Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шат-чакра-йога 3 страница




Такова полная практика введения энергии в центральный канал силой только естественного созерцания, очищения и объединения с элементом земли.

В муладхаре находится узел Брахмы. Когда этот узел пройден, йогин обретает способность поворачивать нисходящий поток нижних пран вверх и вводить их в сушумну, т.к. муладхара управляет нисходящим ветром апана.

Когда муладхара-чакра раскрыта, йогин обретает контроль над всеми желаниями, вызываемыми колебаниями апана-вайю. Он может самоосвобождать возникающие желания. Гнев, вожделение и прочие состояния очищаются до чистых проявлений, подобных гневным божествам.

При концентрации на муладхара-чакре одновременно пробуждается аджна-чакра. Вы чувствуете, как спина выпрямляется, позвоночник наливается силой, словно в нем «вольтова дуга», отзывающаяся в межбровье. Аджна и муладхара пробуждаются вместе, т.к. это парные чакры.

При удержании сознания на точке муладхары кармы, присущие муладхаре и элементу земли, переживаются до тех пор, пока не очистятся. К примеру, если у вас слабое созерцание, может возникать гнев или раздраженность, но это лишь колебания праны. Когда муладхара очищена, нет страха, гнева, раздраженности, так как прана входит в центральный канал.

По мере практики, при концентрации на муладхара-чакре и объединении ума с созерцательным присутствием в муладхара-чакре, йогин открывает муладхара-чакру как пространство элемента земли.

Благодаря самьяме, он открывает безграничное пространство желтого цвета, присущее элементу земли, в своем теле. Когда йогин выполняет самадхи на пространстве муладхара-чакры, он переживает обширный желто-золотой свет, исходящий из района копчика – бесконечное пространство мудрости равенства (экараса-видья). Великая равностная мудрость дает «один вкус» всем переживаниям. Созерцание обретает подлинную устойчивость.

В результате самадхи йогин переживает свое собственное тело как нераздельное с внешним миром твердой вселенной. Он испытывает различные глубокие виды блаженства, ему открываются тайны гневных божеств и дакинь, он может усмирять низших духов или получать Учения о гневных практиках в сновидениях. Тело его всегда будет сильным и выносливым, а присутствие – непоколебимым.

Стадия «большой ветер» означает продвинутую практику безусильного созерцания, когда йогин больше не концентрируется, не делает техник, а действует, пребывая исключительно в естественном состоянии. Спонтанно совершая различные действия в стиле «безумная мудрость», «пять ядов», «поведение собаки-свиньи» и самоосвобождая поведение, он пробуждает собственные энергии и направляет их в центральный канал только способом безусильного естественного созерцания.

 

Глава 5

Объединение присутствия
со свадхистана-чакрой

Стадия первая:
объединение присутствия, подобного пространству,
с энергией в чакрах с небольшим усилием

Описание практики

В районе промежности и половых органов почувствуйте бесконечное пространство. Ощутите как область таза в районе свадхистаны стала бесконечной.

Комментарий

Сидя в сиддхасане или падмасане, примите семичленную позу. Войдите в созерцание, распахните ум, зародите ощущение пространства и божественной гордости одновременно.

Поместите сознание за мысли, но мысли не блокируйте, ощутите пространственность, светоносность своего ума, но не зажимайте его, не прилагайте усилия, а расслабьтесь, отпустите себя и позвольте этой пространственности внутри вас выйти на первый план. Доверьтесь этому пространству, как единственному прибежищу, как гуру, как сын доверяет матери. Не давайте уму создавать образов, фиксаций, где-либо концентрироваться.

Когда такое ощущение порождено, оно переживается как величие, воодушевление, божественная гордость. Не теряя этого пространства, почувствуйте свадхистана-чакру и божественную гордость («Я – Всевышний»). Постепенно начинайте опускать ощущение, подобное пространству, на уровень свадхистана-чакры. Почувствуйте, как низ живота, свадхистана-чакра отзывается, начинает пульсировать, как энергия там начинает двигаться. Эта энергия похожа на сексуальное желание, однако не имеет никакой сексуальной окраски, она не двигается наружу, это просто пульсация.

