Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные ассоциации как самовыражение




Дифференциация поведения на два класса поможет нам лучше понять процесссвободных ассоциаций. Если вы следом за мной придете к выводу, что свободныеассоциации ѕ по сути своей экспрессивный феномен, вы поймете, в чем причинадейственности этого метода. Если задуматься, то вся эта глыба психоанализа, огромное количествотеорий, созданных на его основе, и методик, рожденных им, держится наединственной процедуре ѕ на методе свободных ассоциаций. В связи с этимкажется просто невероятным, что эта процедура так плохо изучена.Исследований по этой проблеме практически не проводится, она так и не сталапредметом серьезного научного обсуждения. Мы знаем, что свободные ассоциацииприводят к катарсису и инсайту, но до сих пор можем лишь гадать, отчего такпроисходит. Для начала обратимся к проективным тестам, таким как тест Роршаха,поскольку они являют собой наглядный и всем известный образец экспрессии.Образы, о которых сообщает пациент в процессе тестирования, не имеют цельюрешить какую-то проблему, они просто отражают его взгляд на мир. Посколькуэкспериментальная ситуация почти не структурирована, и потому мы можем бытьуверены в том, что образы, сообщаемые пациентом, почти всецелодетерминированы структурой его характера и почти совсем не детерминированытребованиями внешней ситуации. Отсюда мы можем заключить, что имеем дело сактом экспрессии, а не преодоления. Именно поэтому, на основании содержанияэтих образов, мы вправе делать выводы о характере пациента. Мне кажется, что метод свободных ассоциаций несет в себе тот же смысл иможет быть использован в тех же целях, что и тест Роршаха. Метод свободныхассоциаций, так же как тест Роршаха, наилучшим образом работает внеструктурированной ситуации. Если мы согласимся, что в основе свободысвободного ассоциирования лежит отказ от диктата внешней реальности,реальности, которая требует от человека подчинения сиюминутной конкретике,законам физического, а не психического мира, то мы поймем, почему проблемаадаптации с такой обязательностью навязывает индивидууму целеполагание.Проблема адаптации активизирует и делает насущными те возможности организма,которые помогают ему преодолеть требования насущного. Насущное становитсяорганизационным принципом, в соответствии с которым разнообразныевозможности организма актуализируются именно в той последовательности,которая единственно возможна и необходима для решения этой внешней задачи. Говоря о структурированной ситуации, мы имеем в виду ситуацию, логикакоторой предопределяет и направляет реакции организма. Совсем другое дело ѕнеструктурированная ситуация. В неструктурированной ситуации внешняяреальность не столь важна, не столь значима для организма. Она непредъявляет к организму ясно выраженных требований, не указывает ему наединственно возможный, единственно "правильный" ответ. Именно в этом смысленеструктурирован тест Роршаха, все реакции организма в данном случаеравновозможны и одинаково верны. Проблема, встающая перед испытуемым,разглядывающим пятна Роршаха, прямо противоположна проблеме студента,всматривающегося в чертеж, сопровождающий геометрическую задачу; ситуация, вкоторой оказался студент, настолько жестко структурирована, что в нейвозможен лишь один-единственный, правильный ответ, который никак не связан смыслями, чувствами и надеждами человека. Все вышесказанное с полным правом можно повторить и относительно методасвободных ассоциаций, быть может, даже с большей убедительностью, так какздесь пациенту не предлагается никакого стимульного материала. Перед ним непоставлено никакой конкретной задачи, никакой конкретной цели, наоборот, ондолжен избегать любого целеполага-ния. Только тогда, когда пациент в концеконцов научается ассоциировать легко и свободно, когда он сможет "выдать" теобразы, мысли, воспоминания, которые проносятся в его сознании, не подвергаяих цензуре, не пытаясь связать логически, только тогда они перестают бытьответом на внешний стимул и становятся отражением его характера, и чемменьше проступает в его ответах внешняя реальность, тем выше экспрессия,представленная в них. Совершенный испытуемый излучает эти ассоциации изсамой сердцевины личности, из ее ядра, в котором заключена его сущность. Все ассоциации индивидуума будут детерминированы только егопотребностями, фрустрациями и установками, то есть его личностнойструктурой. То же самое можно сказать и о сновидениях: их также следуетсчитать выражением характерологической структуры индивидуума, так каквнешняя реальность не оказывает практически никакого влияния на содержаниесновидений. Тики, нервозность, оговорки, ошибки, забывание, хотя ифункциональны по своей природе, тоже содержат экспрессивный компонент. Значение свободных ассоциаций состоит в том, что они обнажают сутьчеловека. Ориентация на достижение, на разрешение проблемы, на преодоление ѕвсе это лишь поведенческие феномены, феномены, связанные с адаптациейличности, детерминированные требованиями внешней реальности, тогда какструктура личности в большей степени детерминирована законами психическойреальности, нежели законами логики или физической среды. Фрейдовское Эго,именно оно непосредственно связано с реальностью и поэтому, чтобы успешновзаимодействовать с ней, должно подчиняться ее законам. Для того, чтобы добраться до сердцевины личности, для того, чтобыпроникнуть в суть человека, нужно ослабить, если не исключить полностью,детерминирующее воздействие реальности и законов логики. Именно для этогопсихоаналитику и его пациенту нужны тихая комната, кушетка иблагожелательная атмосфера; устремляясь именно к этой цели они пытаютсяосвободиться от всех запретов и обязательств, которые возложила на нихкультура. Только тогда, когда пациент научается выражать свою сущностьсловами, когда слова теряют свое функциональное значение, только тогда мыможем наблюдать все благотворные эффекты метода свободных ассоциаций. Отдельная проблема теоретического плана встает перед нами, когда мыприступаем к изучению преднамеренных или сознательных актов экспрессии.Давно замечено, что такие акты могут выполнять функцию своего рода обратнойсвязи, вызывая изменения в характерологической структуре человека. Довольночасто, работая со специально отобранными для этого людьми, я обнаруживал,что если регулярно просить человека изобразить какое-то качество или эмоцию(храбрость, нежность, гнев и т.д.), то в конце концов человеку все легчепроявлять эти качества в реальных ситуациях, ему все легче на самом делебыть храбрым, нежным или сердитым. Как правило, испытуемые, отбираемые дляподобных терапевтических экспериментов, ѕ это люди, в личности которыхисследователь почувствовал те или иные подавленные тенденции. В такихслучаях сознательная экспрессия способна изменить человека. И последнее, что я хочу сказать по этому поводу. Я убежден, что высшейформой выражения своеобразия личности является искусство. Любая научнаятеория, любое открытие, любое изобретение в большей мере детерминированотребованиями внешней ситуации, нежели уникальной природой ее автора. Неродись Менделеев, кто-нибудь другой обязательно составил бы периодическуютаблицу химических элементов. Но полотна Сезанна могли выйти только из-подкисти Сезанна. Только художник незаменим.

