Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема факторов в нейропсихологии. Понятие «фактор» является основным теоретическим понятием на котором построен синдромный анализ нарушений высших психических функций




Понятие «фактор» является основным теоретическим понятием на котором построен синдромный анализ нарушений высших психических функций. Нейропсихологический синдром формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск и нахож­дение этого фактора и является целью синдромного анализа. Фактор — конечная цель синдромного анализа, объяснительная причина нейропсихологического синдрома в це­лом, центральное понятие теории системной динамической локали­зации высших психических функций.

Понятие «фактор» имеет принципиальное значение для всей теоретической концепции советской нейропсихологии. Под факто­ром А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип (или способ) ее работы. Каждая зона мозга, входящая в функ­циональную систему, лежащую в основе той или иной психической функции, ответственна за определенный фактор. Его устранение (или патологическое изменение) приводит к нарушению работы соответствующей функциональной системы в целом. Это означает, что функциональная система может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при различных по локализациям поражениях она нарушается по-разному. Поражение той или иной мозговой структуры (звена функциональной системы) может про­являться либо в полном выпадении ее «собственной функции» (или способа ее работы), либо чаще в патологическом изменении режима ее работы (угнетении, раздражении, патологическом изменении принципа работы). Нарушение фактора вследствие того или другого локального поражения мозга приводит к появлению нейропсихологического синдрома, характеризующегося определенной структурой симптомов. Факторы обладают определенной автономностью, независи­мостью; нарушение одного из них может не сказываться на других. Это означает, что они отражают работу определенных отно­сительно автономных дифференцированных мозговых систем, которые характеризуются собственными закономерностями. Патологическое состояние различ­ных участков мозга проявляется в изменении физио­логических закономерностей работы этой структуры, т. е. в изме­нении нервных процессов, их силы, уравновешенности, подвиж­ности, ослаблении аналитической, синтетической, следовой дея­тельности и т. д.

Таким образом, под фактором понимаются те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Нарушение этих процессов локальной нейродинамики, которое не может не отражаться на работе сложных комплексных нейродинамических систем, и является непосредст­венной причиной нарушения работы всей функциональной систе­мы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию. Эти нейрод инамические физиологические изменения и есть изменения фактора. Следовательно, «фактор» — это физиологическое понятие. Введя это понятие в теоретический понятийный аппарат нейропсихологии, А. Р. Лурия преодолел присущее психоморфологическому направлению (в любой из его модификаций) непо­средственное соотнесение психического и морфологического. Согласно теории системной дина­мической локализации высших психических функций, с мозговым субстратом надо соотно­сить не непосредственно психические явления, а физиологические процессы, их опосредующие факторы. Именно факторы следует локализовать в определенных мозговых структурах. В этом поло­жении содержится принципиальное признание важности раскры­тия физиологических основ психической деятельности; причем эти физиологические основы рассматри­ваются как системные образования, объединенные в ту или иную функциональную систему, в зависимости от содержания психи­ческой деятельности и способов ее осуществления.

В зада­чу клинической нейропсихологии входит выделение факторов с помощью синдромного анализа и их характеристика на нейропсихологическом уровне. На основании синдромного анализа или изучения структуры различных нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях мозга взрос­лого человека, можно выделить следующие типы факторов.

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Эти факторы изучались (и продол­жают изучаться) в нейропсихологии в первую очередь. Именно они послужили основой для формирования самого понятия «фак­тор». Морфологическим субстратом этих факторов являются прежде всего вторичные поля коры больших полушарий, входя­щие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Нарушения функций вторичных полей коры больших полу­шарий могут быть следствием как непосредственных корковых поражений, так и результатом поражений, связанных с ними подкорковых образований. Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и- двигательной сферах проявляются в виде различных гностических дефектов и дефектов праксиса (разных форм зрительных, слуховых и так­тильных агнозий, разных форм апраксий, разных сенсорных и моторных нарушений речи) и в виде различных модально-специфических мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной памяти).

