КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика в системе развития персонала
Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого. Психодиагностика как наука(предмет и структура психодиагностики).Этика психодиагностического обследования. 1.Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностика — это не только направление практической психологии, но и научная дисциплина, чтобы более четко представить себе специфику психодиагностики как сферы практической деятельности психолога, надо понять особенность психодиагностики как теоретической дисциплины или общей психодиагностики. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой - их конкретное воплощение- способ движения от абстрактной теории, от обобщения - к конкретному факту. Психологическая диагностика (или Психодиагностика), согласно энциклопедическому словарю по психологии под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко, определяется как «наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Предмет психодиагностики как научного знания: Психодиагностика как научная дисциплина – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки измерения индивидуально-психологических особенностей личности. [Л.Ф.Бурлачук «Психодиагностика».] Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения особенностей человека (свойств его личности). Объектом психодиагностики могут выступать навыки и умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы и потребности, интересы и черты личности. В результате развития психодиагностики, как науки, сложились основные сферы применения психологических методик на практике, т.е. отрасли общей психодиагностики Этика психодиагностического обследования. Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. Психолог, производящий диагностику должен понимать, что результаты его исследований всегда приобретают личностный смысл для обследуемого. Отсюда – важное требование профессиональной этики психолога- не причинить морального ущерба личности, не допускать предвзятого отношения к обследуемому. Так как психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе для соматического и нервно- психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования, проводить такие обследования имеет право только подготовленный и квалифицированный специалист. Это один из этических принципов психодиагностики. Есть и ряд других. Д.А. Леонтьев выделяет следующие профессионально-этические стандарты и требования к диагносту: · Профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста; · Конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации; · Сохранение профессиональной тайны; · Ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам; · Соблюдение принципа благополучия клиентов, права клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования; · Принцип психокоррекционного эффекта обратной связи; · Соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.13 Л.Д.Столяренко добавляет к вышеперечисленным такие этические принципы психодиагностики: · Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем; · Принцип объективности- обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок; · Принцип психопрофилактического изложения результатов- результаты должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте Рассмотрим процесс реализации стратегии развития персонала на примере менеджмента среднего уровня промышленного предприятия. Реализация стратегии развития персонала базируется на концепции систематического обучения. Главная задача первого этапа – формирование целевых групп и определение потребностей в обучении каждой целевой группы. · определение потребностей в обучении и необходимых для этого инструментах: чек-листах, вопросниках и т.п., · подходы к источникам информации, используемой для определения потребностей в обучении. Каждый менеджер среднего звена является одновременно и руководителем и специалистом. Поэтому для этой категории персонала необходимо определить потребности, как в развитии управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний. Критерии для оценки и определения потребности в развитии менеджеров среднего звена: · степень готовности к работе, · уровень самостоятельности, · инициативность, · надежность выполнения работ, · способность убеждать, · сотрудничество, · деловая контактность, · умение мотивировать сотрудников, · умение координировать работу сотрудников. В качестве примера приведем описание шкалы, используемой для оценки персонала по критерию "степень готовности к работе". В какой степени сотрудники готовы брать на себя задачи в сфере своей компетенции? Стремятся ли довести работу до конца, если это связано с трудностями и прилагаемые усилия не сразу ведут к успеху? Для определения потребностей в обучении необходимо знать, с одной стороны, существующий уровень менеджеров, с другой – зафиксировать желаемый, но реально достижимый уровень квалификации по каждому из критериев. Применительно к руководителям среднего звена для повышения объективности полученных данных целесообразно иметь индивидуальную оценку уровня деловой компетенции. Анкетирование. · качества, в большей степени характеризующие личность сотрудника; · качества, характеризующие в большей степени когнитивную (интеллектуальную) сферу сотрудника; · качества, в большей степени характеризующие поведенческую сферу сотрудника. Анкетирование происходило по двум группам навыков и умений: · навыки и умения, которые в основном необходимы при работе с людьми; · навыки и умения, которые в основном необходимы при работе с информационными потоками. Тестирование. Собеседование. · на уточнение данных тестирования и анкетирования; · на выявление особенностей ценностных ориентаций и мотивационной системы; · на определение условий, способствующих и тормозящих самореализацию персонала на фирме.
Пять критериев, которые наиболее полно характеризуют потенциал сотрудников: Оценка навыков и умений ведения деловых бесед и решения управленческих задач. · уровень адекватности отражения управленческой ситуации, ее участников и своей роли в ней; · наличие достаточного количества (не менее 3) отработанных форм поведения в стандартных ситуациях; · умение быть разным, т.е. использовать разнообразные стили руководства; · умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации; · умение быть интересным, нужным и уважаемым, т.е. навыки по формированию авторитета.
Оценка навыков работы с информационными потоками. · умение разделять основное от второстепенного и навыки по сбору необходимой информации; · умение сжимать и разворачивать информацию, например, просто говорить о сложном и сложно о простом; · навыки постановки целей и построения поэтапной технологии их реализации; · умение расставлять акценты в своей профессиональной деятельности; · способность передачи информации без искажений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |