Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АПРАКСИИ 1 страница




АФАЗИИ

В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной лока­лизации патологического процесса.

При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазии.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височ­ной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов.

Речевой слух является главным афферентным звеном речевой системы. Как уже говорилось выше, человек помимо неречевого слуха обладает и специализированным речевым слухом. Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.

Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по за­конам этой речевой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздейст­вий, не получили экспериментального подтверждения.

Большинство крупнейших лингвистов считают, что в качестве врожденных задатков речи можно рассматривать лишь некоторые особенности работы слухового анализатора, например способность к большему или меньшему запечатлению слуховой информации, к более или менее быстрому овладению речью как таковой. Речевой слух – это фонематический слух, т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) харак­теризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, сово­купности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звуково­го строя языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему. Таким образом, в каждом языке одни звуковые признаки высту­пают как смыслоразличительные, а другие —как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами являются, во-первых, все гласные и их ударность. Это означает, что смена гласной и смена ударности гласной означает смену смысла слова. Такие признаки, как дли­тельность гласного звука, открытость или закрытость гласного звука, высота тона не важны для понимания русской речи (в отли­чие, например, от немецкого языка, где смыслоразличительным признаком является длительность гласных, или вьетнамского язы­ка, где различительным признаком является высота гласного зву­ка).

Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по таким признакам, как звонкость-глухость, твердость-мягкость (т. е. по месту и способу образования). Для русского языка слова «палка» и «балка», «пыл» и «пыль» имеют разный смысл, хотя они различаются только по одному фонематическому признаку (оппозиционные фонемы), а не по нескольким (дизъюнктные фонемы).

Таким образом, смена гласных или их ударности и смена согласных по их звонкости (глухоте) и твердости (мягкости) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшест­вует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недораз­витию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, так как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.

Речевой, или систематизированный слух – весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового сос­тава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к опре­деленным буквам, т. е. речевой квалификации этих звуков. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к опре­деленным звукамречи (буквам или категориям), то латентные периоды ответов резко возрастают. В этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.

При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22-е поля) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющее­ся не только в невозможности различать звуки устной речи (т. е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.

41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля звукового анали­затора по классификации А. Р. Лурия входят в зону т – зону, при поражении которой возникает сенсорная афазия.

В классической неврологии эта область коры носит название «зона Вернике» – немецкого невролога, впервые в 1874 г. описав­шего больного с сенсорными нарушениями речи при поражении этой зоны, вследствие чего сенсорную афазию иногда обозначают как афазию Вернике.

Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорга­низации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или «зашумленную» речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т. е. речь в усложненных условиях. Особенно затруд­нено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. Так, слово «голос» они слышат как «колос», «холост», «колоз» и т. п., так как звуки «г – к – х» и, «с – з» они не различают; слова «забор – собор – запор» звучат для них как одинаковые. Дефект понимания устной речи является центральным в этом заболевании. Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны меж­ду собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется «сло­весным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Иногда боль­ные правильно произносят только привычные слова. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазии» (замена одного звука или буквы дру­гим). Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). Для сенсорной афазии более характерны не вер­бальные, а литеральные парафазии, так как при этом распадается первичный звуковой состав слова, т. е. восприятие тех элементов (звуков),из которых складывается слово.

У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них не ясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также и чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция; им доступны любые оральные позы (по образцу).

В клинике локальных поражений головного мозга нередко встречаются стертые формы сенсорной афазии, когда для выявле­ния сенсорного дефекта требуются специальные усложненные (сенсибилизированные) пробы. К их числу относятся пробы на категоризацию звуков, на отчуждение смысла слова, пробы на подсказку слова, пробы на письмо под диктовку слов с оппозиционными фонемами и др.

Акустико-мнестическая афазия (впервые описанная А. Р. Лурия) возникает при поражении сред­них отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора – это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки род­ного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъ­явлении на слух 10-ти слов, не связанных между собой по смыс­лу, 6 –7 слов (7 плюс минус 2). У некоторых испытуемых объем кратковременной слухоречевой памяти достигает 10 – 12 слов, а иногда и больше.

