КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Добрый характер
Мусульманка в обществе Молится за них
Праведная мусульманская женщина, сердце которой наполнено радушием и верой в Аллаха, желает своей сестре по вере в Аллаха того же, что и себе. Поэтому она искренне молится за нее, наполненная теплотой братства, исходящей от любящего сердца. Она знает, что такая молитва будет принята, ибо она несет в себе искреннюю мольбу, теплое чувство, возвышенную цель, что подтверждает сказанное посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Быстрее всего внимается молитва за отсуствующего». Эта мысль запала в душу благородным сподвижникам. Они просили у своих братьев такого благословения всякий раз, как попадали в ситуацию, когда быстро внимается мольба. Это в равной мере относится и к мужчинам, и женщинам, что свидетельствует о высоком уровне развития всего общества в тот светлый, прекрасный период нашей истории. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, заложил основы духа коллективизма в душах мусульман и мусульманок, укреплял узы любви между верующими, воспитывал их в духе бескорыстной заботы о благе других и готовности жертвовать для других своими личными интересами. При каждом удобном случае подчеркивал недопустимость таких явлений как эгоизм, призывал к тому, чтобы в жизни мусульманского общества прочно утвердились чувства любви, сплоченности, взаимного ручательства. Среди его прекрасных наставлений, призванных воспитывать в духе коллективизма, приведем такой пример. К нему пришел человек и воскликнул: «О Аллах! Прости мне с Мухаммедом!» Он ему ответил: «Ты исключил всех остальных». Такие воспитывающие изречения посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, адресованы не только этому человеку, а всей исламской общине и имеют целью воспитание в духе со общности в ней. Он всегда и везде учил всех мусульман и мусульманок, что каждый, кто устно утвердил два свидетельства (т.е. об Аллахе и Его посланнике), должен думать о добре не только для себя. Верующий должен всегда желать своему брату то, что он желает себе.
На мусульманскую женщину, как и на мусульманина, в этой жизни возложена важная миссия. Поэтому она должна быть активной и в общественном отношении, вносить свой вклад по мере того, как позволяют это делать условия жизни и семейные обстоятельства. По мере возможности она встречается и общается с другими женщинами, взаимодействует с ними в соответствии с высокими принципами ислама, чем она отличается от других женщин. Где бы ни находилась культурная мусульманская женщина, она везде является маяком излучения и наведения на правильный путь. Такой она предстает и в словах, и в делах. Мусульманская женщина как личность максимально обогатила свой разум и свое мышление наставлениями, содержащимися в Священном Коране, впитала в себя содержание очищающей каждого верующего сунны благородного пророка. Поэтому она является культурной, развитой личностью общественного уровня, личностью первой величины, полностью подготовленной к тому, чтобы играть активную роль в женских обществах, действуя на разум и чувства, разъяснять своё вероучение. Ведь это вероучение возвысило положение женщины, привило ей высокие нравственные качества. Соблюдение этих норм, изменение своего характера в соответствии с ними стало религиозной обязанностью, за что женщину ожидает награда, а за пренебрежение ими придется держать отчет. Эти нормы и предписания сделали женщину личностью искренней и правдивой перед ее Господом. А это, в свою очередь, сделало ее эталоном, образцом для других женщин, культурной, всесторонне развитой, воспитанной, благочестивой, добродетельной, целомудренной. Мусульманская женщина, хорошо усвоившая значимость действий людей с религиозной и гражданской точек зрения, появившись в любом женском обществе, являет собой воплощение и успешное претворение в жизнь ценностей ислама. Сущность ее личности на общественном уровне полностью составляется именно этими исламскими ценностями. И они ярко проявляются в ее общественном поведении и во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. Из этого большого и обильного источника мусульманская женщина черпает нормы и правила поведения в различных ситуациях, манеры держаться, привычки. Из этого чистого родника она впитывает в себя все то, что необходимо для очищения души и формирования себя как мусульманской общественной личности. Благочестивая мусульманская женщина всегда в хорошем расположении духа, ибо она - обладательница хорошего характера. Она благородно ведет себя в обществе, разговаривает вежливо, учтиво, не по казенному решает деловые вопросы. Образцом для нее является благородный посланник, о котором его слуга Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он был самым лучшим по своему характеру». Анас, да будет доволен им Аллах, видел в нем такие черты характера, какие не видел, да и не мог представить, что они есть у других людей. Давайте послушаем его: «Я служил у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, десять лет. И он мне ни разу не сказал: «Ступай!» или «Тьфу!» Он ни разу не сказал: «Почему ты так сделал?» Если я чего-то не сделал, он спрашивал только: «Разве не сделал?» Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был велик своим благонравием, как охарактеризовал его Всевышний: «И, поистине, ты великого нрава». (68;4) Он постоянно напоминал своим сподвижникам, о том, какое большое влияние оказывает благонравие на становления личности мусульманина, на достижение милости от Аллаха, на авторитет среди людей. Поэтому он говорил: «Самые любимые мною и ближе всего сидящие ко мне в день воскресения - благонравные. Самые ненавистные для меня и дальше всех находящиеся от меня в день воскресения - болтуны и старающиеся говорить напыщенно и разглагольствовать». Его спросили: «Мы понимаем, что значит «болтуны» и «старающиеся говорить напыщенно», но что значит «разглагольствующие?» Он ответил: «Напыщенные гордецы». Сподвижники, да будет над ними благоволение Аллаха, и -мужчины, и женщины - слушали это высокое наставление благородного пророка о благонравии и воочию видели практическое воплощение высоких моральных качеств в личности его самого, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. И эти качества прочно запечатлевались в них самих, становились их характерной чертой, натурой. Вот откуда выросло новое, невиданное до этого поколение высоконравственных людей в самом достойном обществе в лучший из веков. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк был милосердным. Начиналась молитва. Пришел бедуин, дотронулся до его одежды и сказал: «У меня осталось незначительное дело. Боюсь, что потом забуду про него». Пророк встал, выслушал закончил его дело. Затем помолился». Мы видим, что благородный посланник не считал зазорным выслушать бедуина, хотя сам было уже приступил к молитве. Он не раздражался от этого бедуина, который дотронулся до его одежды и настаивал решить вопрос до молитвы, потому что он, да будет над ним благоволение Аллаха, строил высоконравственное общество и показывал мусульманам словом и делом, как должен мусульманин обращаться с другим человеком - со своим братом по вере. Он на практике утверждал и закреплял нравственные принципы, которые должны верховенствовать в мусульманском обществе. У не мусульман человек достигал благонравия в результате создания очень хороших условий для роста, развития и воспитания человека, получения им хорошего образования. У мусульман главную роль здесь играет вероучение, которое наставляет на правильный образ мысли и действий. Его воздействие настолько сильное, что благонравие у мусульман становится врожденным качеством, само собой разумеющейся чертой характера. Оно придает верующему высокое достоинство в этой жизни и создает хорошие предпосылки для достижения наилучшей доли в будущей, потусторонней жизни, после того как в день Страшного суда на весах будет определено соотношение между совершенными грехами и добрыми делами. Вот как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «В день воскресения на весах верующего самым весомым будет благонравие. Поистине, Всевышний Аллах ненавидит безнравственного, порочного и бесстыдного». Более того, ислам рассматривает благонравие как показатель полноты, высшей степени совершенства веры в Аллаха, считает наиболее благонравными тех, кто достиг того совершенства, о котором сказал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Достигшие высшей степени веры - те, кто наиболее благонравны». Ислам считает, что наиболее благонравные - самые приятные для Аллаха его рабы. Это явствует из хадиса, переданного Асамой ибн Шурайком: «Мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Он разговаривал с нами, и в это время пришли люди и обратились к нему: «Кто из рабов Всевышнего Аллаха самые любимые Им?» Он ответил: «Самые благонравные»». Нет ничего удивительного в том, что самые лучшие по своим нравственным качествам - самые любимые Аллахом. Данный Всевышним закон ислама считает благонравие величайшей ценностью. Как мы видели выше, в день воскресения на весах оно будет самым весомым. Оно приравнивается по значимости двум важнейшим столпам, обязанностям культа - совершению молитвы и соблюдению поста, как указал на это посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Самое веское на весах - благонравие. Оно придает его обладателю такое же достоинство, что пост и молитва». Вот почему благородный посланник всегда подчеркивал своим уважаемым сподвижникам всю важность благонравия, побуждал их постоянно самосовершенствоваться в этом отношении, всячески, словом и делом, прививал в них любовь к этому, подчеркивая, какое огромное воздействие это оказывает на воспитание характера, очищение души. Об этом свидетельствует, например, сказанное им Абу Зарру: «О Абу Зарр! Разве я не указывал тебе на два качества, которые самые легкие для спины и самые значимые на весах. Это - благонравие и молчание. Клянусь Тем, в руках которого моя душа, эти два качества красят людей». Или другое высказывание: «Благонравие - прибавление к хорошему, а зловредность - несчастье. Любовь к ближним и благодеяние удлиняют жизнь. Очистительная милостыня воспрепятствует смертельному воздействию зла». Среди молитв с просьбой о помощи у него была такая: «О Аллах! Это прекрасно, что Ты сотворил меня. Сделай меня благонравным!» I Да, благородный посланник обращался с такой молитвой. А ведь именно о нем Всевышний Аллах сказал: «И поистине ты великого нрава». (68;4) Такая молитва о помощи со всей убедительностью показывает, какое большое значение он придавал благонравию, как он горячо желал, чтобы мусульмане постоянно совершенствовали свои нравственные качества, какого бы высокого уровня они в этом уже не достигли, как это делал их великий пророк, о чем свидетельствует упомянутая выше молитва о помощи. Слово «благонравие» - очень емкое понятие. Спектр его значений охватывает различные проявления характера и нравственных качеств, которые украшают человека. К таковым относятся скромность, сдержанность, мягкость, доброта, доброжелательность, сердечность, умение прощать, великодушие, правдивость, искренность, прямота, надежность, верность, преданность, чистота души и другие высокие нравственные качества. Исследователь, глубоко изучающий соответствующие положения ислама, касающиеся общественного аспекта жизни верующего, обнаруживает, что имеется очень и очень много источников, посвященных этому вопросу. И во всех из них - побуждение к выработке упомянутых высоких нравственных качеств, которые должны проявляться на общественном уровне. Это лишний раз свидетельствует о том, что ислам ставит перед собой высокую цель - формировать личность мусульманина тщательно и всесторонне, в том числе и в плане его общественного поведения. При выполнении этой благородной миссии ислам не ограничивается изложением общих положений, а подробно и обстоятельно останавливается на всех нюансах и оттенках тех аспектов, тех нравственных требований, которым должна отвечать всесторонне, гармонично развитая в общественном отношении личность. Такая глубина проникновения, такой всесторонний охват проблемы общественного воспитания свойственны только методологической системе ислама, предусматривающей определенные содержания, формы и методы работы. Исследователь, приступающий к выяснению личностных качеств мусульманской женщины, обязательно должен внимательно изучить все эти источники и глубоко разобраться в их содержании, уяснить все законоустановления, наставления и предписания. Только в этом случае он сможет выявить возвышенную личность, которой выделяющуюся среди других людей. Специфичными в этом отношении для натуры мусульманской женщины является ряд качеств, на которых мы сейчас и остановимся.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |