КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЭлектроникаДетский вариант тематического апперцептивного теста САТ Детский аппертивный тест (в англ.транскрипции - САТ) представляет собой проективный метод исследования личности ребенка путем «изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей». САТ был разработан Леопольдом Беллаком и Соней Беллак для анализа доминирующих проблем ребенка, его мотивов и личных особенностей. Тест имеет максимальную эффективность при обследовании детей обоего пола в возрасте от 3 до 10 лет. САТ состоит из 10 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях. Сюжеты картинок составлены таким образом, чтобы побудить ребенка проявить свое отношение к различным проблемам: конкуренции и соперничества между братьями и сестрами, отношение к родителям как таковым и как к супругам. С помощью тестовых картинок можно также проследить представления ребенка об агрессии, о степени включённости его в мир взрослых, о стремлении к доминированию, страхах и др. Тест помогает понять структуру и способы реагирования ребенка на различные ситуации, а также степень овладения ребёнком этими способами и управления ими ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ важно наладить хороший контакт и взаимопонимание с ребенком. Тест должен быть предложен в виде игры, а не теста. Если же дети по каким-либо причинам, совершенно явно осознают, что это тест, рекомендуется полностью признать этот факт, но при этом подробно объяснить ребенку, что это такое задание, в котором экспериментатора интересует все, что ребенок ему расскажет, и он не собирается как-то оценивать ребенка. В инструкции лучше всего рассказать ребенку о том, что экспериментатор собирается предложить ему игру, в которой ребенок должен рассказать, что происходит на картинке, что делают животные в настоящий момент. По окончании рассказа можно спросить ребенка, что предшествовало данной истории, а что может случиться дальше. В ходе тестирования необходимо иногда поощрять ребенка или даже подсказывать ему, но подсказка не должна быть навязана, внушена ребёнку. Разрешается прерывать ребенка, если это необходимо. Тестовые картинки пронумерованы в определенной последовательности и должны предъявляться ребенку в строго указанном порядке. 53.Метод Роршаха: назначение теста, теоретический конструкт и процедура проведения и интерпретации данных. Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан Германом Роршахом в 1921 г. Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности. Теоретический конструкт. Роршах одним из первых отметил связь между фантазиоподобной продукцией и типом личности. В ходе исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов. Роршах выделил два типа восприятия: “двигательный” и “цветовой” тип. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первой таблицы сопровождается инструкцией: «Что это такое? На что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому предоставляется полная самостоятельность. Выясняется, как субъект пришел к формулировке того или иного ответа, Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям: 1 локализация2 детерминанты3 уровень формы 4 содержание 5 оригинальность-популярность Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности,внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними, общую направленность личности. По данным теста получают такие характеристики интеллекта, как высокий — низкий, четкий — расплывчатый, гибкий— ригидный, теоретический — практический 54. Тест «Рисунок семьи» Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Назначение: выявление особенностей внутри-семейных отношений Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут. При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? В рисунках анализируют: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла). Главный из недостатков всех рисуночных методов — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. 55. Тест «Дом-дерево-человек» Проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Назначение: используя в рисунке тот или иной вид перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Интерпретируются различные элементы изображения дома, дерева и человека. Например, в рисунке дома изучаются стены, двери, фундамент, окна, крыша, трубы и т.д. Также значение имеют дополнительные предметы: деревья, кусты, дорожки к дому, солнце. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект при рисовании обычно использует от двух до пяти цветов. Человек, пользующийся 7-8 цветами, в лучшем случае является эмоционально лабильным, использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения. Главный из недостатков всех рисуночных методов — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. 56. Тест «Несуществующее животное» Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Назначение: регистрация состояния психики; изучение уровня тревожности; изучение уровня самооценки; изучение внутреннего мира; определение взаимоотношений с окружающим миром; выяснение степени адаптации в коллективе. Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием" Интерпретируется центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь), несущая, опорная часть (ноги, лапы, иногда – постамент), части, поднимающиеся над уровнем фигуры (крылья, щупальца, завитки и т.д.), хвост. Как и в других рисуночных методах анализируются положение изображения на листе, контуры, тип линий. Особое внимание уделяется названию, которое дал испытуемый животному. Некоторые детали: В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению человека, не полностью реализуются. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что человека мучает постоянный страх. Зубастое существо рисуют люди, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Если есть уши, это знак того, что человеку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Главный из недостатков всех рисуночных методов — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. 57 ПсД с помощью 8-цветного набора теста Люшера: назначение теста и теор. конструкт. Тест Люшера разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 г. В основе теста лежит, предположение, что люди с опред. чертами характера, опред. деятельности или с опред. настроением отдают предпочтение опред. цветам. Люшером были разработаны и заложены основы цветовой диагностики. Он проделал титанический труд. Во время работы над тестом он рассмотрел 4500 оттенков всевозможных цветов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов. Теоретические основы. Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоц. и физиол. состояния человека в целях дифференцир. Психотерапевтич. подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена серьезного теор. обоснования, намеки на которые появились лишь в поздних работах Люшера, и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения 8-цветового теста Люшера в отеч. условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте соврем. научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным и проективным. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в пед. и мед. учреждениях. Тест основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. 58 ПсД с помощью 8-цветного набора теста Люшера: процедура и интерпретация. Стимульный материал состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Процедура обследования: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение д.б. равномерным, достаточно ярким (лучше дневное освещение). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам: темно-синий - 1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через 2-5 минут, перемешав цветовые таблицы, нужно снова разложить их перед испытуемым и полностью повторить процедуру, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно. Психол. интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще опред. символическое значение, напр.: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивид. особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Напр., первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного. В разработанной М. Люшером теории личности есть 2 основных психол. измерения: активность - пассивность и гетерономность - автономность. Эти измерения, определяют значения цветов. Данные о валидности и надежности неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается и групповое.
Методические указания по выполнению курсовой работе для студентов специальности
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |