Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика личностных опросников, проблема достоверности




Проблема диагностики креативности и творческих способностей. Тест креативности Торренса.

В традиционной психометрике аналогом понятия «творческие способности» выступает понятие «креативность». Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей разработаны недостаточно. В широком смысле креативность можно определить как способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей, способность к созданию нового, отказываться от стереотипных способов мышления. Как отмечает Д.Б.Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Практически невозможно прогнозировать момент озарения и творческого решения, а также точно установить качество самого творческого продукта. Любая процедура диагностики предполагает некоторую регламентацию, в то время как творческие идеи возникают в нерегламентированных условиях и, зачастую, вне связи с целью конкретной познавательной деятельности. В этом и есть суть проблемы.

Тест креативности Е. Торренса самый известный в мировой психологической практике страндартизованный инструмент для измерения творческого (креативного) мышления.

Тест позволяет оценить уровни вербальной и образной креативности; отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Тест креативности Е. Торренса предназначен для подбора сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения и находить выход в новых неизвестных ситуациях; позволяет прогнозировать школьную адаптацию креативных учащихся, проводить экспертизу обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

 

Традиционно при диагностике личностных черт в качестве инструмента используют опросники. Опросник – это более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. В качестве пунктов теста выступают различные типы ситуаций. Вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы, обычно изображаемые в виде графика.

Факторы, искажающие результат, можно объединить в две группы: факторы, связанные с искажением ответов, и факторы, связанные с искажениями в понимании вопросов.

1. Факторы, связанные с искажением ответов.

1) Возможность фальсификации ответов. Фальсификация – это создание впечатления путем обмана, сознательное введение в заблуждение. Чем легче испытуемым распознать черту, выше вероятность фальсификации ответа. Однако, возможность – не есть реальность. По данным исследований, большинство людей желают быть искренними.

2) Установки на определенные ответы. В настоящее время относят к стилевым характеристикам личности (стиль ответов, индикаторы личностных особенностей). В качестве материала для диагноза выступает скорее «план поведения при ответе», чем сами ответы.

- Установка на социально-желательные ответы, т.е. ответы, которые предписываются общественными или групповыми нормами. Подобные установки чаще влияют на ответ неосознанно и связаны с желанием выглядеть не хуже других, естественной потребностью в самозащите, в поддержании позитивного «Я-образа» и в самоуважении. Влияние социальной желательности усиливается, если существует некоторая связь между результатами исследования и благополучием испытуемого. Влияние минимально в том случае, если испытуемый явно заинтересован в объективной информации о самом себе. В зависимости от обстоятельств может проявиться тенденция «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим».

2. Факторы, связанные с искажениями в понимании вопросов.

Можно выделить чисто когнитивный и психологический аспекты понимания вопроса. Сложности когнитивного понимания исправляются посредством коррекция, упрощения вопросов.

Рассмотрим подробнее психологические аспекты понимания вопросов. Согласно модели ответов на вопросы опросника Л. Голдберга, при ответе на вопрос испытуемый: 1) представляет континуум черты в популяции (признает существование различной интенсивности, степени выраженности той или иной черты у разных людей); 2) понимает границу вопроса на континууме черты, т.е. ту точку на континууме, справа от которой располагается ответ «да», а слева – «нет»; 3) отдает себе отчет в том, какое место он занимает в континууме, т.е., понимает, в какой степени он как личность обладает определенной чертой; 4) отвечает «да» или «нет» в соответствии с прохождением первых трех этапов.

Л. Голдберг вводит понятие «неясности вопроса» - неуверенности, сомнения в ответе, которая определяется через широту полосы неясности. Испытуемые по-разному определяют границы вопроса, возникает распределение подобных границ. Возникает некоторая «полоса нерешительности», неспособности принять однозначное решение. Широта полосы называется показателем неясности, или амбдекс. Сложность оценки себя как личности по отношению к черте отождествляется с трудностью вопроса. Чем ближе к своему месту на континууме испытуемый видит границу вопроса, тем труднее ему ответить. Показатель неясности – амбдекс – связывает данные, предстающие в виде % ответов «да» в двух обследованиях (первом и повторном) и % изменения ответов при повторном исследовании.

Психометрический парадокс – вопросы с высокой дискриминативностью обладают низкой надежностью и наоборот (надежны низко дискриминативные вопросы). Однозначного объяснения психометрического парадокса не существует. Практически все вопросы вызывают психометрический парадокс.

Одно из общепринятых объяснений предпринято М.Новаковской. Вопросы, оставаясь формально неизменными, подвержены семантическим преобразованиям как в интер-, так и в интраиндивидуальном планах. М.Новаковская выделяет три детерминанты ответов на вопросы: выраженность черты, значение придаваемое вопросу, степень легкости принятия решения об ответе.

Существуют два типа психометрического парадокса.

Парадокс типа А возникает при вопросах, поддающихся различному истолкованию, а также когда трудно принять решение об ответе (в связи с неявной выраженностью черты).

Парадокс типа В возникает при однозначных вопросах, в том числе при односторонних вопросах («да» - черта есть, «нет» - черта возможно есть, а возможно нет).

 

15.Теории личностных черт. Общая характеристика опросника 16 пф(методика Кеттелла).

Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века уже упоминавшимся в статье о гуманистическом направлении в психологии американским психологом Г. Олпортом.

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р. Кеттела. Если Г. Олпорт, ставя во главу угла индивидуальные диспозиции, использовал, главным образом, идиографический метод исследования, направленный на углубленное изучение конкретного человека, то Г. Айзенк и Р. Кеттел, опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк, и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии является прогностической, т. е. главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации.

В результате длительных многоплановых исследований Р. Кеттел выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики "Шестнадцать личностных факторов" (16 PF).

 

16.Общая характеристика MMPI (СМИЛ). Сфера применения и диагностические возможности.

Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личност-

ный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory — MMPI).

Его авторы — С. Хетуэй и Дж. Маккинли, год создания — 1941-й.

первоначально он рас-

сматривался как средство вспомогательного психиатрического диагно-

за, то в настоящее время считается инструментом, измеряющим степень

сходства испытуемого с характерными личностными свойствами тех

групп лиц, по которым валидизировалась каждая шкала.

MMPI состоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испы-

туемый дает ответ ≪верно≫, ≪неверно≫ или ≪не могу сказать≫. При инди-

видуальном проведении методики эти высказывания предъявляются

на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответствен-

но трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для

группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в

тестовой тетради, а испытуемые записывали ответы на специальном__бланке.

В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных

и 10 клинических.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испыту-

емых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

• шкала лжи (L);

• шкала достоверности (F);

• шкапа коррекции (К).

К базисным шкалам относится:

Ипохондрия;

Женст-мужест-ть;

Психопатия;

Истерия;

Депрессия;

И др.

При обследовании MMPI первичные (≪сырые≫) баллы по каждой шка-

ле, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами

со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон раз-

броса в границах нормы — от 30 до 70.

 

К 60-м гг. этот опросник занял прочное положение главной методи-

ки и применялся более часто для диагностики нормальных людей в

ходе их консультирования, приема на работу, поступления на воен-

ную службу, для медицинского обследования и судебно- медицинской

экспертизы, чем для оценки психически больных, хотя первоначально

он разрабатывался и использовался в клинике при постановке психи-

атрического диагноза.

 

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е годы. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений. (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация.

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л. Н. Собчик, 1971).

Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза. Грустно это признать, но врачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время как психодиагностики призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.