Смешайте состояние пространства, которое породили вначале, с этой энергией. Смешивайте мягко, медленно, аккуратно, т.к. это очень тонкий процесс. Расслабленно прислушивайтесь к пульсации.

Когда ощущение пространства на уровне свадхистана-чакры зарождено, попытайтесь накрыть этим пространством все окружающее, и мягко, с небольшим усилием распространить его. Просто позвольте ему «затопить» все окружающее, словно огромный океан внизу живота начинает растекаться во все направления, по всей земле, а вы – владыка или божество этого океана. Почувствуйте, как вы буквально затапливаете весь мир этим состоянием океана. Такое ощущение называется «излучение», здесь есть небольшое усилие.

Вначале сложно что-либо почувствовать, но вы должны пытаться и продолжать. Через некоторое время появится слабое ощущение пульсации, и вы действительно почувствуете, словно из этой области у вас распространяется «юбка», словно вы двигаетесь в какой-то вязкой среде, как будто нижняя часть тела находится в этой вязкой среде, и вы ощущаете мир низом живота. Отключите голову, т.к. если это пространство будет смоделировано в голове, оно не опустится вниз.

Через некоторое время вы почувствуете, как свадхистана-чакра начинает вращаться, и ветер начинает двигаться от колен, стоп к пояснице, вы начнете чувствовать, как гармонизируется прана, выпрямляется позвоночник, начинается нектар, создается сила в нижней части живота.

Вы не концентрировались, не делали пранаям и асан, а внезапно достигается тот же эффект. Вы начинаете чувствовать, как энергия, которая раньше была просто сексуальной, втягивается в центральный канал и не выходит наружу, давая силу телу. Одновременно вы можете чувствовать, как эта энергия буквально начинает бурлить, вызывая тонкое блаженство в теле. Все больше смешивайте присутствие, подобное пространству, с этой энергией.

При концентрации на свадхистана-чакре с кшетрам может быть напряжение в голове. При объединении на уровне корня сушумна наполняется гармонично, и через некоторое время вы чувствуете, словно внизу у вас монументальное поле энергии, которое насыщает все тело.

Самопроизвольно происходят мула-бандха, уддияна-бандха, наполнение центрального канала. Тепло постепенно растекается по телу: по нижней части тела и отзывается в области аджны, лаланы и сома-чакры, наполняет череп, голову.

При выплавлении пран всегда держите язык прижатым к нёбу.

Стадия вторая:
соединение с божественной гордостью

Описание практики

Зародите ощущение божественной гордости, перенесите ее в нижнюю часть тела, в район половых органов. Почувствуйте, как область свадхистаны в промежности наполняется величием, бесконечностью, непостижимостью.

Комментарий

Войдите в состояние присутствия вне двойственности. Продолжая настраиваться на пространство и божественную гордость, зародите еще более глубокое состояние величия и непостижимости. Безусильно настройтесь на ощущение «Я есть Всевышний Источник», попытайтесь прочувствовать эту бхаву, насколько возможно, внизу живота, свадхистана-чакрой. Чувствуете примерно так: «Я – бог свадхистаны, я – царь всех этих энергий», и, расслабившись, без усилия прекратите распространение излучения и начинайте поглощать.

Стадия третья:
устранение усилия, расслабление, отпускание
и объединение с нисходящей силой

Описание практики

Ощутите импульс нисходящей силы в области промежности, представьте, как область таза открывается нисходящей силе вселенной и впитывает ее.

1. Йогин должен ощутить, как снизу в свадхистана-чакру из бесконечного пространства вселенной мягко входит тонкая нисходящая сила.

2. Свойства нисходящей силы – сверхтонкость, бесконечность, непостижимость, ошеломляющее божественное величие.

3. Йогин отдается этой нисходящей силе, пассивно открываясь ей и настраиваясь на нее через область таза, копчик и промежность.

4. Нисходящая сила проникает через копчик в позвоночник и растекается по всему телу до макушки, вызывая тонкое блаженство, тепло, вибрации.

5. Объединяя ощущение энергии с пустотным созерцательным присутствием, йогин пребывает в безусильном единстве блаженства и пустотности, все больше отдаваясь нисходящей силе.

Комментарий

Теперь вы не представляете, как энергия затопляет все, а раскрываетесь, словно подставляя свадхистана-чакру пространству и нисходящей силе, и она сама входит в вас через свадхистана-чакру, наполняя центральный канал и все тело.

Находитесь в тотальном безусильном присутствии, полностью расслабившись, сохраняйте четкое ощущение пространственности и бхаву божественной гордости, словно вся вселенная входит в вас, в свадхистана-чакру.

Как можно чувствовать бесконечность в конкретной точке тела? Если вы знаете принцип созерцания, смешенный с блаженством, с энергией в чакрах, каждая точка вашего тела – это вселенная, каждый волосок или пора – это бесконечный мир.

Практикуя так, вы очищаете свадхистана-чакру, апана-вайю ставится под контроль, по-настоящему побеждается сексуальное желание. Это тот момент, о котором говорят, что желания не отсекаются и не сублимируются, а оставляются, как они есть.

Пока процесс смешивания естественного состояния не понят, нельзя говорить, что полностью реализован принцип «желания оставляются, как они есть», потому что «оставить, как они есть» – это значит контролировать энергию. Находясь в присутствии, смешанном со свадхистана-чакрой, любые энергии в этой области не нуждаются в коррекции, исправлении.

«Как они есть» – значит быть в присутствии подобном пространству, состоянии бхавы, тогда вы втягиваете эти праны через свадхистана-чакру. Вы четко чувствуете, что ваша свадхистана-чакра является насосом, который тянет энергию в этом элементе, насыщает центральный канал, энергия двигается вверх и входит в сома-чакру.

«Оставление всего, как есть» в правильном созерцании, как минимум, предполагает сублимацию энергии силой естественного присутствия, сублимацию без техник, когда присутствие вытягивает прану через свадхистана-чакру. Это действие называется «поглощение».

В поглощении вы настраиваетесь на нисходящий импульс, ничего не делая, безусильно.

Стадия четвертая: пребывание вне внутреннего
и внешнего, в нераздельном единстве
естественного состояния и элемента

Описание практики

Полностью расслабившись, пребывайте в непостижимом единстве внутреннего пространства созерцания в теле и внешнего пространства. Ощущайте область свадхистаны в теле (промежность, таз) бесконечно огромной и одновременно бесконечно малой. Полностью переживайте в этой области ощущение: «Я – Всевышний».

Комментарий

Наконец, следующее действие, когда вы не излучаете и не поглощаете, а пребываете в нераздельном единстве. Это самая сложная и глубокая стадия.

Каков признак правильной практики? Внизу живота образуется сильная энергия, которая двигается, вращаясь, зарождая блаженство в теле. Эта энергия насыщает центральный канал, нектар начинает капать с макушки или, по крайней мере, энергия начинает растекаться по телу, элементы стабилизируются, созерцание становится непоколебимым.

Благодаря этому виду выплавления вы можете регулировать прану, избавляться от болезней, заземляться при дисбалансе пран, насыщать свою жизненную силу огромной энергией, не делая пранаям, очищать апана-вайю, чтобы сидеть в падмасане.

Объединение созерцательного присутствия с энергией свадхистана-чакры дает понимание «единого вкуса» всех явлений, контроль энергии апана-вайю, знание гневных практик, связанных с «нижними вратами», способность контролировать демонов, духов и богов, иметь благословение гневных божеств.

При выплавлении таким образом, в чакрах у вас могут быть видения радостных и гневных божеств, к примеру, дакинь, которые благословляют или доброжелательно расположены к вам.

Это один из видов выплавлений, когда вы интегрируетесь с элементом воды.

По такой же схеме можно работать со всеми остальными чакрами. Когда вы полностью раскрываете их, говорят, что раскрыты пять пространств или пять мудростей. На это у йогина уходит вся жизнь, у некоторых – множество жизней. Т.е. опытный практик, овладевший созерцанием, постоянно выплавляет в своем теле единство праны-ума. Растворение элементов тела силой созерцательного присутствия и называется Лайя-йогой.

Эту же практику возможно выполнять на ходу, как одну из разновидностей техники созерцания при ходьбе (чанкраманам).