2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. К ним относится це­лая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы. Это «фактор инерт­ности — подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий различного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; «фактор активации — дезактивации», нарушение которого ведет к явлени­ям адинамии, нарушениям произвольного внимания, селективного протекания всех психических процессов. К ним относится, по-види­мому, и «фактор спонтанности — аспонтанности», лежащий в ос­нове активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к дезорганизации поведения, замене целесообразных актов шаблонами и стереоти­пами. Перечисленные факторы следует соотносить, по-видимому, с различными разделами неспецифической системы.

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий. Данные факторы не относятся к какой-либо анализаторной системе, а отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки уже преобразованной в коре больших полу­шарий информации. Эти факторы отражают работу двух основных комплексов третичных полей — префронтального (конвекситального) и теменно-затылочно-височного (зоны ТРО). Первый из этих комплексов связан с «фактором программирования и контроля» и различными видами психической деятельности, второй — с «фактором симультанной организации» психических процессов. Нарушения этих факторов лежат в основе самостоятельных нейропсихологических синдромов: «префронтального» (или «лоб­ного») синдрома и синдрома ТРО (и их вариантов). Действие этих факторов проявляется в самых различных видах психической деятельности. При поражении префронтальных конвекситальных отделов коры больших полушарий нарушения программирования и контроля наблюдаются как в относительно элементарных дви­гательных и сенсорных процессах, так и в сложных формах пер­цептивной, мнестической или интеллектуальной деятельности. При поражении зоны ТРО (левого полушария) нарушения симультанного анализа и синтеза проявляются в самых различных операциях (или «умственных действиях»), начиная от наглядно-образных и кончая вербально-логическими.

4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и право­го полушарий мозга как целого. Данные факторы являются интегративными, характеризуя не работу отдельных зон мозга, как описанные выше регионарные факторы, а работу всего полушария в целом. Необходимость выделения таких факторов связана с хорошо установленным фактом функ­циональной неоднородности, неравнозначности левого и правого полушарий в мозговой организации высших психических функций (прежде всего речевых). Полушарные факторы характеризуют общую стратегию (или общие принципы) работы левого и правого полушарий. Они носят характер дихотомий, различающих принци­пы работы левого и правого полушарий мозга. В современной нейропсихологии нет общепризнанной классификации этих страте­гий — дихотомий. На основании нейропсихологических данных можно выделить следующие полушарные стратегии работы (или факторы):

а) Факторы, связанные с абстрактными (вербально-логиче­скими) и конкретными (наглядно-образными) способами перера­ботки информации. Абстрактно-логическая и конкретно-образная дихотомия в общей психологии рассматриваются как два различных типа кодирования и переработки информации (в психологии восприятия, памяти, мышления). Клинические фак­ты также подтверждают самостоятельный характер этих двух основных способов обработки информации. Широко известно, что речевые и опосредованные речью функции преимущественно свя­заны с работой левого полушария мозга так же, как и хорошо известно участие правого полушария в анализе и синтезе нагляд­но-образной информации. Рассматривая эту дихотомию, следует избегать упрощенных представлений о том, будто бы речевые и неречевые функции «разнесены» по разным полушариям. И в рече­вых операциях может присутствовать наглядно-образный компо­нент, и в наглядно-образных операциях возможно участие вербально-логической системы. Таким образом, противопоставление специализации полушарий следует проводить не по функциям, а по способам обработки информации.

б) Фактор произвольной (непроизвольной) регуляции психи­ческой деятельности. Как известно, каждая высшая психическая функция имеет уровневую организацию. Клинические, экспериментально-психологические и психофи­зиологические данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции высших психических функций связан по преимуществу с работой левого полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный — с работой правого полушария. Нейропсихологические исследования показали, что произвольная (речевая) регуляция движений и действий страдает главным образом при поражении передних отделов левого полушария. Произ­вольное запоминание и воспроизведение вербального и невербаль­ного материала нарушается преимущественно при поражении раз­личных структур левого полушария. Произвольная регу­ляция временных характеристик интеллектуальной деятельности (в виде замедленности, трудностей произвольного ускорения тем­па, персевераций и т. д.) страдает главным образом у больных с поражением левого полушария так же, как и произ­вольная регуляция эмоциональных состояний. Нарушения автоматизированного уровня реализации психических функций (например, письма) наблюдаются, как правило, у больных с пора­жением правого полушария.

в) Фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний. Осознанность как способность субъекта дать отчет о собственных психических процессах и состояниях тесно связана с речевой системой, с языковыми семантическими катего­риями, что, прежде всего и объясняет различное отношение левого и правого полушарий мозга к этому аспекту психической деятель­ности. Клинические нейропсихологические наблюдения свидетель­ствуют о том, что поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются нарушениями осоз­нания больным своего дефекта (т. е. явлениями анозогнозии). Этот феномен может проявляться в зрительной, тактильной, дви­гательной сфере в виде полного отрицания левостороннего дефекта или в виде явлений игнорирования левой половины тела и левой части зрительного и слухового пространства. Эти симптомы могут протекать на фоне общих нарушений сознания. При левосторонних поражениях мозга подобные дефекты осознания встречаются зна­чительно реже.

г) Фактор сукцессивной (симультанной) организации высших психических функций. Сукцессивность, понимаемая как последо­вательная, развернутая во времени организация психической дея­тельности, подчиненной определенной программе; в соответствии с данными нейропсихологических исследований в большей степени связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип организации психических процессов (принцип гештальта) преимущественно представлен в правом полушарии. Больным с левосторонними поражениями в большей степени свойственны симптомы адинамии как в поведении, так и в различных психиче­ских функциях. Для правосторонних больных более характерны трудности объединения различных стимулов (признаков) в единое целое (зрительный образ, мелодию и т.п.). У таких больных наблюдается фрагментарность восприятия, трудности пространст­венного симультанного синтеза в наглядном плане, нарушения рисунка и другие симптомы нарушения симультанной организа­ции психических функций.

5. Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факто­ры обеспечивают закономерности совместной работы левого и пра­вого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур мозга. Важность этого принципа работы мозга продемонстрировали результаты исследования боль­ных с «расщепленным мозгом», показавшие, что при нарушении межполушарного взаимодействия возникает особый синдром в виде дизграфии, аномии, трудностей переноса информации и т. п. Нейропсихологическое исследование больных с поражением раз­личных отделов мозолистого тела показало, что возможны пар­циальные «синдромы расщепления» или нарушения взаимодейст­вия полушарий в передних, средних и задних отделах мозолистого тела.

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения, ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с меха­низмами, обеспечивающими интегративную целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов. Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние мозга, изме­няя протекание всех видов психической деятельности. Они могут действовать как изолированно, так и в сочетании с другими, более региональными факторами. В связи с этим в нейропсихологии возникла проблема дифференциации локальных и общемозговых симптомов, которая весьма актуальна, например, при исследовании травматических поражений мозга и послеоперационных сос­тояний. Общемозговая нейропсихологическая симптома­тика характеризуется, как известно, широким спектром наруше­ний преимущественно динамических аспектов психических функ­ций, колебаниями в осуществлении различных видов психической деятельности. В некоторых случаях при нарушении общемозговык факторов обеспечения психических процессов (например, при грубом нарушении ликворообращения) возникает «вторичный лоб­ный синдром» — комплекс симптомов, в определенной мере сход­ных с симптомами поражения префронтальных отделов мозга, причины появления которого пока неясны.

7. Помимо перечисленных факторов самостоятельное значение, возможно, имеют и те факторы, которые связаны с работой глубин­ных подкорковых структур головного мозга. Успехи стереотаксической нейрохирургии открыли широкие возможности для изуче­ния роли подкорковых структур в осуществлении психических функций и особенностей «глубинных факторов». Однако синдромный анализ нарушений высших психических функций при поражении различных подкорковых структур в значительной степени еще дело будущего, хотя в литературе имеется уже описание отдельных нейропсихологических симптомов, возникающих при электрическом раздражении или деструкции того или иного подкоркового образования. Так, пока­зано, что эффекты одностороннего раздражения или разрушения некоторых глубинных структур (например, вентролатерального ядра таламуса) имеют латеральный характер, преимущественно отражаясь либо на речевых, либо на наглядно-пространственных функциях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.