Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромы поражения височных отделов




Слуховые агнозии разделяются на несколько видов:

Речевая акустическая агнозия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, который обеспечивает анализ смыслоразличительных звуков речи. Возникает при поражении 22 поля слуховой коры левого полушария. Степень выраженности агнозии может быть от полной неспособности различать фонемы родного языка до затруднения понимания близких фонем, редких и сложных слов, речи в быстром темпе или произносимой в затруднённых условиях. Вторично страдают и другие виды речи – экспрессивная речь в грубых случаях может быть как «словесный салат», когда больные произносят непонятный набор звуков. В более лёгких случаях они заменяют одни слова другими (литеральные парафазии). Нарушено написание под диктовку и чтение вслух.

Слуховая агнозия возникает при поражении ядерной зоны слухового анализатора справа. При этом виде агнозии больной не узнаёт привычных бытовых, предметных и природных шумов (скрип двери, шум листвы, журчание ручейка и т.п.).

Слуховая аритмия выражается в том, что больные не могут правильно оценить на слух и воспроизвести ритмические структуры. При поражении правой височной области нарушается восприятие структурной оформленности ритма как целого, при поражении слева нарушается анализ и синтез структуры ритма, а также его воспроизведение.

Амузия проявляется в нарушении способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию. Поражение локализуется в правом полушарии, височной доли. Часто больные с амузией оценивают слышимые звуки как болезненно неприятные (до головной боли).

Нарушение интонационной стороны речи (просодии) выражаются в том, что больные не различают интонаций в речи других, кроме того, их собственная речь невыразительна: голос лишён модуляций и интонационного разнообразия. Данное нарушение характерно для правовисочного поражения. При грубых формах затруднена идентификация речи по полу, возрасту, знакомости.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении медиобазальных отделов левой височной области поле 21 и частично 37. Фонематический слух остаётся сохранным, но для понимания смысла всего высказывания необходимо удержать в памяти весь акустический ряд. Больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал из-за нарушения слухоречевой памяти. Объём её резко сужается до двух-трёх элементов при 7 в норме. В результате возникает вторичное непонимание устной речи. Имеются трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий. У этих больных скудная речь, они часто пропускают слова. Центральным симптомом является снижение объёма запоминания. Снижается скорость переработки словесной информации. Характерен фактор края и реминисценции (лучшее воспроизведение слов через несколько часов после предъявления). Не увеличивается продуктивность при заучивании. Особенно отчётливо нарушение слухоречевой памяти в условиях интерферирующей деятельности (с помехой) в интервале между запоминанием и воспроизведением. Вербальный материал, объединённый внутренними смысловыми связями (рассказ), запоминается легче, чем серия отдельных слов.

Поражение симметричных отделов правого полушария приводит к нарушению памяти на неречевые и музыкальные звуки, что проявляется в трудностях запоминания ритмических структур при увеличении объёма содержащихся в них элементов, а также в невозможности воспроизвести заданную мелодию.

Слуховое невнимание связано с поражением височной доли правого полушария и состоит в игнорировании поступающей в левое ухо информации при одновременном предъявлении стимулов (дихотическое прослушивание). Те же звуки, предъявляемые отдельно на правое и левое ухо, воспринимаются нормально.

Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении медиобазальных отделов височной области. Дефекты «общей памяти» проявляются у больных в трудностях непосредственного удержания следов любой модальности. При более массивных поражениях этих отделов нарушения кратковременной памяти приближаются по интенсивности к корсаковскому синдрому (фиксационная амнезия, амнестическая дезориентировка, парамнезии).

Эмоциональные нарушения возникают при поражении медиобазальных отделов височной коры. Характерно различие между право- и левовисочной локализацией патологического очага. При поражении коры правой височной доли возможны два типа аффективных нарушений: пароксизмы чрезмерных по силе эмоций с оттенком страдания (тоски, ужаса, страха), которые могут сопровождаться галлюцинациями и висцеровегетативными изменениями; пароксизмы включающие переживание дереализации и деперсонализации с резким уменьшением эмоциональности или эйфорическим фоном настроения. Во втором случае нет грубых изменений личности. Имеется склонность к переживаниям с депрессивным оттенком, не достигающим уровня депрессии. Больные адекватны в своём отношении к окружающим, самим себе. При поражении правой височной доли есть нарушения распознавания эмоционально-просодических характеристик речи (опознавание эмоций по голосу) и нарушение распознавания эмоций по мимике.

При левовисочном поражении ведущим является преобладание депрессивно-тревожных переживаний с активизацией и двигательным беспокойством. На фоне постоянного эмоционального напряжения и тревоги всё более проявляется настороженность, подозрительность, раздражительность, конфликтность.

Нарушения сознания появляются при поражении медиальных отделов височной области. В тяжёлых случаях это просоночные состояния сознания, спутанность. В более лёгких – трудности ориентировки в месте, времени (правое полушарие); абсансы; состояния «уже виденного» и «никогда не виденного».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.