 

Глава 6

Ощущения в теле
при восприятии элементов и танматр

Если йогин, очистив нади, открывает чакру и активизирует ее элемент, происходят изменения в течении дыхания, его длине и восприятии мира.

Муладхара (земля)

~ ощущается тонкий приятный сладкий вкус,

~ духовным зрением видится желтый свет или желтый квадрат,

~ дыхание движется ровно по центру ноздрей.

Свадхистана (вода)

~ ощущается вяжущий привкус, порождающий тонкое удовольствие,

~ духовным зрением видится белый свет, дающий радость и ясность, в межбровье видится полумесяц,

~ дыхание течет под ноздрями.

Манипура (огонь)

~ ощущается сильный острый (жгучий) привкус, дающий удовольствие,

~ духовным зрением виден красный свет или красный треугольник,

~ дыхание течет через верхнюю часть ноздрей.

Анахата (воздух)

~ ощущается тонкий кислый вкус,

~ духовным зрением в межбровье видятся зеленый свет или сфера,

~ дыхание течет от краев ноздрей.

Вишуддха (пространство)

~ ощущается сильный горький приятный привкус,

~ в межбровье видится дым или дымчато-голубой свет с точками света,

~ дыхание становится едва ощутимым и течет легко.

 

Глава 7

Энергия и активное дыхание (свара)

Активное дыхание (свара) означает дыхание, при котором прана движется одновременно с физическим дыханием.

Активное дыхание идет через каждую ноздрю около 2,5 гхатик (1 гхатик – примерно 24 минуты), т.е. примерно один час. Через каждый час активное дыхание переходит к другой ноздре. Это указывает на периодическое течение энергии по левому и правому каналу (ида и пингала). В любое время энергия у человека полностью двигается только по одному каналу, с этой стороны ноздря всегда полностью открыта.

Способы изменения течения активного дыхания
из пингалы в иду

1. Ноздря канала, который нужно перекрыть, затыкается ватным тампоном, куском ткани или зажимается пальцами.

2. Лечь на левый бок, через 10-15 минут пингала откроется, лечь на правый – откроется ида.

3. Выполнить матсиендрасану, скручивая ту часть тела, где активна свара, и оставляя прямой ту часть тела, которую надо активизировать.

4. Выполнить наули-крийю.

5. Выполнить визуализацию: представить левый канал и то, как перетекает в него прана из правого канала.

6. С помощью йога-данды (специальный йогический посох в виде буквы Y): поместить данду под левую подмышку и наклонить тело влево, опираясь на нее.

7. Глубоко вдыхать через открытую ноздрю, выдыхать – через закрытую (10-15 раз). Так активные каналы сменятся.

Основное правило дыхания

Днем дыхание должно идти через левую ноздрю, ночью – через правую.

Способ определить, какой канал активен

Закрыть по очереди каждую ноздрю на несколько секунд, через какую воздух идет свободно – та открытая.

Связь дыхания и активности тела

Глубина погруженности в естественное состояние прямо проявляется в уменьшении длины активного свара-дыхания.

Норма для обычного человека составляет: вдох – десять пальцев, выдох – двенадцать пальцев.

Время, когда происходит увеличение свара-дыхания:

~ еда – до восемнадцати пальцев,

~ ходьба – до двадцати пальцев,

~ бег – до сорока двух пальцев,

~ сексуальный контакт – до шестидесяти пальцев,

~ сон – до ста пальцев.

Связь уменьшения длины дыхания и сиддхи

1. Уменьшение активного свара-дыхания до 11 пальцев дает способность контроля над физическим дыханием в легких.

2. Уменьшение до 10 пальцев – достигается постоянная безмятежность ума.

3. Уменьшение до 9 пальцев – йогин обретает таланты писать музыку и стихи.

4. Уменьшение до 8 пальцев – речь становится выразительной, голос звучным.

5. Уменьшение до 7 пальцев – улучшается зрение, открывается ясновидение.

6. Уменьшение до 6 пальцев – тело йогина обретает легкость, достигается левитация.

7. Уменьшение до 5 пальцев – обретается способность мгновенно перемещаться в пространстве.

8. Уменьшение до 4 пальцев – обретаются восемь сиддхи.

9. Уменьшение до 3 пальцев – обретаются девять ниддхи (девять сокровищ, скрытых в земле).

10. Уменьшение до 2 пальцев – йогин может проявляться во множестве иллюзорных тел.

11. Уменьшение до 1 пальца – тело йогина не отбрасывает тени.

12. Меньше 1 пальца – йогин полностью сливается с праной, беря под контроль все элементы, становится бессмертным, не нуждается в еде.

 

Глава 8

Определение доминирующего элемента
в дыхании

Каждому элементу присущи свои форма, цвет, вкус, направление, продолжительность в дыхании. Опытный практик может определить доминирующий элемент, анализируя свои ощущения. Благодаря этому он приводит элементы в гармонию.

Методы анализа тонких ощущений
(танматр)

Первый метод

Вслушиваясь в тонкие ощущения, йогин определяет, какая таттва доминирует:

~ тонкий запах соответствует элементу земли,

~ тонкий вкус соответствует элементу воды,

~ тонкое видение соответствует элементу огня,

~ тонкие осязательные ощущения соответствуют элементу ветра,

~ тонкие звуки в теле соответствуют элементу пространства.

Если йогин выполняет тратаку (пристальную концентрацию на точку или пламя свечи), он может увидеть цвет доминирующего элемента в своем теле.

«Когда кто-либо смотрит в точку, знание элементов откроется ему как цвета: желтый, белый, красный, темно-синий, смешанный».

«Шива Свародайя» (151)

Второй метод:
«закрытие шести врат»
(шанмукхи-мудра)

«Закройте рот, ноздри, глаза и уши пальцами и осознайте, какая сущность внутри вас самая активная. Это шанмукхи-мудра».

«Шива Свародайя» (382)

«Заткните большими пальцами уши, нос – третьими пальцами, рот – четвертыми и пятыми пальцами, а глаза – вторыми.

Во время практики будет периодически проявляться природа пяти элементов (земля и т.д.) в цветах: желтый, белый, красный, синий, и совокупность всех цветов.

Желтый цвет означает землю, белый – воду, красный – огонь, синий – воздух, смесь цветов – эфир».

«Шива Свародайя» (150 – 152)

1. Сделайте шанмукхи-мудру: закройте уши большими пальцами рук, глаза – обеими указательными пальцами, ноздри – средними пальцами, верхнюю губу – безымянными и нижнюю губу – мизинцами. Пальцы не должны давить.

2. Анализируйте цвета и видения, которые всплывают на умственном экране (чит-акаше):

~ увидеть желто-золотой куб, ощутить сладкий вкус означает, что в теле доминирует прана земли,

~ увидеть белый полумесяц, ощутить вяжущий вкус – доминирует прана воды,

~ увидеть красный треугольник, ощутить жгучий острый вкус во рту – доминирует прана огня,

~ зеленый круг и ощущение кислого указывает на то, что доминирует прана воздуха,

~ увидеть цветные точки и во рту ощутить горькое – доминирует прана элемента пространства.

Третий метод:
наблюдение элементов
с помощью дыхания на зеркало

«Выдыхая на зеркало, вы можете увидеть форму таттвы дыхания.

Четырехугольник, полумесяц, треугольник, круг или множество маленьких точек указывают на специфический элемент, который является активным».

«Шива Свародайя» (153 – 154)

Нужно взять чистое зеркало и поднести к ноздре, которая открыта, сделать обычный выдох. Проявившийся испаряющийся след на зеркале укажет на доминирующий элемент.

Пространство

Ветер

Огонь

Вода

Земля

Четвертый метод:
анализ активного дыхания в ноздрях

«Если дыхание проходит по центральной части активной (дышащей) ноздри, то оно обладает качеством земли, если по нижней части – воды, если по центру – огня, если оно движется по наклонной, по сторонам – воздуха, если течет кругами – эфира.

Земные потоки – в середине, вода – внизу, огонь – вверху, а воздух – под углом. Когда все потоки свары сливаются, активизируется эфир».

«Шива Свародайя» (154, 155)

В этом методе исследуется течение воздуха по активной ноздре.

Время действия каждой таттвы
и типы дыхания

Поскольку элементы связаны с чакрами, которые образованы переплетением тонких нади в разные фигуры, то дыхание имеет форму, которую можно определить с помощью зеркала.

Во время действия иды и пингалы пять элементов проявляются по отдельности. Каждый час, когда действует ида, и следующий во время пингалы, они проявляются в таком порядке: воздух, огонь, земля, вода.

1. Элемент земли – 20 минут, дыхание медленное, теплое, сопровождается глубоким вздохом из центра груди, активна муладхара-чакра.

2. Элемент воды – время действия около 16 минут. Дыхание быстрое, с шумным вздохом, ощущается как холодный поток.

3. Элемент огня – время действия около 12 минут. Ощущается как очень горячее дыхание.

4. Элемент воздуха – его действие длится около 8 минут, дыхание ощущается либо горячим, либо холодным.

5. Элемент пространства – его действие длится около 4 минут. Обладает всеми качествами других элементов.

За 60 минут элементы в теле проявляют активность, а затем уменьшают ее по очереди. Поток дыхания (свара) каждый час меняется на другую ноздрю.

Длина дыхания
и действие элемента

При элементе земли дыхание выходит на двенадцать пальцев.

При элементе воды дыхание выходит на шестнадцать пальцев.

При элементе огня дыхание выходит на четыре пальца.

При элементе воздуха дыхание выходит на восемь пальцев.

При элементе пространства дыхание выходит на двадцать пальцев.

Действие элементов
в повседневной жизни

Учитывая течение элементов, йогин может гармонично существовать в мире и добиваться своих целей.

Когда в уме йогина преобладает движение потока элемента пространства, ум йогина погружен в Пустоту без качеств. Если этот поток проявляется во время активности сушумны, йогин может сделать прорыв к Просветлению и войти в самадхи.

Когда активна земля, полезно заниматься долгосрочными практиками. Доминирование воды дает сиюминутный успех, огонь влияния не оказывает, а если активна пингала – является разрушающим.

«Когда силен элемент земли, следует делать дела, дающие стабильный результат, когда вода – дающие сиюминутный результат, когда огонь – активные грубые действия, когда воздух – разрушающие и уничтожающие. Во время пространства не нужно делать ничего кроме йоги, все другие действия бесполезны».

«Шива Свародайя» (160 – 161)

«Земля дает мирской успех, вода – сиюминутную выгоду, воздух и огонь – разрушают, пространство все делает безрезультатным».

«Шива Свародайя» (163)

«В состоянии земли приходят мысли о корнях и основе, в воде и ветре – заботы о жизненных событиях, в огне – о составных элементах тела, в пространстве – Пустота и отсутствие забот».

«Шива Свародайя» (180)

Элементы и стороны света

Зная направление элементов, можно менять свою судьбу, состояние ума и праны с помощью путешествий или смены места обитания. Ориентируясь или двигаясь в определенном направлении, йогин активизирует элемент этого направления: земля – восток-запад; вода – запад-восток; огонь – юг; воздух – северное направление; пространство – промежуточные углы.

 

Глава 9

Дальнейшая работа с элементами:
использование внешних стихий
для полного покорения элементов,
слияние со стихиями-элементами

«Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия. Йогин, который сведущ [в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания».

Махасиддх Горакшанатх «Горакша паддхати» (60)

Слияние с пятью элементами и растворение в них – особый раздел, присущий именно Учению Лайя-йоги. Йогин практикует слияние с внешними элементами – стихиями природы, чтобы углубить присутствие и взять под контроль элементы внутри тела. Слиться с элементами – это значит впитать в себя их свойства, усвоить их тонкие энергии в виде божеств, управляющих элементами. Когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, различия внутреннего и внешнего устраняются, и йогин обретает сиддхи контроля элементов. Слияние со стихиями нераздельно с Учением Шат-чакра-йоги и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела.

Как практиковать: следует отправиться в отдаленное место (горы, берег океана, степь), где сильны проявления элементов. Когда мы сосредотачиваемся на мощных, видимых вовне элементах, наше тело откликается, и внутренние элементы начинают развиваться.

Знаки продвижения в слиянии с элементами:

~ гармонизация пран,

~ улучшение судьбы (очищение кармы),

~ улучшение окружения, взаимоотношений,

~ сны, связанные с элементами.