ГЛАВА 11

САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЛЮДИ:ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ОТ АВТОРА

Исследование, о котором пойдет речь в этой главе, во многом необычно.Оно не планировалось так, как обычно планируются научные исследования, ононе было продиктовано каким-то социальным заказом, я провел его из чистоголюбопытства, желая разрешить те нравственные, этические и научные проблемы,которые волновали меня в ту пору. Мне хотелось открыть нечто новое для себя,я вовсе не думал удивить мир или доказать что-то своим недругам. Однако совершенно неожиданно для меня результаты этого исследованияоказались столь впечатляющими, содержали в себе столько информации, что ясчитаю необходимым рассказать о нем, даже несмотря на все егометодологические изъяны. Есть еще одно соображение, которое заставляет меня вынести на судобщественности результаты этого сугубо приватного исследования. Мнедумается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас,что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные,могут иметь огромную эвристическую ценность. В принципе, такого родаисследования очень сложны, сложны именно потому, что исследователю в этойобласти особенно сложно избежать влияния своих собственных взглядов,предубеждений и заблуждений. Но если и дальше ждать абсолютно точных,надежных, достоверных данных, то мы рискуем никогда не сдвинуться с мертвойточки. Я убежден, что нам не остается ничего другого, как безбоязненношагнуть в неизвестность, в полную темноту и на ощупь брести в ней, избираято одно, то другое направление, пока в конце концов впереди не забрезжитсвет. У нас есть только один выбор ѕ либо тащиться, либо бездействовать,отказаться от исследования проблемы. Убедив себя подобными аргументами, явыношу на суд читателя результаты своего исследования, питая надежду, чтоони прольют некоторый свет на поставленную проблему, и приношу всенеобходимые извинения тем, кто озабочен в первую очередь проблемамивалидно-сти, надежности или репрезентативности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.