Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н.Леонтьев 16 страница




КОГО ОНИ ХОТЯТ ОБМАНУТЬ?......................................................................... 335—337

ПРОЛЕТАРИАТ И БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ........................................... 338—340

ПРОЛЕТАРИАТ И КРЕСТЬЯНСТВО.................................................................... 341—346

ОБ УЛИЧНОЙ БОРЬБЕ (Советы генерала Коммуны)......................................... 347—348

ПЕРВЫЙ ШАГ.......................................................................................................... 349—354

*К ИСТОРИИ ПАРТИЙНОЙ ПРОГРАММЫ...................................................... 355

О НАШЕЙ АГРАРНОЙ ПРОГРАММЕ (Письмо IIIсъезду)................................ 356—361

ПРОДЕЛКИ БОНАПАРТИСТОВ........................................................................... 362—366

ВТОРОЙ ШАГ........................................................................................................... 367—371

ЕВРОПЕЙСКИЙ КАПИТАЛ И САМОДЕРЖАВИЕ......................................... 372—379

*РЕВОЛЮЦИЯ ТИПА 1789 ИЛИ ТИПА 1848 ГОДА?....................................... 380—382

К ПАРТИИ................................................................................................................. 383—384

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

*.................................................................................................................................. ПЛАНЫ СТАТЬИ «КРЕСТЬЯНСТВО И СОЦИАЛ-ДЕМОКРА ТИЯ».............................................. 3 87—3 89

1......................................................................................................................... 387

2.......................................................................................................................... 388

*ПЛАН ПРОПАГАНДИСТСКОЙ БЕСЕДЫ О КРИЗИСАХ............................. 390—391

*ПЛАН ТРЕХ БЕСЕД О СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ... 3 92—3 93

* НАБРОСОК ТЕЗИСОВ СТАТЬИ «КАК ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ?»............... 394—395

*ПЛАН СТАТЬИ «1895 и 1905 (Маленькая параллель)»...................................... 396—397

*МАТЕРИАЛ К СТАТЬЕ: «РАБОЧАЯ И БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ»... 398—399


578________________________________ СОДЕРЖАНИЕ

*ТЕЗИСЫ СТАТЬИ «ПЕРВЫЕ УРОКИ».............................................................. 400—402

MA ТЕРИАЛЫ К СТА ТЬЕ «НОВЫЕ ЗАДА ЧИ И НОВЫЕ СИЛЫ».................. 403—408

*1. ЗАМЕТКИ К СТАТЬЕ «МОБИЛИЗАЦИЯ АРМИИ ПРОЛЕТА­
РИАТА»..................................................................................................... 403

1................................................................................................................ 403

2................................................................................................................ 404

*2. ПЛАН СТАТЬИ «ЗЛОБА ДНЯ».............................................................. 405

*3. ПЛАН ПЕРЕРАБОТКИ СТАТЬИ «ЗЛОБА ДНЯ»............................... 406

*4. ЗАМЕТКИ И ПЛАН СТАТЬИ «НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ СИ­
ЛЫ»................................................................................................................... 407

*ПЛАН СТАТЬИ «ПРОЛЕТАРИАТ И КРЕСТЬЯНСТВО»............................... 409—410

Список работ В. И. Ленина, до настоящего времени не разысканных (Июль

1904март 1905)................................................................................................... 413—414

Список изданий и документов, в редактировании которых принимал участие
В.И.Ленин................................................................................................................ 415—418

Примечания................................................................................................................ 419—470

Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых

В. И. Лениным........................................................................................................... 471—506

Указатель имен.......................................................................................................... 507—556

Даты жизни и деятельности В. И. Ленина............................................................. 557—572

ИЛЛЮ С ТР АЦИИ

Первая страница рукописи В. И. Ленина «Извещение об образовании Бюро
Комитетов Большинства». — 1904 г....................................................................... 67

Обложка брошюры В. И. Ленина «Земская кампания и план «Искры»». —

1904 г.......................................................................................................................... 76—77


СОДЕРЖАНИЕ________________________________ 579

Рукопись В. И. Ленина «Тезисы реферата о внутрипартийном положении».

— 1904 г..................................................................................................................... 99

Первая страница большевистской газеты «Вперед» №1,4 января 1905 г. (22
декабря 1904 г.) с передовой статьей В. И. Ленина «Самодержавие и проле­
тариат»........................................................................................................................ 127

Первая страница рукописи В. И. Ленина «Новые задачи и новые силы». —

1905 г.......................................................................................................................... 295


Том подготовлен к печати М. Г. Власовой

Помощники подготовителя

А. И. Горбачева иЮ. Г. Никифоров

Указатель литературы подготовлен

П. Д, Шахновской

Указатель имен подготовлен

С. П. Кирюхиным

Редактор М. Я. Панкратова

Оформление художника П. П. Симагина

Технический редактор Η. Η. Лебедева Корректоры В. П. Аносова и Е. И. Щукина

Подписано к печати с матриц 10 октября 1967 г.

Формат 84х1081/32- Физ. печ. л. 183/4 + 1 вклейка

11\6печ. листа. У слоен, печ. л. 31,6. Учетно-

изд. л. 30,1, Бумага № 1. Тираж 120 тыс. экз.

(225 001 — 345 000). Заказ № 1113. Цена 65 коп.

Издательство политической литературы. Москва, А-47, Миусская площадь, 7.

Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградская типография № 1 «Печатный Двор»

им. А. М. Горького Главполиграфпрома

Комитета по печати при Совете Министров

СССР, г. Ленинград, Гатчинская ул., 26.

"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Эта небольшая теоретическая книга готовилась очень долго, но и сейчас

я не могу считать ее законченной - слишком многое осталось в ней не

эксплицированным, только намеченным. Почему я все же решился ее опубли-

ковать? Замечу сразу: только не из любви к теоретизированию.

Попытки разобраться в методологических проблемах психологической нау-

ки всегда порождались настоятельной потребностью в теоретических ориен-

тирах, без которых конкретные исследования неизбежно остаются близоруки-

ми.

Вот уже почти столетие, как мировая психология развивается в условиях

кризиса ее методологии. Расколовшись в свое время на гуманитарную и ес-

тественнонаучную, описательную и объяснительную, система психологических

знаний дает все новые и новые трещины, в которых кажется исчезающим сам

предмет психологии. Происходит его редукция, нередко прикрываемая необ-

ходимостью развивать междисциплинарные исследования. Порой даже раздают-

ся голоса, открыто призывающие в психологию "варягов": "придите и княжи-

те нами". Парадокс состоит в том, что вопреки всем теоретическим труд-

ностям во всем мире сейчас наблюдается чрезвычайное ускорение развития

психологических исследований - под прямым давлением требований жизни. В

результате противоречие между громадностью фактического материала, скру-

пулезно накапливаемого психологией в превосходно оснащенных лаборатори-

ях, и жалким состоянием ее теоретического, методологического фундамента

еще более обострилось. Небрежение и скепсис в отношении общей теории

психики, распространение фактологизма и сциентизма, характерные для сов-

ременной американской психологии (и не только для нее!), стали барьером

на пути исследования капитальных психологических проблем.

Нетрудно увидеть связь между этим явлением и разочарованностью, выз-

ванной не оправдавшимися претензиями главных западноевропейских и амери-

канских направлений произвести в психологии долгожданную теоретическую

революцию. Когда родился бихевиоризм, заговорили о спичке, поднесенной к

бочке с порохом; затем стало казаться, что не бихевиоризм, а геш-

тальт-психология открыла генеральный принцип, способный вывести психоло-

гическую науку из тупика, в который ее завел элементаристский, "атомис-

тический" анализ; наконец, у очень многих закружилась голова от фрейдиз-

ма, якобы нашедшего в бессознательном ту точку опоры, которая позволяет

поставить психологию с головы на ноги и сделать ее по-настоящему жизнен-

ной. Другие буржуазно-психологические направления были, пожалуй, менее

претенциозны, но их ждала та же участь; все они оказались в общей эклек-

тической похлебке, которую варят сейчас - каждый на свой манер - психо-

логи, ищущие репутации "широких умов".

По совершенно другому пути шло развитие советской психологической на-

уки.

Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили

единую марксистско-ленинскую методологию, позволяющую проникнуть в

действительную природу психики, сознания человека. Начались настойчивые

поиски решения главных теоретических проблем психологии на основе марк-

сизма. Одновременно шла работа по критическому осмысливанию на этой ос-

нове положительных достижений зарубежной психологии и развернулись конк-

ретные исследования по широкому кругу вопросов. Складывались новые под-

ходы и новый концептуальный аппарат, позволивший достаточно быстро вы-

вести советскую психологию на научный уровень, несопоставимо более высо-

кий, чем уровень той психологии, которая пользовалась официальным приз-

нанием в дореволюционной России. В психологии появились новые имена:

Блонского и Корнилова, затем Выготского, Узнадзе, Рубинштейна и других.

Главное в том, что это был путь неустанной целеустремленной борьбы -

борьбы за творческое овладение марксизмом-ленинизмом, борьбы против иде-

алистических и механистических, биологизаторских концепций, выступавших

то в одном, то в другом обличье. Развивая линию, противостоящую этим

концепциям, нужно было вместе с тем избежать научного изоляционизма,

равно как и положения одной из психологических школ, существующей наряду

с прочими. Мы все понимали, что марксистская психология - это не от-

дельное направление, не школа, а новый исторический этап, олицетворяющий

собой начало подлинно научной, последовательно материалистической психо-

логии. Мы понимали и другое, а именно, что в современном мире психология

выполняет идеологическую функцию, служит классовым интересам и что с

этим невозможно не считаться.

Методологические и идеологические вопросы оставались в центре внима-

ния советской психологии, особенно в первый период ее развития, который

ознаменовался выходом в свет таких фундаментальных по своим идеям книг,

как "Мышление и речь" Л.С.Выготского и "Основы общей психологии" Л.С.Ру-

бинштейна. Нужно, однако, признать, что в последующие годы внимание к

методологическим проблемам психологической науки несколько ослабло. Это,

конечно, вовсе не значит, что теоретические вопросы стали меньше обсуж-

даться или о них стали меньше писать. Я имею в виду другое: известную

методологическую беспечность многих конкретно-психологических, в том

числе и прикладных, исследований.

Это явление объяснимо рядом обстоятельств. Одно из них состоит в том,

что постепенно произошло нарушение внутренних связей между разработкой

философских проблем психологии и реальной методологией ведущихся иссле-

дований. Философским вопросам психологии (как и философской критике за-

рубежных немарксистских направлений) посвящается немало объемистых книг,

но вопросы, касающиеся конкретных путей исследования широких психологи-

ческих проблем, в них почти не затрагиваются. Создается впечатление как

бы разветвленности: с одной стороны - сфера философской психологической

проблематики, а с другой стороны - сфера специально психологических ме-

тодологических вопросов, возникающих в опыте конкретных исследований.

Конечно, разработка собственно философских вопросов той или иной области

научного знания необходима. Однако речь идет о другом: о разработке на

марксистской философской основе специальных проблем методологии психоло-

гии как конкретной науки. А это требует проникновения теоретической мыс-

ли в ее, так сказать, "внутреннее хозяйство".

Поясню свою мысль на примере одной из труднейших проблем, издавна

стоящих перед психологическим исследованием, - речь идет о проблеме свя-

зи психических процессов и процессов мозговых, физиологических. Вряд ли

нужно убеждать сейчас психологов в том, что психика есть функция мозга и

что психические явления и процессы нужно изучать в единстве с физиологи-

ческими. Но что значит изучать их в единстве? Для конкретно-психологи-

ческого исследования вопрос этот оказался архисложным. Дело в том, что

никакое прямое соотнесение между собой психических и мозговых физиологи-

ческих процессов проблемы еще не решает. Теоретические альтернативы, ко-

торые возникают при таком прямом сближении, хорошо известны: либо это

гипотеза параллелизма, роковым образом приводящая к пониманию психики

как эпифеномена; либо это позиция наивного физиологического детерминизма

с вытекающим из него сведением психологии к физиологии; либо, наконец,

это дуалистическая гипотеза психофизиологического взаимодействия, кото-

рая допускает действие нематериальной психики на материальные процессы,

протекающие в мозге. Для метафизического мышления никакого иного решения

попросту не существует, меняются лишь термины, прикрывающие все те же

альтернативы.

Вместе с тем психофизиологическая проблема имеет для психологии со-

вершенно конкретный и в высшей степени деловой смысл, потому что психо-

лог должен постоянно иметь в виду работу морфофизиологических механиз-

мов. Нельзя же рассуждать, например, о процессах восприятия, не обраща-

ясь к данным морфологии и физиологии. Однако образ восприятия как психо-

логическая реальность совсем не то же самое, что мозговые процессы и их

констелляции, функцией которых он является. Очевидно, что мы имеем здесь

дело с разными формами движения, но это необходимо ставит дальнейшую

проблему о тех содержательных переходах, которые связывают между собой

эти формы движения. Хотя проблема эта является прежде всего методологи-

ческой, ее решение требует анализа, проникающего, как я говорил, в ре-

зультаты, накопленные конкретными исследованиями на психологическом и

физиологическом уровнях.

На другой стороне, в сфере специально психологической проблематики,

внимание стало все более сосредоточиваться на тщательности разработки

отдельных вопросов, на повышении технической вооруженности лабораторного

эксперимента, усовершенствовании статистического аппарата и на использо-

вании формальных языков. Конечно, без этого прогресс в психологии сейчас

попросту невозможен. Но очевидно и другое: что одного этого еще недоста-

точно. Необходимо, чтобы при этом частные задачи не заслоняли собой бо-

лее общих, чтобы методика исследования не заслоняла собой его методоло-

гию.

Дело в том, что психолог-исследователь, взявшись за изучение конкрет-

ных вопросов, неизбежно продолжает наталкиваться на фундаментальные ме-

тодологические проблемы психологической науки. Только они выступают пе-

ред ним в скрытом своем выражении, так что решение конкретных вопросов

кажется от них не зависящим, требующим лишь умножения и уточнения эмпи-

рических данных. Возникает иллюзия "деметодологизации" сферы конкретных

исследований, что еще более усиливает впечатление размыкания внутренних

связей между общетеоретическими марксистскими основаниями психологичес-

кой науки и ее фактологией. В результате в системе психологических поня-

тий образуется своеобразный вакуум, в который стихийно втягиваются кон-

цепции, порожденные взглядами, по существу чуждыми марксизму.

Теоретическая, методологическая беззаботность иногда сказывается и в

подходе к решению некоторых чисто прикладных психологических задач. Она

проявляется прежде всего в попытках некритического применения в практи-

ческих целях научно не обоснованных методических средств. Предпринимая

такого рода попытки, зачастую спекулируют на необходимости теснее связы-

вать психологию с актуальными задачами, которые выдвигаются современным

этапом развития общества и научно-технической революцией. Наиболее гру-

бым выражением таких попыток является практика бездумного использования

психологических тестов, чаще всего импортируемых из США. Я говорю здесь

об этом только потому, что развитие практики тестирования обнажает один

из "механизмов", порождающих в психологии антиметодологические установ-

ки.

Тестами, как известно, называют краткие испытания, цель которых сос-

тоит в том, чтобы обнаружить (а иногда и измерить) то или иное предвари-

тельно научно осмысленное свойство или процесс. Когда, например, стала

известна реакция лакмуса на кислоту, то появился тест "лакмусовой бумаж-

ки" - изменение ее цвета стало служить простейшим индикатором кислотнос-

ти или щелочности жидкости, смачивающей бумажку; изучение индивидуальных

особенностей восприятия цвета привело к созданию известных таблиц Штил-

линга, которые по различаемости изображенных на них цифр позволяют дос-

таточно надежно судить об отсутствии или наличии цветоаномалии и о ее

характере. Такого рода тесты, широко используемые в самых различных об-

ластях знания, можно назвать "понимающими" в том смысле, что они опира-

ются на содержательное представление о зависимостях, которые связывают

между собой результаты тестирования с изучаемыми свойствами, состояниями

или процессами. Они не эмансипированы от науки и не подменяют собой уг-

лубленные исследования.

