КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения психических функций при органических повреждениях мозга
Общая характеристика нарушений речевой системы. Нарушения речи могут возникать при поражении центральных и периферических исполнительных уровней речевой системы, и их причиной могут быть как органические поражения мозга, так и функциональные нарушения. Детский невропатолог Л. О. Бадалян выделил следующие группы речевых расстройств у детей в зависимости от причин их возникновения. 1. Речевые нарушения, связанные с поражением нервной системы: алалия - системное недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон до начала формирования речи; афазия — распад отдельных компонентов речевой системы в результате поражения корковых зон. 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменения заикание - нарушение плавности речи, непроизвольные задержки при произношении и повторение отдельных звуков, слогов; мутизм - отсутствие речевого общения с окружающими при сохранности функций речевого аппарата. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуля Задержка речевого развития различного генеза (недоношенность, Дизартрия. Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, связанное с нарушением артикуляции, возникает в результате центрального или периферического паралича речедвигательного аппарата, повреждений мозжечка, стриопаллидарной системы. В целом проявляется как часть сложного комплекса органических нарушений ЦНС, среди которых ведущее место занимает детский церебральный паралич. В отношении речи эти органические поражения приводят к ограниченной подвижности (парезу) мышц артикуляционного аппарата, т.е. органов человека, участвующих в речевом акте (язык, губы, мягкое нёбо, голосовые связки, диафрагма). Описываются разные формы дизартрии в зависимости от локализации повреждения мозга. Общими симптомами дизартрии являются замедленный темп речи, ее неразборчивость, нечеткое произнесение звуков, слов, фраз. Речь теряет выразительность, становится гнусавой, монотонной, голос может быть либо напряженным, хриплым, либо очень тихим, слабым. Дизартрия может привести к трудности овладения звуковым составом слова, чтения и письма, иногда к общему недоразвитию речи. Крайняя степень выраженности дизартрии - отсутствие развития устной речи - возникает при параличе артикуляционных мышц и называется анартрия. В этом случае возможны только отдельные голосовые реакции, отдаленно напоминающие звуки речи, а также передача голосом приблизительной ритмической структуры фразы. Голос часто приобретает гнусавый оттенок. При дизартрии (и даже анартрии), как правило, сохраняется нормальный интеллект. Алалия. Возникновение алалии связано с органическими повреждениями речевых областей больших полушарий мозга, часто после родовых травм, заболеваний или травм мозга, перенесенных в постна-тальном периоде до появления речи. При отсутствии параличей и парезов артикуляционного аппарата, сохранности слуха, умственного развития у ребенка имеет место отсутствие или недоразвитие речевой функции. В тяжелых случаях наблюдается полное отсутствие речи, ребенок не может произнести слово, плохо понимает чужую речь. При разных формах алалии возможно преимущественное нарушение экспрессивной (моторные алалии) или импрессивной стороны речи (сенсорные алалии). Для сенсорной алалии более характерны трудности в распознавании звуков речи, для моторной - нарушение «знания» того, как действовать органами артикуляции, выбирать положение языка, губ и т.д., что делает невозможным произнесение звуков. При алалии ребенок не может овладеть речью, но может выработать невербальные навыки. Афазия. Нейропсихологический анализ нарушений слухорече-вой сферы при локальных повреждениях мозга. Результаты нейро-психологических исследований свидетельствуют о высокой специфичности речевых расстройств, возникающих при очаговых поражениях головного мозга в детском возрасте. Обследование детей сразу же после операций на структурах левого полушария показывает, что симптомы нарушения речевых функций по-разному проявляются в зависимости от локализации зоны хирургического вмешательства. Особенностью симптомов речевых нарушений, возникающих у детей непосредственно после операции, является то, что они полностью совпадают с теми расстройствам, которые наблюдаются у взрослых больных при той же локализации мозгового повреждения. Однако, в отличие от взрослых, речевые расстройства у детей нестойкие и быстро регрессируют. Быстрое спонтанное восстановление речевых функций после операций на левом полушарии наблюдается у детей и младшего, и старшего (до 16 лет) возраста, т.е., казалось бы, после завершения функциональной специализации мозга. Высокая пластичность мозга приводит к тому, что медленно растущие, доброкачественные опухоли также не дают видимых расстройств. Описываются случаи, когда опухоли занимали практически все левое полушарие, и при этом даже сенсибилизированные нейропсихологи-ческие пробы выполнялись больными безошибочно. Например, у больной 15 лет с опухолью размером 15x14x13 см отмечались лишь замедление темпов речи и единичные забывания названий предметов. Поэтому зафиксировать отчетливые нарушения речи удается только при быстро развивающихся процессах или сразу после оперативного вмешательства, т. е. в «острый» период заболевания. Только в этом случае можно видеть симптомы, относящиеся к разным формам афазии (амнестической, акустико-мнестической, афферентной, моторной и др.). В более отдаленном, «холодном», периоде нарушения речи у детей практически не наблюдаются, и их можно выявить только в специализированном нейропсихологическом обследовании. Наиболее четко недостаточность речевых функций проявлялась при исследовании слухоречевой памяти. Ниже приведены результаты нейропсихологического обследования речевой и перцептивной сферы детей, проведенного Э. Г. Симерницкой. Эти данные представляют собой итог наиболее полного, комплексного нейропсихологического обследования детей с органическими поражениями мозга. Данные получены при обследовании 130 детей с поражениями левого полушария, 90 детей с поражениями правого полушария и 76 - с поражениями диэнцефальной области. Возраст обследуемых -от 6 до 16 лет. В исследованиях речевой сферы было показано, что при поражениях левого полушария у детей центральное место в структуре наблюдаемых расстройств занимают нарушения объема слухоречевой памяти. У взрослых основные расстройства относятся к снижению объема памяти и повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями. То же наблюдается и у детей, но нарушения объема памяти у детей 5-10 лет значительно превосходят другие формы нарушений, а после 10 лет имеют тенденцию к снижению. В отношении второго симптома - тормозимости следов — нет значительных изменений после 10 лет. При поражениях правого полушария на первое место выдвигается симптом нарушения воспроизведения заданного порядка элементов. При поражениях диэнцефальной области центральное место занимает симптом патологической тормозимости следов в условиях интерференции Характерной для повреждений левого полушария была невысокая частота афазий (17 % у детей и 67 % у взрослых), хотя говорить о полной сохранности речевой функции нельзя. Речь была полностью сохранна у детей в 12 % случаев, а при поражении височной области левого полушария лишь в 7 % случаев. Первый по частоте симптом поражения левого полушария - сужение объема воспроизведения - наблюдался у 86 % детей и проявлялся в большей степени при запоминании не связанных по смыслу слов. В 60 % случаев этот симптом наблюдался при поражении левой височной области, в 19 % - при поражении теменной области и в 7 % - лобной области левого полушария. Второй частотный симптом - нестойкость следов и их повышенная тормозимость в условиях интерференции - отмечался у 45 % детей и не зависел от внутриполушарной локализации. Менее всего при повреждениях левого полушария страдала способность сохранения порядка воспроизведения (нарушения наблюдались только в 6 % случаев). Соотношение двух основных симптомов было разным в зависимости от возраста. У детей 5-10 лет самым значительным было нарушение объема воспроизведения. После 10 лет выраженность этого симптома снижается: фактор объема воспроизведения и фактор тормозимо-сти следов интерферирующими воздействиями уравниваются. Таким образом, нарушения слухоречевой памяти у детей при поражении левого полушария в целом носят такой же характер, как и у взрослых. Это означает, что специализация левого полушария по речи проявляется на ранних этапах онтогенеза, а различия в проявлении речевых расстройств между детьми и взрослыми связаны не с тем, что два полушария эквипотенциальны, а с высокой пластичностью мозга ребенка. Механизмы работы правого полушария выполняют иную роль в обеспечении мнестических процессов. Если левое полушарие обеспечивает произвольный уровень организации вербально-мнестических процессов, то правое полушарие в большей степени ориентировано на непроизвольное, непреднамеренное запоминание. Это проявляется в том, что у взрослых нарушение работы правого полушария приводит к трудности непроизвольного запечатления следов. С другой стороны, поскольку поражение левого полушария сопровождается сужением объема и повышенной тормозимостью следов, то нарушения памяти наиболее отчетливо обнаруживаются в отсроченном воспроизведении после пустой или заполненной побочной деятельностью паузы. Для больных с поражением правого полушария более характерен дефицит в непосредственном воспроизведении, а последующее введение интерференции не оказывает тормозящего влияния на воспроизведение. В целом наиболее часто при поражении правого полушария у взрослых наблюдается трудность сохранения порядка воспроизведения стимулов в заданной последовательности. Данные, полученные при исследовании детей с поражением правого полушария, показали, что специфичные для взрослых нарушения просодики и различение индивидуальных характеристик голосов встречаются редко, в единичных случаях. Наиболее характерным было