У больных с акустико-мнестической афазией объем слухоре­чевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу, возникает вторичное – из-за слабости слухоречевых следов – непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения. Трудности понимания устной речи могут возникнуть у таких больных и в других усложненных условиях, связанных с объемом речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазии и др., т. е. амнестического типа нарушения речи. Эти больные характеризуются «скудной» речью, частым пропуском слов (обычно существительных). Центральным симптомом для данной категории больных является снижение объема запоминания. Оно проявляется в различных пробах. В опытах на повторение и сохра­нение серий слов у больных наряду со снижением объема воспроиз­ведения, как правило, нарушается и порядок воспроизведения слов, поскольку сохранение последовательности слов также зависит от состояния мнестических процессов.

У таких больных снижается скорость переработки словесной информации. Для правильного воспроизведения образца слова (слоги или буквы) им требуется предъявлять медленно, но и не с большими интервалами, так как в этих случаях может возникнуть уже вторичное забывание материала. Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повыше­ние ретроактивного и проактивного торможения следов.

Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов (например, при предъявлении серии слов: «дом, лес, стол, кот» больной может повторить только одно послед­нее «кот»). Это торможение, направленное в ряду слов (или других речевых элементов) «назад».

Феномен проактивного торможения заключается в невозмож­ности больного повторить какие-либо элементы словесного после­довательного материала кроме первых (одного-двух). (Так, при Предъявлении той же серии слов больной повторяет только первое слово «дом».) Это торможение, направленное в ряду речевых элементов (слов, слогов, букв) «вперед».

Для больных с акустико-мнестической афазией характерны явления словесной реминисценции – лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъяв­ления.

Все эти феномены отражают нарушения работы слухоречевой системы на мнестическом уровне. Физиологические механизмы этих нарушений пока изучены недостаточно. Предполагается, что одним из них является механизм «уравнивания интенсивности следов», в связи с чем, и новые и прежние («побочные») следы воспроизводятся с равной вероятностью.

Нарушения нейродинамических процессов в слухоречевой сис­теме четко проявляются во всех формах речевой деятельности – устной активной речи, повторении слов, письме под диктовку и др.

Следует отметить, что больные и с сенсорной и с акустико-мнестической афазией активно используют в своей речи инто­нации, пытаясь с их помощью передать содержание сообщения. Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая также в определенной степени компенсирует речевой дефект.

Итак, нарушение слухового звена речевой системы приводит к развитию сенсорной или акустико-мнестической афазии. Эти две формы афазии отражают разную степень патологии данного звена.

Второе афферентное звено речевой системы зрительное. Поражение этого звена приводит к другим речевым расстройствам. Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей на конвекситальной поверх­ности полушария и задне-нижние отделы 20-го поля на конвекси­тальной и базальной поверхности мозга.

В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. В классической невро­логии эта форма афазии носит название номинативной амнестической афазии (или оптической амнезии). Это довольно хорошо описанная форма речевых расстройств, которая состоит в том, что больные не способны правильно называть предметы. В этих случаях распадает­ся преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

В устной речи это проявляется в том, что больные не могут наз­вать предметы и пытаются дать им словесное описание («Ну, это то, чем пишут», «Это такое, ну, чтобы запирать» и т. п.). В описаниях нет четких зрительных образов, это обычно попытка охарактеризовать функциональное назначение предмета.

У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств: они прекрас­но ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. Однако у них нарушена способность изображать объек­ты. Специальное изучение их рисунков показало, что они не могут изобразить даже элементарные объекты (типа стол, стул, дом и т.д.), которые может изобразить любой здоровый человек, не имеющий специальных художественных способностей и не обу­ченный рисованию.

Этот дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий.

Нарушения называния объектов у больных с оптико-мнести­ческой афазией является центральным симптомом. Другие речевые функции страдают при этом вторично.

В целом в соответствии с классификацией А. Р. Лурия амнестическая афазия встречается в двух формах: акустико-мнести­ческой и оптико-мнестической афазии.

Более каудально расположенные очаги поражения в пределах левого полушария (у правшей) приводят к более грубому наруше­нию зрительного звена речевой системы. При поражении коры затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде неузнавания целых слов (оптическая вербальная алексия)

Афферентная моторная афазия связана с выпадением (ослаб­лением) кинестетического афферентного звена речевой системы.

Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, премыкающего к 22-му и 42-му полям или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестети­ческая речевая афферентация (речевые кинестезии), т. е. возмож­ность появления четких ощущений, поступающих от артикуляцион­ного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осоз­наются, однако кинестетическая речевая афферентация играет очень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормаль­ном осуществлении речевой деятель­ности (произношении слов). Сущест­вует четкая связь между артикуля­цией и слуховым восприятием, что, и частности, было установлено при анализе письма детей под диктовку. Если у детей, которые только обучаются грамоте, затруднить нормальную артикуляцию (напри­мер, попросить их открыть рот или зажать язык зубами), то оказы­вается, что у них резко возрастает количество ошибок, потому что артикуляция необходима для анализа звукового состава слов.

Таким образом, на первых этапах формирования речи связь звукового и артикуляционного анализа слов прослеживается очень четко.

На важную роль кинестетической речевой афферентации в нормальном функционировании всей речевой системы указывает и патология. При выпадении артикуляционного звена речевой системы – кинестетической основы речи – нарушается вся рече­вая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими (по типу литеральных пара­фазии) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в труд­ностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка: («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков – задне­язычная – осуществляется при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различ­ных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близ­ких артикулом. При снижении способности к дифференциации артикулом возникает феномен смешения этих звуков (внутри каж­дой группы). Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат», как «хадат», слово «слон», как «снол» или «слод» и т. п. Нарушение произношения слов явля­ется первичным симптомом, поэтому афазия, которая возникает в этих случаях, называется моторной афазией. Афферентной же она называется потому, что при этих поражениях, как уже гово­рилось выше, нарушается афферентное кинестетическое звено речевой моторики.

Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы. т. е. сходно артику­лируемые слова, но и неправильно воспринимает их. Это объясня­ется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. По­этому нарушение в нижнетеменной коре ведет к вторичному нару­шению функций слуховой системы.

Кинестетическая моторная афазия впервые описана А. Р. Лу­рия как особая форма моторной афазии. Раньше предполагалось, что существует лишь одна форма моторной афазии. Кстати, некоторые авторы и до сих пор придерживаются этой точки зрения. Моторную афферентную афазию можно сопоставить с апраксическими мануальными расстройствами. Это своего рода речевая апраксия, или апраксия речевого артикуляторного аппарата.

У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений. Например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы и т. п. Эти оральные движения не входят в состав речевого акта, они более просты, примитивны, тем не менее, часто и эти движения распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппа­ратом вообще. Однако нередко афферентная моторная апраксия протекает на фоне полностью сохранного орального праксиса. В этих случаях страдает управление лишь более сложными артикуляторными движениями.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с аффе­рентной моторной афазией проявляются в различных заданиях, например, при задании повторить определенные звуки речи (несколько гласных звуков). Быстрое повторение гласных звуков выявляет обычно артикуляционные дефекты у больных даже с тонкими симптомами моторной афферентной афазии.

Еще большие трудности возникают в случае повторения соглас­ных звуков, произносимых с помощью близких артикулом, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артику­ляционном отношении (типа «пропеллер», «пространство», «тро­туар» и др.). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они «чувствуют» свою ошибку, но их рот как бы не подчиняется их волевым усилиям.

При афферентной моторной афазии вследствие кинестетическо­го дефекта вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктов­ку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык зубами») обычно ухудшает напи­сание слов. Чтение вслух хорошо упроченных (привычных) слов более сохранно, но сложные слова так же, как и в активной устной речи произносятся неверно, с литеральными заменами.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО (теменно-париетально-окципитальной зоны коры) – области сты­ка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и час­тично 39-го полей слева). Зона ТРО относится к тре­тичным областям коры или к «заднему ассоциативному комплексу». Долгое время нару­шения, возникающие при этой афазии, описывали как интеллек­туальный дефект. Так, К. Гольдштейн предполагал, что у данной категории больных имеется общее снижение интеллектуальных функций или общее снижение «абстрактной установки». Таким образом, предполагалось, что данное нарушение характе­ризует интеллектуальную сферу, а не речевую. Однако при спе­циальном анализе этого дефекта А. Р. Лурия удалось выявить, что нарушения у этих больных отнюдь не распространяются на любые интеллектуальные функции, а касаются лишь понима­ния определенных грамматических конструкций.

Оказалось, что в этих случаях страдает понимание граммати­ческих конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный симультанный анализ явлений, т. е. когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновре­менное представление нескольких явлений.

Определяя основной дефект, характерный для больных с семан­тической афазией, А. Р. Лурия писал, что у них страдает симультанный анализ и синтез или возможность оценки пространствен­ных и «квазипространственных» отношений. Данный фактор также можно отнести к афферентным, но он, безусловно, имеет более сложную природу, чем все предыдущие, и связан с целым комплек­сом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространст­венные или «квазипространственные» отношения. К ним отно­сятся следующие:

а) Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.). Такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом». Иными словами, больные не по­нимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов.

б) Слова с суффиксами, например, такие, как «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, т. е. выра­жает пространственные отношения.

в) Сравнительные отношения. Больные не понимают предло­жений типа «Ручка длиннее карандаша», «Карандаш короче руч­ки» или «Оля темнее Кати, но светлееАни, кто из них самый тем­ный?» Понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т. е. симультанного (одновре­менного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипрост­ранственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание.

г) Конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Для больных эти выражения непонятны. Им понятно, что такое мама и дочка – отдельно, но не «мамина дочка», выражающее отношение между ними.

д) Временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я про­читал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к това­рищу» и т. п.

е) Пространственные конструкции типа «Солнцеосвещаетсяземлей» или «Земля освещается солнцем» — Что верно?»

ж) Выражения, в которых имеются логические инверсии типа«Колю ударил Петя». Кто драчун?

з) Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, типа «В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конст­рукции со сложными определениями тоже непонятны больным.

и) Предложения с «переходящими» глаголами типа «Вера одолжила деньги Маше», «Сережа одолжил деньги у Коли». Кто кому должен?

Понимание всех перечисленных выше речевых конструкций, которые в большинстве случаев отражают «коммуникацию отно­шений», а не «коммуникацию событий», основано на сохранном симультанном пространственном анализе и синтезе, на способ­ности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу.

Семантическая афазия обычно сочетается с нарушениями счет­ных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром вместе с семантической афазией входят и нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Изучение расстройств понимания различных грамматических конструкций при так называемой семантической афазии представ­ляет собой большой интерес для современной лингвистики, таккаконо помогает понять сущность тех вербально-логических опера­ций, которые кх объединяют, и тем самым вскрыть закономерности построения языка.

Итак, все описанные выше формы афазий основаны на нару­шениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кине­стетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении ниж­них отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) полей 44 и частично 45-го. Это «зона Брока», ученого, впервые описавшего в 1861 г. моторное наруше­ние речи у больного с поражением данной области мозга. В лите­ратуре эта форма афазии нередко называется афазией Брока.

При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произ­носят нечленораздельные звуки. В то же время они в определен­ной степени понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, и целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип («эмбол») «застревает» и становится заменой всех других слов. Больные произносят его с разной интонацией и таким образом пытаются выразить свою мысль. При менее грубых поражениях этой зоны моторная эфферентная афазия протекает иначе.

В этих случаях звуковой анализ слов и возможность артикули­ровать различные звуки речи сохранны, отсутствует и четко выра­женная оральная апраксия. Однако страдает собственно двига­тельная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. Этот тип нару­шения речи А. Р. Лурия описывал как нарушение «кинетической мелодии речевого акта».

Данная форма афазии входит в синдром премоторных нарушений движений (кинети­ческой апраксии), при которых центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением дви­жений руки, которые возникают при поражении премоторной области левого полушария мозга. В этих случаях нарушения и речевой и мануальной моторики характеризуются наличием дви­гательных персевераций, инертно повторяющихся движений.

При попытках произнести слово больные не могут переклю­читься от одного слога к другому, возникают речевые персевера­ции. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повтор­ной речи, и в письме. Это генеральный симптом, характери­зующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии.

Характерно, что отдельные звуки больные артикулируют верно, могут произнести и отдельные слоги, но их слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных элементов речи. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в мотор­ном отношении слова и сочетания слов (типа скороговорок и т. п.).

Трудности в плавном протекании активной устной речи, в нару­шении ее автоматизированности приводят к вторичному наруше­нию других форм речевой деятельности – письма, чтения и даже понимания речи (при определенных сенсибилизированных усло­виях). Как известно, зона Брока связана тесными двусторонними связями с височными структурами мозга, и эти области работают вместе как единая система. Поражение зоны Брока отражается на работе и височных структур левого полушария, что проявляется в некоторых трудностях восприятия устной речи.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазии, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного (кинетического) аспекта речи.

Динамическая афазия связана с поражением областей, распо­ложенных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной области, непосредственно примыкающие к зоне Брока кпереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г. под названием «дефекта речевой инициативы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.