Принципиально иной характер имеют те тесты, которые служат способом

обойти трудности добывания подлинно научных психологических знаний. Ти-

пичным образцом таких тестов являются тесты умственного развития. В их

основе лежит следующая процедура: прежде всего, допускается существова-

ние некоего "психологического флогистона", именуемого интеллектуальной

одаренностью; далее изобретается ряд вопросов-задач, среди которых отби-

раются те, которые обладают наибольшей дифференцирующей силой, и из них

составляется "тестовая батарея"; наконец, на основании статистической

обработки результатов большого числа испытаний количество правильно ре-

шаемых задач, включенных в такую батарею, соотносится с возрастом, расо-

вой или социальной принадлежностью испытуемых. Определенный эмпирически

установленный процент решений принимается за единицу, а отклонение от

него записывается в виде дроби, которая якобы и выражает "интеллекту-

альный коэффициент", присущий данному индивиду или группе.

Несостоятельность методологии такого рода тестов очевидна. Ведь

единственным критерием, на основании которого вводятся те или иные тес-

товые задачи, является их валидность, т. е. степень соответствия ре-

зультатов их решения тем или иным косвенным же выражениям тестируемых

психологических особенностей. Это и вызвало к жизни специальную психоло-

гическую дисциплину - так называемую тестологию. Нетрудно увидеть, что

за подобной трансформацией методической техники в самостоятельную дис-

циплину кроется не что иное, как подмена теоретического исследования

грубой прагматикой.

Хочу ли я этим сказать, что от психологических тестов нужно отка-

заться? Нет, конечно. Я воспользовался примером давно дискредитировавших

себя тестов одаренности, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость серьез-

ного теоретического анализа даже и при решении таких вопросов, которые

на первый взгляд кажутся узкометодическими.

Я остановился на тех трудностях, которые испытывает научная психоло-

гия, и ничего не говорил о ее бесспорных и очень серьезных достижениях.

Но именно осознание этих трудностей и составило, так сказать, критичес-

кое содержание данной книги. Оно, однако, не является единственным фун-

даментом, на который опираются развиваемые в ней позиции. К ним во мно-

гом привел положительный опыт конкретно-психологических исследований -

как моих собственных, так и проведенных другими учеными. Результаты этих

исследований я постоянно имел в виду, хотя прямо они упоминаются лишь

изредка, в качестве беглых иллюстраций; в большинстве же случаев они

вовсе оставались за пределами изложения. Последнее объясняется необходи-

мостью отказаться от длинных отступлений, чтобы сделать общую авторскую

концепцию более наглядной и обозримой.

По этой же причине книга не претендует и на то, чтобы дать обзор на-

учной литературы по затрагиваемым вопросам. Многие важные и известные

читателю работы в ней не цитируются, хотя и подразумеваются. Так как это

может создать неправильное впечатление, я должен подчеркнуть, что если

эти психологические работы и остались неназванными, то этот отнюдь не

потому, что они, на мой взгляд, не заслуживают внимания. Не иначе обсто-

ит дело и с философско-историческими источниками: читатель без труда об-

наружит теоретические рассуждения, за которыми скрывается анализ некото-

рых прямо не называемых категорий домарксистской классической философии.

Все это - потери, восстановить которые можно только в новой, совершенно

по-другому написанной большой книге. К сожалению, такой возможности у

меня сейчас просто нет.

Почти всякую теоретическую работу можно прочитать по-разному, подчас

совершенно иначе, чем она представляется автору. Поэтому я хочу вос-

пользоваться возможностью сказать в предисловии о том, что на страницах

этой книги является, на мой взгляд, главным.

Я думаю, что главное в этой книге состоит в попытке психологически

осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы

психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строе-

нии психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь инди-

видов. Это - категория предметной деятельности, категория сознания чело-

века и категория личности.