нарушение слухоречевой памяти (в 75 % случаев), проявляющееся в невозможности правильного непосредственного запечатления следов. Но если при левополушарных повреждениях наблюдалось сужение объема в непосредственном воспроизведении, то при правополушарных - нарушение порядка стимулов. Запоминание нужного количества слов происходит после одного-двух предъявлений, однако многократные предъявления не приводят к правильному воспроизведению порядка слов. Другая особенность нарушений слухоречевой памяти при поражении правого полушария у детей состояла в том, что в отсроченном воспроизведении не было потерь элементов ни в условиях гомогенной, ни при гетерогенной интерференции, т. е. отсутствовал эффект тормози-мости следов. Особенностью поражения диэнцефальных отделов у взрослых являются модально-неспецифические нарушения памяти, которые могут сопровождаться нарушениями сознания в виде потери ориентировки в пространстве и времени, растерянности, спутанности, появлении контаминации, конфабуляций. Основной симптом нарушений слухоречевой памяти при этом - повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями. Больные в состоянии воспроизвести стимулы непосредственно после их предъявления или после пустой паузы, но не могут сделать этого после введения интерференции. Хуже всего они выполняют задания с запоминанием двух серий слов, т. е. в условиях гомогенной интерференции. При этом характерным является облегчающее влияние введения смысловой организации, перевода запоминаемой информации на более высокий уровень организации. Исследование детей с поражением диэнцефальной области мозга показало, что в целом у детей нарушение слухоречевой памяти проявляется по тому же принципу, что и у взрослых. Наиболее характерным, в отличие от нарушений, возникающих при поражении правого и левого полушарий, для диэнцефальных поражений было наличие ретроактивного торможения. Основным отличием стало то, что у детей смысловая организация не приводила к улучшению запоминания. Не было различий между воспроизведением структурированного и неструктурированного материала. Контаминации, соскальзывания на побочные ассоциации, инертные стереотипы проявлялись при воспроизведении как смысловых, так и не связанных по смыслу элементов. Иногда последние воспроизводились даже лучше, чем смысловые структуры. Нарушения перцептивных функций при органических поражениях мозга. Вторая часть исследования, проведенного Э. Г. Симерницкой с теми же детьми, была посвящена изучению нарушений перцептивной сферы, в частности зрительного восприятия. Нарушения зрительного восприятия при поражении левого полушария имеют невысокую частоту. Максимальная частота нарушений (в 29 % случаев) при опознании реалистических предметных изображений возникала при поражении затылочной области левого полушария. Эти нарушения возникали тогда, когда ребенку необходимо было выделить и соотнести несколько ведущих признаков объекта. Больные выделяли один и на его основе строили догадки (например, телефон узнавался как часы, настольная лампа - как гриб). Наиболее отчетливо нарушения зрительного гнозиса возникали при восприятии перечеркнутых и наложенных изображений (в 59 % случаев). Они проявлялись в трудностях выделения фигуры из фона, вследствие чего правильно оценивались только отдельные элементы изображения. При поражении левого полушария также фиксировались негрубые ошибки в зрительно-конструктивной (выполнение рисунков) деятельности (в 25 % случаев). У детей младшего возраста они вообще не обнаруживались даже при поражении теменной области. После 10-летнего возраста выраженность нарушений рисунка становилась все более высокой, рисунки носили примитивный, упрощенный характер, при рисовании объемных фигур наблюдались пространственные ошибки. При этом сохранялся целостный графический образ, который обычно воспроизводился правильно. В целом нарушение рисунка чаще наблюдалось при поражении теменной области. У детей старшего школьного возраста при поражении левого полушария наблюдались нарушения зрительно-пространственных функций (в 13 % случаев): пространственного праксиса, копирования с переориентацией, определения времени на часах и т.д. В целом при поражении левого полушария частота нарушений зрительного восприятия была невысокой, они соответствовали тем расстройствам, которые возникали у взрослых и были связаны либо с проективными, либо с координатными представлениями. Известно, что ранние поражения правого полушария, проявившиеся на первом году жизни, приводят к грубому недоразвитию тех функций, для которых правое полушарие является доминантным: зрительно-пространственного восприятия, зрительно-конструктивной и различных других видов перцептивной деятельности. Нарушения перцептивных процессов у детей при поражении правого полушария проявляются, как правило, избирательно. Они могут возникнуть только в сфере лицевого гнозиса. При поражении правой затылочной области больные не узнают своих родных, в менее тяжелых случаях - жалуются на плохую память на лица. У детей с