровня интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Психометрический интеллект – то, что измеряется с помощью психологических тестов, а именно, способность к решению различного рода задач. Как отмечает А.Анастази, поскольку большинство задач в тестах интеллекта связано с обучением, «психометрический интеллект» по сути есть интеллект академический, образовательный.

Само понятие «интеллект» впервые оформилось в качестве научной психологической категории благодаря тестологии. На основании многочисленных факторных исследований сложились две прямо противоположные линии трактовки природы интеллекта: одна связана с признанием общего фактора интеллекта, представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (позиция Ч. Спирмена), другая – с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных факторов (позиция Л. Терстоуна).

 

10.Факторные модели интеллекта. IQ: психологический смысл, подходы к определению и интерпритации.

В истории психодиагностики используют два подхода-два конструкта:

- однофакторный Спирмен;

-многофакторный Терстоун.

История развития тестологических исследований, опирающихся на факторные теории интеллекта, показала, что более жизнеспособной оказалась точка зрения Ч.Спирмена. Наличие генерального фактора интеллекта (фактора G), а также совокупности подчиненных ему специфических факторов, проявляющих себя при решении конкретных задач (S-факторов), признавали многие теоретики интеллекта. Фактор G, по Ч.Спирмену, это некая «умственная энергия», а именно, фактор G – это и есть собственно интеллект. G-фактор обладает определенной степенью инерции и колебания энергии, то есть скоростью перехода от одного вида активности к другому и легкостью ее восстановления после работы. Генеральный фактор латентен и по-разному проявляется при решении различного типа задач. Максимальным его влияние оказывается в действиях, протекающих во внутреннем плане, минимальным – в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.

Показатель IQ отражает скорее не уровень интеллекта, а степень приобщенности индивида к культуре. «IQ является отражением предшествующих достижений в обучении и предиктором последующих. Поскольку функции, которыми овладевают в процессе получения образования, имеют первостепенное значение в современных культурах с передовыми технологиями, показатель по тесту академического интеллекта служит также эффективным предиктором успешной профессиональной или иной деятельности в таких культурах» (А. Анастази, С. Урбина, 2001; с.326).

В целом, в основании измерительного подхода лежит представление об «идеальном интеллекте» как некотором гипотетическом конструкте. Предполагается, что распределение людей по уровню интеллекта аналогично большинству биологических и социальных признаков описывается законом нормального распределения. Традиционная психометрика является составной частью дифференциально-психологических исследований, позволяющих выявлять индивидуальные отличия в интеллекте по сравнению со статистическими нормами, но не объясняющих механизмы выполнения различного типа интеллектуальных задач.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.