Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель интеллекта Кеттелла. Общая характеристика культурно-свободного теста Кеттелла. Прогрессивные матрицы Равена




Общая характеристика интеллектуального теста Д. Векслера: сфера применения, психологический смысл субтестов.

Тест Векслера проводится индивидуально. Время процедуры приблизительно 1,5 часа. В связи с этим можно оценивать не только количественные показатели, но и качественные.Субтесты ограничены по времени и их порядок можно менять. Методика адаптирована возрасту и умственному развитию, используют два варианта:

А) для детей и подростков (5,5-16)

Б) для взрослых(16-64)

Согласно модели Векслера G-фактор-это фактор первого порядка.

Gверб. и Gневерб.-факторы второго порядка.

Факторы третьего порядка-частные случаи-ряд специфических факторов.

Это однофактрорный подход.

В основе лежит иерархическая модель интеллекта. Частные способности диагностируются с помощью отдельных субтестов, кторых 11 у взрослых и 12 у детей.

Субтесты вербальные:

1Осведомленность(эрудированность, база знаний)

2Понятливость(на соц. Опытность)

3Арифметический(решение задач в уме)

4Сходство(найти общее между)

5Повторение цифр(на слух)

6Словарный или словарь(центральная характеристика интеллекта).

Невербальный субтест:

1Шифровка(скорость перекодирования информации).

2Недостающие детали(на осведомленность перцеп.)

3Кубики Косса(центральный субтест неверб.;перцепт. Анализ)

4Последовательность картинки

5Складывание фигур(перцепт. Синтез)

6У детей

Сфера применения:в медецинской, педагогич., психологич. Практике.

Среди современных моделей структуры интеллекта можно упомянуть наиболее.разработанную,апоэтомуизавоевавшуюпризнаниемногихисследователей,концепцию, предложенную Кеттеллом (Cattell, 1971). В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc). Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании интеллекта, сущность которого — постижение отношений, зависимостей. Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природно обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными от культуры».Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла.

Тест Р. Кеттелла направлен на измерение «флюидного» (свободного) интеллекта, понимаемого Р. Кеттеллом как общая способность человека к «образованию отношения», которая не связана с усвоением специфических знаний, умений и навыков и опирается на понимание логических взаимосвязей между воспринимаемыми объектами (А.Ф. Денисов, Е.Д. Дорофеев, 1994). Способность к «образованию отношения» оценивается на основе перцептивных заданий, сгруппированных в 4 субтеста. Ряд авторов рассматривает тест Р. Кеттелла как инструмент диагностики потенциальной способности испытуемых к интеллектуальной деятельности (Л.Н. Собчик, 2003).К невербальным тестам интеллекта ряд авторов относят также некоторые рисуночные методики. В качестве примеров можно привести тест Нарисуй человека (Ф.Гудинаф, 1926г), а также его модификацию – Тест рисования Гудинаф-Харриса (1963).

Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Методика впервые опубликована в 1938 году и основана на гештальт-теории. В качестве материала в методике используются абстрактные фигуры, организованные по определенному закону. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Сначала осуществляется глобальное оценивание матрицы, затем изображение дифференцируется на части с выделением принципа их интеграции. При подборе заданий соблюдается принцип прогрессивности: выполнение предыдущих заданий является подготовкой к выполнению последующих.

Существует несколько вариантов Прогрессивных матриц: стандартные черно-белые, цветные, повышенной сложности. Для каждого варианта методики разработано несколько серий заданий, трудность которых повышается как внутри каждой серии, так и от серии к серии

№ 19 Критика традиционных IQ-тестов в отечественной психологии. Тесты умственного развития. Общая характеристика ШТУР.

Критика:

1Основной пункт критики-это то что IQ-тест- это продукт западной культуры.

2Невозможность сведения всех проявлений интеллекта к одному показателю.

3Отсутствие четкой информации о психологическом содержании отдельных субтестов.

Под руковод­ством К. М. Гуревича сотрудники лаборатории психодиагностики М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В, Г, Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Ло­гинова разработали «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8-х классов. При­ступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию норматив­ности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников и в течение всей работы опирались на сведе­ния, получаемые в беседах с учителями. Понятия подбирались по ос­новным учебным дисциплинам, преподаваемым в школе: естествен­ным, гуманитарным и физико-математическим.

Тест «ШТУР» содержит задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: «осведомленность» (два субтеста), «аналогии» (один суб­тест), «классификация» (один субтест), «обобщение» (один субтест), «числовые ряды» (один субтест). Включенные в эти субтесты поня­тия входят в число необходимых для общего развития детей.

В Психологическом институте РАО были разработаны четыре тес­та для диагностики умственного развития школьников разного воз­раста. Все они опираются на концепцию социально-психологических нормативов, предложенную К. М. Гуревичем [35]. Согласно этой кон-

цепции, психическое развитие индивидов происходит под воздействи­ем системы требований, которые общество предъявляет к каждом своему члену. Человек, чтобы не быть отвергнутым той социальной общностью, в которую он включен, чтобы реализовать себя в услови­ях, созданных этой общностью, должен овладеть этими требованиями.

Тест критериальный.отличия тестов ум­ственного развития, ориентированных на норматив, от традиционных тестов интеллекта.Первое отличие — особое содержание большинства заданий тес­тов. Если обычно автор интеллектуального т^ста при отборе понятий, включаемых в задания, руководствуется собственным опытом и инту­ицией, проверяя себя практикой, и использует, как правило, житейские понятия, то авторы нормативно-ориентированных тестов опирались на анализ школьных программ. В них содержатся основополагающие понятия, а также умственные действия, владение которыми может слу­жить показателем умственного развития школьников. При отборе поня­тий психологи старались, чтобы они примерно в равных пропорциях представляли все изучаемые учебные предметы и циклы (обществен­но-гуманитарный, естественно-научный и физико-математический).Второе отличие рассматриваемых методик от тестов интеллекта заключается в иных способах репрезентации и обработки диагности­ческих результатов, основными среди которых является отказ от стати­стической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-пси­хологическому нормативу. В тестах норматив представлен в форме полного набора заданий.

Третье отличие отечественных тестов умственного развития от традиционных — коррекционность, дающая возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.