Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад психологии и физиологии в нейролингвистику




Нейропсихологическая щкола Лурии основывается на идеях и методах, теоретически разработанных Л.Выготским. Говоря о высших психических функциях, Выготский подчеркивал, их что структура определяется ходом формирования психики в фило- и онтогенезе, которое не может быть понято вне процесса "интериоризации":

"Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважны, в двух планах, спрева - социальном, потом - психологическом, сперва - между людьми как категория интерпсихологическая, затем, внутри ребенка как категория интрапсихологическая.

Т.е. Выготский понимал развитие психики как процесс создания психологических систем - или систем межфункциональных связей и структур, ответственных за определенный психический процесс - речь, восприятие, пямять.

Очень важная идея была высказана Выготским относительно проблемы локализации психических функций. Он подчеркивал, что решение этого вопроса зависит от того, что мы считаем локализуется и настаивал на том, что сознание человека организовано в соответствии с системным и смысловым принципами. Он выделял три основных принципа, лежащих в основе формирования высших психических функций:

1. Образование сложных динамических систем, интегрирующих целый ряд элементарных функций. Из этого следует, что нарушение любой из этих систем длжно вести к нарушению интегративной деятельности в целом; эти нарушения специфичны и зависят от вклада, который вносила данная функция в систему. Исходя из динамического характера систем, степени автоматизма, произвольности выполнения той или иной функции может с разной степенью вовлекать для одного и того же действия высшие и низшиее звенья иерархической ситемы.

2. Изменчивость межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций - и, соответственно, принцип хроногенной локализации функций. Из этого принципа следует, что "высшее", внося новый принцип функционирования, не повторяет "низшего", наоборот "низшее" перестраивается под влиянием "высшего" (что согласуется с идеями Н.А.Бернштейна). Это подтверждается, например, большим клиническим материалом о разной ранимости высших и низших звеньев ситемы на разных ступнях онтогенеза.

3. Опосредованное строение высших психических функций. Здесь речь идет об обобщенном, так сказать опосредованном с помощью знаковой системы отражении действительности в сознании. При патологии психические функции могут терять это свойство "свернутости", "сжатости" и закодированности и могут реализовываться только с опорой на внешнюю помощь, путем превращения внутренней деятельности во внешнюю. На этом, следует заметить, основано множество клинических приемов компенсации утраченных в патологии функций.

Эти принципы Выготского легли в основу нейропсихологической теории Лурии и в основу предложенного Лурией системного метода анализа высших психических функций и их нарушений. На этих же принципах основан и анализ развития речи у детей и классификация речевых нарушений (афазий).

Огромную роль в формировании и развитии вышеизложенных идей Выготского и Лурии сыграли работы Н.А.Бернштейна по организации движений. (Он работал в Психологическом институте в Москве, сотрудниками которого были Выготский, Леонтьев и Лурия). Бернштейн, как и Выготский, отвергал как идею узкого механистического локализационизма, так и идею антилокализационизма, и развивал идею формируемости реакций в процессе непрерывной ее коррекции. Все последующее развитие психологии, физиологии, искусственного интеллекта и его прикладных областей типа робототехники доказывает реальность "рефлекторных колец", как это называл Бернштейн, - многоуровневой организации и сенсорной коррекции двигательных процессов. Не лишне напомнить, что речь - это, помимо всего прочего, - очень сложный двигательный процесс. В процессе формирования двигательного навыка все коррекции осуществляются ведущим, "верхним" - осознаваемым! - уровнем, однако детали движений далее автоматизируются и переходят в ведение нижележащих уровней. Многоуровневая организация двигательной функции - результат длительной эволюции - как в филогенезе, так и в онтогенезе. Роль идеи обратной связи - афферентации - для построения движений трудно переоценить. Лурия писал, что именно труды Бернштейна помогли ему осознать,что моторная афазия может быть двух разных форм: афферентной и эфферентной.)

Глава 2. Методы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.