Продолжительность практики: от одного до трех часов.

Способ практики: сначала выбираются грубые, затем – тонкие элементы. Однонаправленно концентрируйтесь на качествах элемента вовне, затем объединяйте переживания с телом. В конце пребывайте в нераздельности созерцания Пустоты и энергии элемента.

 

Глава 10

Слияние с элементом земли

«Притхиви-дхарана-мудра – концентрация на стихии земли.

Стихия земли желтого цвета, четырехугольная, связана с Брахмой и ее биджа (слог) ЛАМ. Созерцай эту стихию (в муладхаре) и там фиксируй кумбхакой (задержкой дыхания) прану и читту (внимание) на два часа. Эта низшая из дхаран дает устойчивость и господство над стихией земли.

Выполняющий эту притхиви-дхарана-мудру, станет господином над смертью и будет странствовать по земле в качестве сиддха (совершенного)».

«Гхеранда Самхита» (3.70 – 71)

Краткое описание практики:

~ сесть, приняв неподвижное положение тела, подобное горе;

~ медитировать на единство физического тела и земли, как части одного тела;

~ отождествить кости в теле с камнями и скалами, волосы – с лесами и деревьями, кровеносные сосуды – с ручьями и руслами рек.

Когда сознание слилось с землей, и обретены однонаправленность (самьяма) и самадхи единства, цель практики достигнута, йогин обретает сиддхи и мудрость «единого вкуса».

1. Йогин должен отправиться в уединенное место, где хорошо чувствуется земля, есть ощущение надежности, прочности и сесть на землю.

2. Отыскать, используя ощущение муладхара-чакры, «место силы», где энергия земли хорошо чувствуется.

3. Выкопать или выложить из камней фигуру, образующую квадрат.

4. Сесть в этом месте, одна нога выпрямлена, другая согнута в колене, или лечь на землю животом, как бы обняв землю. Некоторое время лежать на земле, медленно кататься по ней, напитывая тело ее качествами, представляя, как тело впитывает качества земли. Для этого нужно расслабиться и делать вдохи-выдохи через нос, представляя, как энергия впитывается в область йонистхана.

5. Низом живота впитывать энергию земли в тело.

6. Затем снова сесть, продолжая впитывать качества земли, направить энергию в центральный канал, а затем поднять ее к голове как в йони-мудре и опустить по передней части тела.

7. Если практика выполняется в помещении, где нет внешней земли, используется воображение и ощущения в муладхара-чакре.

Йогин настраивается на силу и тяжесть земли, ощущая ее как опору под собой. Он настраивается на ощущения устойчивости в копчике, в точке муладхары, силы тяжести земли, сливаясь с изначальной землей. Йогин ощущает силу, твердость, мощь, идущую от земли, и чувствует, как его тело откликается на эту мощь пульсацией в муладхаре. Он втягивает плотность и мощь земли через кожу и муладхару и насыщает этой энергией кости, мышцы, наполняя центральный канал, центр груди, затем сознание. По мере перехода к сознанию энергия утончается, порождая ощущения.

Йогин медитирует так, пока не будет достигнута самьяма, он полностью не сольется с землей и не обретет мощь и устойчивость, подобную горе. Его тело становится неподвижным, тяжелым, никакая сила не сможет сдвинуть его с места. Йогин чувствует, как через область копчика и промежности он соединяется с притхиви-мандалой – вселенским телом элемента земли. У него есть ощущение, будто его энергия в муладхара-чакре распространилась на всю область вселенной до бесконечности, пронизывая каждый твердый объект.

 

Глава 11

Слияние с элементом воды

«Амбхави-дхарана-мудра – концентрация на стихии воды.

Стихия воды – белая, как жасмин или как раковина, в форме луны, связана с нектаром и Вишну, ее биджа (слог) ВАМ. Сосредотачивайся на стихии воды (в свадхистане) и фиксируй там прану и читту на два часа. Это – сосредоточение на стихии воды, разрушающее все страдания.

Вода не сможет принести вред тому, кто ее творит. Эта амбхави – великая мудра, и кто знает ее – тот сведущ в йоге. Даже в глубокой воде он не погибнет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.