Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты изучения психофизиологических и конституциональных особенностей работников ж/д транспорта




Железнодорожный транспорт — ведущая отрасль народного хозяйства, формирующая широкий спектр медико-профилактических проблем. Труд работников основных железнодорожных профессий связан с обеспечением безопасности движения поездов и личной безопасности, протекает в неблагоприятных условиях, характеризующихся комплексным воздействием вредных производственных факторов различной природы и интенсивности (Прохоров A.A., 1996; Капцов В.А. и соавт., 2001).

Основная задача сохранения здоровья работников железнодорожного транспорта — разработка методов ранней диагностики нарушений здоровья и проведение профессионально направленного профилактического лечения (Коршунов Ю.Н. и соавт., 1990; Викторов B.C. и соавт., 2000; Юрьев A.C. и соавт., 2000).

Профилактика нарушений состояния здоровья работников железнодорожного транспорта является одной из приоритетных задач клинической медицины и проблем профилактики, гигиенической науки, практики и охраны труда (Капцов В.А. и соавт., 2001).

Высокие требования к психофизиологическому, морально-психологическому состоянию, работающих на железнодорожном транспорте, адекватные диагностические и терапевтические технологии по восстановлению и поддержанию профессиональной работоспособности повышают безопасность движения поездов.

 

С 2010 г. в ОАО «РЖД» ведутся работы, направленные на совершенствование методов психофизиологического обеспечения локомотивных бригад. В частности, планом научно – технических работ Компании до 2015 г. предусмотрены исследования, цель которых – изучить утомляемость бригад при ведении поезда, дать оценку психофизиологических и психологических качеств машинистов и помощников. Работы выполняются специалистами Негосударственного учреждения здравоохранения «Научный клинический центр ОАО “РЖД”» [8]. Профессиональный психологический отбор членов локомотивных бригад, как правило, основан на результатах использования базовых психофизиологических методик. Широко используются такие, как устойчивость к монотонии (ГЭД), скорость переключение внимания и эмоциональная устойчивость (красно – черные таблицы), исследования стрессоустойчивости. Анализ работ последних лет свидетельствует о том, что используемые методики, в целом дают возможность психологу уже по результатам первичного исследование достаточно точно определить психофизиологический статус машиниста или помощника [3]

Для изучения особенностей личности кандидата в качестве базовых рекомендуется использовать следующие методики:

1. тест цветовых выборов Люшера – для оценки актуального психоэмоционального состояния; 2. тест Лири – для диагностики межличностных отношений;

3. 16-ти факторный личностный опросник Кэттела – для комплексной оценки личностного портрета. На основании личностного тестирования строится прогноз по профессиональной психологической адаптации работника, и выдаются заключения в виде индивидуальной карты обследования с перечислением проведенных методик, оценкой их выполнения, датой проведения обследования и присвоением группы профпригодности, а также соответствующие рекомендации начальнику депо [1].

Обследование включает в себя следующие методики:

Психологические 1. тест "САН" - методика оценки самочувствия, активности, настроения; 2. тест Ч.Д.Спилбергера - методика оценки тревожности; 3. методика оценки критической частоты слияния световых мельканий; 4. методика оценки чувства времени; 5. методика оценки времени простой сенсомоторной реакции; 6. методика оценки реакции на движущийся объект; 7. методика оценки тремора; 8. теппинг-тест.

Физиологические (проводятся при наличии соответствующего специалиста и диагностической техники) 1. ритмография; 2. стабилография; 3. методы оценки гемодинамических показателей; 4. аккупунктурная диагностика.

При обследовании могут быть использованы пробы с дозированной физической нагрузкой. На основе опроса или анкетирования выявляют самочувствие работников локомотивной бригады, продолжительность сна и отдыха после последней поездки и возможность приема ими лекарственных препаратов и алкоголя [1].

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно сделать следующие выводы:

· для обеспечения сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности машинистов железнодорожного транспорта в условиях движения целесообразно дополнить их обследовали исследованием функционального состояния центральной нервной системы;

· организовать постоянной контроль психофизиологического состояния машинистов методами оценки психофизиологического состояния включающим себе определение концентрации внимания и степени развития стресса;

· необходимо организовать периодическое тестирование для выявления допатологических (предпатологических) состояния машиниста;

· в качестве методик стрессоустойчивости рекомендуется использовать тесты Кеттелла, Люшера, Шмишека и Айзека;

· введение в перечень изучаемых факторов показателей образа и качества жизни и степени удовлетворенности работой;

· создать комплексы коррекционных мероприятий для профилактики показателей психофизиологической пригодности работников локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья, и обеспечить безопасность движения в целом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.