поражением правого полушария наблюдается нарушение предметного гнозиса, но эти симптомы отличаются от возникающих при левосторонних поражениях. При поражениях правого полушария ошибки носят обратный характер. Ребенок определяет гриб как настольную лампу, часы как телефон. Это указывает на разную природу возникающих нарушений. При поражении левого полушария игнорируются отдельные элементы изображения - трубки, провода. При поражении правого полушария воспринимаемый объект дополняется «недостающими деталями». Нарушения предметного гнозиса при поражении правого полушария в целом возникают чаще, чем при поражении левого полушария. Нарушения предметного гнозиса обнаруживались и при восприятии перечеркнутых фигур (Поппельрейтера). Но при поражении левого полушария эти нарушения предметного гнозиса выступали более отчетливо по сравнению с восприятием реально изображенных предметов, а при любых поражениях правого полушария не было различий в восприятии фигур из этих двух тестов. Ошибки при этом также различались по своей структуре. При поражении левого полушария отдельные детали воспринимались правильно, но возникали трудности в соотнесении их с другими признаками (детали не соотносились между собой и поэтому образ достраивался). При поражении правого полушария, наоборот, всплывали побочные, случайные связи, детали, не ориентированные на ведущий признак. Таким образом, нарушения предметного восприятия при поражении различных полушарий носили качественно разный характер, обусловленный разными механизмами. Поражения правого полушария проявлялись в феномене «левостороннего невнимания» - игнорировании стимулов, расположенных в левой части поля зрения. Ребенок мог игнорировать все стимулы, находящиеся в левой части поля зрения, в других случаях происходил распад целостного образа из-за игнорирования признаков, расположенных слева. Чаще всего игнорировались только крайние левые элементы. Нарушения цветового восприятия фиксировалось в единичных случаях. Не было нарушений узнавания животных (при наличии лицевой агнозии). Нарушения перцептивных процессов при поражении правого полушария проявлялись и в сфере пространственных представлений — в трудности пространственной ориентировки. В зрительно-конструктивной деятельности при выполнении рисунков наблюдались грубейшие нарушения, не сопоставимые с возникающими при поражениях левого полушария. Так, при рисовании объемных фигур часто происходил сбой не только в пространственных представлениях, но и в зрительных образах в целом. Эти нарушения не компенсировались при копировании, в отличие от левополушарных нарушений. Нарушение рисунка происходило в 47 % случаев и максимально проявлялось при поражении правой теменной области. При поражении правого полушария возникают нарушения топологических представлений об объекте, а также нарушение представлений о перемещении и трансформации объекта. В нарушении пространственных представлений у детей и взрослых обнаруживаются и некоторые различия. По-видимому, в детском возрасте правое полушарие обеспечивает более широкий спектр пространственных представлений, чем у взрослых, и это приводит к тому, что при поражении правого полушария у детей страдают и проективные представления, и представления о системе координат. У взрослых они страдают только при поражении левого полушария, а у детей в равной степени возникают при поражении и правого и левого полушарий. В целом можно говорить о том, что ведущая, доминантная роль правого полушария в перцептивных процессах обнаруживается уже в детском возрасте, и это проявляется в отсутствии особых различий в перцептивных нарушениях у детей младшего и старшего школьного возраста. При поражении диэнцефальной области на первое место выходят нарушения предметного гнозиса, которые особенно отчетливо выступают при восприятии реалистических изображений. В этом качественное отличие симптомов нарушений этой области от симптомов, характерных для поражения левого полушария (в этом случае больше страдает восприятие схематических фигур, чем восприятие реалистических изображений), и от симптомов поражения правого полушария (в этом случае восприятие реалистических и схематических изображений страдает примерно одинаково). Частота и степень выраженности нарушений перцептивной сферы при поражении диэнцефальной области значительно превосходят те же нарушения при поражении левого полушария и практически не отличаются от правополушарных поражений. Наиболее часто эти расстройства возникали в возрасте до 10 лет, в меньшей степени после 10 лет. Отличительная особенность нарушений зрительного восприятия состояла в том, что они наиболее отчетливо проявлялись при восприятии изображений «живых» объектов (в частности, животных). В целом в детском возрасте нарушения узнавания изображений животных обнаруживаются независимо от предметной и лицевой агнозии. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти формы восприятия имеют различную мозговую организацию. Другой важный симптом - нарушение цветового гнозиса. Часто окраска не облегчает, а осложняет процесс опознания объекта. Предъявление цветов вне предмета усиливает трудности их опознания. Характерным являлось и то,,что ошибки могли носить различный характер как у разных больных, так и у одного больного при многократном предъявлении стимулов. Нарушение цветового гнозиса обнаруживается в основном при назывании, выбор заданного цвета доступен, при классификации цвето вых объектов встречаются ошибки различения красных и зеленых стимулов, попытки поместить их в одну группу. В целом выраженность нарушения перцептивных процессов при очаговых поражениях мозга в детском возрасте значительно выше, чем нарушения речевых функций. При поражениях правого полушария эти нарушения встречаются чаще и выражены более отчетливо, чем при поражениях левого полушария. В тех случаях, когда поражения правого полушария возникают на первом году жизни, они приводят к грубой патологии перцептивных процессов, которая незначительно регрессирует при дальнейшем развитии. Стойкий и жесткий характер зрительно-пространственных расстройств, наблюдаемых при ранних правополушарных поражениях, свидетельствует о достаточно ограниченных возможностях левого полушария в их компенсации. Некоторые итоги анализа нарушения психических функций в клинической нейропсихологии детского возраста. Результаты нейро-психологических исследований позволяют сделать вывод о функциональной неравнозначности различных отделов мозга в детском возрасте. Поражение разных отделов мозга ребенка приводит, так же как и у взрослых, к разным по характеру нарушениям психических функций. Эти различия наблюдаются при локализации поражения как в разных полушариях, так и в разных отделах внутри полушария. Мозговая организация психических процессов не остается одинаковой в ходе онтогенеза. Изменяются характеристики работы механизмов, связанных с определенным участком мозга, меняется характер межполушарных связей между этими механизмами. Симптомы, выявляемые при поражении разных участков мозга у детей, при общем сходстве с теми же симптомами у взрослых имеют различия, по-разному проявляющиеся в каждом возрастном периоде. Развитие функциональной организации мозга идет по пути расширения межполушарных и внутриполушарных связей. В хорошо развитой системе возбуждение определенного участка мозга приводит к его распространению не только на близлежащие, но и на далеко расположенные участки мозга. Это означает, что тормозящее влияние одного участка при нарушении его работы имеет широкое распространение. У взрослых это проявляется в большом наборе специфических расстройств и в низкой динамике обратного развития дефекта. У детей наблюдается обратная картина - эффект очагового поражения более ограничен, меньше специфических расстройств, больше возможностей для восстановления, поскольку нет тормозящего влияния очага поражения на другие структуры, и поэтому они могут быть вовлечены в работу. Анализ нарушения психических функций у детей при органических поражениях мозга позволяет ответить на методологические вопросы, связанные с возможностью топической диагностики в детском возрасте. Проявляется ли поражение той или иной зоны мозга у детей в тех же симптомах, что и у взрослых? Можно ли на основе выявленных у детей симптомов проводить синдромный анализ с указанием на возможную локализацию повреждения мозга так же, как у взрослых? Первый вопрос связан с характером проявления нарушений психических функций при поражениях мозга у детей. На него можно ответить так: хотя наблюдаемые у детей симптомы нарушения психических функций могут проявляться иначе, чем у взрослых, но возникают они при той же локализации мозгового поражения. Это означает, что общая архитектура нейрофизиологических функциональных систем мозга при нормальном физиологическом созревании складывается уже к моменту рождения ребенка. На первых этапах функциональная система работает по генерализованному типу, а дальнейшее ее развитие идет по пути все большей дифференциации в работе отдельных компонентов системы и смены иерархического взаимодействия между компонентами. Это определяет специфику нарушений, возникающих при поломке какого-либо звена системы. Несформированность функциональной системы становится причиной отсутствия тех четких локальных симптомов, характерных для взрослого человека, у которого каждое звено системы выполняет конкретную задачу, «поставленную» в ходе формирования системы, и имеет сформировавшиеся связи и сложившуюся систему подчиненности с другими звеньями. Поэтому у ребенка с локальными поражениями мозга в «холодном» периоде, после быстрой адаптации мозга к новым условиям, либо нет соответствующих симптомов, либо они проявляются в генерализованной, стертой форме, не в полной мере соответствующей тому, что наблюдается у взрослого человека. На второй вопрос также можно ответить положительно, поскольку было показано, что и у взрослого, и у ребенка сходная симптоматика проявляется при поражении одних и тех же структур мозга.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |