Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптическая аграфия




Эфферентная моторная аграфия

 

Поражение или дисфункция задних отделов средней и нижней лобных извилин в левом полушарии приводят к эфферентной моторной аграфии. Процесс написания отдельных букв не представляет никаких трудностей; трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, то есть денервационных механизмов.

Центральным механизмом является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведёт к дефектам переключения с одного звука на другой в процессе речи и с одного знака на другой – в письменной речи. Нарушение процесса переключения является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии.

В клинической картине этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при написании, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте – перестановки букв в слове; затем – пропуски букв, обозначающих гласные или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописание слов. Трудности больные испытывают и при выкладывании из букв отдельных слов.

Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства написания характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). У больных нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать «в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать слова в предложения. Даже в процессе списывания, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок. Сам процесс списывания приобретает характер развёрнутого, осознанного и побуквенного написания; больные проговаривают при этом каждый звук и слог.

Неречевые формы аграфии

 

Нижнетеменные и затылочные отделы коры левого полушария связаны с интеграцией зрительного опыта и его пространственной организацией. Поражение этих участков мозга приводит к нарушению оптического и оптико-пространственного восприятия и образов-представлений букв, что лежит в основе нарушений написания по типу оптических аграфий. Этот вид аграфии рассматривается в синдроме гностических расстройств. Наиболее часто встречающимися в клинике оптических аграфий являются оптическая, оптико-пространственная и оптико-мнестическая формы нарушений написания.

Сущность всех оптических аграфий в том, что графема нарушается как зрительный и зрительно-пространственный образ представления. В них нарушается перешифровка звука в букву.

Поражение нижнетеменных отделов ведёт к дефектам окуализации зрительно-пространственного образа и графемы, что и является центральным механизмом нарушения написания при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях нарушается пространственное расположение элементов буквы. Особые трудности при написании букв с пространственной ориентацией (и-п, е-э, б-д и др.), что является центральным дефектом. Данное нарушение написания входит в синдром расстройств пространственных восприятий и образов-представлений. У больных есть трудности ориентировки в пространстве: они не могут найти свою палату, правильно надеть рубашку, путают левое и правое, низ и верх.

В клинической картине на первое место выступают литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы. В психологической картине на первое место выступают дефекты пространственных образов-представлений и нарушения координирования элементов букв в пространстве при их написании.

Другой тип оптической (образно-оптической) аграфии заключается в утере обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук; графема при этом перестаёт выполнять функцию обозначения определённого звука. Больные с этой формой аграфии хорошо вычленяют звуки речи, но у них распадается константный и обобщённый образ буквы, что и является центральным механизмом данной оптической аграфии. Центральным дефектом в этом случае является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-п-н, ш-и-п, с-х-к, б-в-р и т. д.).

В клинической картине оптической аграфии наблюдаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной на другую, сходную по рисунку (литеральные оптические параграфии), замедленность и произвольность процесса написания.

В психологической картине для этой формы аграфии характерно, с одной стороны, размытость образа буквы, дефекты вычленения её существенных компонентов, несущих на себе значение, то есть микрознаки (б-в, и-й, н-п и т.д.), а с другой – распад обобщённого образа буквы и замена его конкретным, единичным и присущим только данному субъекту (некоторые, например, могли писать букву Д только как д, букву Р – только как р и т.д.). Из-за дефекта обобщённости образа буквы эти больные испытывали трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (Д, D, д). При этой форме аграфии нередко остаётся более сохранным написание одним каким-то шрифтом. Нарушаются такие виды написания, как самостоятельное и диктант, а списывание остаётся сохранным.

Этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.