Первая из них является не только исходной, но и важнейшей. В советс-

кой психологии это положение высказывается постоянно, но раскрывается

оно существенно по-разному. Центральный пункт, образующий как бы водо-

раздел между различным пониманием места категории деятельности, состоит

в том, рассматривается ли предметная деятельность лишь как условие пси-

хического отражения и его выражение, или же она рассматривается как про-

цесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и

трансформации, которые порождают психику, являющуюся необходимым момен-

том собственного движения деятельности, ее развития. Если первая из этих

позиций выводит исследование деятельности в ее основной форме - в форме

практики - за пределы психологии, то вторая позиция, напротив, предпола-

гает, что деятельность независимо от ее формы входит в предмет психоло-

гической науки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в

предмет других наук.

Иными словами, психологический анализ деятельности состоит, с точки

зрения этой второй позиции, не в выделении из нее ее внутренних психи-

ческих элементов для дальнейшего обособленного их изучения, а в том,

чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе

психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опос-

редствуемых моментов человеческой деятельности. Эта защищаемая мною по-

зиция требует, однако, перестройки всего концептуального аппарата психо-

логии, которая в данной книге лишь намечена и в огромной степени предс-

тавляется делом будущего.

Еще более трудной в психологии является категория сознания. Общее

учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики,

возникающей в процессе общественного труда и предполагающей функциониро-

вание языка, составляет важнейшую предпосылку психологии человека. Зада-

ча же психологического исследования заключается в том, чтобы, не ограни-

чиваясь изучением явлений и процессов на поверхности сознания, проник-

нуть в его внутреннее строение. Но для этого сознание нужно рассматри-

вать не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его об-

разы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением

человеческой деятельности.

Трудность состоит здесь уже в том, чтобы выделить категорию сознания

как психологическую, а это значит понять те реальные переходы, которые

связывают между собой психику конкретных индивидов и общественное созна-

ние, его формы. Этого, однако, нельзя сделать без предварительного ана-

лиза тех "образующих" индивидуального сознания, движение которых харак-

теризует его внутреннюю структуру. Изложение опыта такого анализа, в ос-

новании которого лежит анализ движения деятельности, и посвящена специ-

альная глава книги. Не мне, разумеется, судить о том, является ли этот

опыт удачным. Я хочу только обратить внимание читателя на то, что психо-

логическая "тайна сознания" остается закрытой для любого метода, за иск-

лючением метода, открытого Марксом, позволяющего демистифицировать при-

роду сверхчувственных свойств общественных объектов, к которым принадле-

жит также и человек как субъект сознания.

Наибольшие, вероятно, возражения могут вызвать развиваемые мной

взгляды на личность как предмет собственно психологического изучения. Я

думаю так потому, что они решительно не совместимы с теми метафизически-

ми культур-антропологическими концепциями личности (как и с теориями

двойной ее детерминации - биологической наследственностью и социальной

средой), которые наводняют сейчас мировую психологию. Несовместимость

эта особенно видна при рассмотрении вопроса о природе так называемых

внутренних двигателей личности и вопроса о связи личности человека с его

соматическими особенностями.

Широко распространенный взгляд на природу потребностей и влечений че-

ловека заключается в том, что они-то и суть определители деятельности

личности, ее направленности; что, соответственно, главную задачу психо-

логии составляет изучение того, какие потребности свойственны человеку и

какие психические переживания (влечения, желания, чувства) они вызывают.

Другой взгляд, в отличие от первого, состоит в том, чтобы понять, каким

образом развитие самой деятельности человека, ее мотивов и средств

трансформирует его потребности и порождает новые потребности, в ре-

зультате чего меняется их иерархия, так что удовлетворение некоторых из

них низводится до статуса лишь необходимых условий деятельности челове-

ка, его существования как личности.

Нужно сказать, что защитниками первой, антропологической или, лучше

сказать, натуралистической точки зрения, выдвигается множество аргумен-

тов, в том числе такие, которые метафорически можно назвать аргументами

"от желудка". Конечно, наполнение желудка пищей - непременное условие

любой предметной деятельности, но психологическая проблема заключается в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.