Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие, основные подходы, происхождение сознания




 

Если на многие вопросы современная философия может дать абсо­лютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы при­роды, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную про­блему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утвер­ждать:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положе­ние признают и материалисты, однако, при этом счита­ют, что идеальное соз­нание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме созна­ния:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной суб­станции не суще­ствует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Сознание конкретного человека не может сущест­вовать без мозга, а мозг — био­логический орган. Современное человечество получило возмож­ность создавать искусственный интеллект, носителем кото­рого яв­ляется машина (компьютер) — материальный объект.

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность соз­нания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материаль­ных характе­ристик — массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами — увеличи­вать, умень­шать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось увидеть сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — ней­роны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека. Тем не менее физикализм широко распространен. Его ответвлениями являются

• «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духов­ные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами;

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, со­гласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а ма­териальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направления­ми) на­ходятся: объективный идеализм и умеренный материализм.

объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и мате­рии, однако, сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового созна­ния»;

умеренный материализм — считает сознание особым прояв­лением ма­терии, способностью высокоорганизованной материи от­ражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской филосо­фии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в фи­лософии, существуют различные точки зрения на вопрос о происхождения сознания:

1 – сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение:

2 – сознание присуще всем живым организмам;

3 – сознание – свойство исключительно человеческое.

 

1. Согласно космической (божественной) точке зрения, созна­ние существует само по себе, независимо от его материальных носителей — жи­вых организмов, человека. Сознание «исходит» не­посредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), еди­но, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к косми­че­ской (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой созна­ния и порождаемой им материи;

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчелове­ческая сущ­ность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, соз­нание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громад­ный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой теории (биопсихизма): сознание — по­рождение живой природы и присуще всем живым организмам.

 

2. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: созна­ние - порождение живой природы и присуще всем живым ор­ганизмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно выс­шими - ко­шачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, при­вычки, ка­чества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

 

3. Согласно «человеческой" точке зрения сознание — продукт ис­ключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с сере­дины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследова­ния ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высо­кой «социаль­ной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени при­суще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый вы­сокий уровень сознания имеет человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.