КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста
При создании новой теории, базирующейся на перечисленных выше принципах, А. Р. Лурия дал новую трактовку таких понятий нейропсихологии, как симптом, функция, локализация, и ввел ряд новых: нейро-психологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга. А. Р. Лурия использовал разработанное в физиологии понятие функциональной системы и применил его для анализа психических процессов, психических функций. Для этого необходимо было решить вопрос сходства и различия физиологической и психической функциональных систем. Он дал определение высшей психической функции, ориентированное на понятие функциональной системы, учитывающее системный подход к анализу психических функций, выработанный к тому времени в отечественной психологии. Высшие' психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования»2. В этом определении А. Р. Лурия придал законченность формулировке, предложенной Л.С.Выготским, указав на основные признаки психических систем: социальный характер их формирования, знаковую опосредствованность, осознанность, произвольность. Подчеркивается социальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-историческим условиям, в которых они формируются и которыми опосредуются; способ их становления - хроногенный, в процессе социализации, в ходе поэтапного овладения социальными формами поведения; структурная специфика их строения - исходная непроизвольность поведения ребенка, которая по мере формирования ВПФ сменяется произвольными, иерархически более высокими формами регуляции (сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно). Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» снимает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Если рассматривать психическую функцию как функциональную систему, которая связана с совокупной, совместной работой ряда участков мозга, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой различных участков мозга. И основным становится вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции. В онтогенетическом аспекте этот вопрос можно поставить следующим образом: как и в каком объеме различные отделы мозга выполняют свойственные им функции в разные возрастные периоды. Если исходить из определения А. Р.Лурия, что материальной основой любой психической функции является «весь мозг в целом, но мозг как высоко дифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого»1, то первостепенное значение приобретает вопрос: какова степень морфофункциональной дифференциации различных отделов в целостной, интегративной работе всего мозга в разные возрастные периоды? Предложенное А.Р.Лурия решение проблемы локализации позволило определить предмет нейропсихологии как науки, связанной с изучением роли отдельных мозговых структур в поведении человека. Соответственно в задачи нейропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропсихологии входит: изучение взаимосвязи между формированием психических функ выявление закономерностей нервно-психического развития ре изучение нарушений, задержек, отклонений в психическом разви Возможность нейропсихологического анализа состояния психических функций связана с изучением симптомов, указывающих на изменения в их протекании. Наличие симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции. Для того чтобы выяснить, с чем связано это неблагополучие, необходим «детальный анализ психологической структуры возникающего нарушения и выявление тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась» • Другими словами, требуется тщательная квалификация наблюдаемого симптома. Под квалификацией симптома подразумевается, во-первых, поиск того, что является характерным, специфическим для него и отличает его от других симптомов нарушения той же функции; во-вторых - поиск того, что является общим в симптомах нарушения разных психических функций; в-третьих - выявление причины, которая лежит в основе этого симптома и которая вызвала его к жизни. Таким образом, квалификация разных симптомов, наблюдаемых при локальном поражении мозга, позволяет найти их общие свойства, выделить тот фактор, который обеспечивает в разных функциональных системах работу данного участка мозга, и дать заключение о локализации очага поражения. Применение нейропсихологического фактора как методологического конструкта позволяет сформулировать следующие иерархии построения психической функции: (мозговая структура) > (функция мозговой структуры) = (психический процесс) > (результат психического процесса = нейропсихологический фактор), а также (совокупность совместно работающих мозговых зон = нейрофизиологическая функциональная система) > (совокупность психических процессов = психическая функциональная система). Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа изменений поведения, возникающих при локальных поражениях мозга. Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению ряда психических функций, т. е. он является общим звеном в ряде функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с несколькими симптомами нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом, или синдромом. Нейропсихологический синдром - это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга. Можно ли использовать понятие «симптом» и процедуру синдромного анализа при анализе состояния психических функций у детей в том же контексте, что и у взрослых? Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиологические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и развития (с обзором этих данных можно познакомиться в главах 3-5 настоящего учебника), позволяют утверждать, что общая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегратив-ными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, складывается на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем идет посте- пенное гетерохронное морфологическое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсистемные перестройки, в ходе которых сменяются иерархии, существующие между отдельными компонентами внутри систем и системами. Эти данные позволяют определить специфику синдромного анализа в онтогенезе. Во-первых, в клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда адекватно, если оценивается работа формирующихся, еще не окончательно сформированных психических функций. Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. Но такое неблагополучие может иметь под собой две разные причины: нарушение работы психической функции или ее несформированность. Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением того или иного участка мозга, и симптомы, связанные с несформированно-стью психической функции. Это означает, что в первую очередь симптомы должны быть соотнесены не с нарушениями того или иного звена психической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполняемом задании. Эта продуктивность должна соответствовать возрастному периоду и может оказаться иной, чем у взрослого человека. Под продуктивностью понимается степень соответствия выполняемых действий и их алгоритма предметному содержанию деятельности. Для дифференциации симптомов повреждения и несформирован-ности, таким образом, необходимо сопоставить результаты выполнения заданий ребенком с результатами взрослого человека и результатами большинства детей того же возраста. Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с результатами взрослых, но совпадать с результатами других детей в одновоз-растной популяции. Это свидетельствует о том, что степень сформированное™ того или иного звена психических функций у ребенка еще не достигла окончательного уровня, но соответствует возрастному нормативу. Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими не только по сравнению со взрослыми, но и по сравнению с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это может свидетельствовать, с учетом дополнительных данных, о повреждении того или иного звена психических функций у ребенка. Во-вторых, нейропсихологические синдромы, которые описывают специфику формирования психических функций в разные возрастные периоды, должны отражать интегративную работу всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. Но хроногенность созревания мозговых структур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интеграцию может быть разной. Это означает, что в обследовании можно обнаружить несформированность ряда звеньев психических функций (и недостаточную зрелость соответствующих мозговых структур). В этом случае мы имеем дело с многофакторными синдромами, характеризующими морфофункцио-нальную зрелость и психическое развитие и разную локализацию связанных с этим синдромом зон мозга. Факторный состав и локализация таких синдромов будет обусловлена логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, специфичной для данного возраста. Различия в степени зрелости отдельных звеньев в определенные возрастные периоды будут обусловливать варианты сочетаний таких симптомов и соответственно нейропсихологические синдромы. Такие синдромы отличаются от локальных синдромов, традиционно используемых в нейропсихологии, своей многофакторностью и поэтому не могут рассматриваться в понятиях традиционной локализации. Задачи, связанные с анализом степени зрелости различных зон мозга, в этом случае могут быть решены с помощью понятия распределенной локализации. С помощью таких синдромов можно оценивать сформированность тех или иных психических функций и зрелость соответствующих структур мозга, понять закономерности формирования психических функций и созревания соответствующих отделов мозга, а также индивидуальные особенности в их формировании в разные возрастные периоды. Поэтому еще одной особенностью нейропсихологического синдромного анализа, связанного с оценкой развития или отклонений в развитии, является необходимость работы с многофакторными синдромами и распределенной локализацией таких синдромов. Задачи нейропсихологии детского возраста. Выявление симптомов, связанных с повреждением мозга, и симптомов, связанных с не-сформированностью, определяет не только специфику синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста, но и разные задачи, которые могут решаться с его помощью. Одна из задач связана с выявлением специфики нарушения ВПФ при повреждении той или иной области мозга, т. е. с определением вклада того или иного отдела мозга в протекание психических процессов в разные возрастные периоды. Эта задача решается в рамках клинической нейропсихологии детского возраста. Другая задача связана с выявлением общих и индивидуальных закономерностей в формировании структурно-функциональной организации мозга и ВПФ ребенка в разные возрастные периоды. Эта задача решается в рамках дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
Исходная аксиоматика нейропсихологии детского возраста. Сопоставление анатомических данных (исследования морфогенеза моз га), нейрофизиологических данных (исследование функциогенеза мозговых структур), данных возрастной психологии (анализ психического развития и генез психических функций), рассмотренных в предыдущих главах, подтверждает действие принципов системогенеза и позволяет выдвинуть ряд исходных предположений, касающихся структурно-функционального формирования мозга и формирования психических функций ребенка в онтогенезе. Общая архитектура функциональных систем складывается к мо Формирование функций отдельных звеньев функциональных си По мере созревания новых звеньев происходит смена иерархии Смена иерархии элементов происходит не только в структуре отдельных психических функций (смена внутрифункциональных связей), но и во взаимодействии разных функций (смена межфункциональных связей). Это приводит к качественным изменениям в работе каждой системы и отражается в качественно иной работе и результативности отдельных психических функций и в обеспечении комплексных и сложных форм поведения в целом. На первых этапах формирования ряд элементов (фрагмент функ Такая специализация, т.е. формирование конкретного нейрофи В первую очередь формируются те звенья функциональных сис Методологическим следствием рассмотренных предположений становится то, что они позволяют рассматривать проблему локализации психических функций у ребенка с позиций взрослого человека и соотносить симптомы отклонений в работе психических функций с рабо-той (нарушенной или несформированной) тех же участков мозга, что и у взрослого человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |